09:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Конец XIX и начало XX века - времена, которые одни называли Прекрасной эпохой, другие - веком подозрений, третьи - Fin de siècle. Один из самых причудливых и самых красивых исторических периодов. Завтра, 20 августа, на лекции, мы постараемся посмотреть на него через призму быта и мышления. Мы мало будем говорить о политике, но зато постараемся понять, как люди жили, что они ели и пили, любили и не любили. И главное - во что они верили и не верили, в чем сомневались, на какие вопросы искали ответы. От полярных путешественников до художников, от простых рабочих до премьер-министров - все они были иногда связаны общими ощущениями, предчувствиями и привычками, которые мы и попробуем реконструировать.
Прекрасный век - предвестие ужасного века, и понять последующую историю, не зная эти несколько десятилетий, невозможно. Приходите, попробуем разобраться.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.

18:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Извините, я опять.
В давешней истории, я должен сознаться, больше всего меня расстраивает не Энтео. Энтео меня даже отчасти порадовал: я как раз предложил моей студентке писать курсовую по Божьей воле, а тут такой отличный материал.
Больше всего меня огорчило то, что так много людей впервые узнали о Сидуре. Вроде знаменитый скульптор, в Москве даже музей его есть (где все работы, кстати, экспонируются постоянно, но, видимо, там их оскорбительная сила меньше). Он, может быть, менее известен, чем, скажем, Неизвестный, но всё-таки одна из важнейших фигур эпохи. И все равно его не знают. Хуже того, как и в недавней у меня тут дискуссии о современном искусстве, гордятся этим незнанием.
Мне кажется, что именно эта гордость незнанием - одна из худших (может быть, двух худших) черт времени. Незнание, которое должно быть постыдным, возведено в принцип. Не читал "Войну и мир" и горжусь: Толстой нудный. Не разбираюсь в современной живописи и горжусь: что мне эта мазня. Не помню порядок планет и горжусь: подумаешь, кому это нужно. И так далее.
Мне кажется, эта гордость - примета третьего мира, примета отставания, которое уже не нагнать. Я знаю, что кажется. Вон сколько у меня отличных студентов, сколько людей ходит ко мне на публичные лекции и платит за возможность узнать бесполезное, но интересное. Но ощущение не пропадает.

12:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
МВД написало об этом, а СМИ немедленно возбудились: "У саентологов нашли жучки". В реальности речь идет о том, что МВД изъяло из помещения для одитинга в саентологическом центра на Таганке «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».
То, что невежественно МВД - дело привычное. Что журналисты тоже ничего не знают и больше всего любят назвать кого-нибудь тоталитарной сектой - тоже дело обыкновенное. Но можно было хотя бы погуглить и узнать, что процедуры одитинга не тайно, а вполне явно записываются на аудио, о чем знает каждый прихожанин и даже написано (я сейчас специально проверил), в Википедии. Не нужно быть специалистом, можно спросить специалиста или, если невмоготу говорить с учеными, просто поискать информацию 5 минут, а потом уже шпарить заметку.
Но, конечно, никто этого не сделает. Следите за руками: сейчас все начнут писать про "тоталитарные секты" - совершенно вне зависимости от ангажированности и политических взглядов СМИ.
Обо всем этом я конспективно писал еще три года назад, об этом знает каждый студент-религиовед и вообще все хоть сколько-то разумные люди, но никаких изменений нет и, само собой, не будет. Все то же самое происходило пару недель назад в связи с ужасным убийством, подозреваемый в котором десять лет назад был адвентистом 7 дня. Даже то, что его оттуда выгнали, не спасло адвентистов ни от обыска, ни от очередного клеймления в газетах.

12:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это "Формула скорби" Сидура (о чем вы, без сомнения, и сами знаете; и почему она тут висит - тоже знаете).


09:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Так сложилось, что о культуре Китая или Японии мы знаем неизмеримо больше, чем о культуре соседствующей с ними Кореи. Конечно, это продиктовано историей этой страны, ее нынешним раздробленным положением, ее скромным - на фоне Китая - размером. Но все же история, культура и, конечно же, религиозная жизнь Кореи замечательно интересны. На лекции во вторник, 18 августа, мы попробуем разобраться в том, во что верили и верят корейцы - от шаманизма мы дойдем до новых религиозных движений вроде "Церкви Объединения" Мун Сон Мёна. Обсудим буддизм, конфуцианство, христианство, государственный атеизм и многое другое.
Приходите. Тема малоизвестная широкой публике, но оттого только более интересная.
Читалкафе на Чистых прудах. 19:30, вход 300 рублей.

21:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В романе Нила Стивенсона, который я сейчас читаю, один из главных героев появляется на первой странице, а описание его внешности - на 758 (по счёту телефонной читалки, так это, наверное, около 250 страницы). Это к вопросу о том, о чем я недавно писал. избавляйтесь от описаний персонажей, они не нужны до тех пор, пока не несут художественного смысла. Не знаю, верно ли это для литературы - я не писатель. Но для словесных ролевых игр это верно.

