Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Этот человек, окруженный толпой, Иоанн Кронштадтский. Но что заставило людей собраться вокруг него? И почему вообще в предреволюционную эпоху, после столетий синодальных строгостей и накануне атеистического террора в России вдруг так пышно расцвела религиозная жизнь? Откуда взялись Иоанн Кронштадтский и Распутин? Почему за эпоху Николая II канонизировали больше людей, чем за предшествующее столетие? Насколько вообще религиозны были люди 100 лет назад, и какую роль религия играла в обществе царской России? Была ли она связана с политикой, войной, революционными течениями? Сейчас, в 2017, вспомнить эти события, предшествующие 1917, не только интересно, но и актуально. Так что попробуем разобраться в них на примере ярких биографий людей, так или иначе служивших Церкви в те удивительные времена.

28 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

18:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Безо всякой оценки покойных: удивительно, как много людей написало что-то, хорошее ли, плохое ли, о смерти Виталия Чуркина, и как мало - о смерти Кирилла (Павлова). Между тем, даже если рассуждать в отрыве от соображений морали или психологии, второй был, возможно, куда более влиятельной фигурой и уж точно куда менее подлежащей замене.

***
Для меня самого, кстати, Кирилл (Павлов) - тоже персонаж немаловажный. С интереса к нему и здравствующему поныне Петру (Кучеру) началось мое увлечение православием. Тогда я и не думал, что оно превратится во что-то столь постоянное.

10:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Воображая себе Российскую империю, мы вспоминаем дворян и крестьян, купцов и мещан, в основном, конечно, православных, пореже - старообрядцев. Но ими дело не ограничивалось. Рядом с дозволенными или хотя бы распространенными течениями существовали маленькие тайные группы. Запрещенные и преследуемые, они формировали свой собственный взгляд на религию, совмещающий мистицизм с архаичными традициями, а конспирацию с миссионерством. Именно о них мы и поговорим на лекции во вторник, 21 февраля. Обсудим, что это за хлысты и скопцы, которых так боялись власти империи, кем были духоборы и молокане, откуда брались субботники или штундисты. Эти непохожие друг на друга течения вместе образовывали скрытый религиозный мир Российской империи. Попробуем в нем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Биографию этого человека мы не знаем, но знаем, что он был борцом. Чем-то вроде боксера. На его руках намотаны цесты - утяжеленные ремни разом и для защиты рук, и для усиления удара. Римляне любили борьбу. И, конечно, не только в прямом смысле: эпоха I века до нашей эры, когда, возможно, была сделана эта статуя, это еще и эпоха политической борьбы, эпоха гражданских войн и мятежей, завоевательных походов и переворотов. В общем, это время, когда Рим из республики превратился в империю, а легионы решали судьбу мира.



Об этом мы и поговорим на лекции в четверг, 16 февраля. О легионерах и политиках, победителях и проигравших, Цезаре, Помпее, Катоне, Сулле и множестве других, о борцах, но заодно и о тех, кто пытался выжить и остаться в стороне от конфликтов.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Первая паровая мельница была для Вольска 1890-х большим прорывом. Но какое она имеет отношение к истории религии? Конечно, это не храм и не молельня, но все же она тесно связана с расцветом Вольска; а тот, в свою очередь, с вольскими старообрядцами.
Со времен Никонианского раскола и почти весь период существования империи старообрядчество находилось в весьма непростом положении - хватало и преследований, и ссылок, и запретов. Но все же его сторонники сумели добиться очень многого в религиозном, культурном, и, как ни странно, экономическом смысле. Мне кажется, что нельзя понять русскую культуру, если не разобраться в истории старообрядческих течений и образе жизни, который они создали. Так что мы с вами попробуем сделать это на лекции 14 февраля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


12:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В недавних фейсбучных дисскуссиях обнаружилось, что многие мои друзья-религиоведы (историки, культурологи и прочая наша гуманитарная братия) не понимают, что не так с гомеопатией. Это нормально: всех вводит в заблуждение непонятный термин. Но всё, я думаю, сразу станет понятней, если назвать гомеопатию религиоведчески корректно: симпатическая магия сразу в двух ее подвидах.

читать дальше о контагиозной и гомеопатической гомеопатии

15:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На снимке Прокудина-Горского, первого в истории России фотографа, снимавшего в цвете, маленькая дореволюционная церковь. Совершенно обычная, такая, какие и можно было увидеть по всей стране. Именно эти обычные церкви и их столь же обычные, но оттого ничуть не менее интересные священники и будут интересовать нас на лекции во вторник, 7 февраля. Мы будем говорить о синодальном периоде в истории российского православия, о XVIII и XIX веке, и попробуем разобраться не только в религиозной политике властей, но и в жизни обычных священников и их прихожан. Ни русскую живопись XIX века, ни литературу, ни историю этой эпохи нельзя понять, не зная мира священнослужителей и имперских религиозных традиций. Это не говоря уже о том, какое влияние они оказали на современную церковь. Так что тема, думаю, не только интересная, но и полезная.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей

12:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В "Настольном словаре для справок по всем отраслям знания" 1864 года буддизму дается такое определение:

Будда и буддизм. Буддизм индийская религия, в Цейлоне, Сиаме, Лаос, Анам и Бирмане, Тибете, Монголии, Китае и Японии. Введена Гаутамою или Сакимуни, получившим почетное прозв. Будды (т.е. мудреца). Гаутама был сын Суддоданы, короля Магады, и ум. 543 г. до Р. Х. По буддийскому учению, миром управляет высшее существо, невидимое и бестелесное, поэто­му не изобразимое. Человек достигает блаженства только посредством добро­детели. Кто совершенно исполняет свои обязанности, уже на земле делается буддою или мудрецом, а по смерти соединяется с высшим существом, Нирвеною, т.е. получает спокойствие и блаженство. Души дур­ных людей возрождаются в телах животных. Буддийские духовные бреют голову, живут безбрачно и часто вместе в монастырях. Буддизм распростра­нился сначала в Индии и уже в 3-м ст. до Р. Хр. проник в Цейлон, Яву и Тибет. Еще до Р. Хр. буддисты преследованиями браминов были вытеснены из всей передней Индии и сделались господствующими в Индии по ту сто­рону Ганга; оттуда буддийское учение перешло в Китай, где Будда полу­чил имя Фо; затем в Японию, к монголам, калмыкам и к некот. родствен­ным им племенам сев .Азии. Свящ. книги, первоначально написанные на санскритском яз., были переведены на язык пали, потом на тибетский, ки­тайский, монгольский и калмыцкий; также было написано множество ком­ментарий на разных языках. Самые поздние патриархи буддистов жили в Китае, где последний (33-й) ум. 713 г. по Р. Хр. В XIV в. местопребывание главы религии перенесено в Тибет, где он стал называться тибетским именем лама (т.е. священник), а в XVI ст. далай-ламою (т.е. морским свя­щенником.) У монголов буддийские священники наз. ламами, в Японии бон­зами, в Сиаме талапойнами. Из обитающих в России азитск. племен испове­дуют буддизм калмыки и байкальские буряты.

00:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я очень редко так делаю, но иногда можно и нужно.

Друзьям-москвичам.

В эту субботу я начинаю водить новый модуль, в котором совершенно неожиданно образовалось одно или два свободных места.
Модуль непростой, но, как показал первый его прогон с другой командой, интересный.
Если кто-то хочет у меня поиграть, я буду рад.

К сожалению, игра предполагает довольно высокий порог вхождения. Требуется

свободное знание суахили и умение ориентироваться на местности, а на самом деле

Если кому-то интересно, можно написать мне в u-mail. В комментарии не стоит, все равно потом перейдем к обсуждению в u-mail.

Привет!

UPD: Один игрок уже нашелся, но если кто-то очень хочет, то еще одно место можно сообразить.
UPD2: Набор закрыт. Прошу прощения у всех, кто не успел. В другой раз!

10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот странный предмет, похожий на кусок ветчины, был найден в Геркулануме еще 250 лет назад. Догадаться, что это, непросто, но сегодня ученые уверены: это часы. И, более того, часы хотя и солнечные, но компактные, можно было бы даже сказать, карманные, если бы римляне уже знали карманы.



Часы - один из подступов к темам, которые мы будем обсуждать на лекции в четверг, 2 февраля. Как римляне воспринимали время и пространство? Мы посмотрим на это на примере эпохи республики. Пунические войны и реформы Гракхов, борьба сенатских партий и идеологий, стратегия и экономика и сами по себе интересны, а нам помогут лучше понять, как думали древние римляне и какое место себе они отводили в мире.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

01:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
До подготовки моей вчерашней лекции я практически ничего не знал о людях, заложивших основы рода Мусиных-Пушкиных. Знал только, что один из предков того самого Мусина-Пушкина, что открыл "Слово", был петровским сановником, занимавшимся в числе прочего религиозной политикой, но в нюансы не вникал. А зря: история Мусиных-Пушкиных начала XVIII века - история не только интересная, но и представляющая всю эту эпоху в миниатюре.
Обо всей семье рассказывать не стану - их было много, и почти все сделали что-то интересное (кроме одного Апполоса Ивановича, который неинтересно, но очень по-настоящему шестнадцатилетним погиб при Полтаве). Расскажу про двоих: Иван Алексеевича и Платона Ивановича, отца и сына, совершенно не схожих друг с другом.

Мусины-Пушкины

11:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На классическом лубке мыши хоронят кота, но в действительности речь о похоронах Петра I: пьют, играют на дудочках, не похороны, а праздник. Для многих в России его смерть и была праздником, но для других - катастрофой. На лекции мы попытаемся разобраться в политике и делах Петра. В основном мы будем говорить, конечно, о его религиозных реформах, благодаря которым одни считали его гением, а другие антихристом, но поговорим и о культурных изменениях той эпохи в целом.
Вторник, 31 января, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите, будем вместе разбираться, кто в этих старых спорах ближе к истине.


23:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Небольшая, но очень интересная подборка музыки на ребрах. Что особенно здорово - есть фотографии пластинок, и каждую можно послушать.

10:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На этих церковных фресках XVII века обычная жизнь тесно переплетена с религиозными темами. Так было и в обществе того времени: непростой для России "бунташный век" обернулся большими потрясениями и в церковной жизни. От введения патриаршества к смуте, от смуты к реформам Никона и расколу, от раскола - ко временам Петра Церковь менялась, преображалась и перестраивалась, но подчас очень дорогой ценой. На лекции во вторник, 24 января, мы с вами попробуем разобраться во всех этих хитросплетениях и понять, зачем были нужны патриархи и реформы, гонения и конфликты - и к чему они в конечном счете привели.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


14:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Посмотрел "Шерлока". Это катастрофа, полный распад. Зато "Табу" - просто отлично, всем советую (особенно тем, кто любит историю, но и без того хорошо).

13:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
1. Нормальная жизнь русского человека предполагает, что раз в некоторое время он узнает что-то новое о Пушкине.
2. Сегодня я узнал, что Пушкин был неплохим шахматистом.
(Вы, конечно, знали это и раньше, см. пункт 1).

***
А с завтрашнего дня я начинаю новый курс - по истории культуры древнего Рима. Как обычно - популярный, не для специалистов и знатоков, а для тех, кто знает о Риме мало, но хочет узнать побольше. В основном речь пойдет не о большой политике и войнах, а о бытовой истории, жизни простых римлян и тому подобных вещах.
Завтрашняя лекция (как обычно, Читалкафе, 19:30, вход 400 рублей) будет посвящена одной из важнейших проблем в мышлении самих римлян - тому, что историки часто называют "Римским мифом").
При упоминании "Древнего Рима" мы обычно думаем об империи. Иногда о республике. Но, как известно, до них было еще и Римское царство - и именно в нем нам нужно будет разобраться на первой лекции нашего курса, в четверг, 19 января. Легенд об этих временах существует множество, но нас будут интересовать не они, а, во-первых, реальные исторические сведения и, во-вторых, то, как эти сведения и легенды влияли на более позднюю римскую культуру. Откуда взялась история про Ромула и почему она была важна для эпохи кризиса республики? Кто такие все эти сабины и этруски, которые все время всплывают в мифах? Что представлял из себя реальный Рим древности? Откуда взялась республика, и что эта ранняя республика из себя представляла по мнению римских и современных историков? И почему вообще все это важно - для римлян и для нас? Поговорим об этом и многом другом, но главное - постараемся понять, как древние римляне видели самих себя в контексте своей истории.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 400 рублей.

23:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сходил на выставку "Древнее искусство провинции Шанси" в историческом. Выставка небольшая и с не вполне идеальным комментарием, но хорошая. Всем, кто сейчас в Москве или скоро будет, советую.

11:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта неприятная сцена - часть истории о преследовании русских еретиков конца XV и начала XVI веков. Истории удивительно запутанной, включающей в себя и придворные интриги, и войны, и дипломатию, и тайные зашифрованные тексты - и к тому же переплетающейся со столь же важной историей о споре иосифлян и нестяжателей, во многих отношениях определившей судьбу русского православия.
В этом причудливом клубке событий времен Ивана III мы и попробуем разобраться на лекции. Приходите, скучно точно не будет.
Читалкафе на Чистых прудах, вторник, 10 января, 19:30, вход - 400 рублей.


10:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
1968 и 1969 - два года, когда культура пережила один из самых значительных поворотов в истории. Не было большой войны; ни в одной из влиятельных стран не произошло революции. Но все же жизнь людей изменилась принципиально, а они даже не всегда это заметили.
Именно об этих двух годах мы и поговорим на лекции в четверг, 5 января. Парижские волнения и Пражская весна, сражения во Вьетнаме и Латинской Америке, борьба за свои права людей по всему миру - все это сплетается в 1968 и 1969 в единый клубок, разобраться в котором интересно, но к тому же еще и очень важно, потому что мы с вами до сих пор живем мире, созданном тогда.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.


10:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В наши дни башня Гедимина над Вильнюсом стала одним из туристических символов города. В XIX веке на ней был устроен оптический телеграф. Тогда были снесены и другие башни, так что теперь ничего кроме нее не напоминает о замке времен Великого княжества Литовского. Мы вообще часто склонны забывать о его существовании - а между тем для истории русского православия это регион очень важный. На протяжении многих столетий литовские князья управляли множеством православных подданных, а сложись история немного иначе - единое российское государство могло бы возникнуть вокруг их владений, а не Москвы. В этой истории мы с вами и попробуем разобраться на лекции во вторник, 3 января. В первую очередь нас будет интересовать, конечно, удивительно запутанная и интересная религиозная история этого региона, но поговорить придется и о политике XIII-XV (а может и более поздних) веков.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите. Проведем праздники интересно.


Quodlibet

главная