16:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Умерла Урсула Ле Гуин, одна из лучших известных мне писательниц-фантастов. Думаю, что все ее читали, и нет необходимости писать ничего лишнего.
Хочу вспомнить только одну ее фразу - не из романа, а из статьи "The Carrier Bag Theory of Fiction" 1986 года. В русском переводе она звучит так: "Если научная фантастика — это мифология современной технологии, то этот миф трагичен". Это соображение представляется мне одним из ключевых для понимания религиозного комплекса New Age в том его виде, какой существовал в 60-80-х годах.

10:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Римский папа в Египте. Кого теперь удивишь очередной поездкой и новым красивым снимком вроде этого? А ведь еще столетие назад папы были добровольными узниками собственного дворца. Сегодня, когда настоящий папа каждый день мелькает в новостях, а о вымышленных снимают сериалы вроде "Молодого папы" сложно поверить, что когда-то дела у Католической церкви могли идти не слишком-то хорошо. Но бывало и такое. Именно в этой истории мы и попробуем разобраться на лекции во вторник, 23 января. Как католицизм прожил XX век и сумел из тяжелейшего кризиса выбраться к нынешнему состоянию? Тоже, конечно, непростому (о современных проблемах мы поговорим непременно), но все же куда более комфортному. Поговорим о папах и их судьбах, немного об интригах курии, немного о ярких мыслителях и много - о том, как реальность XIX, XX и XXI века меняла Церковь. Ну и наоборот, конечно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Убедитесь сами: Жак Калло, один из главных художников Тридцатилетней войны, умел рисовать солдат и в комическом духе. Кто-то сохраняет возможность смеяться даже в худших обстоятельствах - но в целом людям тогда было не до смеха. Великий кризис европейского общества в XVII веке обернулся всеобщей резней. Эта непростая, но очень интересная тема - и нам давно пора ее обсудить. Но как понять, что чувствовали и видели люди середины XVII века? На пару часов стать ими. Так что лекцию в этот четверг мы проведем в полуигровой форме. Попробуем все вместе войти в роль свидетеля и участника Тридцатилетней войны, посмотреть на историю его глазами и, если повезет, и выжить вместе с ним.
18 января, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.



Приходите и приводите друзей - тут чем больше будет людей, тем интересней получится. Но маленьких детей, наверное, брать с собой не стоит: лекция будет игровой, но все-таки для взрослых.

00:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вообще говоря я собирался написать для вас историю о кошке XV века, ворующей у монахини пенис. Замышлялась короткая и забавная история строк на 20. Но в процессе подготовки поста я понял, что история там хотя и забавная, но отнюдь не короткая и, главное, очень сложная. В общем, я уже написал письмо голландской исследовательнице из Дубая, которая знает об этой картинке больше всех на свете. Буду держать вас в курсе.

А пока расскажу вам другую историю - про то, как важно относиться к материалу критически, а к людям - бережно.

История о двух щупальцах

09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Французская карикатура, изображающая сожжение римского папы Пия VI, была нарисована по мотивам реальных событий. Конечно, настоящего папу никто не жег - а вот его чучело в Париже и правда сгорело. Во Франции шла революция, и важную роль в ней играла антирелигиозная политика. Но как так вышло, что французы, добрые католики, невзлюбили папу и церковь до такой степени, что принялись бороться с ними? Почему католическая церковь в XVIII и XIX веке пережила тяжелый кризис? Какую роль Церковь сыграла в развитии культуры этого времени, и насколько верно наше представление о ней, как о противнице науки? Об этом и многом другом (от Галилея до Дарвина и от Наполеона до Мексиканской революции) мы и поговорим на лекции во вторник, 16 января.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


03:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
История одной жирафы и множества интересных людей, которую я написал для развлечения (вашего и моего). Слишком длинный текст, чтоб его можно было повесить в телеграм-канал. Думал повесить сюда, на diary, как традиционный длинный пост. Но нужно много иллюстраций, а здесь их вставлять все еще ужасно неудобно. Так что выложил текст на Медиум.
История действительно интересная.
И действительно про жирафу.

10:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мистера Холмса не каждый день увидишь в церкви, но крайний слева на этой иллюстрации - именно он. Свидетельствует на свадьбе Ирэн Адлер. В какой церкви какого вероучения? Об этом мы тоже поговорим на лекции завтра, 9 января. Английская литература прекрасно рассказывает о религиозной истории страны, так что нам на лекции нужно будет только вспоминать знакомые образы. От Робинзона до Шерлока через героев Диккенса, Джейн Эйр, Свифта и других мы проследим развитие протестантизма и католицизма в Великобритании Нового времени. С одной стороны, узнаем новое о религии, с другой - взглянем под другим углом на привычных с детства героев.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


09:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В самом конце XVIII века английский художник позволил себе этот совершенно непристойный намек - и дал нам отличный материал для исследований. В одной картинке и едва завуалированная сексуальная связь, и благочестивые ожидания (на иллюстрации - ноги принца Фредерика и его жены принцессы Фридерики, от которых ждали рождения наследника трона), и национальный фетиш, потому что ступни принцессы считались тогда самыми красивыми в Англии. О чем, выходит, картинка? О политике, о семейной жизни, о сексе, о теле, о национальных ожиданиях или фантазиях? Все тут переплетено, как это обычно и бывало. Именно в этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 4 января. Обсудим отношение раннего Нового времени к телу, сексуальности, гендеру и всему, что с ними связано - и увидим, как, с одной стороны, сильно изменились простейшие на первый взгляд представления за последние пару столетий, а с другой - как много мы взяли от культуры эпохи Просвещения.
4 января, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я тут затеял распродажу лекций. Но во вторник, 26 декабря у нас осталась и еще одна, последняя в этом году лекция. Религиозные споры и конфликты, бушевавшие в Европе Раннего Нового времени, не обошли стороной и Московское царство с Российской империей. И дело тут не только в старообрядцах (о которых мы будем говорить завтра очень мало), а в том, что протестантские и католические идеи проникали даже туда, где их особенно не ждешь увидеть - в споры православных епископов и политику обер-прокуроров Синода, в рассуждения наших еретиков и решения официальных властей. О том, как протестанты и католики Нового времени жили в России, боролись друг с другом и влияли на нашу культуру во всем от архитектуры и музыки до политики и насилия, мы и поговорим на лекции.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


15:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Модо несет свет в массы!



20.12.2017 в 14:02
Пишет Модо:

Жуть Английская
Англия полна захватывающими дух красотами природы — от окутанных вереском торфяников Йоркшира до Сомерсета с его золотыми волнами ржи. Но древняя эта земля вмещает под фасадом спокойствия и сокрытый ужас. Призрачные места, обитаемые одними лишь духами, порождают лишь мрачные сказки, которые особенно безотрадными ночами рассказывают в уголках приземистых тюдоровских пабов.

English Eerie — необычная игра для одного игрока. Не для игрока и мастера, нет. Для одного игрока и его дневника. Своего рода спин-офф известной The Qill, но вдохновленная книгами М. Р. Джеймса, Артура Мейчена и Алджернона Блэквуда. Теми, кто был задолго до Лавкрафта.

Вот!



Вот, перевел в сжатые сроки небольшую штучку, а Не по-маяковски экстренно ортедактила.

URL записи

09:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Арчимбольдо зашифровывает символы Габсбургов в аллегорическом изображении Огня. Немного политики, немного алхимии, много искусства - для Габсбургов, при дворе которых он работал, это было подходящим сочетанием. Одна из самых удивительных семей в истории, контролировавшая в иные времена едва ли не половину мира, династия Габсбургов не только вершила судьбы европейцев, но и запутывалась в собственных драмах. Обо всем этом мы и постараемся поговорить на лекции в четверг, 21 декабря. О странных и интересных людях, о подданных, которые оказались заложниками их капризов или фантазий, о международной политике, в которой личные пристрастия одной семьи оказывались важнее экономических раскладов. Словом, о Европе и мире Габсбургов, правителей, без которых историю Нового времени понять нельзя.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:44 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Подобные маски - обычная часть инструментария палачей Нового времени. Пользовалась ими и инквизиция. Кто не слышал о ее застенках и пытках? Именно поэтому о пытках мы на завтрашней лекции говорить не будем. Вместо этого мы попробуем разобраться в гораздо более интересных и важных вопросах. Почему инквизиция возникла? Зачем она была нужна? Как она была устроена? Где были границы власти инквизитора, и кто вообще становился инквизиторами? Были ли шансы у жертвы, и в каких ситуациях? В общем, не будем пересказывать страшилки, а попробуем понять, какую роль инквизиция играла в истории католицизма - и как ее методы (отнюдь не только пыточные) копировались в других направлениях христианства.
Вторник, 19 декабря, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

12:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12 дней провел в Непале, сопровождал группу путешественников, читал им лекции. Поездка непростая, но, конечно, очень интересная. Потом, возможно, напишу еще немного о впечатлении от Непала.
Пока был там, писал письма близким. Но поскольку писать о своих путешествиях еще скучнее, чем читать о чужих, я стараюсь писать такие письма в отчасти художественной форме. В результате получилось что-то вроде рассказа. Не совсем рассказ (часть описанных событий немного иначе, но произошла со мной на самом деле), но во всяком случае история.
Выкладываю ее здесь на случай, если кому-то интересны мои ощущения от поездки.
(Я знаю, что в сетевых публикациях принято ставить trigger warning'и, но совсем ничего в них не понимаю; для удобства давайте будем считать, что рейтинг примерно как у "Молчания ягнят", ладно?)

