• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:38 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
После перерыва в - три года? четыре? - начал снова писать что-то про Лавикандию. Странное ощущение. Я знаю, что не могу не писать про нее, но в то же время писать про нее мне тяжело. Одежда не выросла: сорочка по руке, башмак не жмет; даже не стала чужой. Просто сложно в ней смотреться в зеркало.

00:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Несколько неожиданно меня пригласили поговорить на радио Маяк о раннем протестантизме - конечно, на самом общем уровне (глубже я бы и не взялся). Мне кажется, получилось неплохо и ведущий был приятный и знающий человек. Послушать, если интересно, можно тут:
radiomayak.ru/videos/video/id/1641124/

20:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Эдит Гэррод, одна из первых женщин западного мира, владевших джиу-джитсу. В 1910-х годах она начала учить боевым искусствам других женщин, создав своего рода отряд, который называли "Джиуджитсуфражистки". Вместе они защищали суфражисток от полицейского произвола.



С тех пор прошло сто лет. Полицейские никуда не делись, и сегодняшние аресты в Москве и Петербурге это доказывают наглядно. Но с джиу-джитсу или без, вы победите, как побеждали последнее столетие.

С международным женским днем!

11:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мишки очень любят мед, но почему - это, как известно, вопрос сложный. Та же история с вот этим моим интервью. У меня на днях его взяли. Почему? Кто поймет. Кажется, я не тот человек, интервью которого о жизни могут быть кому-то так уж интересны. Но вдруг?

(Если серьезно, когда у тебя берут интервью такого рода - ощущение неловкое).

16:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пионеры 1930-х годов составляют список тех, кто сходил на Пасху. Вполне обыденная, хотя от этого не менее ужасная сцена тех времен. Но еще двадцатью годами вообразить, что посещение церкви на Пасху может быть предосудительным, было невозможно. Что изменилось за эти годы? Именно в этом мы и попробуем разобраться на лекции во вторник, 7 марта. Поговорим о гонениях на Церковь и советской антирелигиозной политике, но не только о них, потому что гонениями дело не ограничивалось. Были внутренние споры, и очень жаркие, была эмиграция, в которой Церковь тоже существовала, и судьба ее там была очень интересна. Был, наконец, длинный ряд совершенно удивительных фигур церковной истории, героев эпохи, судьбы которых дадут фору любому приключенческому роману. В этой запутанной истории разобраться не всегда просто. Но мы попробуем.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Этот обуглившийся круг - хлеб, который выпекли две тысячи лет назад. Потом было извержение Везувия и только что испеченный хлеб засыпало пеплом. Он обуглился и окаменел - и благодаря этому дожил до наших дней. В отличие от имени человека, который его испек.
Вспоминая древний Рим, мы часто говорим о патрициях и редко - о простых людях, о тех, кто пек хлеб, молол зерно, о тех, кому хлеб раздавали, и тех, кто покупал его. Между тем именно эти люди, а не сенаторы и богачи, составляли основную массу населения Рима. Так что на лекции в четверг, 2 марта, мы постараемся немного восстановить справедливость - и проживем жизнь обычного римского булочника I века. Посмотрим его глазами на общество вокруг, на водопроводы и городское строительство, политику и экономику. Словом, попробуем увидеть Рим так, как видело его большинство обитателей.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

11:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Этот человек, окруженный толпой, Иоанн Кронштадтский. Но что заставило людей собраться вокруг него? И почему вообще в предреволюционную эпоху, после столетий синодальных строгостей и накануне атеистического террора в России вдруг так пышно расцвела религиозная жизнь? Откуда взялись Иоанн Кронштадтский и Распутин? Почему за эпоху Николая II канонизировали больше людей, чем за предшествующее столетие? Насколько вообще религиозны были люди 100 лет назад, и какую роль религия играла в обществе царской России? Была ли она связана с политикой, войной, революционными течениями? Сейчас, в 2017, вспомнить эти события, предшествующие 1917, не только интересно, но и актуально. Так что попробуем разобраться в них на примере ярких биографий людей, так или иначе служивших Церкви в те удивительные времена.

28 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

18:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Безо всякой оценки покойных: удивительно, как много людей написало что-то, хорошее ли, плохое ли, о смерти Виталия Чуркина, и как мало - о смерти Кирилла (Павлова). Между тем, даже если рассуждать в отрыве от соображений морали или психологии, второй был, возможно, куда более влиятельной фигурой и уж точно куда менее подлежащей замене.

***
Для меня самого, кстати, Кирилл (Павлов) - тоже персонаж немаловажный. С интереса к нему и здравствующему поныне Петру (Кучеру) началось мое увлечение православием. Тогда я и не думал, что оно превратится во что-то столь постоянное.

10:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Воображая себе Российскую империю, мы вспоминаем дворян и крестьян, купцов и мещан, в основном, конечно, православных, пореже - старообрядцев. Но ими дело не ограничивалось. Рядом с дозволенными или хотя бы распространенными течениями существовали маленькие тайные группы. Запрещенные и преследуемые, они формировали свой собственный взгляд на религию, совмещающий мистицизм с архаичными традициями, а конспирацию с миссионерством. Именно о них мы и поговорим на лекции во вторник, 21 февраля. Обсудим, что это за хлысты и скопцы, которых так боялись власти империи, кем были духоборы и молокане, откуда брались субботники или штундисты. Эти непохожие друг на друга течения вместе образовывали скрытый религиозный мир Российской империи. Попробуем в нем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Биографию этого человека мы не знаем, но знаем, что он был борцом. Чем-то вроде боксера. На его руках намотаны цесты - утяжеленные ремни разом и для защиты рук, и для усиления удара. Римляне любили борьбу. И, конечно, не только в прямом смысле: эпоха I века до нашей эры, когда, возможно, была сделана эта статуя, это еще и эпоха политической борьбы, эпоха гражданских войн и мятежей, завоевательных походов и переворотов. В общем, это время, когда Рим из республики превратился в империю, а легионы решали судьбу мира.



Об этом мы и поговорим на лекции в четверг, 16 февраля. О легионерах и политиках, победителях и проигравших, Цезаре, Помпее, Катоне, Сулле и множестве других, о борцах, но заодно и о тех, кто пытался выжить и остаться в стороне от конфликтов.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Первая паровая мельница была для Вольска 1890-х большим прорывом. Но какое она имеет отношение к истории религии? Конечно, это не храм и не молельня, но все же она тесно связана с расцветом Вольска; а тот, в свою очередь, с вольскими старообрядцами.
Со времен Никонианского раскола и почти весь период существования империи старообрядчество находилось в весьма непростом положении - хватало и преследований, и ссылок, и запретов. Но все же его сторонники сумели добиться очень многого в религиозном, культурном, и, как ни странно, экономическом смысле. Мне кажется, что нельзя понять русскую культуру, если не разобраться в истории старообрядческих течений и образе жизни, который они создали. Так что мы с вами попробуем сделать это на лекции 14 февраля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


12:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В недавних фейсбучных дисскуссиях обнаружилось, что многие мои друзья-религиоведы (историки, культурологи и прочая наша гуманитарная братия) не понимают, что не так с гомеопатией. Это нормально: всех вводит в заблуждение непонятный термин. Но всё, я думаю, сразу станет понятней, если назвать гомеопатию религиоведчески корректно: симпатическая магия сразу в двух ее подвидах.

читать дальше о контагиозной и гомеопатической гомеопатии

15:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На снимке Прокудина-Горского, первого в истории России фотографа, снимавшего в цвете, маленькая дореволюционная церковь. Совершенно обычная, такая, какие и можно было увидеть по всей стране. Именно эти обычные церкви и их столь же обычные, но оттого ничуть не менее интересные священники и будут интересовать нас на лекции во вторник, 7 февраля. Мы будем говорить о синодальном периоде в истории российского православия, о XVIII и XIX веке, и попробуем разобраться не только в религиозной политике властей, но и в жизни обычных священников и их прихожан. Ни русскую живопись XIX века, ни литературу, ни историю этой эпохи нельзя понять, не зная мира священнослужителей и имперских религиозных традиций. Это не говоря уже о том, какое влияние они оказали на современную церковь. Так что тема, думаю, не только интересная, но и полезная.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей

12:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В "Настольном словаре для справок по всем отраслям знания" 1864 года буддизму дается такое определение:

