Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Случайно узнал сейчас, что в 1954 году вышли "Мэйдзин", "Повелитель мух", "Властелин колец", "Признания авантюриста Феликса Круля", "Оттепель" и три классических детских текста - "Мио, мой Мио", "Опасное лето" и "Конь и его мальчик". В принципе хватило бы первых трех, да?
(Я понимаю, что не все разделяют мою любовь к Кавабате, но мне кажется, что "Мэйдзин" - один из лучших романов послевоенной эпохи).

09:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Эта страница Корана, хранящаяся сейчас в Бирмингеме, одна из самых старых сохранившихся до наших дней. На самом деле она такая старая, что это даже вызывает некоторые вопросы - возможно, она опровергает традиционную датировку записи Корана. Об этом, как и о многом другом, связанном с ранней историей ислама, мы поговорим на лекции во вторник, 18 апреля.
Ислам у всех на слуху. Но, как ни странно, часто мало внимания уделяют основателю этой религии, пророку Мухаммеду. Между тем его биография, тесно переплетающаяся с историей Корана и ранней исламской общины, удивительно интересна. Попробуем разобраться в ней, контексте жизни пророка и запутанной истории той эпохи. И поймем, что современная наука думает о причинах и процессе появления одной из величайших религий планеты.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера пересмотрел "Английского пациента". Первый раз я смотрел его лет, наверное, девять-десять тому назад. Уже тогда он мне очень понравился, но вторичный просмотр произвел на меня, что редкость, даже большее впечатление. Наверное, потому, что я смог оценить в большей степени и то, как фильм сделан, и то, о чем он. Научился видеть скрытые цитаты, параллели, и в то же время просто стал старше. Теперь я примерно в том же возрасте, что и кино-версия Алмаши, и мне легко ассоциировать себя с ним (реальный Алмаши был старше, неприятней и интересней, и по целому ряду причин, я едва ли смогу узнать в нем себя).

***
(В скобках замечу, что сюжет "Английского пациента" - готовая почва сюжетов для нашей "Руритании" или для кроссоверов с целым рядом текстов от рассказов Лавкрафта до оригинальной или ремейковой "Мумии". Сам я никогда ничего такого писать не буду, потому что мне слишком нравится "Английский пациент". Но если кому надо - дарю).

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Золотом по стеклу: совершенно современный портрет нарисовали на самом деле 1700 лет назад, во времена великого кризиса. Судьба этой конкретной женщины к сожалению неизвестна, но в целом империя в ее дни переживала серьезные испытания. Политические перевороты следовали друг за другом. Варвары на границах набирались смелости. Беспокойна была религиозная жизнь империи. По швам трещали финансы. На дорогах бесчинствовали разбойники. С востока грозили серьезные враги. Урожаи становились меньше - и все это только часть проблем. Словом в Рим пришла беда. Но ведь еще недавно Рим был сильнейшим государством на Земле? Как же так вышло? И что получилось в результате? Именно в этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 13 апреля. А вместе с тем, обсуждая один из самых тяжелых кризисов в истории человечества, возможно, сумеем отчасти ответить и на вопрос, который волнует любого любителя истории: почему все-таки пала Римская империя?
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Фотографии с праздника Холи вроде той, что вы видите внизу, давно уже стали привычной частью ленты новостей. Мы перестали этому удивляться. Но на самом деле для того, чтоб многоцветные снимки стали для нас обыденностью, Индии и ее религиозной традиции пришлось пройти долгий путь. На лекции во вторник, 11 апреля мы постараемся проследить его от первых столкновений индуизма с европейцами до современного положения. Поговорим о моголах и англичанах, о португальцах и республиканских реформах - и о том, как они все влияли на развитие религии, делая современный индуизм разом и похожим, и не похожим на то, каким он был полтысячи лет назад. Словом, разберемся в новейшей истории индийской религии - и постараемся развеять кое-какие мифы о ней.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


22:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Банальна мысль о том, что Ницше - большой поэт ("Однако ему весьма не повезло с поклонниками", как говорил Г.А.). Гораздо реже это почему-то говорится о Фрейде, хотя иногда поэзия его идей чувствуется очень остро.
(Кажется, что-то такое было у Одена?)

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Суровый Ганеша из раннего Средневековья - один из важных героев нашей лекции во вторник, 4 апреля. Мы вообще редко думаем о средневековой религии Индии. О Ведах и Упанишадах слышали все, о современном положении - тоже, а между ними как будто дыра длиной в две тысячи лет. Между тем в действительности средневековая индийская религиозность более чем заслуживает внимания. Новые боги и новые концепции, конфликты и споры, философия и искусство - чего только там не было. И современный индуизм часто связан со своим средневековым прошлым очень тесно. Попробуем разобраться во всем этом: странно все-таки ничего не знать про историю одной из самых больших религий планеты.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

11:17 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Музыканты играют, толпа, оставшаяся за кадром, ревет, вот-вот будет нанесен последний удар - но судья останавливает бой. Чего он ждет? Разве гладиаторы не всегда погибали на поле боя?



