• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:04 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В фб-ленте напомнили, что сегодня день рождения Арсения Тарковского, и сразу, конечно, полезли в голове строчки. Почему-то вспомнилось из любимого стихотворения, но не самое известное: "Судьбу свою к седлу я приторочил; // Я и сейчас, в грядущих временах, // Как мальчик, привстаю на стременах".
Лекманов вот пишет, что Тарковский ему всегда казался эпигоном, и, действительно, в смысле техники, слога Тарковский принес, наверное, немного нового в русскую поэзию. Но это искупается с лихвой тем, что он был много умней подавляющего большинства наших поэтов, даже и из числа самых великих.

10:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
XIX век невозможно представить себе без массовой политики. И речь не только об избирательных правах и парламентских дебатах (хотя и это, конечно, было). Дело в том, что в XIX веке свое развитие начали большие идеологии и новые политические концепции. Три важнейших из них, сыгравших ключевую роль в истории того времени и сохраняющие свое значение до сих пор - социализм, национализм и идея борьбы за права. Именно о них мы и поговорим на завтрашней лекции, и разговор выйдет очень интересным: за абстрактными концепциями лежат реальные приключения необычных людей. Поговорим о том, зачем женщины бросали топоры, а народовольцы и фении - бомбы в политиков; о больших судебных процессах и великих операх, о Бисмарке и Гарибальди, Мадзини и Панкхёрст, Марксе и Вебере. Словом, затронем плеяду интересных людей и множество интересных событий.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите.

10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
И вот, наконец, мы добрались до самой важной лекции нашего миникурса - истории иудаизма в эпоху Первого храма, царей Соломона и Иосии, Вавилонского плена и пророков. И, главное, рождения первого в мировой истории настоящего монотеизма.
Завтра, 23 июня, на лекции мы будем разбираться в том, как так получилось. Почему монотеизм появился именно у иудеев и именно в этот период; что в библейской истории исторично, а что - мифологично; как создавался библейский текст. Поговорим о Яхве и его божественной супруге, о том, как выглядел и когда исчез иудейский политеизм, почему в имена некоторых библейских персонажей входят корни, значащие "срам" и "глупость". И, конечно, о том, как и в чем великие культуры древности влияли на становление иудаизма.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

21:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
довольно спорная, по любопытная заметка. Оригинал 2013 года, т.е. не совсем свежо, но подборка интересная.
Мне не очень близок специфический пафос автора (если бы можно было так сказать, я назвал бы его разом и левым, и республиканским). Но его мысли во многом созвучны моим постоянным размышлениям о "совершенно новом времени".

13:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Каждую сессию в сети начинаются обсуждения плагиата. Прежде всего благодаря преподавателям: пятнадцатый раз проверив уворованную работу ты чувствуешь вдохновение и спешишь в соцсеть желчно (и в той или иной мере остроумно) обличать. Все грешны, я сам не без греха - вчера вон снова написал про плагиаторов.
Естественно, вокруг этих дацзыбао начинаются споры. В этом году я поглядывал на них с большим вниманием и обнаружил, что самый распространенный аргумент формулируется примерно так: "Поиски плагиата это глупость, потому что от студента младших курсов в принципе нельзя ждать самостоятельной работы".
Довод этот я не только читал в сети, но и слышал - как от студентов, так и от бывших студентов. Оставлю в стороне соображение, что в основном его воспроизводят те, кто сам приворовывал. Возможно, это был бы и несправедливый упрек. Но даже если и так, даже если человек, который пишет это, в рефератах и эссе студенческих лет был честен, как спартанец, и красноречив, как афинянин, сама такая постановка вопроса предполагает, что в системе высшего образования он ничего не понял.

Прежде всего: да, действительно, первокурсник крайне редко может написать самостоятельную работу. Это нормально. Но именно за этим и нужен реферат.
Вопреки почему-то сложившемуся у многих представлению, задача реферата не в том, чтоб научить студента делать научные открытия. Для этого есть курсовые старших курсов, диплом, лабораторная работа (у естественников), полевые и архивные исследования (у гуманитариев). Реферат нужен для того, чтоб студент освоил язык и метод.

Ниже я попробую в двух коротких пунктах объяснить, зачем нужен реферат. Если вы и сами знаете - проматывайте. Ничего особенно оригинального там не будет.