Будда и буддизм. Буддизм индийская религия, в Цейлоне, Сиаме, Лаос, Анам и Бирмане, Тибете, Монголии, Китае и Японии. Введена Гаутамою или Сакимуни, получившим почетное прозв. Будды (т.е. мудреца). Гаутама был сын Суддоданы, короля Магады, и ум. 543 г. до Р. Х. По буддийскому учению, миром управляет высшее существо, невидимое и бестелесное, поэто­му не изобразимое. Человек достигает блаженства только посредством добро­детели. Кто совершенно исполняет свои обязанности, уже на земле делается буддою или мудрецом, а по смерти соединяется с высшим существом, Нирвеною, т.е. получает спокойствие и блаженство. Души дур­ных людей возрождаются в телах животных. Буддийские духовные бреют голову, живут безбрачно и часто вместе в монастырях. Буддизм распростра­нился сначала в Индии и уже в 3-м ст. до Р. Хр. проник в Цейлон, Яву и Тибет. Еще до Р. Хр. буддисты преследованиями браминов были вытеснены из всей передней Индии и сделались господствующими в Индии по ту сто­рону Ганга; оттуда буддийское учение перешло в Китай, где Будда полу­чил имя Фо; затем в Японию, к монголам, калмыкам и к некот. родствен­ным им племенам сев .Азии. Свящ. книги, первоначально написанные на санскритском яз., были переведены на язык пали, потом на тибетский, ки­тайский, монгольский и калмыцкий; также было написано множество ком­ментарий на разных языках. Самые поздние патриархи буддистов жили в Китае, где последний (33-й) ум. 713 г. по Р. Хр. В XIV в. местопребывание главы религии перенесено в Тибет, где он стал называться тибетским именем лама (т.е. священник), а в XVI ст. далай-ламою (т.е. морским свя­щенником.) У монголов буддийские священники наз. ламами, в Японии бон­зами, в Сиаме талапойнами. Из обитающих в России азитск. племен испове­дуют буддизм калмыки и байкальские буряты.

00:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я очень редко так делаю, но иногда можно и нужно.

Друзьям-москвичам.

В эту субботу я начинаю водить новый модуль, в котором совершенно неожиданно образовалось одно или два свободных места.
Модуль непростой, но, как показал первый его прогон с другой командой, интересный.
Если кто-то хочет у меня поиграть, я буду рад.

К сожалению, игра предполагает довольно высокий порог вхождения. Требуется

свободное знание суахили и умение ориентироваться на местности, а на самом деле

Если кому-то интересно, можно написать мне в u-mail. В комментарии не стоит, все равно потом перейдем к обсуждению в u-mail.

Привет!

UPD: Один игрок уже нашелся, но если кто-то очень хочет, то еще одно место можно сообразить.
UPD2: Набор закрыт. Прошу прощения у всех, кто не успел. В другой раз!

10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот странный предмет, похожий на кусок ветчины, был найден в Геркулануме еще 250 лет назад. Догадаться, что это, непросто, но сегодня ученые уверены: это часы. И, более того, часы хотя и солнечные, но компактные, можно было бы даже сказать, карманные, если бы римляне уже знали карманы.



Часы - один из подступов к темам, которые мы будем обсуждать на лекции в четверг, 2 февраля. Как римляне воспринимали время и пространство? Мы посмотрим на это на примере эпохи республики. Пунические войны и реформы Гракхов, борьба сенатских партий и идеологий, стратегия и экономика и сами по себе интересны, а нам помогут лучше понять, как думали древние римляне и какое место себе они отводили в мире.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

01:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
До подготовки моей вчерашней лекции я практически ничего не знал о людях, заложивших основы рода Мусиных-Пушкиных. Знал только, что один из предков того самого Мусина-Пушкина, что открыл "Слово", был петровским сановником, занимавшимся в числе прочего религиозной политикой, но в нюансы не вникал. А зря: история Мусиных-Пушкиных начала XVIII века - история не только интересная, но и представляющая всю эту эпоху в миниатюре.
Обо всей семье рассказывать не стану - их было много, и почти все сделали что-то интересное (кроме одного Апполоса Ивановича, который неинтересно, но очень по-настоящему шестнадцатилетним погиб при Полтаве). Расскажу про двоих: Иван Алексеевича и Платона Ивановича, отца и сына, совершенно не схожих друг с другом.

Мусины-Пушкины

11:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На классическом лубке мыши хоронят кота, но в действительности речь о похоронах Петра I: пьют, играют на дудочках, не похороны, а праздник. Для многих в России его смерть и была праздником, но для других - катастрофой. На лекции мы попытаемся разобраться в политике и делах Петра. В основном мы будем говорить, конечно, о его религиозных реформах, благодаря которым одни считали его гением, а другие антихристом, но поговорим и о культурных изменениях той эпохи в целом.
Вторник, 31 января, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите, будем вместе разбираться, кто в этих старых спорах ближе к истине.


23:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Небольшая, но очень интересная подборка музыки на ребрах. Что особенно здорово - есть фотографии пластинок, и каждую можно послушать.

10:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На этих церковных фресках XVII века обычная жизнь тесно переплетена с религиозными темами. Так было и в обществе того времени: непростой для России "бунташный век" обернулся большими потрясениями и в церковной жизни. От введения патриаршества к смуте, от смуты к реформам Никона и расколу, от раскола - ко временам Петра Церковь менялась, преображалась и перестраивалась, но подчас очень дорогой ценой. На лекции во вторник, 24 января, мы с вами попробуем разобраться во всех этих хитросплетениях и понять, зачем были нужны патриархи и реформы, гонения и конфликты - и к чему они в конечном счете привели.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


Quodlibet

главная