Драгоценность

I. Искусствовед

II. Миссионер

III. Правовед

IV. Шпион

V. Разговор воина с костром

VI. Натуралист

VII. Из сборника “Стихи неварских поэтов”

VIII. Историк

IX. Цзюйжэнь

X. Джатака о благодарном военачальнике

XI. Хиппи

09:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Примерно так выглядел бисер, который в эпоху Нового времени стал одним из главных предметов мировой торговли. Чем только не торговали - от раковин и серебряных слитков до людей и должностей. Но именно этот расцвет бизнеса в XVII-XVIII веках и определил будущее развитие мира, так что на лекции в этот четверг мы с вами должны будем обсудить подлинных главных героев эпохи - коммерсантов. Поговорим о первых биржах и первых биржевых кризисах, первых финансовых пирамидах и первых страховых компаниях. О том, как нищета стала пороком, государства начали воевать из-за денег, а власти брать в долг, не рассчитывая вернуть полученное. И о том, как все это повлияло на нас.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Натуралистичные демоны, из креста бьет кровь - на картинах Гойи метафоры становятся реальностью. Но для современников Гойи граница между реальным и воображаемым была тоньше, чем для нас - и демонов нередко боялись всерьез. Рассчитывать приходилось на святых. Эпоха барокко - это не только искусство, это и не менее вычурная и красивая религия. Мы слушаем Баха и смотрим на картины Веласкеса, часто не задумываясь о том, что они отражают религиозную жизнь своего времени. Жизнь, в которой очень большую роль играл мистицизм. Именно об этом мы и поговорим на лекции во вторник, 28 ноября. О мистиках и святых, барокко и страхах, сердцах и страданиях - и о том, как при помощи мистицизма, архитектуры и реформ католицизм пытался в Новое время бороться с протестантизмом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


19:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мы все-таки завели телеграм наших игровых проектов - и попробуем вести его аккуратно. А пока в нем можно послушать советы марсианских колонистов детективам 2082 года.

09:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вместо того, чтобы изобразить людей, японский художник XVII века рисует только их одежду. Он играет с нами: фривольный намек с одной стороны, воспроизведение реальности с другой: такие вот конструкции, на которых развешивали одежду, часто служили перегородками в доме. Почему бы не нарисовать их на ширме, настоящей перегородке? Японское искусство в эти времена переживало расцвет - и об этом мы тоже поговорим на лекции в четверг, 23 ноября.
Обсуждая историю Нового времени мы обычно сосредотачиваемся на странах Запада. Про блестящего Людовика XIV или обезглавленного Карла I все слышали со школы. Но история Дальнего Востока в эти времена столь же интересна и важна, а китайский Канси или японский Токугава Цунаёси по своей примечательности ничем не уступают европейским правителям. Так что давайте разберемся во всем этом: поговорим о поэзии и шпионаже, о великих войнах и великих эпохах мира, о самураях, которые не сражались, и конфуцианцах, которые не служили стране, о театре и самоубийствах - и многом другом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Маленькие статуэтки с большой историей: в XVI-XVII веках такие использовали японские христиане. В полостях сзади хранили реликвии, а сами статуэтки изображали христианские священные образы под видом буддийских персонажей. И это - только одно из последствий того взрывного распространения христианства по миру, которое мы видим в начале Нового времени. На лекции мы попробуем разобраться в этом процессе. Поговорим о, возможно, главных миссионерах в истории, иезуитах. О том, как они добивались исключительных успехов - и почему несмотря на это они воспринимались в Европе негативно. Обсудим индийцев и индейцев, китайцев и европейцев, колонизаторов и мучеников - и разберемся в том, как христианство превратилось в действительно мировую религию.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


12:30 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Если вы
а) умеете пользоваться фотошопом (гимпом, чем-то в этом роде),
б) готовы выполнить два простых задания (удачно разместить надпись на фотографии и нарисовать простой символ типа вот такого) и получить за это 1000 рублей,
в) можете сделать это до понедельника,
напишите мне на mastermaat@gmail.com и приложите пару примеров своих работ.

Если вы хотите заработать немножко больше, сделав еще несколько заданий примерно того же уровня сложности, об этом тоже можно написать. Задания есть, платим мы исправно.

10:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мы редко думаем о Мартине Лютере, как об авторе хоралов - но на этом видео хорал, сочиненный им, поют сразу 3000 человек. Для любого из них, современных протестантских пасторов, реформация - нечто неизбежное и необходимое. Но так ли это было в действительности? На лекции во вторник, 14 ноября, мы попробуем в этом разобраться. Начиная большой курс об истории западного христианства в Новое время и наши дни, мы стартуем с самой важной, ключевой точки и зададимся простыми вопросами. Кому была нужна Реформация? Зачем она была нужна? Кому она повредила, а кому пошла на пользу? Что сделало ее возможной, и почему у Мартина Лютера получилось то, что не вышло у, скажем, множества людей до него? Словом, попробуем взглянуть на Реформацию, как на что-то непривычное, и разобраться в ее истоках.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Quodlibet

главная