• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:17 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Музыканты играют, толпа, оставшаяся за кадром, ревет, вот-вот будет нанесен последний удар - но судья останавливает бой. Чего он ждет? Разве гладиаторы не всегда погибали на поле боя?



Не всегда - и об этом мы тоже поговорим на лекции 30 марта. А еще о том, как была устроена жизнь гладиаторов между боями, о развлечениях - официальных и нет, о ворах и разбойниках, запрещенных взглядах и поступках. Даже у Римской империи была изнанка, мир грабежей, игр и насилия, происходившего подчас на арене, но нередко и вне ее. Попробуем на одну лекцию примерить на себя - ну не тоги, конечно, наши завтрашние герои тог не носили, - но туники и плащи обычных римлян и посмотреть на Рим развлечений и преступлений.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

20:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новый постгутенберг: мы много говорим о влиянии интернета, но всегда оказываемся к нему не готовы. То, что происходит на наших глазах - вот этот вот выход молодых людей на митинги (наконец-то), этот таинственный мир Youtube с миллионами подписчиков (куда там топовым блогерам), мессенджеры, в которых организуется все от покупок косметики в Китае до сбора помощи нигерийским активистам - все это прорыв усовершенствования. Если появление интернета сравнимо с изобретением Гутенберга, то сейчас мы видим аналог Альда Мануция: курсив, ин-октаво. Не печатная книга совершает революцию в сознании, а массовая печатная книга, которую можно положить в карман, принести с собой на диспут, похитить из библиотеки, одолжить приятелям, подарить возлюбленным, спрятать во время обыска. Не интернет как таковой совершает переворот, а интернет в кармане, интернет интимный, интернет на устройстве, которое не просматривают родители или начальники. Вчера на митинг вышли не только люди, которые всю жизнь прожили при Путине, но и люди, которые с пяти лет играли на планшетах и на уроках в школе обменивались не записками, а вотсапами (или что у них там). А мы только рот разинули и обмениваемся об этом статусами в фейсбуке из прошлого десятилетия.

***
Но все-таки на Пушкинской вчера было интересно. Все по-новому, а интересно - по-старому.

10:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Четыре тысячи лет быки тащат повозку, но кучер по-прежнему не хочет взглянуть на них: он о чем-то задумался. Может быть, о религии? Во что он, житель древнего Мохенджо-Даро, мог верить?



Это - один из вопросов, которыми мы зададимся на лекции во вторник, 28 марта. Начиная наш миникурс по истории религий Индии, мы прежде всего должны обсудить древность. Мохенджо-Даро и Веды, первые религиозные системы Индии и их первые же кризисы, формирование индийского общества с его непривычными особенностями и становление первых индийских империй. Что думает обо всем этом наука? Поговорим об одной из древнейших цивилизаций на планете, которая, как ни удивительно, продолжает оказывать прямое влияние на современность, и посмотрим, что там было к чему.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Обычная рубрика о том, что нужно знать своих героев. Пролистал для лекции маленькую книжку про гладиаторов. Перевод с итальянского, так что оценить точность в целом я не могу, но имена и названия - шедевр на шедевре. "Сравнительные жизнеописания" Плутарха превратились в "Параллельные жизни". Антиох Эпифанский! Бен Ур! (То, что режиссер из Уайлера стал Вайлером еще можно простить). Добил меня Дж.Л.Джером. Это не родственник Джерома Клапки, а Жан-Леон Жером. Не последний художник, между прочим.
Впрочем, и святая Бландина там время от времени становится Блондиной.
Переводчик на обложке стыдливо не указан, и это разумно. Я, положим, человек мирный. Но фанаты Рима бывают горячими ребятами.

UPD: Забыл (у меня случилось вытеснение от восторга). В книге фигурирует Десятый Брут!

17:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот тут можно рассказать, почему и как вы читаете и пишете фанфики. И при этом помочь исследованию. Интересно и полезно!

10:38 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В телевизоре и на экране компьютера - священники, в центре города - церковные стройки, в школах - ОПК, а в университетах - степени по теологии. Недавно на Ордынке я снял такое вот граффити. Кажется, Русская православная церковь теперь везде и всюду. Но что она представляет собой на самом деле? Кто и как ей управляет? Как она зарабатывает деньги и как их тратит? Как устроена жизнь обычного священника, и кто становится епископом? Какие проблемы стоят перед современными православными, и как они хотят их решать?
На все эти вопросы (и другие вопросы о православии, которые возникнут у вас) мы постараемся ответить на лекции во вторник, 21 марта. Русское православие часто совсем не такое, каким видится на первый взгляд, не такое, каким его представляют критики, но в то же время и не такое, каким само хочет казаться. Так что посмотрим на него с точки зрения религиоведения и, может быть, увидим что-то неожиданное и интересное.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Как вы все понимаете, современное православие - та тема, которой я занимаюсь наиболее серьезно. Так что лекция будет, конечно, развлекательная, но вопросы можно будет задавать практически о чем угодно.

10:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Гантели, бег, бикини - если бы мы не знали, что мозаика сделана во времена Древнего Рима, ее можно было бы счесть современной. Действительно ли римлянки занимались спортом? Как они вообще относились к своему телу, что считалось красивым, а что нет, что здоровым, а что болезненным? Какие сексуальные практики поощрялись, а какие осуждались? И какую роль секс играл в культуре Древнего Рима? И, наконец, эти женщины - кем они могли быть? Какова была роль женщины в эпоху Империи? Обо всем этом - о гендере, сексе, теле, о спорте и наследствах, грамотности и религии, - мы и поговорим на лекции в четверг, 16 марта. Читая римских историков, мы смотрим на Рим глазами мужчин; попробуем взглянуть на него глазами женщин.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.



N.B.! Коллеги, вход 18+. Ничего ужасного мы обсуждать не будем, но о сексе речь пойдет обязательно, а, как говорили римляне, dura lex sed lex: закон суров, но это закон.

22:38 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
После перерыва в - три года? четыре? - начал снова писать что-то про Лавикандию. Странное ощущение. Я знаю, что не могу не писать про нее, но в то же время писать про нее мне тяжело. Одежда не выросла: сорочка по руке, башмак не жмет; даже не стала чужой. Просто сложно в ней смотреться в зеркало.

00:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Несколько неожиданно меня пригласили поговорить на радио Маяк о раннем протестантизме - конечно, на самом общем уровне (глубже я бы и не взялся). Мне кажется, получилось неплохо и ведущий был приятный и знающий человек. Послушать, если интересно, можно тут:
radiomayak.ru/videos/video/id/1641124/

20:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Эдит Гэррод, одна из первых женщин западного мира, владевших джиу-джитсу. В 1910-х годах она начала учить боевым искусствам других женщин, создав своего рода отряд, который называли "Джиуджитсуфражистки". Вместе они защищали суфражисток от полицейского произвола.



С тех пор прошло сто лет. Полицейские никуда не делись, и сегодняшние аресты в Москве и Петербурге это доказывают наглядно. Но с джиу-джитсу или без, вы победите, как побеждали последнее столетие.

С международным женским днем!

11:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мишки очень любят мед, но почему - это, как известно, вопрос сложный. Та же история с вот этим моим интервью. У меня на днях его взяли. Почему? Кто поймет. Кажется, я не тот человек, интервью которого о жизни могут быть кому-то так уж интересны. Но вдруг?

(Если серьезно, когда у тебя берут интервью такого рода - ощущение неловкое).

16:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пионеры 1930-х годов составляют список тех, кто сходил на Пасху. Вполне обыденная, хотя от этого не менее ужасная сцена тех времен. Но еще двадцатью годами вообразить, что посещение церкви на Пасху может быть предосудительным, было невозможно. Что изменилось за эти годы? Именно в этом мы и попробуем разобраться на лекции во вторник, 7 марта. Поговорим о гонениях на Церковь и советской антирелигиозной политике, но не только о них, потому что гонениями дело не ограничивалось. Были внутренние споры, и очень жаркие, была эмиграция, в которой Церковь тоже существовала, и судьба ее там была очень интересна. Был, наконец, длинный ряд совершенно удивительных фигур церковной истории, героев эпохи, судьбы которых дадут фору любому приключенческому роману. В этой запутанной истории разобраться не всегда просто. Но мы попробуем.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Этот обуглившийся круг - хлеб, который выпекли две тысячи лет назад. Потом было извержение Везувия и только что испеченный хлеб засыпало пеплом. Он обуглился и окаменел - и благодаря этому дожил до наших дней. В отличие от имени человека, который его испек.
Вспоминая древний Рим, мы часто говорим о патрициях и редко - о простых людях, о тех, кто пек хлеб, молол зерно, о тех, кому хлеб раздавали, и тех, кто покупал его. Между тем именно эти люди, а не сенаторы и богачи, составляли основную массу населения Рима. Так что на лекции в четверг, 2 марта, мы постараемся немного восстановить справедливость - и проживем жизнь обычного римского булочника I века. Посмотрим его глазами на общество вокруг, на водопроводы и городское строительство, политику и экономику. Словом, попробуем увидеть Рим так, как видело его большинство обитателей.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

11:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Этот человек, окруженный толпой, Иоанн Кронштадтский. Но что заставило людей собраться вокруг него? И почему вообще в предреволюционную эпоху, после столетий синодальных строгостей и накануне атеистического террора в России вдруг так пышно расцвела религиозная жизнь? Откуда взялись Иоанн Кронштадтский и Распутин? Почему за эпоху Николая II канонизировали больше людей, чем за предшествующее столетие? Насколько вообще религиозны были люди 100 лет назад, и какую роль религия играла в обществе царской России? Была ли она связана с политикой, войной, революционными течениями? Сейчас, в 2017, вспомнить эти события, предшествующие 1917, не только интересно, но и актуально. Так что попробуем разобраться в них на примере ярких биографий людей, так или иначе служивших Церкви в те удивительные времена.

