20:00 

III.

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В 79 году нашей эры произошло извержение Везувия - ну это все знают. Известно и то, что под пеплом тогда оказалось довольно много людей - и в последнее время их начали изучать самыми современными методами. Так, скажем, исследование ДНК двух помпейских девушек, обнявшихся перед смертью, показало, что это были никакие не девушки, а вовсе даже юноши. Собирают деньги на изучение одного из найденных богатых помпейских покойников (условно его называют Плинием Старшим, хотя вряд ли это он). В общем, там много интересных открытий впереди, но о девушке, про которую я хочу сегодня рассказать, ДНК-анализ ничего не расскажет, потому что она была ненастоящая.
дальше - третья (и последняя) история о связности мира

19:06 

II.

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В какой-то момент дела Якова бен Хануки стали совсем плохи. Совсем - то есть так плохи, как только это может быть: в общем и целом, он сидел с железным кольцом на шее в тюрьме и, боюсь, это был какой-то подвал или каменный мешок. И это было еще не самым скверным.
дальше - вторая история о связности мира

00:23 

I.

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В 1950 году один швед случайно обнаружил, что его летний дом на острове Хельго, кажется, стоит на месте какого-то старого поселения. Спустя четыре года до этого сада, наконец, добрались археологи - и так началась (или, может быть, закончилась) история одной из самых странных археологических находок в истории европейского Севера.
дальше - первая история о связности мира

00:35 

лет спустя

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Находки последнего времени: совершенно случайно узнал то, что знал бы давно, если бы читал "Гарри Поттера" в оригинале. Фоукс, феникс Дамблдора, по-английски пишется Fawkes - то есть так же, как Гай Фокс (Помню не зря пятый день ноября).

***
Ну и раз речь зашла о "Гарри Поттере" надо сказать. что в России как-то очень мало обращают внимание на связь Поттерианы с английской литературной традицией. Между тем она есть - и очень заметна, как мне кажется, особенно в первых томах. Иногда ссылки незамаскированные - о том, скажем, что вредную кошку зовут миссис Норрис в честь такого же неприятного персонажа из романа Джейн Остин, знают, наверное, все. Реже вспоминают почему-то, что семья Уизли в ее первоначальном виде прямо отсылает к "Кентервильскому привидению" Уайльда (нудноватый старший брат Перси/Вашингтон, сестра Вирджиния-Джинни, которая находит тайную комнату, и пара вечно шутящих и безобразничающих братьев-близнецов). Но об этом еще кто-то писал и по-русски, кажется. А вот упоминаний влияния Джеймса Барри на Роулинг я на русском не нашел (хотя фэндом велик, и поисковики его не охватывают). Между тем, влияние есть и иногда просто цитатно-прямое. Так, скажем, в конце первой части тот же Дамблдор говорит: "To the well organized mind, death is the next great adventure". Практически точное повторение слов Питера Пэна - "To die would be an awfully great [в других редакциях big] adventure".
(Обещаю, что ничего больше не буду писать про Гарри Поттера в ближайшее время).

09:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Игрок на картине Ромбоутса мог бы, кажется, положить на стол короля - он у него в руке. Но тянется за тузом - потому что даже в картах было что-то важнее короля. В реальной жизни людей XVII и XVIII века такие вещи тоже были: как бы ни была велика власть королей, их что-то ограничивало. Вы спросите: а как же абсолютизм? Разве короли не могли делать все, что хотели? Нет, не могли - а почему и как, разберемся на лекции в четверг, 9 ноября. Мы поговорим об абсолютизме и том, почему современные историки редко употребляют этот термин, о том, что на самом деле могли и не могли короли, о том, как они воспринимались современниками, о парламентах и судебных процессах, министрах с большими планами и придворных интригах. И попробуем понять, как была устроена власть в эпоху Нового времени. А это пригодится нам не только в истории, ведь нынешние режимы и системы нередко восходят к основам, заложенным в раннем Новом времени.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В начале 1980-х фестивали у Стоунхенджа стали по-настоящему популярны. Тогда и была сделана эта фотография: под охраной полиции нео-друиды готовятся к ритуалу у своей святыни. Еще тридцатью годами раньше в Британии едва ли можно было бы представить такую сцену, но в конце 80-х ее аналоги нашлись бы уже по всему миру. Новая религиозность, новый мистицизм и новая магия вступали в свои права, тесня традиционные учения и культы. Как это получилось? Как новая религиозность была связана со старыми корнями, с масонством XVIII или спиритизмом XIX века? Почему Вторая мировая оказалась поворотным событием в истории новых религиозных движений? Как устроены современные маленькие течения? Что такое "new age", и насколько он на самом деле "new"? И что все это развитие нового мистицизма сулит нашему обществу? Обо всем этом поговорим на лекции во вторник, 7 ноября. В конечном счете, может быть, эти революционные изменения религий не менее, а то и более важны для современного мира, чем политические революции. Будем разбираться.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.




15:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Все вокруг что-то паникуют, что diary собираются закрывать.
Ничего непонятно.
Ну и ладно. Воспримем это как флешмоб: "Расскажи о том, где ты еще есть, кроме diary".

Меня можно почитать на моем фейсбуке и в телеграме. Честно говоря, и там, и там я пишу больше, чем здесь. Хотя не очень много.

Анонсы моих лекций можно узнать на их странице в фейсбуке (отдельной от моей). Или на странице в VK.

А где еще пишете вы?

10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Нехитрые спецэффекты для нас - но в 1860-х, когда были сделаны эти снимки, многие могли искренне воспринимать их как доказательство существования духов. Век прогресса открывал для себя новые религиозные чувства. Телеграф соседствовал со спиритизмом, плавание "Титаника" - с путешествиями души вне тела, колониализм - с интересом к тайнам древней Индии, а расцвет физики - с магией. Конец XIX и начало XX века было идеальным временем для шарлатанов, пророков и мистических учителей, хотя, казалось бы, никогда еще мир не был так рационален, логичен и объясним. Как так вышло? Как сочеталось несочетаемое? Или в действительности тут и не было особых противоречий? Попробуем разобраться на лекции во вторник, 31 октября. А заодно обсудим и самые интересные истории и биографии этой прекрасной оккультной эпохи.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Португальский солдат целится в бенинцев. Кто-то разбегается, но кто-то запоминает - чтоб потом отлить из бронзы эту чудесную работу. Это тоже сцена колонизации - одна из многих, характерных для XVI-XVIII веков. Именно колонизацию мы с вами обсудим на лекции в этот четверг, 26 октября. Не географические открытия, не перечень имен конкистадоров, а колонизацию, как глобальный культурный процесс. Поговорим о том, почему в Северной Америке бобр был иногда важнее человека. О том, чем колонизация по-протестантски отличалось от колонизации по-католически. О том, как пали цивилизации Америки - и том, как и почему Московское царство колонизировало жителей Сибири (и, может быть, собственных крестьян). Поговорим о героях, которые нередко одновременно были антигероями. И, конечно, о том, зачем колонизация вообще была нужна - Европе, миру и тем, кто ее делал. Или смысла в ней не было?
Разберемся в 19:30, в Читалкафе на Чистых прудах. Вход 400 рублей.


10:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В масонских карикатурах XIX века часто фигурирует козел. То он кого-то сбрасывает, то кого-то бодает, то кто-то ездит на нем верхом. В Южной Африке масонов так и называли - "наездники на козлах". Самое же удивительное то, что никаких козлов на ритуалах на самом деле, по-видимому, не было. Откуда тогда взялись козлы, и что они значат? В этом мы разберемся на лекции во вторник, 24 октября. Но будут у нас вопросы и посерьезней. Мы поговорим о звездном часе масонства - конце XVIII и XIX веке. О революциях и войнах, об Америке, Франции, Италии и России, о мошенниках и героях, о заговорщиках и правителях. Разберемся, как сформировался миф вокруг масонства, и что масоны пытались ему противопоставить. И поймем, как масоны заняли ту нишу массовой культуры, которую занимают и поныне.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.




Эти очки - не для пилотов, а для членов тайного общества XVIII века. Общества окулистов. Как ни странно, возможно, и правда окулистов, офтальмологов - но в общество они собрались по масонскому образцу. Мы вообще часто недооцениваем, насколько тесно масонство было связано с наукой своего времени. Но на первой в нашем небольшом курсе лекции обязательно этого вопроса коснемся. Во вторник, 17 октября, мы разберемся в ранней истории масонства - от его возникновения до расцвета в конце XVIII века. История эта местами загадочная, местами волнующая, а местами и забавная. Наука, политика, искусство - все там переплетается. Разобраться непросто, но мы все-таки попробуем взглянуть на масонство трезвым историческим взглядом.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей (и никакого пароля не требуется!)

11:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Я счастлив: самый интересный из всех моих лекционных курсов запускается снова после трех лет перерыва. Новое время. Эпоха, о которой мы все в детстве читали в приключенческих романах, а потом выросли и подзабыли. Между тем на свете нет периода более разнообразного, более яркого, сильнее повлиявшего на наш современный мир. Барокко и научная революция, географические открытия и религиозные войны, Версаль и Эдо, Великие Моголы и династия Мин. Мы не будем ограничиваться Европой, мы не будем нудно пересказывать истории военных походов и перечислять даты правлений. Вместо этого в нашем курсе мы постараемся понять, как думали люди XVI-XVIII веков. Что двигало ими, что они чувствовали, что они переживали. Будем говорить о концепциях и идеях, о великих переворотах мышления по всему миру, о самых необычных людях и самых важных событиях. О том, что сделало Новое время действительно новым.

А начнем мы в этот четверг, 12 октября, с самого простого, насущного, но в то же время очень интересного. С быта и повседневной жизни. Что люди этого времени ели, что пили, чем дышали? Как понимали время и пространство? Какие технологии меняли их мышление и делали за них их работу? Чем они вообще отличались от нас? И почему мы говорим, что они были людьми Нового времени?
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей: сделаем эту осень действительно интересной.
(А в конце курса еще и дипломы буду выдавать тем, кто аккуратно посещал!)

09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эти маленькие лисы хорошо разбираются в синтоизме. Ведь они связаны с одним из важнейших японских храмов и божеств. В отличие от них, мы о синтоизме часто только слышали. (Кажется, на фотографии чувствуется, что лисы этим недовольны). Между тем синтоизм не только жив и активен, но и играет немалую роль в японской культуре. Именно об этом мы и поговорим на лекции во вторник, 10 октября. Конечно, придется затронуть и другие японские течения, прежде всего, буддизм. Но сосредоточимся мы на синтоизме: его истории и современности, культовых персонажах и связанных с ним мыслителях, храмах и людях, которые в них ходят. Ну и о лис, конечно, тоже обсудим. Сложно сказать, может ли вообще западный человек до конца понять японскую культуру. Но уж сделать это без синто точно невозможно - так что будем разбираться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Что может быть интересного в фотографии автобуса? Люди как люди. Но при виде этой фотографии 1956 года многие в Америке впали бы в ярость или пришли в ужас. Черные и белые, состоятельные и бедные - все нашли бы тут свои поводы для волнений. А еще годом раньше никто бы на фотографию и внимания не обратил. Почему? О деталях мы поговорим на лекции во вторник, 3 октября. Но если коротко - все изменилось с появлением Мартина Лютера Кинга.



Все мы тысячу раз о нем слышали. Но на лекции попробуем разобраться в нем лучше. Что это был за человек? Какие идеи им двигали? Чего он смог добиться? Ну а поскольку разговор у нас все-таки религиоведческий, мы попробуем взглянуть на его деятельность не только под политическим углом. Какую роль в политике Кинга играло христианство? Почему религия вообще была важна для черного населения США этого времени? Как среди протестующих появилось не только христианство, но и ислам? И что белые верующие думали обо всем этом? Словом, в этой на первый взгляд известной истории много интересных и незаметных поворотов. Приходите, будем разбираться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Немного моих публикаций и выступлений за последнее время.

Бог и государство - передача на Радио Свобода, можно смотреть, можно читать. Беседуем с о.Яковом и Сергеем Шаровым-Делоне. Отец Яков, как всегда прекрасно ведет передачу, а Сергей Александрович - исключительно интересный и знающий человек.
О людях первой половины XIX века - на, несколько неожиданно, радио Комсомольская правда. Скорее развлекательно, чем научно.
О масонстве без глупостей на "Дожде". Забавно то, что сам я передачу посмотреть не могу - для этого нужна подписка на "Дождь", а у меня ее нет. Ну, положим, я не узнаю из нее ничего нового. Но если у вас есть подписка, можете поглядеть.
Маленький комментарий о "Матильде" для The Village. Это 13 сентября там многое, конечно, уже слегка устарело. Очень уж быстро развиваются события.
Большой комментарий о том же для достопочтенной "Совы". Этот текст и серьезней других, и актуальней.
Еще что-то было, а я забыл. Надо выкладывать сюда аккуратно, но все время вылетает из головы, и потом уже не вспомнишь, что и где было.

