• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья! Сегодня у меня день рождения и, как обычно, я хочу выложить тут небольшую запись как подарок и благодарность вам. Вас тут уже больше 550 - страшно подумать, если честно. Но я очень рад, что вы читаете этот блог.
Некоторое время назад я прочитал небольшой курс "Рождение монотеизма". По этой ссылке вы можете скачать маленькое, двадцатиминутное приложение к нему.
В нем - стихи классиков, которые у меня с этим циклом ассоциируются. Я не мастер художественного чтения, но, надеюсь, вас оно порадует.
Спасибо и, как обычно, жду вас на лекциях в следующий вторник и четверг.

10:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пару лет тому назад Турмалин заметила, что мне непременно нужно заняться философией. Не знаю, так ли это: на философию как таковую я пока не замахиваюсь. Но вот возникла идея, которая позволит мне о философии все-таки поговорить - но в роли историка и религиоведа, для меня привычной.
История философии, как правило, воспринимается, как история идей. Но в то же время это и история людей, причем людей очень интересных. Да к тому же еще и живших в не менее интересные времена.
Конечно, главное в философах - их мысли. Но можно ли воспринимать их в отрыве от контекста? Поймем ли мы Сократа или Декарта, если забудем, что они участвовали в кровопролитных войнах? А учения Паскаля или Джордано Бруно без их религиозных взглядов и запутанных биографий? Или педагогическое новаторство Монтеня и Руссо без учета их отношений с собственными детьми? Наконец, можно ли понять "Пир" Платона, если мы не представляем, что во время этого пира ели и пили, "Похвалу глупости" Эразма без знания бытовой культуры Голландии тех лет, а де Сада - без понимания устройства тюрем и сумасшедших домов XVIII века? Может, можно и без этого - но как-то оно выйдет скучновато.



Так что давайте попробуем разобраться во всем этом в рамках нового лекционного курса, который так и будет называться: "Философия в контексте". Поговорим не столько об идеях (хотя и о них тоже), сколько философах и том, что их окружало.
И начнем мы с трех людей, без которых философию представить нельзя - с Сократа, Платона, Аристотеля, бытовой культуры и запутанной политики Греции их времени.
17 сентября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Как теперь пишут, "like, share, repost", а если формулировать традиционно - приходите сами и приводите друзей. Погрузимся в контекст.

09:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прекрасная эпоха, конец XIX и начало XX века, была одним из самых удивительных периодов в истории Европы. И дело не только в расцвете искусства и новых технологий - в эти же годы мир переживает так называемый "Оккультный ренессанс", удивительную в своем роде вспышку интереса к мистическим, эзотерическим и магическим учениям самого разного рода. Почему так вышло? Почему неожиданно возникла целая плеяда новых "классиков оккультизма" - от Блаватской и Штайнера до Гурджиева и Кроули, - и кто были эти люди? Как спиритические сеансы стали нормой даже для тех, кто вовсе никогда ничем оккультным не интересовался, и попали на страницы Артура Конан Дойля и Толстого? Как возникло и развилось Общество Золотой Зари, магическая организация, к которой восходит добрая половина всех подобных течений XX века? Об этих темах и этих людях, а равно и о многом другом, мы поговорим на лекции во вторник, 8 сентября.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход - 300 рублей.
Приходите.

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Все должно когда-нибудь закончиться. Наш курс по истории культуры XIX века тоже. Да и сам XIX век с его удивительными поворотами, приключениями, бедствиями и свершениями, тоже должен был однажды закончиться: он и без того затянулся на 14 лет дольше, чем было положено по календарю. Мне кажется, что этот конец заслуживает нашего внимания. Так что на лекции в четверг, 3 сентября, мы будем говорить только о пяти последних годах Долгого XIX века, о промежутке между 1909 и 1914 годом. Мы привыкли воображать себе это время спокойными, но на самом деле это был период революций в Турции, Португалии и Китае, конфликтов на Балканах, научных дискуссий переходящих на личности, художественных скандалов и многого другого. Период судорожного поиска и ожиданий глобальных катастроф. Попробуем понять, почему это было так. Можно ли было избежать Мировой войны? Почему вообще случайные события в Сараево привели к столь масштабным последствиям? И что, собственно, произошло в Сараево?
Приходите, и постараемся вместе ответить на все эти вопросы.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

14:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
вдоль стены стены высокой в сумерках совы
ходит петр дозором проверяет засовы
ходит петр с ангелами летучим отрядом
на бедре ключ золотой борода окладом

тверда райская стена только стража тверже
бережет сон праведников и явь их тоже
оглядел петр божий мир закатную тучку
видит дитя перед ним протянуло ручку

видно ищет мать-отца да найдет не скоро
троекратно обошло вкруг стены-забора
только с севера с юга ли все никого там
и подошло в третий раз к жемчужным воротам

не горюй дитя говорит петр не печалься
пойдем глядеть мать-отца кто б ни повстречался
спросим хоть ночь лети напролет хоть вторая
берет дитя на руки и ходу от рая

вот идет петр по миру в калитки стучится
ищет мать-отца дитяти где свет случится
четвертый год ходит слез в бороде не прячет
на плече у петра мертвое дитя плачет

и где упадет слеза что младенца что старца
порастет земля цветом из чистого кварца
светло насквозь горит пламенем камень луг ли
а сорвешь только пепел в ладони да угли

все голоса в сумерках то ли совы кычут
то ли дети кричат во сне мать-отца кличут
вой ветер-ураган райская стена гнется
ищет господь сторожа а он не вернется

Цветков, 2008

09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра, 1 сентября, на лекции мы будем обсуждать историю масонства во второй половине XVIII и XIX веке. Следовало бы, конечно, больше ничего не писать, чтоб не подсмотрели непосвященные, но намекну, что мы поговорим о революциях и реформах и том, какую роль в них сыграли масоны; о королях и мошенниках (включая людей типа Калиостро и Сен-Жермена), о масонстве демократичном и оккультном и, конечно, об одном из самых интересных измерений этой темы: об антимасонстве. Поймем, как и когда оно появилось, и почему масонов стали считать виновными в том, к чему они не имели отношения, и вообще поместили в центр глобального заговора. Период, о котором мы будем говорить, может быть назван золотым веком масонства, так что тем для разговора нас будет предостаточно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

14:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Умер Оливер Сакс, прекрасный учёный и выдающийся популяризатор науки. Не было у меня такого курса студентов, которому бы я не советовал "Человека, который принял жену за шляпу". Уверен, что каждый гуманитарий непременно должен эту книжку прочитать. Да и другие вещи Сакса тоже. Ужасно жаль.

21:26 

2 иг (В чем моя вера)

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Подруга обнимает меня на прощание, и я иду по вечерней улице в сторону Фонтанки. До поезда у меня еще часов пять, так что я не спешу. За окном итальянского, кажется, ресторанчика, мимо которого я прохожу, сидит семья. Отец взял за руку жену и сына, а те двое - второго сына, и они вместе читают неслышную мне сквозь стекло молитву перед едой. Проходящий у меня за спиной слегка перебравший петроградец негромко поет: "Ты руку дай всем друзьям на улице Сезам, на улице Сезам".
Отличный город, и даже с погодой мне повезло.

***
На огромном собрании православных, как написал бы я в кандидатской, модернистов - двухтысячный, наверное, зал, скучающе-собранный священник в президиуме; после часа речей кто-то спит, кто-то негромко болтает, самые внимательные - слушают. Я с краю, откуда плохо видно трибуну, но хорошо - тех, кто решил сесть подальше от центра. Через динамик вьется речь об истории. Девочка лет трех танцует в углу зала, а потом находит место, где, если подпрыгнуть, раздается гулкий звук - какая-то железная пластина или что-то вроде того. Мама мальчика у меня за спиной говорит ему: "Ты не слушаешь". "Слушаю!" - так же тихо отвечает он, не отрываясь от игры в телефоне. Девочка осторожно прыгает, но звука нет. "Ты отвлекаешься!" - "Нет, мне не мешает!" Девочка прыгает снова, и в этот раз получается гораздо лучше: звон и бубуханье отчетливо слышно на ближайшем ряду, где, собственно, я и сижу. "Нет, отвлекаешься!" - говорит мама, но ответ мальчика я толком разобрать не могу. Девочка прыгает, и на этот раз у нее получается совсем хорошо.