18:44 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я знаю, что некоторые из читателей этого дневника хорошо умеют рисовать.
Не хочет ли кто-нибудь взять небольшую подработку?

Конкретней о задачах и прочем

Вот, собственно, и все. Если можно, прилагайте к предложением примеры ваших рисунков.
На все вопросы готов ответить в комментариях или в u-mail.

Заранее спасибо! Если вы сами не рисуете, но покажете это объявление вашим рисующим друзьям, буду вам чрезвычайно признателен.

17:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как и всем мне случалось есть бананы зрелые и перезрелые. Сейчас я в первый, видимо, раз в жизни попробовал недозрелый. Ребята, он вяжет, как хурма!

14:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В очередной раз столкнулся сейчас с этим при чтении книжки: неприязнь к современному искусству в любых формах, от театра до живописи, сплошь и рядом служит отличным индикатором. Скорее всего поборник традиционного искусства окажется на поверку еще и ксенофобом, гомофобом или еще кем-нибудь столь же пакостным.
Причины этого, в общем, понятны - наверное, все это происходит от неготовности допустить, что другие люди могут думать иначе, нежели ты сам; возможно еще и от неготовности признать, что ты чего-то не понимаешь в жизни. Но интересно, что на моей памяти эта конструкция не давала сбоев. Я охотно допускаю, что можно найти ненавистников современного искусства, интернациональных, как Троцкий, и толерантных, как Тим Кук. (Наверное, они даже найдутся в комментариях, потому что нет такого типа человеческой личности, который нельзя было бы найти в комментариях к собственным записям). Но я таких ни разу в жизни не встречал.

09:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Во вторник, 11 августа, на лекции мы будем обсуждать религиозные традиции Японии. Дальше анонс можно было бы, кажется, и не писать: все вы и сами понимаете, что тема безгранично интересная. Поговорить мы постараемся и о синто, и о буддизме, и об императорах, и о монахах. Обсудим Иккю (его в особенности) и Бенкея, зеркало, яшму и меч, древние времена и военную эпоху, самурайские конфликты и хокку. Словом, постараемся разобраться в том, во что верили японцы, и как это повлияло на их историю и культуру.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите.

14:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Внимание, петербуржцы!
В субботу, 15 августа, с 12 до 13:30 я буду читать лекцию о современном положении православия. Поговорим о том, как устроена современная церковь, как патриарх Кирилл незаметно для всех провел за последние годы одну из самых масштабных реформ в церковной истории, о том, какие существуют внутрицерковные течения, и в каких они отношениях друг с другом. Естественно, поговорим о том, какие у Церкви отношения с государством, о гендерных проблемах и сексуальных скандалах, о финансах и бюджетах, о внутрицерковной и международной церковной политике - словом, обо всех сложных темах и внутренней кухне современной церковной жизни.
На случай, если кто-то захочет перепостить это сообщение, скажу то, что постоянные читатели знают и так. Я - религиовед из Центра изучения религий РГГУ в Москве. Исследованием современного православия занимаюсь не первый год, подготовил по нему кандидатскую (на стыке религиоведения, культурологии и гендерных исследований, говоря грубо) и, думаю, смогу рассказать о нем кое-что, чего вы не знаете. В Москве я читаю публичные лекции каждую неделю, но когда я попаду в Питер в следующий раз - сказать невозможно. Так что воспользуемся этой возможностью и обсудим как можно больше.
Лекция предназначена, конечно, не столько для коллег-религиоведов, сколько для широкой публики, так что говорить будем в том числе и самых базовых, но от того не менее интересных вещах.



Все это будет происходить в заведении The Оtherside Space на Казанской, 7. Как я понимаю, это прямо за Казанским собором.
Вход на лекцию, как я и обещал, по цене нормальной чашки кофе - 200 рублей.

Приходите и не стесняйтесь задавать вопросы.
запись создана: 23.07.2015 в 18:05

10:04 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Конец долгого XIX века с легкой руки Хобсбаума нередко называют "веком империй". Действительно, именно империя - тот образ, который лучше всего отражает эту эпоху со всем ее новаторством, сложностями и трагедиями. Так что завтра, 6 августа, мы попробуем разобраться в том, что значило быть империей во второй половине XIX столетия. Прежде всего мы будем говорить о трех ключевых игроках на тогдашней карте мира: Британии, Франции и Германии. Обсудим и конкретные события от Крымской до Англо-бурской войны, и ключевых персонажей - таких, как Наполеон III, Дизраэли или Бисмарк, - и символические действия. Словом, постараемся понять, чем были империи, существовал ли на самом деле империализм, и почему именно эта политическая форма оказалась самой продуктивной для XIX века.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.

09:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Так сложилось, что тибетский буддизм, которые еще сто лет назад был известен только большим знатокам, сегодня известен каждому. Далай-лама из лидера маленького региона стал фактически самым авторитетным буддистом мира. Уже ради этого превращения стоило бы поговорить о тибетских религиозных традициях. А в них и без того хватает интересного. Так что во вторник, 4 августа, мы постараемся разобраться в истории и современности тибетского буддизма. Поговорим о демонах и лучниках, о вечно перерождающихся ламах, среди которых полководцы и поэты встречались едва ли не чаще, чем религиозные подвижники, о влиянии Индии и Китая, гонениях и теократии, самых странных в мировой истории налогах, мандалах и множестве других интересных вещей.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей
Приходите и приводите друзей.

15:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Посоветуйте мне хорошие фильмы "плаща и шпаги"? Swashbuckler, как сказали бы анличане. Чтоб с прыжками по лестницам, демоническими врагами в черном, красавицами (или красавцами) и всем прочим.
Спасибо!

15:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Перечитываю по некоторым причинам "Двадцать лет спустя". Читаю, думаю, в третий раз в жизни, но второй был лет 15 назад, если не больше. Интересно, как меняется восприятие. Тогда мне, видимо, совершенно не интересны были отношения мушкетёров и Рауля - до такой степени, что я вообще забыл об участии Рауля в событиях, я думал, он появляется только в следующей части. А сейчас это коллективное отцовство кажется мне самым трогательным в романе.

09:45 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
"Однажды к дзэнскому мастеру пришли ученики и спросили его:
- Наставник! Как нам постичь суть учения Бодхидхармы?
Учитель молча улыбнулся и ничего не ответил, но старший ученик нагнал недотеп и сказал:
- Нет ничего проще! Надо просто сходить на лекцию Константина Михайлова в Читалкафе в этот вторник, 28 июля.
Услышав это, многие из них достигли просветления".

Если серьезно, просветления мы с вами может и не достигнем, но в истории дзэна завтра разберемся. Поговорим о его основателях и основных фигурах, о загадках и палочных ударах, Китае и Японии, сутрах и отказе от них. И попробуем понять, в чем состоит уникальность дзэна и его отличия от остальной буддийской традиции. Приходите.
Читалкафе, 19:30, вход 300 рублей. Странно жить в современном мире и ничего не знать про дзэн, так что будем наверстывать вместе.

15:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Нужен совет людей, знающих геологию (географию?).
Может ли быть какая-то примета рельефа, которая позволит опытному геологу/географу понять, что в этих местах может залегать какой-то полезный минерал?
Грубо говоря: холмистый берег реки может свидетельствовать о возможных медных залежах? (Пример, разумеется, выдуман из головы).

Буду очень признателен за ответ.

21:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очень странно чувствовать, как работоспособность падает от усталости. Это логично, естественно, но интересно само ощущение. Сегодня вот я работаю с утра, примерно с 10:30. Сейчас без малого 10, я написал 10 страниц текста, прерываясь только чтоб поставить чай или немного покрутить гантели. Естественно, я устал, и чувствую, как сложно мне становится сосредоточиться на тексте, как все время хочется отвлечься: вот, например, сделать запись в diary. Ужасно интересно, как это все работает по сути биологически.

10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В XVIII веке держава Габсбургов была одним из величайших государств мира. К концу XIX века никто не назвал бы так Австро-Венгрию. Но все же она оставалась одним из важнейших идейных и культурных центров столетия, оставалась "тюрьмой народов", причудливым и странным регионом, история которого была тесно сплетена с Балканами, Италией, Польшей и, конечно, внутренними землями - прежде всего Венгрией и Чехией. Завтра, 23 июля, на лекции, мы попробуем разобраться в изумительно интересной истории большого региона южной и юго-восточной Европы. Поговорим о Франце-Иосифе и его k. u. k. империи, о мадьяризации и русификации, о римских папах и итальянских революционерах, польских восстаниях и балканских переворотах. Словом, постараемся разобраться в жизни большого региона - от Рима до Варшавы и от Тироля до Болгарии, - который находился во второй половине XIX века под давлением двух империй, Венской и Петербургской, и о самих этих империях.
19:30, Читалкафе, вход 300 рублей.

09:44 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Конечно, буддизм появился не в Китае. Но, пожалуй, именно в Китае возникли самые оригинальные и необычные его школы. Встреча с китайской культурой, ни в чем не похожей на обычаи и практики Индии, оказалась для этой религии определяющей. Завтра, 21 июля, на лекции мы попробуем разобраться в хитросплетениях китайского буддизма. Поговорим о великих школах и императорах, перерождении и рае, бодхисаттвах и буддах, путешественниках и мятежниках. Словом, постараемся понять, как буддизм стал частью китайской традиции, а китайская традиция - частью буддизма.
Читалкафе на Чистых прудах, 21 июля, 19:30, вход 300 рублей.

Quodlibet

главная