28 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

18:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Безо всякой оценки покойных: удивительно, как много людей написало что-то, хорошее ли, плохое ли, о смерти Виталия Чуркина, и как мало - о смерти Кирилла (Павлова). Между тем, даже если рассуждать в отрыве от соображений морали или психологии, второй был, возможно, куда более влиятельной фигурой и уж точно куда менее подлежащей замене.

***
Для меня самого, кстати, Кирилл (Павлов) - тоже персонаж немаловажный. С интереса к нему и здравствующему поныне Петру (Кучеру) началось мое увлечение православием. Тогда я и не думал, что оно превратится во что-то столь постоянное.

10:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Воображая себе Российскую империю, мы вспоминаем дворян и крестьян, купцов и мещан, в основном, конечно, православных, пореже - старообрядцев. Но ими дело не ограничивалось. Рядом с дозволенными или хотя бы распространенными течениями существовали маленькие тайные группы. Запрещенные и преследуемые, они формировали свой собственный взгляд на религию, совмещающий мистицизм с архаичными традициями, а конспирацию с миссионерством. Именно о них мы и поговорим на лекции во вторник, 21 февраля. Обсудим, что это за хлысты и скопцы, которых так боялись власти империи, кем были духоборы и молокане, откуда брались субботники или штундисты. Эти непохожие друг на друга течения вместе образовывали скрытый религиозный мир Российской империи. Попробуем в нем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Биографию этого человека мы не знаем, но знаем, что он был борцом. Чем-то вроде боксера. На его руках намотаны цесты - утяжеленные ремни разом и для защиты рук, и для усиления удара. Римляне любили борьбу. И, конечно, не только в прямом смысле: эпоха I века до нашей эры, когда, возможно, была сделана эта статуя, это еще и эпоха политической борьбы, эпоха гражданских войн и мятежей, завоевательных походов и переворотов. В общем, это время, когда Рим из республики превратился в империю, а легионы решали судьбу мира.



Об этом мы и поговорим на лекции в четверг, 16 февраля. О легионерах и политиках, победителях и проигравших, Цезаре, Помпее, Катоне, Сулле и множестве других, о борцах, но заодно и о тех, кто пытался выжить и остаться в стороне от конфликтов.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Первая паровая мельница была для Вольска 1890-х большим прорывом. Но какое она имеет отношение к истории религии? Конечно, это не храм и не молельня, но все же она тесно связана с расцветом Вольска; а тот, в свою очередь, с вольскими старообрядцами.
Со времен Никонианского раскола и почти весь период существования империи старообрядчество находилось в весьма непростом положении - хватало и преследований, и ссылок, и запретов. Но все же его сторонники сумели добиться очень многого в религиозном, культурном, и, как ни странно, экономическом смысле. Мне кажется, что нельзя понять русскую культуру, если не разобраться в истории старообрядческих течений и образе жизни, который они создали. Так что мы с вами попробуем сделать это на лекции 14 февраля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


12:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В недавних фейсбучных дисскуссиях обнаружилось, что многие мои друзья-религиоведы (историки, культурологи и прочая наша гуманитарная братия) не понимают, что не так с гомеопатией. Это нормально: всех вводит в заблуждение непонятный термин. Но всё, я думаю, сразу станет понятней, если назвать гомеопатию религиоведчески корректно: симпатическая магия сразу в двух ее подвидах.

читать дальше о контагиозной и гомеопатической гомеопатии

15:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На снимке Прокудина-Горского, первого в истории России фотографа, снимавшего в цвете, маленькая дореволюционная церковь. Совершенно обычная, такая, какие и можно было увидеть по всей стране. Именно эти обычные церкви и их столь же обычные, но оттого ничуть не менее интересные священники и будут интересовать нас на лекции во вторник, 7 февраля. Мы будем говорить о синодальном периоде в истории российского православия, о XVIII и XIX веке, и попробуем разобраться не только в религиозной политике властей, но и в жизни обычных священников и их прихожан. Ни русскую живопись XIX века, ни литературу, ни историю этой эпохи нельзя понять, не зная мира священнослужителей и имперских религиозных традиций. Это не говоря уже о том, какое влияние они оказали на современную церковь. Так что тема, думаю, не только интересная, но и полезная.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей

Quodlibet

главная