Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Когда мы думаем о XV веке, мы вспоминаем Возрождение. Это естественно: кому не нравятся художники и философы той эпохи? Но XV век - это не только события в Италии и открытие Америки. Это еще конец больших войн в Европе, расцвет династии Мин в Китае, кризис в Японии, падение Византии. Это эпоха не только да Винчи, но и Гутенберга, Чжэн Хэ, Жанны д`Арк. Но самое главное - это эпоха, когда Средневековье закончилось. Можем ли мы говорить так? Или на самом деле Средневековье еще продолжалось? И можем ли мы понять, почему следствия Средневековья были именно таковы, почему Возрождение началось в Италии, а не в Бенгалии, почему колонизацию начали европейцы, а не китайцы? В этом и многом другом мы с вами и попробуем разобраться на последней в этом году лекции в четверг, 29 декабря.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

***
Это последняя лекция из курса по истории Средневековья. Как всегда, начинал я его не без опасений, а заканчивать жалко - больше полугода я не вылезал из литературы по Средневековью, и это было очень приятно.

12:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие вот грамоты на бересте - один из главных наших источников о жизни новгородцев в Средние века. Но могут ли они помочь в реконструкции религиозной жизни того времени? Это один из вопросов, на которые нам предстоит ответить на лекции во вторник, 27 декабря. А чтоб в последние предновогодние дни нам не скучно было говорить о средневековом Новгороде (хотя скучно это и быть не может), мы попробуем сделать этот разговор своего рода игрой. И станем на два часа средневековыми новгородцами. Проследим биографию среднестатистического новгородского священника XIV века и попытаемся понять, как они жили и чем занимались, как участвовали в торговле и политике, как верили в Бога и когда рассчитывали только на себя.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей.


12:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Список моих лекций, записи которых можно заказать в аудио.

Условно лекции можно разделить их на несколько взаимосвязанных циклов.

ИСТОРИЯ
Условно - в действительности все это скорее культурология или по крайней мере история культуры.

I. Цикл об истории культуры Раннего Нового времени
Он подробно описан вот здесь.

II. Цикл об истории культуры XIX века

III. Тысяча лет

IV. Философы в контексте

V. Древние римляне

VI. Interbellum

РЕЛИГИЯ

VI. История православия

VII. История западного христианства, часть первая

VIII. Новое время христианства

IX. Античное христианство и его соседи

X. Экология религии

XI. Шекспировская хроника

XII. Оккультизм в Новое время

XIII. Рождение монотеизма

XIV. Религия и общество

XV. История атеизма

XVI. Забытые религии Востока

XVII. Творцы богов

XVIII. Религия Индии

XIX. История ислама

XX. Краткая история мистицизма

Вне курсов


Как получить запись?

Сколько стоит? И как платить?
запись создана: 26.04.2015 в 18:12

@темы: Список лекций

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот шлем начала XIII века - одна из ярких иллюстраций того, как плотно православие пронизывало культуру домонгольской Руси. Не шлем, а целый иконостас: три святых, архангел и сам Вседержитель. Но как от языческой Руси конца X века дело к XIII веку дошло до полной и глубинной христианизации? Как была устроена Церковь древней Руси, как на нее влияли князья и их распри, города и купцы, славяне и финно-угры? На лекции во вторник, 13 декабря, мы с вами попробуем разобраться в этом - и заодно найти решения нескольких запутанных древнерусских политических детективов от эпохи Ярослава Мудрого до времен Андрея Боголюбского и его наследников.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта фреска - одно из многих изображений событий XIV века, которые мы с вами будем обсуждать на лекции в четверг, 8 декабря. Конечно, тут изображена прежде всего Черная смерть, великая чумная эпидемия. Но и другие события того столетия часто были немногим лучше. Столетняя война и восстания в Китае, походы Тамерлана и турок, голод и внутренние конфликты - XIV век был для Евразии испытанием, не знавшим себе равных. Наступил самый черный час Средневековья. Как и почему это произошло? Как эпидемии и войны переплетались друг с другом, и как из этих потрясений Евразия сумела выйти обновленной? Попробуем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


10:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Эта икона 1550-х - что это? Выражение религиозного чувства? Манифест русского колониализма? Политический трактат? Все разом, а еще шедевр живописи. История русского православия похожа на такую икону: в ней все смешивается. Благочестие и детективные сюжеты, политика и жития святых, иконопись и экономика. И все оказывается совсем не так, как мы привыкли. Мне кажется, зима - отличное время поговорить об этом, так что со вторника, 6 декабря, мы начинаем новый курс лекций: "Непривычная история русского православия".
Два месяца подряд каждый вторник мы будем говорить о самых необычных и интересных поворотах этой истории. Но начнем, конечно, с крещения Руси. Потрясающего сюжета, в котором византийские интриги соседствуют со шпионажем, фигурируют викинги и иудеи, берут и сдают города, спорят о вере и экономике - словом, чего только не происходит. Но в результате случается, возможно, самый важный поворот в нашей истории.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей.

10:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.



Г.Ф.Лавкрафта по щупальцам узнали, думаю, и те, кто не знает его в лицо: созданные им образы чудовищ и богов - одни из самых запоминающихся в XX веке. Но он не единственный, чья мифология приобрела широкую популярность. На лекции во вторник, 29 ноября, мы поговорим о фантастических мифологиях и их авторах. Обсудим Лавкрафта и Толкина, фильмы, например, Звездные войны, и игры - прежде всего вселенную Warhammer. И попробуем понять, как их выдумывали создатели, что вложили в них фанаты и как воображаемые миры и придуманные для дешевых журналов боги связаны с реальной историей XX века.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Недавно я вешал на своей странице отличную обезьянку из средневекового бревиария. Обезьянку-мыслителя, я бы сказал. Надеюсь, она всем понравилась.
Но почему, собственно, обезьянка попала в бревиарий? Ведь бревиарий это сборник молитв, а обезьянка - при всем почтении! - объект для молитвы не подходящий? Просто для развлечения? Но бревиарий это не какой-нибудь список "Декамерона", чтоб рисовать в нем все что ни попадя.
Дело в том, что обезьяна - один из важнейших для позднесредневековой культуры символов греха. А то, что она одета в пояс, а к поясу может крепиться цепь, означает, что грех побежден. В бревиарии такому сюжету, выходит, самое место.
Средневековая культура была основана на символах - иногда даже больше, чем на реальности. И нам с вами на лекции в четверг, 24 ноября, нужно будет в этом разобраться. Мы поговорим о значении цвета и звука, миниатюр и гербов, как обычно - не только Западе, но и о Востоке, и попробуем увидеть мир глазами средневекового человека, для которого реальность и ее скрытые смыслы были нераздельны.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

11:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Лель, изображенный справа на замечательной картине Нестерова, - прекрасный пример божества, которому никто никогда не поклонялся. Как и многих других, его выдумали не настоящие древние славяне, а исследователи эпохи Нового времени. Такие выдумки не были редкостью. Иногда они делались совершенно искренне: и ученым случается ошибаться. Но иногда за фантазией стояла система политических взглядов, и тогда сочиненная мифология должна была служить чьим-то интересам.
Именно в этой запутанной истории мы и постараемся разобраться на лекции во вторник, 22 ноября. Будем говорить о фальшивках (от знаменитых, вроде "Велесовой книги" до малоизвестных), а романтическом национализме и политических амбициях, но главное - о новых мифологиях и их творцах, запутавшихся в политике XIX-XX века.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На наших лекциях мы обсуждали много необычных тем, но завтра, пожалуй, будет одна из самых странных. Мы будем говорить о людях, создавших собственную мифологию. О поэтах и мистиках, художниках и философах. Главными нашими героями будут Сведенборг и Уильям Блейк, но, как нам придется убедиться, они существовали в плотном контексте других интересных мыслителей и ключевых идей своего времени. В их мифологических схемах Шекспир сплетается с религией, политика с наукой, масонские идеи с романтизмом, видения с изнурительной работой. Но в результате возникают неслыханные и удивительно интересные образы. Попробуем разобраться во всем этом и увидим, что за узкой на первой взгляд темой скрывается широкое содержание.
15 ноября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


23:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Забыл повесить здесь ссылку. К своему последнему курсу про забытые религии Востока я записал небольшое приложение со стихами, которые мне вспоминались в процессе подготовки. Вот тут его можно скачать и послушать: yadi.sk/d/jsquyVQxyHV5d

Если это и будет кому-то интересно, то скорее тем, кто был на лекциях, конечно.

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На миниатюре, как видите, рыцари изготовились к бою во время турнира: распорядитель, зрители, прекрасная дама. Бывало в XIII веке и такое, но чаще в боях тех лет было мало благородства. XIII век - век потрясений. Падение Константинополя и монгольское вторжение, Альбигойский крестовый поход и падение Акры, войны в Северной Индии и Таиланде. Кризис везде - и не только военный кризис, но и политический, идеологический, кризис мышления и восприятия мира. Именно в этом мы с вами и попробуем разобраться на лекции в четверг, 10 ноября. Поговорим о XIII веке и его великих конфликтах - но не о том, кто и что завоевал, а о том, почему и зачем они это делали - и что из этого в конечном счете вышло для политики, мысли и чувств людей того времени.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Перенесемся на пару часов в XIII век, отдохнем от современности.



