Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Не могли бы вы кинуть в комментарии какие-нибудь эмоционально окрашенные статьи, которые вы читали в ближайшее время?

Оптимально, если это будут статьи а) на русском, б) не очень большие, в) не о России.
Мне нужно больше материала, чтоб натаскивать аналитические навыки студентов.

22:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очень интересная статья про подпольный оборот табака в допетровской России.

02:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сегодня на лекции меня огорошили таким вопросом: верно ли, что Агриппина-младшая и Юлия Ливилла во время ссылки ныряли за губками, чтоб заработать себе на пропитание?
Я не встречал этой информации раньше, но я не специалист и легко могу этого не знать. Проверил в интернете - действительно, пишут, и на русском, и на английском, но ссылок на первоисточник нигде нет. Проверил Диона Кассия - вроде у него нет (но может я не там смотрю?). Проверил Светония - тоже вроде нет. У Тацита тоже не нашел. За последние дни я просмотрел, кажется, все серьезные биографии Нерона на русском и кое-что на английском - не встречал этой информации и там. Но должна же она была откуда-то взяться? Может быть, какое-то косвенное упоминание у другого античного автора или у тех же авторов в других местах?
Это очень интересно!

17:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пока никто не понимает, что происходит в Сирии, стоит, как мне кажется, смотреть на то, что происходит в Росси. Люди, которые ещё позавчера ругали вторжение в Ливию и Югославию, сегодня восхваляют мудрость вождя, влезкшего в Сирию. Те, кто аплодировал бомбежкам Багдада, на всякий случай уже уверенны в том, что мы бомбим кого угодно, кроме тех, кого нужно. Люди, не способные прочитать на арабском шахаду от начала до конца, пишут страницы про положение в Сирии и разъясняют окружающим, кто там есть кто. В интернете жонглируют ссылками на русские ресурсы, ссылающихся не то на минобороны, не то на американские газеты.
На этом фоне хорошо видно, кто действительно работает: молчащие второй день арабисты, вникающие в проблему; редкие журналисты, добывающие интервью с места событий.
В кризисных условиях иногда сложно разобраться, кто прав, а кто нет, но профессионала от дилетанта отличить, наоборот, легко, и стоит (подчеркну ещё раз: как мне кажется) смотреть и делать выводы.

14:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Традиционная просьба. Не может ли кто-нибудь, читающий на испанском, точно сказать мне, как нужно на русском записать и произнести имя Eduardo Barrón?
(Если что, это такой испанский скульптор позапрошлого века).

09:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Первая половина I века нашей эры, Римская империя. Едва ли можно представить период и регион интереснее. Жизнь римлян меняется раз и навсегда, проходит череда ярких и неоднозначных правителей, строятся и перестраиваются города. И на фоне всех этих событий пишут два блестящих философа: Сенека и апостол Павел. Римлянин и иудей, политик и бывший фарисей, приближенный цезаря и бездомный палаточных дел мастер. Кажется, что между ними ничего общего, но это только кажется. На лекции в этот четверг, 1 октября, мы попробуем восстановить их биографии - со всеми тюремными заключениями и ссылками, политическими убийствами и религиозными казнями, интригами раннехристианских общин и нравами императорского двора. И разберемся, что объединяло столь непохожих философов, а что различало. Ну и поговорим, конечно, не только о них, но и о тех, с кем они имели дело. А люди это были очень яркие - тут и Нерон, и апостол Петр, и великий писатель Петроний, и целая плеяда философов. Словом это как раз тот случай, когда фон ничуть не менее интересен, чем главные герои, так что тем для разговора нам хватит с избытком.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Будет интересно, и не придется, как Нерону на этой картине, лежать дома и скучать.

10:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Со школьных лет все мы слышали слово "контрреформация" и знаем, что католическая церковь пыталась бороться с протестантизмом в XVI-XVIII веках. Но в чем состояла эта борьба? Как папы смогли отстоять половину Европы - и в то же время приобрести гигантские регионы за ее пределами? Какую роль в этом процессе сыграли иезуиты, важнейший из орденов нового времени? Как обращали в христианство японцев и ирокезов, китайцев и ацтеков? Как католицизм сохраняли при помощи школ и архитектуры - и распространяли при помощи шоколада и астрономии? Обо всем этом и многом другом мы поговорим на лекции во вторник, 29 сентября.
19:30, Читалкафе, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.

21:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Обмениваюсь сейчас приятными комментариями в одном соседнем посте - и чувствую острую зависть к тем, кто может много заниматься наукой. Увы, сам я так погряз в вечно крутящихся новых лекционных курсах, что сил хватает только на регулярное чтение и иррегулярные статьи (куда как редкие!) по современному православию; что там, даже тут стал писать гораздо реже. В голове крутятся идеи множества интересных статей на самые разные темы - вчера вот думал над любопытным и, кажется, не опробованным еще, во всяком случае на русском, анализом vanitas. Но ни времени, ни сил, и их не будет, пока я продолжу каждую неделю готовить с нуля лекцию. А делать я это собираюсь долго.

19:49 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В философии стоиков было отличное (но немного труднопереводимое) понятие perversa sapientia. Sapientia - это "мудрость", а perversa - это "дурная, извращенная, неудачная, чудаковатая". Словом, это что-то вроде "мудрость некстати", "извращенная мудрость". В жизни это тоже часто встречается.

13:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера весь день переписывал лекцию. Я вообще люблю их переписывать, но, кажется, это первый раз, когда из 12 страниц старой лекции в 14 страниц новой вошла только одна. Не знаю, зачем я это делаю, честно говоря.
Думал по примеру ленты составить список с 7 правдивыми и 3 ложными пунктами, но обнаружил, что живу предсказуемой и скучной жизнью. Все же попробую, а вы попробуйте понять, какие 3 пункта не соответствуют действительности. Кажется, это просто. (И присоединяйтесь).

1. Как-то раз рядом с Читалкафе, где я читаю лекции, в меня кидали помидорами.
2. Ради написания моей "Лавикандии" я немного занимался восточными боевыми искусствами.
3. Таможенник угрожал, что ссадит меня с поезда, поймав меня на контрабанде. И я правда вез контрабанду.
4. В разных обстоятельствах мне угрожали ножом и пистолетом, но оба раза обошлось.
5. Я никогда в жизни не принимал наркотики (исключая всякие никотины-кофеины, которые есть в открытой продаже).
6. Моя мама была озабочена моим хорошим образованием, поэтому я учился ездить верхом, танцевать, играть в большой теннис, французскому языку и фехтованию.
7. Мне случалось держать хоругвь на православной службе, крест высотой в человеческий рост на похоронах, придерживать столик на медиумическом сеансе, жать руку католикам во время мессы и заниматься медитациями, хотя я атеист.
8. Хотя я очень много раз бывал на неразрешенных митингах и собраниях самого разного рода и нередко бегал от ОМОНа, мой единственный привод в полицию оформлен, как переход улицы в неположенном месте.
9. Все друзья знают, что я боюсь собак и высоты. Менее известно, что я, как Шёнберг, страдаю ярко выраженной трискаидекафобией, т.е. боязнью одного числа, которое мне не хотелось бы тут называть.
10. Однажды за два месяца я 4 раза прочитал "Обломова" Гончарова - и был очень этим доволен. А потом за полгода четырежды прочитал "Игру престолов" Мартина, хотя уже в первый раз мне она совершенно не понравилась.

10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Реформация - одно из самых известных событий мировой истории. И вы, конечно, много о нем знаете - кто же не слышал, скажем, про Мартина Лютера? Но обычно, говоря об этих событиях, мы концентрируемся на их значении для истории, на далеко идущих последствиях. Это понятно: мало что повлияло на историю столь же сильно. Но не менее интересно было бы, как мне кажется, посмотреть на реформацию глазами того времени. Завтра, 22 сентября, на лекции мы попробуем это сделать. Ведь есть масса интересных вопросов. Почему реформация вообще удалась, ведь, скажем, у гуситов не получилось? Как реформация была связана с гуманизмом и ренессансом вообще? А, наоборот, со средневековой философией? Кому реформация была выгодна, а кому нет? И кто, собственно, был ее основными проводниками? В чем состояла суть богословских идей реформаторов, и почему именно эти мысли были интересны их современником? Попробуем на эти и многие другие вопросы ответить.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

10:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Курс по истории "философов в контексте" мы начинаем завтра, 17 сентября, с одной из самых интересных его тем: с Греции времен Сократа, Платона и Аристотеля. Тут совпадают сразу два удачных для нас обстоятельства. Во-первых, все трое отцов философии были не только интересными мыслителями, но и прожили захватывающие, местами просто приключенческо-детективные жизни. Во-вторых, развивались все эти события на фоне одной из важнейших эпох в истории древнего мира (а может быть, и человечества вообще). И наши герои-философы вовсе не стояли на обочине этих событий - напротив, они были в первых рядах. Так что завтра на лекции попробуем разобраться во множестве вопросов. Что мы знаем о Сократе? Почему его все-таки казнили? Как он сам и его ученики были вовлечены в конфликт Афин и Спарты? Как Платон видел реальную политику и почему создал Акадмию? Как, кстати, была устроена жизнь в Академии и древних Афинах вообще? Что ели во время "Пира"? Насколько типичны были взгляды Платона на сексуальные связи, поэзию или спорт? Как биография Аристотеля связана с большой политикой его времени? И так далее - вопросов, как и положено на лекции по Сократу, будет множество, и на все мы постараемся ответить.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.

09:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Об оккультных течениях XX века слышали все и, по большей части, ерунду, потому что СМИ полны всяческих мистических тайн Третьего рейха, гороскопов президентов и прочего подобного. Между тем в XX веке действительно существовала оккультная традиция, и она была куда более интересна, чем ее часто воображают. На лекции во вторник, 15 сентября, мы попробуем посмотреть на нее глазами религиоведения и истории. Поговорим об Ордене Золотой зари, о крупнейшем оккультном философе эпохи Алистере Кроули и его учениках, о создании сатанизма, о том, насколько оккультизм был на самом деле важен для фашистов (спойлер: не слишком, но любители все же были) и о многих других связанных с этим темах. Словом, постараемся различить в истории XX века его, конечно, далеко не самую важную, но от этого не менее интересную оккультную подоплеку.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

22:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья! Сегодня у меня день рождения и, как обычно, я хочу выложить тут небольшую запись как подарок и благодарность вам. Вас тут уже больше 550 - страшно подумать, если честно. Но я очень рад, что вы читаете этот блог.
Некоторое время назад я прочитал небольшой курс "Рождение монотеизма". По этой ссылке вы можете скачать маленькое, двадцатиминутное приложение к нему.
В нем - стихи классиков, которые у меня с этим циклом ассоциируются. Я не мастер художественного чтения, но, надеюсь, вас оно порадует.
Спасибо и, как обычно, жду вас на лекциях в следующий вторник и четверг.

10:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пару лет тому назад Турмалин заметила, что мне непременно нужно заняться философией. Не знаю, так ли это: на философию как таковую я пока не замахиваюсь. Но вот возникла идея, которая позволит мне о философии все-таки поговорить - но в роли историка и религиоведа, для меня привычной.
История философии, как правило, воспринимается, как история идей. Но в то же время это и история людей, причем людей очень интересных. Да к тому же еще и живших в не менее интересные времена.
Конечно, главное в философах - их мысли. Но можно ли воспринимать их в отрыве от контекста? Поймем ли мы Сократа или Декарта, если забудем, что они участвовали в кровопролитных войнах? А учения Паскаля или Джордано Бруно без их религиозных взглядов и запутанных биографий? Или педагогическое новаторство Монтеня и Руссо без учета их отношений с собственными детьми? Наконец, можно ли понять "Пир" Платона, если мы не представляем, что во время этого пира ели и пили, "Похвалу глупости" Эразма без знания бытовой культуры Голландии тех лет, а де Сада - без понимания устройства тюрем и сумасшедших домов XVIII века? Может, можно и без этого - но как-то оно выйдет скучновато.



Так что давайте попробуем разобраться во всем этом в рамках нового лекционного курса, который так и будет называться: "Философия в контексте". Поговорим не столько об идеях (хотя и о них тоже), сколько философах и том, что их окружало.
И начнем мы с трех людей, без которых философию представить нельзя - с Сократа, Платона, Аристотеля, бытовой культуры и запутанной политики Греции их времени.
17 сентября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Как теперь пишут, "like, share, repost", а если формулировать традиционно - приходите сами и приводите друзей. Погрузимся в контекст.

09:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прекрасная эпоха, конец XIX и начало XX века, была одним из самых удивительных периодов в истории Европы. И дело не только в расцвете искусства и новых технологий - в эти же годы мир переживает так называемый "Оккультный ренессанс", удивительную в своем роде вспышку интереса к мистическим, эзотерическим и магическим учениям самого разного рода. Почему так вышло? Почему неожиданно возникла целая плеяда новых "классиков оккультизма" - от Блаватской и Штайнера до Гурджиева и Кроули, - и кто были эти люди? Как спиритические сеансы стали нормой даже для тех, кто вовсе никогда ничем оккультным не интересовался, и попали на страницы Артура Конан Дойля и Толстого? Как возникло и развилось Общество Золотой Зари, магическая организация, к которой восходит добрая половина всех подобных течений XX века? Об этих темах и этих людях, а равно и о многом другом, мы поговорим на лекции во вторник, 8 сентября.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход - 300 рублей.
Приходите.

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Все должно когда-нибудь закончиться. Наш курс по истории культуры XIX века тоже. Да и сам XIX век с его удивительными поворотами, приключениями, бедствиями и свершениями, тоже должен был однажды закончиться: он и без того затянулся на 14 лет дольше, чем было положено по календарю. Мне кажется, что этот конец заслуживает нашего внимания. Так что на лекции в четверг, 3 сентября, мы будем говорить только о пяти последних годах Долгого XIX века, о промежутке между 1909 и 1914 годом. Мы привыкли воображать себе это время спокойными, но на самом деле это был период революций в Турции, Португалии и Китае, конфликтов на Балканах, научных дискуссий переходящих на личности, художественных скандалов и многого другого. Период судорожного поиска и ожиданий глобальных катастроф. Попробуем понять, почему это было так. Можно ли было избежать Мировой войны? Почему вообще случайные события в Сараево привели к столь масштабным последствиям? И что, собственно, произошло в Сараево?
Приходите, и постараемся вместе ответить на все эти вопросы.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

14:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
вдоль стены стены высокой в сумерках совы
ходит петр дозором проверяет засовы
ходит петр с ангелами летучим отрядом
на бедре ключ золотой борода окладом

тверда райская стена только стража тверже
бережет сон праведников и явь их тоже
оглядел петр божий мир закатную тучку
видит дитя перед ним протянуло ручку

видно ищет мать-отца да найдет не скоро
троекратно обошло вкруг стены-забора
только с севера с юга ли все никого там
и подошло в третий раз к жемчужным воротам

не горюй дитя говорит петр не печалься
пойдем глядеть мать-отца кто б ни повстречался
спросим хоть ночь лети напролет хоть вторая
берет дитя на руки и ходу от рая

вот идет петр по миру в калитки стучится
ищет мать-отца дитяти где свет случится
четвертый год ходит слез в бороде не прячет
на плече у петра мертвое дитя плачет

и где упадет слеза что младенца что старца
порастет земля цветом из чистого кварца
светло насквозь горит пламенем камень луг ли
а сорвешь только пепел в ладони да угли

все голоса в сумерках то ли совы кычут
то ли дети кричат во сне мать-отца кличут
вой ветер-ураган райская стена гнется
ищет господь сторожа а он не вернется

Цветков, 2008

09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра, 1 сентября, на лекции мы будем обсуждать историю масонства во второй половине XVIII и XIX веке. Следовало бы, конечно, больше ничего не писать, чтоб не подсмотрели непосвященные, но намекну, что мы поговорим о революциях и реформах и том, какую роль в них сыграли масоны; о королях и мошенниках (включая людей типа Калиостро и Сен-Жермена), о масонстве демократичном и оккультном и, конечно, об одном из самых интересных измерений этой темы: об антимасонстве. Поймем, как и когда оно появилось, и почему масонов стали считать виновными в том, к чему они не имели отношения, и вообще поместили в центр глобального заговора. Период, о котором мы будем говорить, может быть назван золотым веком масонства, так что тем для разговора нас будет предостаточно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

14:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Умер Оливер Сакс, прекрасный учёный и выдающийся популяризатор науки. Не было у меня такого курса студентов, которому бы я не советовал "Человека, который принял жену за шляпу". Уверен, что каждый гуманитарий непременно должен эту книжку прочитать. Да и другие вещи Сакса тоже. Ужасно жаль.

Quodlibet

главная