09:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В самом начале своей истории буддизм разделился на две большие ветви. И хотя в европейской массовой культуре более популярна оказалась северная ветвь, с ее тибетскими ламами, дзэнскими мастерами, японской и китайской эстетикой и всем прочим, южная ветвь ничуть не менее интересна. Буддизм Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Вьетнама - мощные и глубокие традиции. Именно в их истории (и заодно, конечно, истории Юго-Восточной Азии вообще) мы и попробуем разобраться на лекции. Обсудим монахов и правителей, колонизацию и синкретические смешения религий, змей и богов. И убедимся, что южный буддизм - тема захватывающе интересная.
3 апреля, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
От мельчайших клеток, первое в истории изображение которых вы видите на иллюстрации, до далеких планет, от всесильного тяготения до невидимой руки рынка - англичане и шотландцы Нового времени описывали и объясняли наш мир, в то время как в парламенте и кабинетах первых премьер-министров другие англичане и шотландцы создавали первую действительно современную политику. Как так получилось? Почему именно Британия стала к концу XVIII века главной страной мира? Как совершалась научная революция? Почему Ньютон заседал в парламенте? Как гнилые местечки влияли на развитие общества? Из-за чего технический вопрос о создании сверхточных часов был одним из центральных для британского общества? Как интриги, политика и войны определяли будущее прогресса? Попробуем ответить на все эти вопросы на лекции 29 марта.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.



(Я упоминаю Ньютона на каждой второй лекции. Пришла пора поговорить о нем всерьез!)

17:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал "Кольца Сатурна" Зебальда и жалею, что не сделал этого раньше: советовал бы всем слушателям после курса о XIX веке. Тут и Шатобриан, и Бельгийское Конго, и Тайпины, и быстрые деньги промышленников века империй, и Конрад, на которого я не раз ссылался, и Борхес, на которого в лекции почти никогда не сошлешься. Почитать стоит, если вы любите слушать чужие рассказы, и совсем не стоит, если вы любите чужие приключения.

Еще россыпью, чтоб отвлечься

***
Вести блог как раньше уже не выходит. Время от времени я что-то сюда сбрасываю, но первое желание записать свои мысли ведет не на diary, а в телеграм: t.me/mykhology
Там есть все это и то, для чего дневники решительно не подходят - иллюстрации с комментариями.
Если вы ведете канал в телеграме, поделитесь ссылкой в комментарии

10:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Дети-монахи - обычное дело в Южной Корее, но, к счастью, это монашество кратковременное, на пару недель. Просто, чтоб ребенок разобрался в основах корейской буддийской традиции. У нас, к сожалению, возможность на две недели уехать в корейский монастырь есть не всегда. Так что попробуем уложиться за лекцию: во вторник, 27 марта, мы поговорим о бурной и разнообразной религиозной истории этого региона. О буддистах и христианах, конфуцианстве и шаманизме, о победах и поражениях, политических интригах и благочестии. Корейская история чрезвычайно интересна, а религия всегда играла в ней немалую роль, так что скучать нам не придется.
Вторник, 27 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чакрасамвара - один из важных символов тибетской буддийской традиции, но для непривычного человека он выглядит страшновато. Впрочем, еще недавно привычных людей за пределами Тибета вовсе не было: лишь немногие европейцы что-то слышали о местном буддизме. Теперь все иначе. Тибетская традиция у всех на слуху, о далай-ламе знают даже те, кто вовсе не интересуется религией. Как это вышло? И что вообще представляет из себя тибетский буддизм? Откуда он взялся, как развивался, как на него влияла политика и случайности, как он вышел за пределы Тибета и распространился в Монголии и не только? Обо всем этом мы и поговорим на лекции во вторник, 20 марта.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.



09:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


О королях Франции или японских сегунах слышали мы все - но об оони, правителях Ифе, вроде изображенного на фотографии, знаем куда меньше. История европоцентрична, и если для Дальнего Востока в наших школьных учебниках еще находится пара страниц, то Африке почти всегда остаются разве что сноски. Давайте попробуем, насколько это возможно за одну лекцию, восстановить справедливость. Посвятим два часа судьбе государств и народов Африки XV-XIX веков; поговорим о непривычных религиях и удивительных армиях, об экономике, сыгравшей с местными дурные шутки, о правителях и заговорщиках и, конечно, о европейцах в Африке и африканцах, рассеянных работорговлей по всему миру. И дело не только в том, что белое пятно размером с целый континент, это как-то неправильно. Еще и в том, что это просто очень интересно.
Четверг, 15 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

23:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пишут, что умер Jenious, один из самых умных и остроумных людей, которых я знал. Мы встречались в последнее время раз в году, но каждую такую встречу я ждал, предвкушая радость для ума и сердца. Заранее составлял перечни вопросов, которые хотел ему задать, и даже сейчас (хотя мы обычно встречались в сентябре) уже накопил несколько. Теперь задать их некому.

