• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Запишу, чтоб не забыть. Когда я начал плотно заниматься Ранним Новым временем мне пришлось пересмотреть множество привычных концепций в самых разных областях - от политики до религии. Но, наверное, самое мощное приобретение в моей голове - роль городских магистратов. Я совершенно не представлял себе, до какой степени активно они участвовали во всех сферах жизни Европы XVI, да и XVII века.

14:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Удивительна неспособность людей посмотреть на свои поступки в историческом контексте. Скажем, сейчас вот многие ругают Алексиевич. Казалось бы, все помнят про критику поэтов серебряного века, про травлю Пастернака, про дело Бродского, и должны бы понимать, что накрепко вписывают в историю свои имена, как имена идиотов, ругавших нобелевского лауреата. И что через 50 лет Алексиевич помнить будут, а их если и вспомнят, то только как её критиков. (Типа как мы помним Лернера или машиниста Филиппа Васильева).
Или, скажем, люди ругают современное искусство. Тоже вроде все помнят, как поносили импрессионистов, как ругали прерафаэлитов, как протестовали против выставок Ренуара, Тернера и т.д., и тоже рассуждали о мазне и неспособности "нарисовать нормально". Сегодня это смотрится анекдотически. Но аналогий критики не проводят. И так во всем: недавно в процессе подготовки к лекциям разглядывал антисуфражистские карикатуры. Аргументы - один в один сегодняшние, только протестуют против женского права голосовать или учиться в университетах.
Мой отец любит говорить, что человеческая натура неизменна. Не очень верю в человеческую натуру, но глупость, похоже, и правда неизменна. Это впечатляет.

00:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сходил на "Марсианина" Скотта. Мне очень понравилось, советую сходить и вам.
(Вы можете заметить, что я несколько предвзят. Да, действительно, по известным причинам я, скорее всего, самый большой энтузиаст колонизации Марса из ваших знакомых. Но советую идти не поэтому, а потому, что кино действительно хорошее, чего нельзя было сказать, например, о книжке-оригинале: та была беллетризированным научпопом, а это - стоящий художественный фильм).

18:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как, наверное, и половина из вас, я думаю над дурацкой темой: можно ли считать Алексиевич русским нобелевским лауреатом.
Понятно, что это не имеет значения. Книжки ее от этого не станут ни лучше, ни хуже. Но мне интересно как казус.
Проблема в том, что непонятно, как считать.
Какие очевидные доводы за?
Она пишет на русском. Самый сильный довод. Но не считаем ведь мы Хемингуэя и Гордимер английскими писателями или Елинек - немецкой, хотя они писали на английском и немецком. Более того, есть и еще более странные случаи. Скажем, я бы никогда не назвал Найпола английским писателем, хотя он пишет на английском и, более того, живет в Британии.
Происхождение из Советского союза. Но в рамках этой логики надо было бы считать русским нобелевским лауреатом Генрика Сенкевича, так как он был подданным Российской империи, и даже Зингера, который тоже родился в Российской империи. В рамках той же логики Шойинку нужно считать английским писателем.
С другой стороны основной контрдовод тоже слаб. Это страна проживания. Но если считать по стране проживания, то Бунин и Гао Синцзянь - французские писатели, а Бродский - американский поэт.
Второй контрдовод - Алексиевич первые свои вещи опубликовала в СССР. Это верно, но совершенно непонятно, почему из-за этого ее нужно считать русской писательницей: если бы она публиковалась, скажем, на грузинском, это бы и в голову никому не пришло.
Говоря короче, единственным разумным критерием мне представляется мнение самой Алексиевич, которое я себе не представляю. В интервью, которые я читал, она связывает себя прежде всего с белорусской литературной традицией. Если это действительно так, то нужно оставить имперские амбиции и порадоваться за белорусов. Более того, это исторический момент для русскоязычной литературы: единое культурное пространство теперь официально демаркировано. Это страшно интересно.

14:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Светлана Алексиевич!

12:44 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Готовлю между лекциями очередной модуль по нашей игре "Марс: Новый воздух", и чувствую, насколько этот сеттинг дисциплинирует. Дело в том, что герои-детективы в любой момент могут запросить у меня досье на любого обитателя Марса 2082 года. Досье простое, в основном касается профессиональной деятельности, но все же оно отражает динамику и биографию персонажа. А, надо заметить, практически у любого персонажа в сеттинге остался за спиной какой-то поворот: ведь не просто так он снялся с места и улетел за миллионы километров на планету, где нельзя даже выйти на за пределы купола без скафандра? Были, значит, какие-то причины. Разумеется, эти причины никак не проявятся в модуле в 99% случаев. Но в биографии из досье они должны быть как-то зашифрованы - прямо или косвенно.
Выглядит это примерно так (привожу пример из прошлых модулей):

читать дальше

23:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Неизменно изумительно: мало про что можно так сказать, но про лекции Зализняка о берестяных грамотах - можно. Думаю, Зализняк в моих представлениях не нуждается, так что просто почитайте, это первоклассный научный детектив.

10:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Не могли бы вы кинуть в комментарии какие-нибудь эмоционально окрашенные статьи, которые вы читали в ближайшее время?

Оптимально, если это будут статьи а) на русском, б) не очень большие, в) не о России.
Мне нужно больше материала, чтоб натаскивать аналитические навыки студентов.

22:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очень интересная статья про подпольный оборот табака в допетровской России.

02:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сегодня на лекции меня огорошили таким вопросом: верно ли, что Агриппина-младшая и Юлия Ливилла во время ссылки ныряли за губками, чтоб заработать себе на пропитание?
Я не встречал этой информации раньше, но я не специалист и легко могу этого не знать. Проверил в интернете - действительно, пишут, и на русском, и на английском, но ссылок на первоисточник нигде нет. Проверил Диона Кассия - вроде у него нет (но может я не там смотрю?). Проверил Светония - тоже вроде нет. У Тацита тоже не нашел. За последние дни я просмотрел, кажется, все серьезные биографии Нерона на русском и кое-что на английском - не встречал этой информации и там. Но должна же она была откуда-то взяться? Может быть, какое-то косвенное упоминание у другого античного автора или у тех же авторов в других местах?
Это очень интересно!

17:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пока никто не понимает, что происходит в Сирии, стоит, как мне кажется, смотреть на то, что происходит в Росси. Люди, которые ещё позавчера ругали вторжение в Ливию и Югославию, сегодня восхваляют мудрость вождя, влезкшего в Сирию. Те, кто аплодировал бомбежкам Багдада, на всякий случай уже уверенны в том, что мы бомбим кого угодно, кроме тех, кого нужно. Люди, не способные прочитать на арабском шахаду от начала до конца, пишут страницы про положение в Сирии и разъясняют окружающим, кто там есть кто. В интернете жонглируют ссылками на русские ресурсы, ссылающихся не то на минобороны, не то на американские газеты.
На этом фоне хорошо видно, кто действительно работает: молчащие второй день арабисты, вникающие в проблему; редкие журналисты, добывающие интервью с места событий.
В кризисных условиях иногда сложно разобраться, кто прав, а кто нет, но профессионала от дилетанта отличить, наоборот, легко, и стоит (подчеркну ещё раз: как мне кажется) смотреть и делать выводы.

14:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Традиционная просьба. Не может ли кто-нибудь, читающий на испанском, точно сказать мне, как нужно на русском записать и произнести имя Eduardo Barrón?
(Если что, это такой испанский скульптор позапрошлого века).

09:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Первая половина I века нашей эры, Римская империя. Едва ли можно представить период и регион интереснее. Жизнь римлян меняется раз и навсегда, проходит череда ярких и неоднозначных правителей, строятся и перестраиваются города. И на фоне всех этих событий пишут два блестящих философа: Сенека и апостол Павел. Римлянин и иудей, политик и бывший фарисей, приближенный цезаря и бездомный палаточных дел мастер. Кажется, что между ними ничего общего, но это только кажется. На лекции в этот четверг, 1 октября, мы попробуем восстановить их биографии - со всеми тюремными заключениями и ссылками, политическими убийствами и религиозными казнями, интригами раннехристианских общин и нравами императорского двора. И разберемся, что объединяло столь непохожих философов, а что различало. Ну и поговорим, конечно, не только о них, но и о тех, с кем они имели дело. А люди это были очень яркие - тут и Нерон, и апостол Петр, и великий писатель Петроний, и целая плеяда философов. Словом это как раз тот случай, когда фон ничуть не менее интересен, чем главные герои, так что тем для разговора нам хватит с избытком.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Будет интересно, и не придется, как Нерону на этой картине, лежать дома и скучать.

10:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Со школьных лет все мы слышали слово "контрреформация" и знаем, что католическая церковь пыталась бороться с протестантизмом в XVI-XVIII веках. Но в чем состояла эта борьба? Как папы смогли отстоять половину Европы - и в то же время приобрести гигантские регионы за ее пределами? Какую роль в этом процессе сыграли иезуиты, важнейший из орденов нового времени? Как обращали в христианство японцев и ирокезов, китайцев и ацтеков? Как католицизм сохраняли при помощи школ и архитектуры - и распространяли при помощи шоколада и астрономии? Обо всем этом и многом другом мы поговорим на лекции во вторник, 29 сентября.
19:30, Читалкафе, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.

21:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Обмениваюсь сейчас приятными комментариями в одном соседнем посте - и чувствую острую зависть к тем, кто может много заниматься наукой. Увы, сам я так погряз в вечно крутящихся новых лекционных курсах, что сил хватает только на регулярное чтение и иррегулярные статьи (куда как редкие!) по современному православию; что там, даже тут стал писать гораздо реже. В голове крутятся идеи множества интересных статей на самые разные темы - вчера вот думал над любопытным и, кажется, не опробованным еще, во всяком случае на русском, анализом vanitas. Но ни времени, ни сил, и их не будет, пока я продолжу каждую неделю готовить с нуля лекцию. А делать я это собираюсь долго.

19:49 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В философии стоиков было отличное (но немного труднопереводимое) понятие perversa sapientia. Sapientia - это "мудрость", а perversa - это "дурная, извращенная, неудачная, чудаковатая". Словом, это что-то вроде "мудрость некстати", "извращенная мудрость". В жизни это тоже часто встречается.

13:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера весь день переписывал лекцию. Я вообще люблю их переписывать, но, кажется, это первый раз, когда из 12 страниц старой лекции в 14 страниц новой вошла только одна. Не знаю, зачем я это делаю, честно говоря.
Думал по примеру ленты составить список с 7 правдивыми и 3 ложными пунктами, но обнаружил, что живу предсказуемой и скучной жизнью. Все же попробую, а вы попробуйте понять, какие 3 пункта не соответствуют действительности. Кажется, это просто. (И присоединяйтесь).