10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Шаман не просто взял перекур. Дым от сигареты в его руках - часть целебного ритуала. На фотографии сингапурской путешественницы и фотографа How Hwee Young (бог уж знает, как ее сингапурское имя надо прочесть) мы видим живую традицию монгольского шаманизма.



О том, что монголы в наши дни - буддисты и шаманисты, слышали, я думаю, все. Но как они пришли к нынешнему положению? И, поставим вопрос шире, во что вообще верили обитатели степи - от древности до наших дней? Каким богам поклонялись Атилла или Чингисхан? И что от их представлений сохранилось до наших дней? Как, наконец, народы степи стали буддистами и мусульманами, которыми остаются сейчас? Вопросы не только интересные, но и важные. Так что на лекции во вторник, 8 ноября, мы постараемся на них ответить. И заодно разобраться во множестве других интересных тем.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

13:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Цицзай. Единственная коричневая панда, содержащаяся в зоопарке (и непонятно, насколько много такиех есть в неволе - по-видимому, единицы).


Коричневая панда! Я не знал о них до сегодняшнего утра.

12:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасно симпатичная обезьяна из Бревиария Марии Савойской (Милан, 1427)


11:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот это письмо нужно прочитать сейчас.
Не завтра, не в другой раз. В общем, от того, насколько много людей прочитает это письмо, зависит, останется ли человек жив или умрет.
Это Ильдар Дадин; возможно, вы ничего не знаете о нем, но он в беде.

URL
09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Гейне говорил, что там, где сжигают книги, вскоре начнут сжигать и людей. В Средние века этот принцип тоже работал - и очень скоро за этим костром, на котором горят книги еретиков-катаров, последовали и костры, на которых горели они сами.



История средневековых ересей - одна из самых интересных страниц в европейской религиозной истории вообще. Но на лекции в этот вторник, 1 ноября, нас особенно будут интересовать три группы - павликиане, богомилы и катары.
Представляли ли они одно течение, три взаимосвязанных или три отдельных? Во что они верили и как совершали ритуалы? Почему борьба с ними была столь жесткой, что в конечном счете вызвала внутриевропейский крестовый поход? Какую роль в этих событиях сыграла политика и экономика, а какую религия? И что в конечном счете сталось с теми, кого называли еретиками?
Попробуем разобраться во всем этом. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Средневековье - не тот период, который ассоциируется у нас с наукой. И, может быть, это правильно? Корректно ли вообще говорить о науке в Средние века? Можем ли мы считать ученым алхимика - и кем он сам себя считал? Этот вопрос - один из первых, которыми мы зададимся на лекции в четверг, 27 октября. А потом обсудим еще множество тем. Кем были люди, занимавшиейся в средневековье тем, что мы назвали бы наукой? Как и чему они учились - и вообще, как было устроено средневековое образование в разных регионах Евразии? Каких успехов они достигали в Китае и Европе, Персии и Индии (и, кстати, что было со всем этим в средневековой Руси)? Как их представления о мире, себе и технологии развивлась на протяжении Средних веков и к чему в результате пришли?
Словом, нас будет волновать интеллектуальная жизнь той эпохи и те, кто ее определял. И, думается, в их идеях и работах мы обнаружим немало неожиданного.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это - пагода Дацинь. Старая, еще VII века, но не самая примечательная в художественном отношении. Есть в Китае и покрасивее - но вот поинтересней найдется немного. Дело в том, что Дацинь на самом деле - последние остатки христианского храма. Откуда он взялся в Китае в раннем Средневековье?



Когда мы говорим о христианстве в Средние века, мы сразу воображаем себе Европу или Средиземноморье. Но в действительности с самых давних пор христианство распространялось и на восток, в Азию - и в конечном счете добралось и до далекого Китая. Именно в истории христианства Востока нам с вами и нужно будет разобраться на лекции во вторник, 25 октября. В этой истории политика смешивается с благочестием, ересиархи соседствуют с императорами, путешествия пересекаются с набегами - в общем, история запутанная, интересная, яркая и совершенно незаслуженно малоизвестная.
Попробуем разобраться, что там было к чему. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

19:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Да, в рубрике "вам это не интересно" - но вдруг кому-то понадобится?
В ходе предзащитной чепухи оцифровал и выложил в сеть две опубликованные статьи и один доклад. Все три о православии и гендере, одна вышла еще в 2014, вторая и доклад - 2016. Первая - о Церкви и ЛГБТК (на русском, но за два года немного устарела, конечно), вторая - о формировании маскулинного идеала (идеалов) в современной Церкви (неприятная новость - статья на немецком, но если кому-то очень надо, у меня есть непубликовавшаяся русская версия), третий - опять-таки о Церкви и ЛГБТК (доклад с объяснением общеизвестного, без ссылок, короткий, на английском, в общем, ничего особо интересного).

Quodlibet

главная