12:01 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Находки последнего времени: совершенно случайно узнал то, что знал бы давно, если бы читал "Гарри Поттера" в оригинале. Фоукс, феникс Дамблдора, по-английски пишется Fawkes - то есть так же, как Гай Фокс (Помню не зря пятый день ноября).

***
Ну и раз речь зашла о "Гарри Поттере" надо сказать. что в России как-то очень мало обращают внимание на связь Поттерианы с английской литературной традицией. Между тем она есть - и очень заметна, как мне кажется, особенно в первых томах. Иногда ссылки незамаскированные - о том, скажем, что вредную кошку зовут миссис Норрис в честь такого же неприятного персонажа из романа Джейн Остин, знают, наверное, все. Реже вспоминают почему-то, что семья Уизли в ее первоначальном виде прямо отсылает к "Кентервильскому привидению" Уайльда (нудноватый старший брат Перси/Вашингтон, сестра Вирджиния-Джинни, которая находит тайную комнату, и пара вечно шутящих и безобразничающих братьев-близнецов). Но об этом еще кто-то писал и по-русски, кажется. А вот упоминаний влияния Джеймса Барри на Роулинг я на русском не нашел (хотя фэндом велик, и поисковики его не охватывают). Между тем, влияние есть и иногда просто цитатно-прямое. Так, скажем, в конце первой части тот же Дамблдор говорит: "To the well organized mind, death is the next great adventure". Практически точное повторение слов Питера Пэна - "To die would be an awfully great [в других редакциях big] adventure".
(Обещаю, что ничего больше не буду писать про Гарри Поттера в ближайшее время).

URL
Комментарии
2017-11-09 в 12:47 

Mr. White
up to no good
А жаль, что не будете, это очень интересно. Я ничего из этого не знал.

2017-11-09 в 14:38 

kasmunaut
организатор-маньяк(с)
Тоже зашла сказать жаль!!!

2017-11-09 в 15:17 

Constance_Ice
трепетный трилобит (с)
Сама модель романного жанра у Роулинг прямо копирует модель диккенсовского романа. А с Барри у нее прямая полемика. Гарри Поттер - это волшебный мальчик, который не только хочет, но и должен повзрослеть, чтобы одолеть Зло. Питер сражается с Крюком, потому что получает детское удовольствие от их противостояния, сам Крюк его ненавидит отчасти именно за это: Питер не взрослеет и тащится от своего состояния, а Крюку это сделать пришлось, как приходится до сих пор старательно соблюдать социальные условности - даже в волшебной стране. Он Зло в обличии Джентльмена, при этом быть им - для Крюка работа и неприятная обязанность, и его преследует вечный страх, что когда-нибудь маска с него слетит, а того, что под ней, никто не будет уважать и бояться.
Волдеморт - это тоже Зло в обличии старого английского традиционного общества, пусть и общества волшебников, для которого перемены - это конец власти над его в каком-то смысле рабами - магглами, магглорожденными, волшебными существами и т.д. Но у Роулинг на первом месте стоит социальная программа свержения такого Зла и установление равенства всех над законом (нормальная такая традиционная программа лейбористов, в период расцвета власти которых в Британии поднялась и слава Роулинг). А для борьбы со злом социальным Гарри должен из ребенка стать взрослым, по-другому никак. Он не может навсегда застрять в волшебном мире детства, как Питер, и ни о чем не думать, у него есть программа-максимум, как у Владимира Ильича)), случайно заложенная в него самим Волдемортом и развитая Дамблдором. Но пока Гарри не вырос, он у Роулинг этакий Оливер Твист, страдающее дитя-сирота в незнакомом мире, где у него могут найтись и верные, пусть и немного комичные друзья, и мерзкие, пусть и немного пафосные враги, типа всяких Малфоев, сложности общения с которыми составляют житейскую часть диккенсоподобного сюжета у Роулинг.

Все, обещаю тоже здесь больше ничего о Гарри Поттере не писать.

2017-11-09 в 19:08 

Tongor
Abfliegen, zu wiederkommen
Чтобы заметить это, надо знать классическую литературную традицию Англии не хуже русской, причём желательно в оригинале :). Я сейчас работаю с большим текстом современного американского автора, так там столько всего интересного… о чём отечественный читатель просто не знает. В рунете на половину персоналий и явлений материалов просто нет, а на вторую половину - объёмы в разы меньше.

2017-11-09 в 19:24 

Hamajun
aka Айша
Находки последнего времени: совершенно случайно узнал то, что знал бы давно, если бы читал "Гарри Поттера" в оригинале. Фоукс, феникс Дамблдора, по-английски пишется Fawkes - то есть так же, как Гай Фокс (Помню не зря пятый день ноября).

Я вот как раз недавно обнаружила эту связь в обратном порядке: что Гай Фокс пишется так же как и Дамблдоров феникс. Тоже было... гхм... открытие на ровном месте. Никогда не задумывалась.

2017-11-09 в 21:38 

Константин Редигер, Constance_Ice, спасибо, это очень интересно!

2017-11-10 в 00:32 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Constance_Ice, да, да, я тоже примерно так это думаю.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Quodlibet

главная