Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В ленте FB напомнили, что сегодня годовщина смерти Льва Лосева. И, конечно, сразу за этим потянулось мое любимое:

Научился писать, что твой Случевский.
Печатаюсь в умирающих толстых журналах.
(Декадентство экое, александрийство!
Такое бы мог сочинить Кавафис,
а перевел бы покойный Шмаков,
а потом бы поправил покойный Иосиф.)
Да и сам растолстел, что твой Апухтин,
до дивана не доберусь без одышки,
пью вместо чая настой ромашки,
недочитанные бросаю книжки,
на лице забыто вроде усмешки.
И когда кулаком стучат ко мне в двери,
когда орут: у ворот сарматы!
оджибуэи! лезгины! гои! -
говорю: оставьте меня в покое.
Удаляюсь во внутренние покои,
прохладные сумрачны палаты.

13:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очень сильная визуальная передача масштаба потерь во Второй мировой войне.
Стоит посмотреть.

13:47 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вечером я буду рассказывать на лекции про скандинавов (кажется, я придумал, как рассказать про них так, чтоб было интересно мне - а на вас вечером протестируем). А пока у меня был перерыв в подготовке, прокомментировал для "Совы" очередной документ ВРНС. Интересно это будет, правда, только тем, кто интересуется проблемами современного православия.

20:49 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В Младшей эдде есть эпизод о том, как Локи и Хеймдалль борются друг с другом, превратившись в тюленей.
Готовая заявка на кинк-фест или что-то в этом роде.

09:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В захоронениях древних скандинавов не находят рогатых шлемов, а в основном вот такие. Это различие между реальностью и представлениями массовой культуры - обычное дело, когда мы говорим о викингах, их эпохе и культуре европейского Севера в раннем Средневековье. Поэтому во вторник, 5 мая, мы попробуем разобраться в них последовательно и поэтапно. Поговорим о Снорри Стурлусоне и Эддах, о рунах и судьбе, об организации пространства и времени, о Бальдре и Христе - словом, о том, во что и как верили скандинавы во времена язычества и начала христианизации, и том, что мы вообще об этом знаем.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

01:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
03.05.2015 в 23:20
Пишет Заболекарь:

Тактильным голодом томим
В ночной саванне я влачился
И африканский трубкозуб
На перепутье мне явился
Погладил лапою когтистой
С негромким хрюканьем и свистом
И длинным носом ткнулся в бок
И стало легче мне чуток
Когда ты грустен отчего-то,
Гуляй по тундрам и болотам
В степи, в горах, в лесной глуши
Зверятам пузики чеши


URL записи

10:04 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Продолжение давешнего. Готовлю лекцию по мифологии скандинавов и древних германцев, которую буду читать во вторник. Естественно, иду широким бреднем и читаю все подряд. И вот открываю книжку автора, который в принципе внушает мне известные опасения - но вдруг все-таки прилично? И пожалуйста: "Первым римским автором, который описал обычаи германцев первых лет н. э., был сам покоритель Галлии Гай Юлий Цезарь".

10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В XIX веке весь мир оказался разделен на владения колониальных держав. Это знает каждый, и ясно, что до сих пор мы ощущаем последствия этой эпохи. Но как система колониализма влияла на мышление людей? Что значили колонии для жителей метрополии, а метрополии - для колонистов и "туземцев"? Как появлялись колониальные герои и колониальные злодеи? Чего стоила одна полка британской библиотеки? В четверг, 30 апреля, мы попробуем разобраться во всем этом на множестве примеров - от восстания сипаев до Парагвайской войны и от завоевания Россией Средней Азии до драмы Бельгийского Конго. Колонии - неотъемлемая часть истории XIX веке. Попробуем в них разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход - 300 рублей.

22:45 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вы очень поможете мне, если напишете, откуда узнаете о публичных лекциях, на которые ходите. Рассказы друзей? Сайты? Если сайты - то какие? Радио? Словом, все способы. Спасибо! (Вопрос прежде всего к москвичам).

13:47 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Реликварий для хранения святого шипа (т.е. как бы шипа из тернового венца Иисуса), аметист, золото, горный хрусталь. 1340 год. Подробней.

09:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сложно представить человека, который бы не слышал о короле Артуре, Мерлине или Обероне. Все эти герои, пришедшие из британского фольклора, прекрасно известны нам если не из Шекспира и Мэллори, то уж во всяком случае из современных фильмов. Но что стоит за этими образами? Как они связаны с кельтской древностью и французскими средневековыми романами, с реальной историей и мифологией? Об этом, а заодно о том, почему Артур - король былого и грядущего, как найти Грааль, и что означает смех Мерлина, мы и поговорим на лекции во вторник, 28 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите!

18:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот за это видео его участницы получили до 15 суток. Это хулиганство.
Я посмотрел видео (надеюсь, это не считается соучастием). Теперь, если можно, объясните мне кто-нибудь, что в нем хулиганского. Ничего непристойного я там не заметил - очевидно, в Краснодарском крае знают что-то такое про непристойность, чего не знаю я. Сзади там, правда, монумент, посвященный сражениям на Малой земле. Оставляя в стороне причины, по которым сражения на Малой земле удостоились таких циклопических мемориалов, замечу, что до мемориала, кажется, не меньше 100 метров. Этот момент мне интересен уже как религиоведу. Каков радиус действия святыни? Если бы памятник был в 200 метрах или в полукилометре, это бы считалось хулиганством? А если в километре? И т.п.

15:55 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Не только армяне, но и ассирийцы. Тут дело не в том, кого больше и кого жальче. Всех одинаково. Просто никого забывать нельзя, а ассирийцев забывают прискорбно часто. Вечная память и им, и армянам, и всем. Все началось 100 лет назад, настоящий XX век, скверный.

С утра думаю об этом и поневоле рисуется сцена: прошло еще лет двести, может триста, и студенты спрашивают профессора: как же так? Что вдруг они сорвались с цепи в XX веке? Вроде в XIX все было еще ничего, хотя тоже, конечно, не ахти, а тут вдруг везде напридумывали каких-то между собой невнятых каких-то границ и давай резать - турки убивают армян и ассирийцев, камбоджийцы камбоджийцев, хуту - тутси, китайцы - китайцев, русские высылают целые народы куда Макар не гонял телят и самих себя не жалеют, немцы убивают кого ни попадя. Что их прорвало вдруг, что за безумное такое столетие, век вывихнул сустав? (Ну или что-нибудь поактуальнее ввернут, из Строгова, а не из Шекспира).
И он, ясное дело, снимает очки-велосипед и начинает объяснять, что, де, экономика вот, идеология, психология, причастие Буйвола, готтентотская мораль, и что вот можно вспомнить, скажем, Религиозные войны - тоже с нашей точки зрения чепуха, а люди убивали друг друга. Или вот General Crisis в XVII веке можно сравнить, и вообще - перелом эпох, кризис модерна, переход к новому историческому периоду. Бормочет, а сам про себя думает: ничего-то они не понимают, и я тоже ничего не понимаю, хотя занимаюсь этими, из XX века, всю жизнь. И правда, с ума они там что ли посходили? Бог весть, как они тогда сказали бы. Или это в XIX веке? Пожалуй что так.

13:32 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Готовлюсь к лекции про Артуриану, Шекспира и их связь с религиозной дохристианской традицией Британии. (Читать буду в следующий вторник).
Решил послушать одну из модных сейчас минилекций на эту тему в сети - всегда полезно знать, как коллеги подают информацию. Ссылку давать не буду, кому захочется - найдет сам.
Боже, какие там россыпи! Серьезный ученый рассуждает о славянском тотеме медведя, как будто славянский тотемизм доказан. Филолог на голубом глазу говорит, что "медведь" - кённинг (почему вдруг этот неуместный термин?), скрывающий первоначальный корень "bear", хотя всякому известно, что и "bear" - ритуальный эвфемизм к более раннему корню с rs (ursus, arth и т.п. - уж человек выступающий про Артура должен был бы это знать как Отче наш). О мелких неточностях я не говорю вовсе.
Я совсем не могу сказать, что я научный пурист и любитель копаться в мелочах. В любой лекции неизбежно случаются ошибки и неточности, нет научных работ, к которым нельзя было бы предъявить претензий. Такова наука, тем более таков жанр публичных научно-популярных выступлений - кому как не мне знать, что в таких делах известные упрощения и огрубления неизбежны. Но иногда встречаются какие-то поражающие воображение вещи.