@темы: иг

22:30 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Обнаружил сейчас, что в 1963 году в СССР вышел сборник писем Л.Эйлера. Каждое письмо приводится на языке оригинала - французском, немецком или латыни - и в русском переводе. Тираж 2000 экземпляров! Я, конечно, страшно благодарен людям, которые это сделали - там есть перевод нужного мне письма, которое я уже было собирался читать на латыни. А моя латынь, мягко говоря, не в том состоянии, чтоб перевод с листа писем XVIII века о математике давался мне легко. Но все же это поражает. Зачем они взялись переводить эти письма? Почему сочли необходимым сопроводить их оригиналами? Кому были нужны в 1963 году 2000 экземпляров писем Эйлера? На все эти вопросы ответить, в общем, можно, но в целом все это - артефакт павшей империи, которая, как любая порядочная империя, должна была оставить после себя бессмысленные и красивые проекты; пирамиды там, зиккураты, акведуки, китайские стены или вот академические переводы.

***
Едва ли не больше, чем читать книжки, я люблю читать комментарии к ним - причем не столько научные, сколько самые обычные, которые делаются для неподготовленного читателя. Взял пролистать "Путешествие с Чарли" Стейнбека, и в руки мне попалась копия с советского издания с советскими же комментариями к тексту. В основном интереса они не представляют, но есть один замечательный момент. В эпизоде, связанном с Монтаной, Стейнбек пишет: "Мне казалось, что лихорадочной суеты Америки в Монтане нет. Здесь, по-моему, не страшатся призраков – я имею в виду тех, что преследуют воображение членов общества Джона Бэрча". Естественно, советский читатель не мог знать ничего про общества Джона Бёрча, так что переводчик снабдил эпизод таким комментарием: "Одна из наиболее реакционных организаций США, ставящая своей целью борьбу с коммунизмом". Более - никаких пояснений. Всегда интересно, какие вещи комментатор считать неочевидными (этот конкретный считал неочевидными оборот alter ego или, скажем, слово клаустрофобия). Но еще более интересно, какие вещи переводчик считает самоочевидными. И вот в данном случае он считать что сочетания слова "призрак" и "борьбы с коммунизмом" в комментарии читателю будет достаточно, чтоб понять шутку Стейнбека. Думаю, что переводчик был совершенно прав для своего времени, но сегодня эту шутку, наверное, многим пришлось бы отдельно объяснять.

***
Читал вчера вроде как лекцию о раннем масонстве, а все равно на поверку половину времени рассказывал о Ньютоне и его друзьях. Ньютон - идеальная фигура. Нет такой темы в истории Британии конца XVII и начала XVIII века, с который не был бы связан Ньютон, друзья Ньютона, корреспонденты Ньютона или хотя бы Лейбниц.

20:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я сам обязательно буду и вам очень советую. Прошлый вечер Вербена устраивала года три (или четыре?) тому назад. Других вечеров в ближайшее время не предвидится, как я понимаю. Так что это по сути единственная в ближайшие годы возможность услышать ее стихи, задать ей какие-то вопросы, получить автограф на книжку (надеюсь, пара экземпляров там будет) и так далее. Возможностью этой стоит воспользоваться.

(Кроме того я рад буду вас там увидеть, но это вопрос отдельный).

24.08.2015 в 15:16
Пишет Вербена:

Друзья, я знаю, что я тут почти-дневник призрак...
...с подвываниями и скрипом цепей в виде закрытых записей и стихотворений.
Но я буду очень благодарна и рада, если кто-то из вас согласится провести со мной последнюю субботу лета и прийти на поэтический вечер.
ОГРОМНАЯ маленькая ПРОСЬБА: если собираетесь пойти, отмечайтесь в комментариях, чтобы я примерно рассчитывала количество народу.
PoetryDur-3
Лав ю ол!