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


1939 год. Жители Нью-Йорка пытаются заглянуть в будущее. К этому их призывают рекламные афиши: всемирная выставка 1939 года проходила, в числе прочих, и под слоганом - "посмотри на мир завтрашнего дня". В завтрашнем дне были роботы, округлые автомобили, новые дороги и небоскребы. Но не было войны, которая на самом деле началась всего несколькими месяцами позже. Почему они не ждали мировой войны? Или все-таки ждали? Это один из вопросов, который нам нужно будет решить на лекции в четверг, 28 сентября. Мы поговорим с вами о 1939 и, шире, последних предвоенных годах, и попробуем понять была ли война неизбежна. И вообще, почему она началась с точки зрения людей того времени? Почему некоторые из них не догадывались о войне, а другие ее не боялись? Что значила война для культуры межвоенного периода? Словом, попробуем взглянуть на Вторую мировую не с позиции нашего нынешнего послезнания, а глазами тех, кому только предстояло ее пережить.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

08:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Бубен - один из символов культуры североамериканских индейцев. Но у этого конкретного история непростая. Он - свидетельство радикальных изменений в жизни Великих равнин конца XIX века, изменений разом интересных и страшных. Каких? Об этом мы с вами и поговорим на лекции во вторник, 26 сентября. Оттолкнувшись от смерти одного человека - знаменитого вождя по имени Сидящий Бык, - мы попробуем проследить историю развития и традиционных североамериканских культов, и новых для этого региона религий. Поговорим о знахарях-консерваторах и знахарях-революционерах, о протестантских священниках и агентах властей, об иезуитах и мормонах, железных дорогах и кавалерийских атаках. В общем, погрузимся на пару часов в культуру Запада полуторавековой давности - и посмотрим на нее не с привычной точки зрения вестерна, а глазами религиоведения. Поверьте, от этого она станет только интересней.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


На первый взгляд - тривиальная картина XVIII века. Буколический пейзаж. Но если приглядеться и узнать историю полотна, все оказывается совсем непросто. Во-первых, это не просто пейзаж, а сразу шесть пейзажей - разные острова Тихого океана объединены на одной картине и как бы переходят друг в друга. Во-вторых, едва заметные на заднем плане европейские корабли - это не просто образ, а вполне конкретные суда экспедиции капитана Кука. Скоро они причалят и - нет, капитана Кука никто не съест вопреки частой легенде. Но его правда убьют. В этой истории мы с вами и попробуем разобраться на лекции во вторник, 19 сентября. Что случилось с капитаном Куком? Почему он попал на Гавайи? Почему у его команды возник конфликт с местными жителями? Простые, казалось бы, вопросы. Но чтоб ответить на них, нам придется разобраться в захватывающей истории и Англии, и Гавайев XVIII века и посмотреть на колонизацию, как явление. В том числе и как на религиозное явление, конечно, но одной религией дело не ограничится. Приходите, будем разбираться вместе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Киностудия MGM в межвоенный период использовала в начале своих фильмов пять разных ревущих львов. Того, что на картинке (по прозвищу, как я понимаю, Телли) сняли в конце 1920-х. Но скоро технологии съемки опять поменялись, и пришлось переснимать заставку заново, уже с другим львом. MGM экспериментировали. И мы с вами на лекции в четверг, 14 сентября, будем экспериментировать.
Мы будем говорить о массовой культуре 1920-х и 1930-х годов. Но чтоб лекция не превратилась в сухой перечень великих имен, попробуем построить ее в полуигровой форме. На пару часов станем кинозвездой 1930-х годов и проживем вместе с ней один день ее жизни - со всеми его бытовыми деталями, волнениями и проблемами. Взглянем на массовую культуру межвоенной эпохи не снаружи, а изнутри.
Приходите и приводите друзей: будет интересно, и тем интереснее, чем больше нас соберется.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Quodlibet

главная