1. Как-то раз рядом с Читалкафе, где я читаю лекции, в меня кидали помидорами.
2. Ради написания моей "Лавикандии" я немного занимался восточными боевыми искусствами.
3. Таможенник угрожал, что ссадит меня с поезда, поймав меня на контрабанде. И я правда вез контрабанду.
4. В разных обстоятельствах мне угрожали ножом и пистолетом, но оба раза обошлось.
5. Я никогда в жизни не принимал наркотики (исключая всякие никотины-кофеины, которые есть в открытой продаже).
6. Моя мама была озабочена моим хорошим образованием, поэтому я учился ездить верхом, танцевать, играть в большой теннис, французскому языку и фехтованию.
7. Мне случалось держать хоругвь на православной службе, крест высотой в человеческий рост на похоронах, придерживать столик на медиумическом сеансе, жать руку католикам во время мессы и заниматься медитациями, хотя я атеист.
8. Хотя я очень много раз бывал на неразрешенных митингах и собраниях самого разного рода и нередко бегал от ОМОНа, мой единственный привод в полицию оформлен, как переход улицы в неположенном месте.
9. Все друзья знают, что я боюсь собак и высоты. Менее известно, что я, как Шёнберг, страдаю ярко выраженной трискаидекафобией, т.е. боязнью одного числа, которое мне не хотелось бы тут называть.
10. Однажды за два месяца я 4 раза прочитал "Обломова" Гончарова - и был очень этим доволен. А потом за полгода четырежды прочитал "Игру престолов" Мартина, хотя уже в первый раз мне она совершенно не понравилась.

10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Реформация - одно из самых известных событий мировой истории. И вы, конечно, много о нем знаете - кто же не слышал, скажем, про Мартина Лютера? Но обычно, говоря об этих событиях, мы концентрируемся на их значении для истории, на далеко идущих последствиях. Это понятно: мало что повлияло на историю столь же сильно. Но не менее интересно было бы, как мне кажется, посмотреть на реформацию глазами того времени. Завтра, 22 сентября, на лекции мы попробуем это сделать. Ведь есть масса интересных вопросов. Почему реформация вообще удалась, ведь, скажем, у гуситов не получилось? Как реформация была связана с гуманизмом и ренессансом вообще? А, наоборот, со средневековой философией? Кому реформация была выгодна, а кому нет? И кто, собственно, был ее основными проводниками? В чем состояла суть богословских идей реформаторов, и почему именно эти мысли были интересны их современником? Попробуем на эти и многие другие вопросы ответить.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

10:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Курс по истории "философов в контексте" мы начинаем завтра, 17 сентября, с одной из самых интересных его тем: с Греции времен Сократа, Платона и Аристотеля. Тут совпадают сразу два удачных для нас обстоятельства. Во-первых, все трое отцов философии были не только интересными мыслителями, но и прожили захватывающие, местами просто приключенческо-детективные жизни. Во-вторых, развивались все эти события на фоне одной из важнейших эпох в истории древнего мира (а может быть, и человечества вообще). И наши герои-философы вовсе не стояли на обочине этих событий - напротив, они были в первых рядах. Так что завтра на лекции попробуем разобраться во множестве вопросов. Что мы знаем о Сократе? Почему его все-таки казнили? Как он сам и его ученики были вовлечены в конфликт Афин и Спарты? Как Платон видел реальную политику и почему создал Акадмию? Как, кстати, была устроена жизнь в Академии и древних Афинах вообще? Что ели во время "Пира"? Насколько типичны были взгляды Платона на сексуальные связи, поэзию или спорт? Как биография Аристотеля связана с большой политикой его времени? И так далее - вопросов, как и положено на лекции по Сократу, будет множество, и на все мы постараемся ответить.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.

09:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Об оккультных течениях XX века слышали все и, по большей части, ерунду, потому что СМИ полны всяческих мистических тайн Третьего рейха, гороскопов президентов и прочего подобного. Между тем в XX веке действительно существовала оккультная традиция, и она была куда более интересна, чем ее часто воображают. На лекции во вторник, 15 сентября, мы попробуем посмотреть на нее глазами религиоведения и истории. Поговорим об Ордене Золотой зари, о крупнейшем оккультном философе эпохи Алистере Кроули и его учениках, о создании сатанизма, о том, насколько оккультизм был на самом деле важен для фашистов (спойлер: не слишком, но любители все же были) и о многих других связанных с этим темах. Словом, постараемся различить в истории XX века его, конечно, далеко не самую важную, но от этого не менее интересную оккультную подоплеку.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Quodlibet

главная