URL записи

16:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Они все-таки его взорвали: храм Бела в Пальмире.
Пережил парфян, римлян, иконоборчество, халифат праведных халифов, ближневосточный поход монголов Хулагу, османов, революции XX века и еще бог знает что; взорван невежественными фанатиками из псевдогосударства-однодневки, которое войдет в историю как коллективный Герострат. Но пусть не рассчитывают: больше, чем на примечание внизу страницы или пару строк университетского учебника им рассчитывать не приходится - все эти ИГИЛы, Талибаны и иже с ними коллективно попадут в параграф "Реактивный религиозный фундаментализм кон. XX - нач. XXI века". И параграф этот не будет длинным, потому что учебники пишут те, кто ценит созидателей, а не разрушителей, кто ставит знание превыше незнания.
Но будут, конечно, и специальные работы для интересующихся, в которых психологи, религиоведы и историки будут объяснять, как это так люди могли взорвать двухтысячелетний храм. Выдумают какие-нибудь теории, конечно, и всех этих взрывотехников заспиртуют и поставят на полку, потому что цивилизация всегда побеждает варварство, что бы оно там о себе ни возомнило.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В этот вторник, 25 августа, на лекции мы будем обсуждать масонство. На самом деле - не все масонство, а только первую половину его истории, от возникновения и примерно до середины XVIII века.
Мне кажется, что это самый интересный период истории этого движения, потому что именно он действительно загадочен: нам придется разбираться, когда и где все-таки масонство появилось, как оно было связано с настоящими каменщиками и ненастоящими розенкрейцерами, как - с политикой и религиозной жизнью Европы, как - с зарождающейся наукой Нового времени. Обсудим первые ложи и первые уставы, первые символы и первые ссоры. Словом, попробуем понять, как жило самое известное тайное (что уже, конечно, оксюморон) общество, зачем оно вообще было нужно, и как влияло на окружающий мир.
Читалкафе, 19:30, вход 300 рублей.
(Следовало бы еще сказать - пароль "мастерок Хирама", но, боюсь, вас пустят и без пароля).

09:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Конец XIX и начало XX века - времена, которые одни называли Прекрасной эпохой, другие - веком подозрений, третьи - Fin de siècle. Один из самых причудливых и самых красивых исторических периодов. Завтра, 20 августа, на лекции, мы постараемся посмотреть на него через призму быта и мышления. Мы мало будем говорить о политике, но зато постараемся понять, как люди жили, что они ели и пили, любили и не любили. И главное - во что они верили и не верили, в чем сомневались, на какие вопросы искали ответы. От полярных путешественников до художников, от простых рабочих до премьер-министров - все они были иногда связаны общими ощущениями, предчувствиями и привычками, которые мы и попробуем реконструировать.
Прекрасный век - предвестие ужасного века, и понять последующую историю, не зная эти несколько десятилетий, невозможно. Приходите, попробуем разобраться.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.

18:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Извините, я опять.
В давешней истории, я должен сознаться, больше всего меня расстраивает не Энтео. Энтео меня даже отчасти порадовал: я как раз предложил моей студентке писать курсовую по Божьей воле, а тут такой отличный материал.
Больше всего меня огорчило то, что так много людей впервые узнали о Сидуре. Вроде знаменитый скульптор, в Москве даже музей его есть (где все работы, кстати, экспонируются постоянно, но, видимо, там их оскорбительная сила меньше). Он, может быть, менее известен, чем, скажем, Неизвестный, но всё-таки одна из важнейших фигур эпохи. И все равно его не знают. Хуже того, как и в недавней у меня тут дискуссии о современном искусстве, гордятся этим незнанием.
Мне кажется, что именно эта гордость незнанием - одна из худших (может быть, двух худших) черт времени. Незнание, которое должно быть постыдным, возведено в принцип. Не читал "Войну и мир" и горжусь: Толстой нудный. Не разбираюсь в современной живописи и горжусь: что мне эта мазня. Не помню порядок планет и горжусь: подумаешь, кому это нужно. И так далее.
Мне кажется, эта гордость - примета третьего мира, примета отставания, которое уже не нагнать. Я знаю, что кажется. Вон сколько у меня отличных студентов, сколько людей ходит ко мне на публичные лекции и платит за возможность узнать бесполезное, но интересное. Но ощущение не пропадает.

12:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
МВД написало об этом, а СМИ немедленно возбудились: "У саентологов нашли жучки". В реальности речь идет о том, что МВД изъяло из помещения для одитинга в саентологическом центра на Таганке «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».
То, что невежественно МВД - дело привычное. Что журналисты тоже ничего не знают и больше всего любят назвать кого-нибудь тоталитарной сектой - тоже дело обыкновенное. Но можно было хотя бы погуглить и узнать, что процедуры одитинга не тайно, а вполне явно записываются на аудио, о чем знает каждый прихожанин и даже написано (я сейчас специально проверил), в Википедии. Не нужно быть специалистом, можно спросить специалиста или, если невмоготу говорить с учеными, просто поискать информацию 5 минут, а потом уже шпарить заметку.
Но, конечно, никто этого не сделает. Следите за руками: сейчас все начнут писать про "тоталитарные секты" - совершенно вне зависимости от ангажированности и политических взглядов СМИ.
Обо всем этом я конспективно писал еще три года назад, об этом знает каждый студент-религиовед и вообще все хоть сколько-то разумные люди, но никаких изменений нет и, само собой, не будет. Все то же самое происходило пару недель назад в связи с ужасным убийством, подозреваемый в котором десять лет назад был адвентистом 7 дня. Даже то, что его оттуда выгнали, не спасло адвентистов ни от обыска, ни от очередного клеймления в газетах.

12:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это "Формула скорби" Сидура (о чем вы, без сомнения, и сами знаете; и почему она тут висит - тоже знаете).


09:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Так сложилось, что о культуре Китая или Японии мы знаем неизмеримо больше, чем о культуре соседствующей с ними Кореи. Конечно, это продиктовано историей этой страны, ее нынешним раздробленным положением, ее скромным - на фоне Китая - размером. Но все же история, культура и, конечно же, религиозная жизнь Кореи замечательно интересны. На лекции во вторник, 18 августа, мы попробуем разобраться в том, во что верили и верят корейцы - от шаманизма мы дойдем до новых религиозных движений вроде "Церкви Объединения" Мун Сон Мёна. Обсудим буддизм, конфуцианство, христианство, государственный атеизм и многое другое.
Приходите. Тема малоизвестная широкой публике, но оттого только более интересная.
Читалкафе на Чистых прудах. 19:30, вход 300 рублей.

21:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В романе Нила Стивенсона, который я сейчас читаю, один из главных героев появляется на первой странице, а описание его внешности - на 758 (по счёту телефонной читалки, так это, наверное, около 250 страницы). Это к вопросу о том, о чем я недавно писал. избавляйтесь от описаний персонажей, они не нужны до тех пор, пока не несут художественного смысла. Не знаю, верно ли это для литературы - я не писатель. Но для словесных ролевых игр это верно.

18:44 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я знаю, что некоторые из читателей этого дневника хорошо умеют рисовать.
Не хочет ли кто-нибудь взять небольшую подработку?

Конкретней о задачах и прочем

Вот, собственно, и все. Если можно, прилагайте к предложением примеры ваших рисунков.
На все вопросы готов ответить в комментариях или в u-mail.

Заранее спасибо! Если вы сами не рисуете, но покажете это объявление вашим рисующим друзьям, буду вам чрезвычайно признателен.

17:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как и всем мне случалось есть бананы зрелые и перезрелые. Сейчас я в первый, видимо, раз в жизни попробовал недозрелый. Ребята, он вяжет, как хурма!

Quodlibet

главная