URL
09:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Медитация лицом к стене - старая традиция китайского чаня и японского дзена, и этот неизвестный нам по имени японский дзенский мастер XV века тоже наверняка провел за ней много часов. Но в чем была суть его медитаций? На этот вопрос мы тоже постараемся ответить на лекции. Нам предстоит разговор об одной из самых интересных религиозных традиций мира, чане/дзэне с его парадоксами и загадками, созерцанием и провокациями, философскими тонкостями и решительными поворотами. Попробуем во всем этом разобраться, а заодно вникнуть в историю и развитие чаньской традиции во вторник, 6 марта.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей

00:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ездил в Берлин и, как обычно, писал оттуда письма друзьям. Особого интереса они не представляют (в этот раз нет ни сюжета, ни прочего, просто наблюдения). В этот раз мне хотелось написать generic fantasy, как говорят в ролевых играх. До конца не получилось, но нечто вроде.
Сохраняю здесь (и приложу видео в комментариях) на случай, если кому-то захочется почитать.

Письма Аббасу

1.

2.

3.

4.

10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


О клинках, спрятанных в трости, слышали все. Но на этой фотографии - гораздо более причудливая идея XVIII века, спрятанная в трости флейта, трансформирующаяся в гобой. Дорогая игрушка, сделанная по приказу Фридриха Великого: мало ли когда захочется помузицировать? А в трости инструмент всегда с тобой, до поры до времени не привлекая внимания. История европейского Севера немного похожа на эту флейту. Довольно долго этот регион не играл большой роли в мировой политике. Но в XVII и, особенно, XVIII веке все изменилось. Швеция, Пруссия и Россия стали играть роль не только в местной, но и в общеевропейской, а потом и общечеловеческой истории. О том, как это получилось, о Густаве II, Петре I, Фридрихе II и множестве других ярких правителей, о крепостном праве и колонизации, риксдаге и соборах, о зажатой между тремя этими странами Речи Посполитой, и, конечно, о Семилетней войне, которую часто называют "нулевой мировой" - обо всем мы постараемся поговорить на лекции 1 марта.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

23:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вернулся из Берлина, в котором четыре дня мерз. И замёрз.
В результате сегодня читал лекцию совершенно больным, и завтра буду, и послезавтра, и так до следующей среды включительно.
Никогда не делайте так, дети.

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Бодхисаттва Авалокитешвара традиционно описывался как мужчина. Но перевалив через китайскую границу, он трансформировался в женский культовый образ - Гуаньинь. И это - лишь один из немногих примеров того, как преобразовывался буддизм в Китае. Возникали новые школы и учителя, новые мифологические образы и философские идеи. Буддизм менялся сам и менял окружающую действительность. Именно в этом мы и попробуем разобраться на лекции. Как попасть на Чистую землю? Как у буддийской сангхи отбирали рабов? Как будды и бодхисаттвы помогали в достижении бессмертия? Как чань - более известный нам под японским названием дзэна, - стал одной из главных школ Китая? Как императоры влияли на буддизм, а буддизм на императоров? Что происходит с буддизмом под властью компартии? Обсудим во вторник, 27 февраля.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

09:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В I веке каноны изображения Будды еще не выдумали - так что у этого Шакьямуни мы видим и непривычное лицо, и усы, и удивительный нимб (исследователи считают, что он мог быть скопирован с изображений римских императоров, например, Нерона). Эта скульптура - одно из следствий столкновения индийской и средиземноморской цивилизации, отложенный эффект походов Александра Великого. Но дело было, конечно, не только в скульптурах. В последних веках до и первых веках нашей эры буддизм стремительно развивался. Появлялись школы, записывались тексты. Великие империи влезали в буддийскую политику, а буддизм - в историю империй. Философские и религиозные споры возникали по всем возможным поводам.
Именно в этой истории нам с вами и нужно будет разобраться на нашей следующей лекции по истории буддизма. Поговорим об истории учения в Индии и Средней Азии, о важнейших идеях этого времени и том, как буддизм Будды превратился в тот буддизм, который мы знаем сегодня.
Вторник, 20 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем, о чем думает женщина на картине Вермеера. Чье письмо она читает? О чем мечтает? Зато мы понимаем, что она жила в стране, где мечты многих сбылись. Женщины (и мужчины) умели читать. Картография (смотрите, на заднем плане) была лучшей в мире. Процветала торговля. Позади осталась победа в войне за независимость. Республика Соединенных провинций была сбывшейся мечтой кальвинистов. А через море от нее, в Англии, как раз в 1660-х, когда писал свою картину Вермеер, те же кальвинистские мечты привели к бойне и провалу. Режим Кромвеля, кальвинистская утопия, развалился сразу после его смерти. Но все же именно за республиками, как мы сейчас понимаем, было будущее. В Раннем Новом времени протестанты реализовали один из самых удивительных политических проектов в истории. И нам с вами в нашем историческом курсе нужно в нем разобраться. Так что завтра, 15 февраля, на лекции мы поговорим о Кальвине и Кромвеле, о Швейцарии, Нидерландах и Англии, о торговле и фанатизме, безумных запретах и прекрасных идеях. И о том, как в мир вошли принципы, определившие современную политическую действительность.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Самые старые изображения Будды были символами. Самые новые, вроде этой работы 2000-х годов - нередко тоже. И все же разница между ними огромная. Две с половиной тысячи лет существования буддизм менялся, рос, в нем возникали новые идеи и образы, а старые переосмысливались подчас до неузнаваемости. В этой большой истории мы и постараемся разобраться на лекциях в феврале и марте. Но начнем, конечно, с самого базового вопроса: как буддизм появился? Кем был Будда и был ли он вообще? Как на становление буддизма влияла политика и бытовая жизнь древней Индии? Как и что буддизм взял у других учений? Насколько этот ранний буддизм был похож на современный? Мы будем говорить о легендах и фактах, о древних текстах и обычаях, и попробуем понять, как, где и почему появился буддизм - и каким он был в первые пару веков своего существования.
Вторник, 13 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

09:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта работа Дэмьена Херста - одно из сотен изображений Иисуса Христа, созданных в последние несколько веков. Тема одна, а картины и, главное, Иисусы на них - совершенно разные. Почему? Попробуем разобраться в этом на лекции во вторник, 6 января. Дело ведь не просто в различиях художественных стилей - дело в том, как менялось мышление людей. Как эволюционировали представления об Иисусе в культуре Нового времени, и почему они это делали? Ответим на этот вопрос, пройдя от да Винчи до Бэнкси, от Ренессанса и Реформации до наших дней. Эти изменения рассказывают не только об Иисусе, но и о том, как менялась религия в последние века. И просто о том, как менялись мы сами.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 500 рублей.
Приходите и приводите друзей.


10:29 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Два небольших рисунка: один - работа неизвестного индийца, другой - Рембрандта, который этого индийца копирует. Тогда, в XVII веке, Индия начинала входить в моду, а причудливые слухи о падишахах - поэтах, звездочетах, пророках - будоражили умы. Нам с вами на лекции в четверг, 1 февраля, тоже нужно будет поговорить об Индии, а еще о Персии и Османской империи эпохи Нового времени. О городах, освещавшихся нефтью, наследниках трона, умиравших над миниатюрами, еретиках и художниках. В общем, погрузимся в мир востока и историю трех великих империй, которые в начале Нового времени, не без оснований считали себя самыми могущественными государствами мира, а его концу оказались проигравшими.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как продолжать верить после Второй мировой войны с ее Холокостом, Нанкинской резней и блокадой Ленинграда? Как принять высшую силу, допустившую такое? Как читать библейский текст, противоречащий всем твоим убеждениям, и все же сохранять почтение к нему? Или не сохранять? Как найти средний путь между современной философией и учением людей, живших два тысячелетия назад? Жив ли Бог? И каковы должны быть наши с ним отношения, ведь с тех пор, как мы получили заповеди, все здорово изменилось?
От этих и множества подобных вопросов легко отмахнуться. Но протестантские теологии с середины XIX века и до наших дней старались этого не делать, а честно думать и предлагать ответы.
На лекции 30 января мы с вами попробуем проследить, конечно, очень кратко и обще, путь их размышлений. Понять, к каким наиболее важным мыслям они пришли. Я думаю, это одна из самых важных лекций нашего курса -
не только потому, что знать такие идеи важно и интересно, но и потому, что, я думаю, она подтолкнет к размышлению нас самих вне зависимости от наших убеждений.
Приходите, будем думать вместе.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 400 рублей.


10:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Знатоки, в последнее время несколько раз услышал про WH42k. Что это, где его берут и что там интересного? Или мне померещилось?

12:47 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Наверное, все слышали - но последние десять лет я провел подо льдом в Антарктике и отстал от веяний моды.
В общем, это первая известная запись House Of The Rising Sun. 1933 год, Clarence "Tom" Ashley поет, а Gwen Foster играет.


Quodlibet

главная