• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Опубликован комментарий "Сове" про Чаплина, который я обещал еще в четверг.
В общем, многие мысли из него за эти дни уже высказывались (я сам закончил его еще в субботу, с тех пор много чего дополнительного прозвучало), но, м.б, кому-то будет интересно.

22:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Последняя лекция в этом году будет про "Звездные войны". Во вторник, 29 декабря, мы поговорим о самой главной киносаге в истории с точки зрения религиоведения (и отчасти культурологии). Посмотрим на мифологические сюжеты в старой и новой трилогии. Обсудим, как на "Звездные войны" повлияли реально существующие религии - и как, в свою очередь, идеи Лукаса повлияли на современную религиозную жизнь и массовую культуру вообще. Разберемся в том, что такое джедаизм - и почему люди в нашем мире называют себя джедаями. Естественно, интересовать нас будет не столько то, во что верят герои фильмов, сколько причины, по которым эти образы оказываются важными для нас, хотя говорить мы будем о джедаях не меньше, чем о реальности.
Спойлеры из последнего фильма будут, без этого теперь никак.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Это та лекция, которую вы ищете.

00:47 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На Полит.ру вышел мой текст о современной РПЦ и гендерных вопросах.
Тема из тех, которыми я прежде всего и занимаюсь, но материал научно-популярный, а не научный (таков был заказ).
Комментарий по Чаплину, который я обещал, уже сдан, но выйдет в понедельник или вторник. Ну да, честно говоря, этот вот текст представляется мне интересней.

12:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В следующий вторник в 19:30 в Читалкафе (словом, как обычно) я буду читать лекцию про "Звездные войны".
В основном это будет религиоведческий и отчасти культурологический взгляд на вопрос. Думаю, должно получиться любопытно.
Анонс подробней еще будет ближе к делу.

18:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Всеволода Чаплина сняли с нынешней должности. Что-то интересное происходит.
Все комментарии завтра.

09:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Барон Мюнхгаузен в известном фильме говорил, что ему всегда больше нравился Джордано Бруно. Для поколений он стал символом честности ученого и величайшим образом мученика науки. Но каким Бруно был на самом деле? На лекции в этот четверг, 24 декабря, мы попробуем в этом разобраться - а заодно поговорим о Монтене и Бодене, о типографиях и королевских дворах, об искусстве памяти и, конечно, о магии, которая для Бруно была делом первостепенным. Посмотрим, как идеи Бруно, которые большинство из нас научными бы не сочли, влияли на становление будущей науки. И поймем, о каком обществе мечтали Бруно и его современники. Биография у него изумительная, да и у других героев нашей завтрашней лекции не хуже, так что скучать нам не придется.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

21:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Недавно я читал лекцию про эволюцию образа Иисуса в последние века. Естественно, показал и одну картину с чернокожим Иисусом (я выбрал Таннера, у которого есть и черные, и белые Иисусы, но можно было бы взять и других художников, их немало). В зале некоторые, завидев Иисуса-негра засмеялись.
И вот с тех пор я время от времени возвращаюсь к этой мысли и думаю: будь я священником, какая была бы хорошая тема для проповеди. Ведь так оно и было, и римляне тоже, конечно, смеялись - бог-еврей, а не римлянин, бог со смешным выговором, пейсами и обрезанным членом, бог-варвар. Отсюда шаг до распятого с головой осла, которого рисовали в катакомбах. Между тем в этом, конечно, вся соль: Христос с римским гражданством и патрицианской каймой на тоге был бы совсем другим Христом. (Собственно, он, вероятно, был бы Октавианом Августом). Простая мысль, даже тривиальная, но в самый раз для воскресной проповеди, а потом долго пожимать всем прихожанам руки на выходе и поехать домой.
Хорошо все-таки, что я атеист. Повезло.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Едва ли можно представить себе сюжет более известный, чем поцелуй Иуды. Самое известное предательство в истории. Казалось бы, штука очевидная. Но все же этот сюжет менялся в сознании людей на протяжении веков, и иногда менялся радикально. Как именно? Как его объясняли гностики античности и романтики XIX века, как представляли в Средние века и в раннем Новом времени? Что общего у Иуды и Эдипа, Иуды и Моисея, наконец, у Иуды и самого Иисуса? Почему, наконец, он предал - по мнению современников тех событий и наших современников? На лекции мы попробуем разобраться в этих вопросах и понять, как эволюция образа Иуды отражает эволюцию европейской культуры в целом - и почему именно этот сюжет оказывается для нее столь важен.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

12:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вопреки обыкновению, я напишу потом на новые "Звездные войны" более подробную рецензию. Но пока коротко - во-первых, чтоб не спойлерить, во-вторых, потому что я еще думаю.
Фильм удачный. Он лучше (и в смысле сценария, и в смысле режиссуры) 2 и 3 эпизода, а это уже значит, что смотреть можно и, если вы поклонник, стоит.
Он не лишен недостатков и сильно уступает, например, 5 эпизоду (по моему глубокому убеждению "Империя наносит ответный удар" - лучшая часть из всех). Тем не менее часть этих недостатков пропадет, если не совершить ошибку, которую сперва сделал я сам - не забывать, что была не только старая трилогия, но и новая. Эстетически и сюжетно фильм все время прямо ссылается на старую, но один из ключевых персонажей прямо основан на новой, и это многое в нем объясняет.
Один недостаток, на мой взгляд, ключевой, но, опять-таки, недостатки 2 и 3 эпизода были таковы, что все проблемы 7 эпизода на их фоне бледнеют.

Прошу воздержаться от спойлеров в комментариях - большинство фильм еще не смотрело.

20:03 

IV. Шпион и авантюрист

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Слушателям моих лекций - два важных сообщения.
Во-первых, вот тут можно проголосовать за курс, который вы хотите послушать в январе-феврале (и вообще повлиять на программу следующего полугода). Речь о религиоведческих лекциях.
Во-вторых, не должен ли я был кому-то что-то еще прислать? Из-за постоянной суматохи я иногда забываю прислать запись кому-то, кто об этом просил. Пожалуйста, простите меня за это и не стесняйтесь напоминать.

upd: как всегда забыл написать, что если вам неудобно получать мои анонсы здесь или в FB, вы можете подписаться на сообщество ВКонтакте. Не сказать, что я поддерживаю его очень активно, но все анонсы там появляются обязательно.

18:32 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Weider, дорогой коллега!
Две недели назад мы с вами обсуждали странную ситуацию с прокурором Чайкой. Тогда в качестве условного срока развития событий я предложил "пару недель". Вы со мной согласились и заметили, что будете разочарованы, если за эти пару недель Чайку не снимут, расследование не будет начато или нам не представят железобетонных опровержений расследования ФБК. Вы даже выразились на этот счет весьма энергично: что это будет означать, что "прокуратура находится под управлением человека, которому место по другую стороны прокурорского стола". Я был с вами полностью согласен, согласен и сейчас.
Как и вы, я надеялся, что "его снимут и деятельность будут расследовать". Признаюсь, что верил в это мало - но dum spiro spero, как учил нас, если не ошибаюсь, Цицерон.
Две недели прошло. Генпрокурор Чайка не снят с поста и не нашел в себе храбрости подать в отставку. Расследование не начато. Опровержений расследования нам так и не представили. Сам Юрий Чайка только опубликовал бессвязный текст, который не может служить опровержением уже только потому, что полон формальных логических ошибок, не говоря уже о полном отсутствии доказательств. Вместо того, чтоб опровергать факты, приведенные ФБК, он разбрасывается голословными обвинениями. (Простите этот эмоциональный оборот - позволяю его себе только оттого, что уверен: вы оцениваете этот текст так же, как и я, и всякий разумный человек). Президент, премьер-министр, парламент - все безмолвствуют, и из всей государственной машины только отдельные депутаты (честь им и хвала) как-то показали, что их эта ситуация волнует так же, как и обычных гражданин. Между тем, если мне не изменяют мои скромные арифметические способности, больше 2% населения страны уже ознакомилось с доказательствами ФБК в деталях, и бессчетное множество - в кратких пересказах. Все они ждут какого-то ответа.
Я знаю, что вы всегда были сторонником нынешнего политического режима. В то же время я знаю, что вы, как и многие его сторонники и противники, умный и образованный человек. Если не ошибаюсь, мы с вами коллеги-историки, а значит говорим на одном языке. Пожалуйста, найдите несколько минут, чтоб осветить в комментариях к этой записи, как вам видится текущая ситуация. Можем ли мы доверять генеральному прокурору? Правительству, парламенту, президенту? Ведь только президент может, как я понимаю, отправить генерального прокурора в отставку, на что мы с вами надеялись. Против Ю.Чайки даже нельзя, как я понял, возбудить иск - он неподсуден судам первой инстанции (или вообще неподсуден? Вы разбираетесь в этом лучше меня).
Сперва я думал написать это письмо лично, но потом решил, что наш с вами разговор об этом может быть интересен не только нам - хотя бы как пример столь, увы, редкого цивилизованного диалога о политике. И рискнул сделать этот текст родом дружеского открытого письма: надеюсь, вам эта идея покажется симпатичной.
Жду вашего ответа.
С неизменным уважением к вам,
Константин

