Обо мне и Правила дневника

Под булыжниками - пляж.
май 68-го

Ваше главное качество? - Все полузнать.
Ф. Энгельс



Ссылка на список аудиозаписей моих лекций

В этом дневнике содержатся материалы, предназначенные для людей, достигших совершеннолетия в трактовке И. Канта.
URL
09:08 

Визит

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Возил группу в Непал во второй раз. Оттуда традиционно писал письма (лучший способ отвлечься от работы). В прошлый раз из них получилась"Драгоценность". В этот раз я решил дописать третью часть к циклу, начатому берлинскими "Письмами Аббасу" и продолженную "Испанским дневником". Первую часть можно пропустить, если неинтересно; вторая прямо влияет на третью, но, в принципе, и без нее все понятно.
Текст я особенно не правил, так что могут быть опечатки.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Последнее письмо в комментариях

09:47 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Долгий XIX век, поворотная эпоха, определившая все развитие нашей культуры, нашего мышления, политики, философии, искусства. Кажется, что мы очень хорошо себе его представляем по книгам и фильмам, и все же очень многое часто остается незамеченным. Именно о незаметном и незамеченном мы и будем стараться говорить в нашем новом четверговом курсе. Несколько месяцев мы посвятим истории XIX века. Но это будет не столько история политики или экономики, сколько история мышления. Мы попробуем понять, как думали, чувствовали и осознавали себя люди того времени.
Обсудим не только Европу, но и Дальний Восток, и Латинскую Америку, и Африку. Поговорим, конечно, и об истории России, но не в безвоздушном пространстве, а в контексте сходных и связанных процессов в других странах. Словом, попытаемся посмотреть на культуру XIX века в целом.
А на первой лекции, в четверг, 25 октября, поговорим о самом простом и важном. О бытовой культуре первой половины XIX века: еде, питье, воздухе, климате, болезнях, популярных профессиях и многом другом во времена Наполеона, Пушкина, Гофмана или Джейн Остин.
Приходите и приводите друзей. Будет интересно.
25 октября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ездил в Испанию, оттуда по традиции писал письма друзьям; из того же сеттинга, что берлинские письма. Какого-то художественного интереса они не представляют, но повешу сюда, чтобы не потерялись и на случай, если кому-то будет любопытно. (Много опечаток, простите.)

I.

II.

III.

IV.

09:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
История религий полна загадок. А их расследование нередко - один из лучших способов вникнуть в детали эпохи и сделать разговор о давних событиях не только полезным, но и интересным. Именно по этому пути мы и пойдем на лекциях нашего нового миникурса. И начнем с удивительного и скандального преступления, случившегося в Афинах в конце V века до нашей эры. Кощунство. Оскорбление чувств верующих и оскорбление самих богов. Или просто грязная интрига? В истории, которую мы будем обсуждать, война смешивается в религией, политика с философией, а в центре событий оказывается один из самых странных учеников Сократа.
Приходите, приводите друзей и будем разбираться вместе.
2 октября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


12:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Коротким перечнем случайное за последнее время. Как обычно, подробности письмом, т.е. наоборот, телеграммой.

***
Ни в "Илиаде", ни в "Одиссее", написанных около VIII века до нашей эры, ни разу не упоминаются куры, хотя животных и птиц там множество. Однако Аристофан и Сократ, живущие в V веке до нашей эры, уже говорят о петухах: последние слова Сократа - напоминание ученикам о том, что в жертву Асклепию нужно принести петуха. Выходит, куры пришли в Грецию между VIII и V веком. Откуда? Возможно, ответ есть у того же Аристофана, который называет петуха "мидийцем". Так в Греции того времени обозначали персов.
Про Диогена уже рассказывают историю о том, что он ощипал курицу и принес ее Платону для демонстрации "двуногого, бесперого". Древние римляне говорили, что любое застолье начинается с яйца. Но Одиссей, выходит, никогда не ел глазунью.

***
Оказывается, в сети есть трейлер к 4 эпизоду - настоящий, 1977 года. Зрелище непередаваемое.

***
Чем хороша китайская история? Только в ней Лю Сянь и Лю Ци, родственники Лю Бана, могут играть в любо.
Шутки шутками, а эта игра кончилась убийством, в свою очередь потянувшем за собой гражданскую войну, в которой погибли тысячи, затапливали города, князья совершали самоубийства и решалась судьба империи.
Китайская политическая история - как Шекспир на стероидах.

***
Случайная находка в процессе работы над книжкой. Первый корабль, на котором плавал Джеймс Кук, назывался "Freelove".
Звучит волнующе, но, полагаю, речь идет о господней любви: хозяевами судна были квакеры.

***
Бывают такие красивые штуки, что молчать о них невозможно. В манихействе в ранний период мифической истории сталкиваются друг с другом противоположности: свет с тьмой, воздух - с дымом, согревающий огонь - с пожаром, вода - с ядом. Последней, пятой части, ветру противостоит темный ветер.

23:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пробыл три с половиной дня в Риме. Много ходили, много смотрели. Как обычно, писал что-то друзьям и выкладываю сюда под кат. Особенно не редактирую, но зато в этот раз проглядывает даже нечто вроде сюжета.

I.

II.

III.

IV.

00:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ездил в Берлин и, как обычно, писал оттуда письма друзьям. Особого интереса они не представляют (в этот раз нет ни сюжета, ни прочего, просто наблюдения). В этот раз мне хотелось написать generic fantasy, как говорят в ролевых играх. До конца не получилось, но нечто вроде.
Сохраняю здесь (и приложу видео в комментариях) на случай, если кому-то захочется почитать.

Письма Аббасу

1.

2.

3.

4.

08:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот так вот они и выглядели - ящики, которые колонисты сбросили в воду в Бостонском порту во время знаменитого Чаепития. Одни были от этого в восторге, другие, например, Франклин, совсем нет. Но так или иначе, когда эти ящики шли на дно, революция была уже почти неизбежна. Все мы слышали об американской революции. Часто говорят и о том, что эпоха Просвещения создала для нее фон и возможности. Но, собственно, что такое Просвещение? И действительно ли оно связано с Войной за независимость? Попробуем разобраться в этом на лекции. Поговорим о жизни просветителей и американских колонистов, об отношениях тех и других с властью, о политике и религии, идеях и решениях. Чем была власть Раннего Нового времени - просветителем, угнетателем или и тем, и другим разом? И как чтение Энциклопедии могло превратиться в борьбу за справедливость, а выброшенный за борт чай - в гражданскую войну? Разберемся в четверг, 12 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Медитация лицом к стене - старая традиция китайского чаня и японского дзена, и этот неизвестный нам по имени японский дзенский мастер XV века тоже наверняка провел за ней много часов. Но в чем была суть его медитаций? На этот вопрос мы тоже постараемся ответить на лекции. Нам предстоит разговор об одной из самых интересных религиозных традиций мира, чане/дзэне с его парадоксами и загадками, созерцанием и провокациями, философскими тонкостями и решительными поворотами. Попробуем во всем этом разобраться, а заодно вникнуть в историю и развитие чаньской традиции во вторник, 6 марта.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей

23:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вернулся из Берлина, в котором четыре дня мерз. И замёрз.
В результате сегодня читал лекцию совершенно больным, и завтра буду, и послезавтра, и так до следующей среды включительно.
Никогда не делайте так, дети.

09:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В I веке каноны изображения Будды еще не выдумали - так что у этого Шакьямуни мы видим и непривычное лицо, и усы, и удивительный нимб (исследователи считают, что он мог быть скопирован с изображений римских императоров, например, Нерона). Эта скульптура - одно из следствий столкновения индийской и средиземноморской цивилизации, отложенный эффект походов Александра Великого. Но дело было, конечно, не только в скульптурах. В последних веках до и первых веках нашей эры буддизм стремительно развивался. Появлялись школы, записывались тексты. Великие империи влезали в буддийскую политику, а буддизм - в историю империй. Философские и религиозные споры возникали по всем возможным поводам.
Именно в этой истории нам с вами и нужно будет разобраться на нашей следующей лекции по истории буддизма. Поговорим об истории учения в Индии и Средней Азии, о важнейших идеях этого времени и том, как буддизм Будды превратился в тот буддизм, который мы знаем сегодня.
Вторник, 20 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем, о чем думает женщина на картине Вермеера. Чье письмо она читает? О чем мечтает? Зато мы понимаем, что она жила в стране, где мечты многих сбылись. Женщины (и мужчины) умели читать. Картография (смотрите, на заднем плане) была лучшей в мире. Процветала торговля. Позади осталась победа в войне за независимость. Республика Соединенных провинций была сбывшейся мечтой кальвинистов. А через море от нее, в Англии, как раз в 1660-х, когда писал свою картину Вермеер, те же кальвинистские мечты привели к бойне и провалу. Режим Кромвеля, кальвинистская утопия, развалился сразу после его смерти. Но все же именно за республиками, как мы сейчас понимаем, было будущее. В Раннем Новом времени протестанты реализовали один из самых удивительных политических проектов в истории. И нам с вами в нашем историческом курсе нужно в нем разобраться. Так что завтра, 15 февраля, на лекции мы поговорим о Кальвине и Кромвеле, о Швейцарии, Нидерландах и Англии, о торговле и фанатизме, безумных запретах и прекрасных идеях. И о том, как в мир вошли принципы, определившие современную политическую действительность.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Самые старые изображения Будды были символами. Самые новые, вроде этой работы 2000-х годов - нередко тоже. И все же разница между ними огромная. Две с половиной тысячи лет существования буддизм менялся, рос, в нем возникали новые идеи и образы, а старые переосмысливались подчас до неузнаваемости. В этой большой истории мы и постараемся разобраться на лекциях в феврале и марте. Но начнем, конечно, с самого базового вопроса: как буддизм появился? Кем был Будда и был ли он вообще? Как на становление буддизма влияла политика и бытовая жизнь древней Индии? Как и что буддизм взял у других учений? Насколько этот ранний буддизм был похож на современный? Мы будем говорить о легендах и фактах, о древних текстах и обычаях, и попробуем понять, как, где и почему появился буддизм - и каким он был в первые пару веков своего существования.
Вторник, 13 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