20:32 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Интервью с Татьяной Горичевой на Правмире. Там же внизу есть ссылка на ее краткий автобиографический рассказ.
Горичева - одна из самых недооцененных фигур второй половины XX века. Между тем знать о ней совершенно необходимо. Феминистки должны знать о ней, потому что она стояла у истоков советского послевоенного феминизма во времена, когда за это отправляли в психиатрические клиники. Православные - потому что она, безо всякого сомнения, входит если не в пятерку, то в десятку крупнейших православных богословов последних пятидесяти лет. Любители истории - потому что Горичева, совмещавшая феминизм и православие в условиях брежневского СССР представляет собой столь поразительный исторический кейс, что мало какой другой может с ним сравниться.
Можно не соглашаться с философией и богословием Горичевой (как ранней, гораздо более профеминистской, чем это может показаться сейчас, Горичевой цитировавшей не только Хайдеггера, но и Лакана; так и поздней, действительно ставшей на более консервативные позиции). Можно по-разному относиться к православию и феминизму, хотя, конечно, отношение к обеим этим системам ценностей без уважения нередко маркирует человека недалекого. Но даже если вы все-таки не интересуетесь ни тем, ни другим, о Горичевой стоит знать.
К сожалению, в сети не очень много ее работ, но сборник "Православие и постмодернизм" точно есть, и, если вы не сможете его найти сами, а захотите, можно написать мне и попросить прислать копию. Но сборник, конечно, достаточно специальный, это непростые богословские статьи. А интервью и автобиография по ссылке дают необходимую общую информацию.

(Оговорю напоследок тоже очевидное: если вы до такой степени не знакомы с предметом, что не слышали ни о Бовуар, ни о Каппадокийских отцах, в процессе чтения придется гуглить).

15:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Проверяю студенческие работы, нахожу в них плагиат и буквально плачу.
(На самом деле у меня слезятся глаза из-за сочетания насморка, светобоязни и яркого экрана, на который приходится смотреть; но все же меня можно было бы сфотографировать и показывать студентам в назидание).

10:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
23:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Возможные доказательства торговых связей между Дальним Востоком и доколумбовой Америкой.
Речь, конечно, об Аляске.
Все это заставляет еще раз усомниться в приоритете Колумба; викинги в Винланде по нашим временам общеизвестны, дискуссии о басках ведутся последние полвека, теперь вот все новые доказательства связей через Берингов пролив.
На всякий случай отмечу очевидное: все это нисколько не умаляет достижений Колумба, потому что между отдельными контактами и планомерной колонизацией - "дистанции огромного размера".

09:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра, 21 апреля, на лекции мы будем говорить о религии древних кельтов. При ближайшем рассмотрении там все оказывается далеко не так просто, как представляет массовая культура. Так что придется разобраться, кем были кельты, что такое друиды, филиды и барды, во что и почему они верили, и как это все повлияло на дальнейшую культуру - от легенд о короле Артуре до шекспировских текстов. Мы никогда раньше не обсуждали кельтов на наших лекциях. Давно пора.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей, золотые серпы сдавать в гардеробе.
Приходите и приводите друзей.

22:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Классическая баллада о Робине Гуде и отце Туке в "Reliques of Ancient English Poetry" Перси 1765 года начинается известным всякому "Двенадцать месяцев в году, двенадцать, так и знай..."
В оригинале, как я сейчас узнал, это четверостишие звучит так:

But how many merry monthes be in the yeere?
There are thirteen, I say;
The midsummer moone is the merryest of all,
Next to the merry month of May.

(Я готовлюсь к лекции по религии кельтов, и иногда это ведет меня в неожиданные стороны).

Quodlibet

главная