Не всегда - и об этом мы тоже поговорим на лекции 30 марта. А еще о том, как была устроена жизнь гладиаторов между боями, о развлечениях - официальных и нет, о ворах и разбойниках, запрещенных взглядах и поступках. Даже у Римской империи была изнанка, мир грабежей, игр и насилия, происходившего подчас на арене, но нередко и вне ее. Попробуем на одну лекцию примерить на себя - ну не тоги, конечно, наши завтрашние герои тог не носили, - но туники и плащи обычных римлян и посмотреть на Рим развлечений и преступлений.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

20:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новый постгутенберг: мы много говорим о влиянии интернета, но всегда оказываемся к нему не готовы. То, что происходит на наших глазах - вот этот вот выход молодых людей на митинги (наконец-то), этот таинственный мир Youtube с миллионами подписчиков (куда там топовым блогерам), мессенджеры, в которых организуется все от покупок косметики в Китае до сбора помощи нигерийским активистам - все это прорыв усовершенствования. Если появление интернета сравнимо с изобретением Гутенберга, то сейчас мы видим аналог Альда Мануция: курсив, ин-октаво. Не печатная книга совершает революцию в сознании, а массовая печатная книга, которую можно положить в карман, принести с собой на диспут, похитить из библиотеки, одолжить приятелям, подарить возлюбленным, спрятать во время обыска. Не интернет как таковой совершает переворот, а интернет в кармане, интернет интимный, интернет на устройстве, которое не просматривают родители или начальники. Вчера на митинг вышли не только люди, которые всю жизнь прожили при Путине, но и люди, которые с пяти лет играли на планшетах и на уроках в школе обменивались не записками, а вотсапами (или что у них там). А мы только рот разинули и обмениваемся об этом статусами в фейсбуке из прошлого десятилетия.

***
Но все-таки на Пушкинской вчера было интересно. Все по-новому, а интересно - по-старому.

10:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Четыре тысячи лет быки тащат повозку, но кучер по-прежнему не хочет взглянуть на них: он о чем-то задумался. Может быть, о религии? Во что он, житель древнего Мохенджо-Даро, мог верить?



Это - один из вопросов, которыми мы зададимся на лекции во вторник, 28 марта. Начиная наш миникурс по истории религий Индии, мы прежде всего должны обсудить древность. Мохенджо-Даро и Веды, первые религиозные системы Индии и их первые же кризисы, формирование индийского общества с его непривычными особенностями и становление первых индийских империй. Что думает обо всем этом наука? Поговорим об одной из древнейших цивилизаций на планете, которая, как ни удивительно, продолжает оказывать прямое влияние на современность, и посмотрим, что там было к чему.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Обычная рубрика о том, что нужно знать своих героев. Пролистал для лекции маленькую книжку про гладиаторов. Перевод с итальянского, так что оценить точность в целом я не могу, но имена и названия - шедевр на шедевре. "Сравнительные жизнеописания" Плутарха превратились в "Параллельные жизни". Антиох Эпифанский! Бен Ур! (То, что режиссер из Уайлера стал Вайлером еще можно простить). Добил меня Дж.Л.Джером. Это не родственник Джерома Клапки, а Жан-Леон Жером. Не последний художник, между прочим.
Впрочем, и святая Бландина там время от времени становится Блондиной.
Переводчик на обложке стыдливо не указан, и это разумно. Я, положим, человек мирный. Но фанаты Рима бывают горячими ребятами.

UPD: Забыл (у меня случилось вытеснение от восторга). В книге фигурирует Десятый Брут!

17:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот тут можно рассказать, почему и как вы читаете и пишете фанфики. И при этом помочь исследованию. Интересно и полезно!

10:38 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В телевизоре и на экране компьютера - священники, в центре города - церковные стройки, в школах - ОПК, а в университетах - степени по теологии. Недавно на Ордынке я снял такое вот граффити. Кажется, Русская православная церковь теперь везде и всюду. Но что она представляет собой на самом деле? Кто и как ей управляет? Как она зарабатывает деньги и как их тратит? Как устроена жизнь обычного священника, и кто становится епископом? Какие проблемы стоят перед современными православными, и как они хотят их решать?
На все эти вопросы (и другие вопросы о православии, которые возникнут у вас) мы постараемся ответить на лекции во вторник, 21 марта. Русское православие часто совсем не такое, каким видится на первый взгляд, не такое, каким его представляют критики, но в то же время и не такое, каким само хочет казаться. Так что посмотрим на него с точки зрения религиоведения и, может быть, увидим что-то неожиданное и интересное.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Как вы все понимаете, современное православие - та тема, которой я занимаюсь наиболее серьезно. Так что лекция будет, конечно, развлекательная, но вопросы можно будет задавать практически о чем угодно.

10:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Гантели, бег, бикини - если бы мы не знали, что мозаика сделана во времена Древнего Рима, ее можно было бы счесть современной. Действительно ли римлянки занимались спортом? Как они вообще относились к своему телу, что считалось красивым, а что нет, что здоровым, а что болезненным? Какие сексуальные практики поощрялись, а какие осуждались? И какую роль секс играл в культуре Древнего Рима? И, наконец, эти женщины - кем они могли быть? Какова была роль женщины в эпоху Империи? Обо всем этом - о гендере, сексе, теле, о спорте и наследствах, грамотности и религии, - мы и поговорим на лекции в четверг, 16 марта. Читая римских историков, мы смотрим на Рим глазами мужчин; попробуем взглянуть на него глазами женщин.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.



N.B.! Коллеги, вход 18+. Ничего ужасного мы обсуждать не будем, но о сексе речь пойдет обязательно, а, как говорили римляне, dura lex sed lex: закон суров, но это закон.

22:38 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
После перерыва в - три года? четыре? - начал снова писать что-то про Лавикандию. Странное ощущение. Я знаю, что не могу не писать про нее, но в то же время писать про нее мне тяжело. Одежда не выросла: сорочка по руке, башмак не жмет; даже не стала чужой. Просто сложно в ней смотреться в зеркало.

00:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Несколько неожиданно меня пригласили поговорить на радио Маяк о раннем протестантизме - конечно, на самом общем уровне (глубже я бы и не взялся). Мне кажется, получилось неплохо и ведущий был приятный и знающий человек. Послушать, если интересно, можно тут:
radiomayak.ru/videos/video/id/1641124/

20:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Эдит Гэррод, одна из первых женщин западного мира, владевших джиу-джитсу. В 1910-х годах она начала учить боевым искусствам других женщин, создав своего рода отряд, который называли "Джиуджитсуфражистки". Вместе они защищали суфражисток от полицейского произвола.



С тех пор прошло сто лет. Полицейские никуда не делись, и сегодняшние аресты в Москве и Петербурге это доказывают наглядно. Но с джиу-джитсу или без, вы победите, как побеждали последнее столетие.

С международным женским днем!

11:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мишки очень любят мед, но почему - это, как известно, вопрос сложный. Та же история с вот этим моим интервью. У меня на днях его взяли. Почему? Кто поймет. Кажется, я не тот человек, интервью которого о жизни могут быть кому-то так уж интересны. Но вдруг?

(Если серьезно, когда у тебя берут интервью такого рода - ощущение неловкое).

16:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пионеры 1930-х годов составляют список тех, кто сходил на Пасху. Вполне обыденная, хотя от этого не менее ужасная сцена тех времен. Но еще двадцатью годами вообразить, что посещение церкви на Пасху может быть предосудительным, было невозможно. Что изменилось за эти годы? Именно в этом мы и попробуем разобраться на лекции во вторник, 7 марта. Поговорим о гонениях на Церковь и советской антирелигиозной политике, но не только о них, потому что гонениями дело не ограничивалось. Были внутренние споры, и очень жаркие, была эмиграция, в которой Церковь тоже существовала, и судьба ее там была очень интересна. Был, наконец, длинный ряд совершенно удивительных фигур церковной истории, героев эпохи, судьбы которых дадут фору любому приключенческому роману. В этой запутанной истории разобраться не всегда просто. Но мы попробуем.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Этот обуглившийся круг - хлеб, который выпекли две тысячи лет назад. Потом было извержение Везувия и только что испеченный хлеб засыпало пеплом. Он обуглился и окаменел - и благодаря этому дожил до наших дней. В отличие от имени человека, который его испек.
Вспоминая древний Рим, мы часто говорим о патрициях и редко - о простых людях, о тех, кто пек хлеб, молол зерно, о тех, кому хлеб раздавали, и тех, кто покупал его. Между тем именно эти люди, а не сенаторы и богачи, составляли основную массу населения Рима. Так что на лекции в четверг, 2 марта, мы постараемся немного восстановить справедливость - и проживем жизнь обычного римского булочника I века. Посмотрим его глазами на общество вокруг, на водопроводы и городское строительство, политику и экономику. Словом, попробуем увидеть Рим так, как видело его большинство обитателей.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Quodlibet

главная