15:13 

lock Доступ к записи ограничен

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

URL
09:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как продолжать верить после Второй мировой войны с ее Холокостом, Нанкинской резней и блокадой Ленинграда? Как принять высшую силу, допустившую такое? Как читать библейский текст, противоречащий всем твоим убеждениям, и все же сохранять почтение к нему? Или не сохранять? Как найти средний путь между современной философией и учением людей, живших два тысячелетия назад? Жив ли Бог? И каковы должны быть наши с ним отношения, ведь с тех пор, как мы получили заповеди, все здорово изменилось?
От этих и множества подобных вопросов легко отмахнуться. Но протестантские теологии с середины XIX века и до наших дней старались этого не делать, а честно думать и предлагать ответы.
На лекции 30 января мы с вами попробуем проследить, конечно, очень кратко и обще, путь их размышлений. Понять, к каким наиболее важным мыслям они пришли. Я думаю, это одна из самых важных лекций нашего курса -
не только потому, что знать такие идеи важно и интересно, но и потому, что, я думаю, она подтолкнет к размышлению нас самих вне зависимости от наших убеждений.
Приходите, будем думать вместе.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 400 рублей.


10:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Знатоки, в последнее время несколько раз услышал про WH42k. Что это, где его берут и что там интересного? Или мне померещилось?

12:47 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Наверное, все слышали - но последние десять лет я провел подо льдом в Антарктике и отстал от веяний моды.
В общем, это первая известная запись House Of The Rising Sun. 1933 год, Clarence "Tom" Ashley поет, а Gwen Foster играет.


00:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вообще говоря я собирался написать для вас историю о кошке XV века, ворующей у монахини пенис. Замышлялась короткая и забавная история строк на 20. Но в процессе подготовки поста я понял, что история там хотя и забавная, но отнюдь не короткая и, главное, очень сложная. В общем, я уже написал письмо голландской исследовательнице из Дубая, которая знает об этой картинке больше всех на свете. Буду держать вас в курсе.

А пока расскажу вам другую историю - про то, как важно относиться к материалу критически, а к людям - бережно.

История о двух щупальцах

15:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Модо несет свет в массы!



20.12.2017 в 14:02
Пишет Модо:

Жуть Английская
Англия полна захватывающими дух красотами природы — от окутанных вереском торфяников Йоркшира до Сомерсета с его золотыми волнами ржи. Но древняя эта земля вмещает под фасадом спокойствия и сокрытый ужас. Призрачные места, обитаемые одними лишь духами, порождают лишь мрачные сказки, которые особенно безотрадными ночами рассказывают в уголках приземистых тюдоровских пабов.

English Eerie — необычная игра для одного игрока. Не для игрока и мастера, нет. Для одного игрока и его дневника. Своего рода спин-офф известной The Qill, но вдохновленная книгами М. Р. Джеймса, Артура Мейчена и Алджернона Блэквуда. Теми, кто был задолго до Лавкрафта.

Вот!



Вот, перевел в сжатые сроки небольшую штучку, а Не по-маяковски экстренно ортедактила.

URL записи

12:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12 дней провел в Непале, сопровождал группу путешественников, читал им лекции. Поездка непростая, но, конечно, очень интересная. Потом, возможно, напишу еще немного о впечатлении от Непала.
Пока был там, писал письма близким. Но поскольку писать о своих путешествиях еще скучнее, чем читать о чужих, я стараюсь писать такие письма в отчасти художественной форме. В результате получилось что-то вроде рассказа. Не совсем рассказ (часть описанных событий немного иначе, но произошла со мной на самом деле), но во всяком случае история.
Выкладываю ее здесь на случай, если кому-то интересны мои ощущения от поездки.
(Я знаю, что в сетевых публикациях принято ставить trigger warning'и, но совсем ничего в них не понимаю; для удобства давайте будем считать, что рейтинг примерно как у "Молчания ягнят", ладно?)

Драгоценность

I. Искусствовед

II. Миссионер

III. Правовед

IV. Шпион

V. Разговор воина с костром

VI. Натуралист

VII. Из сборника “Стихи неварских поэтов”

VIII. Историк

IX. Цзюйжэнь

X. Джатака о благодарном военачальнике

XI. Хиппи

Quodlibet

главная