03:24 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очень толковое сжатое описание быта дореволюционных рабочих.
Понимание таких вещей объясняет очень многое в политике ранних 20-х.

@темы: История и культура

URL
Комментарии
2013-02-25 в 13:30 

aretania
Спасибо
Оч круто

2013-02-25 в 16:01 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Я так поняла, что речь идет прежде всего о тех, кто приехал из деревни. Вроде бы городские во втором поколении уже жили как-то иначе.

2013-02-25 в 16:08 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
институтка, ты знаешь, как такового второго поколения рабочих в дореволюционной России не образовалось, или, вернее, оно начало образовываться, но наступила Первая мировая.
Массовое возникновение рабочего класса ведь начинается только в середине 60-х.
Да и это, описанное, образ жизни для всех. Жизнь условных "городских" из числа более обеспеченных описывается в том же тексте при рассказе об образе жизни "на вольных квартирах": несложно убедиться, что пристойной эту жизнь не назовешь.
Речь, конечно, идет о рабочих низкого уровня. Квалифицированный мастер мог жить лучше, хотя переоценивать тоже не стоит. (Характерно, что в Первую мировую не было нормальной брони от призыва для заводских мастеров и квалифицированных рабочих, но такую бронь имели, например, служащие полиции).

URL
2013-02-25 в 16:12 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Константин Редигер, не знаю, я в литературе вижу скорее конструкцию "комната на семью". Причем это не только, скажем, переплетчики и наборщики, но и литейщики.

2013-02-25 в 16:14 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
институтка, ну так в некоторых казармах для рабочих были комнаты для семейных. В тексте по ссылке описано.

URL
2013-02-25 в 16:16 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Константин Редигер, нет, я говорю о вольных квартирах.

2013-02-25 в 16:19 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
институтка, да, это тоже бывало. И тоже упомянуто в тексте по ссылке.

URL
2013-02-25 в 16:23 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Константин Редигер, там как раз говорится о 6-14 людях в комнате, о двух семьях и так далее.

2013-02-25 в 16:27 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ну это же общее описание. В действительности принципы размещения рабочих на разных заводах отличались друг от друга. Где-то условия были лучше, где-то хуже. + большая разница в условиях до и после 1905 года.

URL
2013-02-25 в 16:33 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Так я, собственно, к тому, что размещение "семья на комнату" не маргинально.

2013-02-25 в 16:36 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
институтка, нет, не маргинально, но общепринятой нормой оно тоже не было. Кроме того и комнаты эти зачастую не были комнатами в нашем представлении (неполные перегородки, не говоря уже о проницаемости звука), и семьи эти не были типичными для современности, потому что семья начала XX века это не два, и даже не пять человек, семья включает в себя помимо мужа, жены и большого (неизбежно) количества детей еще и прочих родных.

URL
2013-02-25 в 16:50 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
еще и прочих родных
Хм, при условии переезда из деревни?

2013-02-25 в 16:55 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
институтка, необязательно: это могли быть например и старики-родители, и братья-сестры. Кроме того, сложно представить себе рабочего в России начала XX века, у которого бы не было деревенских родных - исключая разве что рабочих из старых уральских фабричных семей и тому подобных уникальных случаев.

URL
2013-02-25 в 16:56 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Константин Редигер, старики-родители доживают в деревне, нет?

2013-02-25 в 16:57 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
институтка, на какие шиши?
Ты же говоришь о городской семье рабочих. Откуда у городской семьи рабочих во втором поколении возьмется дом и земля в деревне, да еще в условиях земельного кризиса начала века?

URL
2013-02-25 в 17:00 

Basilio Orso
Но об этом знают точно только грешные магистры!
По-моему, ад должен выглядеть именно так.

2013-02-25 в 17:01 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Константин Редигер, дети работают в городе, их родители остались в деревне?

2013-02-25 в 17:02 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Basilio Orso, ах если бы. История XX века представила нам предостаточно образов ада, в сравнении с которыми быт заводских рабочих имперских времен - вполне комфортное времяпрепровождение.

URL
2013-02-25 в 17:04 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
институтка, тогда мы отходим от идеи рабочих во втором поколении и возвращаемся к нормальной жизни семейных рабочих (см. по ссылке "вольные квартиры" и тому подобные вещи).
Кроме того, как и на что живут старики-родители? Разве что у них есть другие дети, оставшиеся в деревни, а не ушедшие в город на заработки. Но в таком случае в комнату к нашей гипотетической рабочей семье все равно подселяются братья-сестры и, конечно, орава детей никуда не исчезает.
Нет, рабочие жили очень скверно, даже семейные, даже имевшие свои комнаты.

URL
2013-02-25 в 17:07 

институтка
Как жаль, что ни вы, ни я не умеем петь
Константин Редигер, будто я говорю, что они жили хорошо. Но вольная квартира необязательно выглядела так, как там описано.

2013-02-25 в 17:09 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
институтка, еще раз повторюсь: там надо стандартизированное описание. Разумеется, были и отхождения от него - как в лучшую, так и в худшую сторону.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Quodlibet

главная