1.

2.

14:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Каждую сессию на меня, как и почти на любого преподавателя ВУЗа, обрушивается оползень из студенческих работ. Проверить их все быстро довольно сложно и, конечно, неизбежно какую-то часть проверяешь не сразу, а спустя несколько дней, неделю, а иногда, если завал особенно сильный, даже и дольше.
Так вот за несколько лет преподавания я вывел строгую закономерность. Если студент пишет повторно и просит поскорее проверить его работу, то можно быть практически уверенным, что в работе есть плагиат.

10:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра, 16 июня, мы продолжим наш разговор о становлении монотеизма. Для этого нам придется свернуть немного в сторону и обсудить одну из самых удивительных и интересных религий древности - зороастризм. Выясним, как говорил Заратуштра, посмотрим, как складывалась история первых в истории дуалистических концепций. Поймем, почему персы боялись письменности и волков, но любили пчел, коров и собак, поговорим об уникальных похоронных и семейных традициях. Затронем, конечно, и историю Персидской империи. И, наконец, попробуем понять, почему зороастризм пал. Это редкий в истории случай без малого полного исчезновения религии, бывшей некогда одной из величайших в мире, и разобраться в этом очень интересно.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите.

10:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
XIX век был эпохой не только политических и научных изменений, но периодом, когда решительно изменялись отношение к телу, сексу и гендерным отношениям. Многие из возникших тогда идей живы в нашем обществе поныне. Другие, напротив, исчезли или трансформировались, но в любом случае образы XIX века продолжают оказывать на нас влияние.
Так что наша завтрашняя (11 июня) лекция о теле, сексе и гендере в XIX веке много актуальней, чем может показаться на первый взгляд. Поговорим о теле здоровом и больном, о спорте и войне, о проституции и супружеской жизни, о дозволенном и недозволенном. О теле личном и национальном. Об отличиях в восприятии тела и сексуальности в разных регионах. И, конечно же, поговорим о том, как начало меняться распределение общественных ролей, о том, как женщина XIX века воспринималась мужчинами и как она понимала саму себя. А для этого нам придется вспомнить и императриц, и медсестер, и писательниц, и много кого еще.
Словом, думаю, это будет интересно. Приходите.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.

19:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очень интересное интервью Гинзбурга Медузе.
Тем, кто занимается историей, читать нужно непременно, да и всем прочим не помешает.

10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На последних лекциях мы с вами искали корни иудейского монотеизма. Завтра, 9 июня, мы подойдем к этим корням необыкновенно близко. Речь пойдет о религии и культуре Финикии, которая в чем-то была на древнееврейскую очень похожа, хотя в другом могла отличаться от нее диаметрально. Возможно, это самая удивительная из культур древнего Средиземноморья, и мы постараемся обсудить ее как можно более полно. Поговорим о лучших в мире кораблях и постоянных человеческих жертвоприношениях, о богах и экономике, об Угарите, с которого все началось, и Карфагене, которым все закончилось, о библейском Хираме и вергилиевой Дидоне, о долгих путешествиях и умении защищать собственный дом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите.

19:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мой комментарий "Сове" - формально Собчак в прикиде, а фактически о более серьезных проблемах.
(Комментарий на мой вкус жестковат, но уж как вышло).

11:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот здесь, если проигнорировать разные глупости, можно записаться на интернет-лекцию о Крещении Руси, который я, надеюсь, проведу завтра вечером.
Рекламировать тему крещения не буду - всякому ясно, что она из числа самых интересных в отечественной истории. Обещаю посмотреть на нее в широком историческом контексте.
Вход платный, стоит 200 рублей, так что, как говорится, судите сами. Москвичам не стоит, конечно, тратить время (лучше в следующий вторник сходите на мою живую лекцию про Угарит, Финикию и Карфаген), а вот тем, кто давно хотел ко мне попасть, но живет в других городах, это может быть любопытно.

upd: Там обнаружились какие-то проблемы с регистрацией. Спасение - в комментариях к этому посту.

15:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера с Асей говорили о том, как вырабатывать у студентов навык критического мышления и скептицизма.
Сегодня готовлю конспект для завтрашней лекции и в очередной раз сталкиваюсь с тем, как работает скептицизм внутри меня самого. Буквально внутри: если я использую в конспекте какую-то мысль или факт, которые не смогу подтвердить ссылкой, когда меня о ней спросят, в животе у меня появляется неприятное ощущение. Щемящее чувство, в терминах Винни-пуха. Эдакая пустота, ненаполненность. Полагаю, что это пресловутые бабочки в животе недовольно садятся и презрительно складывают лапки на груди. Проходит все это в тот момент, когда я стираю неточную мысль или нахожу ей доказательство.
Чувство это очень неуютное, поэтому на всякий случай я перепроверяю даже то, что в чем совершенно уверен.
Задача высшего гуманитарного образования, вероятно, состоит в том, чтоб поместить это неприятное ощущение в живот каждого выпускника.

10:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На стыке XIII и XII веков до нашей эры цивилизации Ближнего Востока одна за другой пали. Некогда великие города были заброшены, мощные государства так и не смогли вновь подняться к власти. Эти события в современной истории называют "Бронзовый коллапс".
Завтра, 2 июня, на лекции мы постараемся разобраться в этой странной и очень интересной истории. Разобраться, конечно, в первую очередь как религиоведы. Обсудим, во что верили люди до коллапса. Поговорим о Мардуке и Тиамат, о женских образах Эгейской цивилизации и богах древних хеттов, затронем Угарит и попробуем понять, кем были и во что могли верить "народы моря". Рассмотрим сам коллапс и постараемся нащупать его причины. И, наконец, разберемся, как коллапс повлиял на историю вообще и историю религии в частности.
Мне кажется, что это удивительно интересная тема. Я никогда раньше о ней не рассказывал, так что жду лекции с нетерпением. Приходите. Начнем лето интересно.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.

12:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Думаю, примерно лет девять тому я зашел на diary и решил поискать знакомых. В те времена крутился я в основном в трех местах - в МГУ, где тогда учился, на ролевых форумах (тогда мне еще не казалось, что это медленно; видимо, с возрастом я становлюсь все менее терпимым) и на форуме любителей альтернативной истории. Эти последние и интересовали меня больше всего - меня тогда здорово увлекали все эти построения. В 17-20 каждый должен пройти свою игру в бисер. У меня это была Европа, в которой сохранилось язычество, языческий каролингский ренессанс. Много было ерунды, конечно, но, как я понимаю сейчас, были и неплохие идеи. Магнум даже стихи про мои идеи написал. Ну это для тех, кто понимает. Теперь на этом дневнике таких, наверное, не очень много.
На ФАИ все были, конечно, старше меня - под тридцать, а кое-кто и за сорок. Кроме меня таким же молодым был только один юзер и, найдя его на diary, я, конечно, немедля подписался - еще другим логином, который вы все тоже уже забыли.
Откомментировал, получил ожидаемый ответ типа "ты, чужеземец, кто?" и далее про странную лопату на блестящем плече. Т.е. спросили-то меня, конечно, что-то другое. Я уже забыл точно, прошло девять лет. Но смысл был этот. Впрочем, вопрос был вполне доброжелательный. Я представился - Константин, де, Редигер, с ФАИ. Пара взаимных одобрений и мы, конечно, забыли друг о друге. Ну так, как забыли? Начали друг друга читать, но у каждого было еще по две сотни избранных, оба распускали хвосты в своих блогах, развлекались, играли в политику и придумывали политику в играх.
В общем, ничего мы друг о друге не знали, тем более, что жили в разных городах. Не знали, что будем, подвыпив, болтать по скайпу о левых партиях; что напишем вместе несколько книжек; что главным нашим словом станет "синхрон"; что будем доверять друг другу секреты; что будем перебрасываться самыми безумными идеями; что эти безумные идеи станут важной частью нашей жизни. Словом, не знали, что станем друзьями. Но стали.
С днем рождения, Модо.

18:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Еще одна радость от переводчиков Хобсбаума:
"— Вы должны слышать все, что он сказал — я должен жить где-нибудь на горе, отправиться в Египет или Америку.
— Хорошо, что из того? — заметил холодно Штольц. — Вы можете быть в Египте через две недели и в Америке через три недели.
— Кто же поедет в Америку или Египет ? Англичане, но тогда это способ, по которому Господь Бог создал их и кроме того, у них негде жить дома. Но кто из нас стал бы мечтать о путешествиях? Какой-нибудь отчаянный парень, возможно, чья жизнь для него самого ничего не стоит."
Хобсбаум читал Гончарова и использует его в эпиграфе к одной из глав. А вот Т.Горяйнова, В.Белоножко и их научный редактор, к.и.н. А.А.Егоров этого, видимо, не делали. В противном случае они знали бы, как звучит это место в оригинале:
"- Помилуй! Ты послушай, что он тут наговорил: "живи я где-то на горе, поезжай в Египет или в Америку..."
- Что ж? -- хладнокровно сказал Штольц. - В Египте ты будешь через две недели, в Америке через три.
- Ну, брат Андрей, и ты то же! Один толковый человек и был, и тот с ума спятил. Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так господом богом устроены; да и негде им жить-то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем".

Был Кочубей богат и горд
Его поля обширны были,
И очень много конских морд,
Мехов, сатина первый сорт
Его потребностям служили.

10:04 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
XIX век - век безусловных успехов капитала. В те времена не просто делались состояния и росли проценты продаж. Буржуа был главным героем эпохи и ее законодателем, его отношения с рабочим - главным нервом столетия, его вкусы - общепризнанной нормой. И завтра, 28 мая, на лекции мы попробуем разобраться в причинах и следствиях этой ситуации. Мы будем говорить об экономике XIX века, но не столько о цифрах и денежных потоках, сколько о том, как люди объясняли себе экономические условия, о том, что они думали про выгоду и разорение, про золотые лихорадки и всемирные выставки. Поговорим, конечно, и про социалистов, и про викторианских джентльменов, и про призрак коммунизма, и про призрак из диккенсовской "Рождественской песни", и про множество других вещей. Мне кажется, разговор выйдет интересным.
Приходите и приводите друзей. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

23:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В не слишком удачный день возвращаешься домой уже в темноте, и деревья в парке пахнут смесью себя самих, лекарств и застаревшего пота.

12:56 

3 иг возраст

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На детской площадке из новых (горки в виде ракет и мягкий пол, который уже не назовешь землёй) качели — большой не то таз, не то щит гоплита. Лет до десяти, думаю, в нем можно лежать. И вот сейчас там лежит девочка, а мальчик и девочка поменьше, наверное, сестра, раскачивают качели все сильней, пока, наконец, младшей не становится трудно дотягиваться до края круглого сидения. И тогда, поняв, что никак не достать, она вдруг прыгает вверх и всем весом обеими руками толкает качели вниз с изяществом профессионального спортсмена. Движение мускулов, интуитивное понимание ньютоновой механики - сцена платоновской академии в исполнении пятилетней.

***
Сидит на заборчике рынка и болтает ногой в туфельке: высоковато. Думаю, ей около 75. На голове платочек. Кофта, чёрная юбка, пластиковый мешок с овощами. Сперва я думаю, что она приторговывает чем-то, пока рыночные надзиратели отвлеклись, но потом понимаю - нет, просто сидит, смотрит на проезжающие машины.
Заметив, что я ее разглядываю, она, видимо, понимает, что вышла из роли, немедля прекращает качать ногой и подбирает губы.

***
Подруга пишет мне, что вытянула на экзамене топографию и богословие Данте. Я поднимаю глаза от телефона. Мимо фырчит неожиданно уместный мотоциклист на Веспе. В пандан ему навстречу мне - мальчик на самокате, к рулю которого прикручены с обеих сторон георгиевские ленты. Отталкиваясь ногой, он тянет бесконечное детское ля-ля-ля.
Я иду к родителям мимо сквера, где в таком же возрасте впервые узнал, что дружба - нечто большее, чем просто слова "давай дружить"; иду со встречи с человеком, которого когда-то любил, а теперь, много лет спустя, не чаю, когда можно будет вежливо попрощаться. От былой Беатриче, словом, через сумрачный сквер. Топография и богословие, пущенные в обратной перемотке. Вергилий на Веспе, заметив мой взгляд, оглядывается и прибавляет газу.

@темы: иг

Quodlibet

главная