P.S. обращенный ко всем остальным читателям. Я думаю, что у некоторых из вас тоже может возникнуть желание высказаться. Пожалуйста, давайте сперва дождемся ответа коллеги Weider`а. И только после этого, если он не будет возражать вступить в дискуссию не только со мной (или, напротив, захочет подкрепить свои слова мнением друзей), прошу вас присоединяться. Все комментарии, которые появятся прежде комментария Weiderя буду стирать. После этого, если только Weider меня об этом не попросит, не буду ничего стирать, исключая только те комментарии, что нарушают общие правила дневника. (Напомню на всякий случай, что мы выражаемся цензурно и корректно). Спасибо за понимание.

09:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Если Бог добр, то почему в мире есть зло? Почему люди убивают друг друга, почему умирают младенцы - они-то точно ничем не успели провиниться? И более глобально - почему в мире вообще существуют несправедливость, насилие, неравенство? Все это - вопросы, которые верующие люди задавали себе тысячелетиями. В этот вторник, 15 декабря, на лекции и мы будем обсуждать этот вопрос. А еще больше - ответы, которые давали на него люди со времен древнего Вавилона. Поговорим об Иове и других библейских сюжетах, об иудейской и исламской философии, о Лейбнице и Бердяеве и много еще о чем. И, может быть, это подтолкнет нас самих и к новым вопросам, и к новым ответам.
Приходите, и будем думать вместе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей

14:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасная история с погибшими пациентами психоневрологического интерната в Воронеже. Еще раз заставляет задуматься о том, в каких ужасных и опасных условиях содержат у нас психически больных: это касается даже лучших московских клиник. Трехгранные ключи, содержание пациентов как без малого заключенных.

17:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сегодня родилась институтка. (Ну, не совсем сегодня, а несколько лет назад, но в этот день). Придумывать ей подарки, я должен сказать, непросто. В прошлый раз мне пришлось обратиться за помощью к знакомым инопланетянам. Но дважды их все-таки не побеспокоишь - неловко. Так что придется обойтись собственными силами, и обратиться к истории.

Около 1520 года Томас Мор написал эпитафию разом и своей первой жене Джейн (Иоанне), уже скончавшейся, и себе самому, и своей супруге Алисе (Алицие). Умер он 1535 году при известных обстоятельствах. Алиса прожила еще дольше и умерла не то около 1546, не то даже около 1551. В общем, эпитафия еще долго не была востребована. Написал он ее, естественно, на латыни, и перевод с латыни на русский давно сделан и даже опубликован в Литпамятниках. Его можно почитать в комментариях.
Но в начале 19 века эту эпитафию перевел на английский преподобный Фрэнсис Рэнгем, тоже замечательный, хотя гораздо менее известный человек. Он был переводчиком, второстепенным персонажем круга Озерной школы: переводил Гомера на английский (столетием позже классического перевода Поупа) и Кольриджа на латынь. В историю он вошел больше не этим, а своей аболиционистской деятельностью, да еще тем, что был сторонником сионизма до сионистов - отстаивал идею возвращения евреев домой. В общем, человек был замечательный, из тех, про которых все при жизни говорят хорошо, но после смерти пишут кратко.
В 1800 году умерла его первая жена, с которой он не прожил и года. Умерла, естественно, родами, дочка, к счастью, выжила. Вскоре после этого Рэнгем женился снова. Несложно понять, что навело его на мысль взяться за перевод эпитафии Мора.
Вот этот перевод на английский:

читать дальше

Желающие могут поупражняться в поисках тут влияния Озерной школы, но, по-моему, текст трогательный. Мне захотелось его перевести. Это совершенно бестолковое занятие - как я уже писал, прекрасный перевод оригинального текста эпитафии на русском есть. Но мне хочется перевести не Мора, а Рэнгема. И я надеюсь, что бессмысленность этой затеи придется по вкусу институтке, которая не меньше меня любит такие игры. Вот мой перевод. Итак,

читать дальше

09:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В начале XVI века люди вдруг начинают активно мечтать об идеальном государстве и правителе. Мор пишет "Утопию". Макиавелли - "Государя", а Эразм Роттердамский "Воспитание христианского государя". Анабаптисты и Жан Кальвин строят свои утопии, а конкистадоры создают свои владения на месте разрушенных государств Америки. Даже Рабле раздумывает над идеальным обществом.
Почему вдруг они обратились к этой теме? И почему приходили именно к таким выводам? Как это было связано с их собственными биографиями и тем историческим контекстом, в котором они находились? Что в их идеях было похоже, а что различно? И как это повлияло на дальнейшее развитие политики и философии? Обо всем этом мы поговорим на лекции в четверг, 10 декабря. Может показаться, что тема - сухая и академическая, но на самом деле разговор будет очень даже живым: биографии у них были изумительные, а мысли подчас очень необычные.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите и приводите друзей!

00:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чтоб не было так печально, как бывает по вечерам во вторник (или по ночам в среду), вот вам отличная история.
Был такой американский художник Норман Роквелл. Очень хороший, для Штатов - культовый и общеизвестный (кто смотрел "Счастливое число Слевина", скажем, слышал его имя, оно упоминается в самом начале). Несколько огрубляя, Роквелл - такой идеолог настоящей Америки, доброй, честной, немного трогательной. Если не видели - можно посмотреть его иллюстрации на обложках Saturday evening post. Если лень долго смотреть - вот самая известная его картина.
В 1954 году он нарисовал обложку, которая называлась Breaking Home Ties. Вот так она выглядит:



В 1960 году ее купил у Роквелла за 900 долларов (по тем временам немало, но она уже была культовой) его друг, Дон Тракти, известный карикатурист. Четырьмя годами позже Тракти предлагали за картину 35 тысяч долларов. Тот продавать отказался, и даже Роквелл писал ему, что это сумасшестие. Но дружба дороже, это понятно.
В 2002 году Тракти передал картину на хранения в музей Роквелла. Картина была в неидеальном состоянии, где-то чуть цвет изменился - ну тоже понятно, она 40 с лишним лет провисела в частном доме, вокруг курили, то-се. В общем, картину слегка отреставрировали и повесили в музее. Все понимали, что она очень дорогая, но Тракти ее продавать не собирался и с музея за экспонирование ничего не брал.
В 2005 году Дон Тракти умер, и грустили по нему меньше, чем по Норману Роквеллу, хотя он был крутым карикатуристом.
А в 2006 году сыновья Тракти заметили в стене его дома в одной из комнат странную щель. Они решили в ней пошуршать и обнаружили, что стена фальшивая. А когда отодвинули ее, то нашли там несколько картин, и среди них Breaking Home Ties Нормана Роквелла и пародию на нее, на которой на месте отца был изображен Тракти, а на месте сына - его главный карикатурный персонаж. Картину отвезли экспертам, и те поняли, что настоящая Breaking Home Ties все это время висела за фальшивой стеной в доме Тракти. А то, что висит в музее - это подделка, которую сам же Тракти и сделал, причем сделал еще в начале 1970-х.
Зачем, почему? Совершенно непонятно. Самое расхожее предположение, что он сделал это перед разводом, боясь, что жена отсудит у него картину Роквелла. Дело до этого, однако, не дошло. Значит, причина могла быть и в чем-то другом. И в любом случае почему он хранил ее в тайне всю жизнь и не уничтожил подделку? Почему передал подделку в музей (ясно, что не из соображений сохранности, как это мотивировал официально). Наконец, знал ли Роквелл об этом? Они с Тракти дружили. Подделка висела на стене у Тракти пять последних лет жизни Роквелла. Видел ли он ее? И если видел, то почему не подал виду - уж он-то, наверное, отличил бы свою работу от чужой. Или он все знал и участвовал в розыгрыше? Досадно, но мы этого, видимо, никогда не узнаем.
Такие дела.

23:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасно досадно, когда можешь понять смысл стихотворения на иностранном языке, но не можешь понять, хорошее оно или плохое. Такое чувство беспомощности: на русском это делаешь не задумываясь, а на другом языке - никак. Можешь оценить только смысл, но не слог. У меня так с обоими моими языками, и это здорово раздражает.

09:55 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта работа Дэмьена Херста - одно из сотен изображений Иисуса Христа, созданных в последние несколько веков. Тема одна, а картины и, главное, Иисусы на них - совершенно разные. Во вторник 8 декабря на лекции мы попробуем разобраться в том, почему так получилось. Вроде Евангелия одни и те же, а образ Христа изменился подчас до неузнаваемости. Так как эволюционировали представления об Иисусе в культуре Нового времени, и почему они это делали? Ответим на этот вопрос, пройдя от да Винчи до Бэнкси, от Ренессанса и Реформации до наших дней. И постараемся понять эти изменения, потому что рассказывают они, конечно, не столько об Иисусе, сколько нас, о том, как менялись люди и их отношение к религии.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

14:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Quodlibet

главная