• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:55 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
История религии в Британии XVII-XIX веках. Казалось бы, тема узкоспециальная. Но что, если посмотреть на нее сквозь то, что хорошо всем известно - биографии литературных героев? К каким религиозным течениям принадлежали Робинзон и Гулливер? В чьей церкви Шерлок Холмс встретил Ирэн Адлер? Как приходы курировали школы (вроде той, в которой училась Джейн Эйр) и работные дома из "Оливера Твиста"? Почему сестры Беннет могли выйти замуж за священника? Какой религиозный фон стоит за написанием "Алисы в стране чудес"? Из таких незначительных вопросах о любимых героях мы попробуем на лекции выстроить полную картину религиозной жизни Британии трех столетий - столетий, когда она из второстепенной европейской страны превратилась в мировую империю, а местные религиозные представления стали известны всему миру.
10 ноября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.

20:58 

3 иг: swashbuckler, drama, procedural

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Шаг за шагом они сходятся по спирали, как фехтовальщики в приключенческом фильме. Вот один продвигается на несколько сантиметров вперёд, но снова отступает. Другой спокойно продолжает движение против часовой стрелки, медленно переставляя ноги. В голове у меня что-то брезжит про "двойной шаг вперед" и прочие батманы и фруассе. Палая листва кружится вокруг, взвиваясь с каждым их движением, как у Чжана Имоу. В руках обоих дворников эти новые воздушные пушки, которыми они гонят листья друг на друга. Куча в середине довольно большая, но из-за ветра листья все время разлетаются в стороны, и работу приходится начинать заново.

***
Если ад предопределен, - говорит он, - то...
Что? - отвечает второй. Он крутит в руках пластмассовую рюмку. Оба уже хорошо выпили. Грязноватые куртки, замызганные ботинки, лица не то чтобы пропитые, но пропивающиеся. На первом - старая шапка, на втором - не комплектный ни к ней, ни к чему бы то ни было вообще, шарф. Пьют, однако, из одноразовых. Бутылка водки у ножки скамейки, вокруг - сквер в районе Третьяковки, температура уже минусовая, вечер, тускло освещенный зеленым светом вывесок магазина напротив. Жаль, что я иду не один, и не могу рассмотреть их подробно.
То, - продолжает первый, - он только для каких-то специальных людей. Понимаешь? И, наверное...
Но тут я отхожу слишком далеко, чтоб слышать, что они говорят.

***
Дензел Вашингтон незаметно берёт со стола гранёный стакан, из которого только что пил собеседник, и прячет в карман. Все понятно: он подозревает в визави преступника, а на стакане остались частицы ДНК. Жаль, что я не видел этого фильма: люблю Вашингтона и полицейские детективы. Думаю, фильм бы еще больше выиграл, если бы роль помощника детектива в нем играл не я, и уж точно - если бы маньяком не была Tille. Маньяк из нее откровенно никакой.
Сны с картинками снятся мне пять-шесть раз в год, сны с картинками и сюжетом - того реже, и странно, что этот разом и слеплен из реальных вещей (девочки, Tille, Эльза., Модо и множество других людей и имен в смартфоне, на который я поглядываю, чтоб проверить, ведется ли запись) и шаблонных сценарных решений. Во сне я думаю, что смотрю кино: настоящее воображаемое второго порядка.

@темы: иг

11:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В комментариях к одной карте обнаружил сейчас чудесную опечатку: вместо "княжества Трансильвания" значится "княжество Пенсильвания".
Какая была бы альтернатива!

22:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Связность истории понимаешь благодаря мелочам. Сейчас узнал, что печатник Иван Федоров и оккультист Джон Ди, возможно, оба были в Кракове 1583 году (но, по всей видимости, разминулись).
А если бы встретились, могли бы поговорить - оба знали латынь.

09:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра, 3 ноября, на лекции мы наконец переместимся в Россию. Религиозные споры и конфликты, бушевавшие в Европе Раннего Нового времени, не обошли стороной и Восточную Европу. И дело тут не только в старообрядцах (о которых мы будем говорить завтра очень мало), а в том, что протестантские и католические идеи проникали даже туда, где их особенно не ждешь увидеть - в споры православных епископов и политику обер-прокуроров Синода, в поиски "еретиков" и решения официальных властей. Об этом, о контакте между западным и восточным христианством во всех его формах - от архитектуры и музыки до политики и насилия - в XVI-XVIII веках мы и поговорим.
19:30, Читалкафе (как всегда!), вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

02:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прямых стволов благословение
И млечный пар над головой,
И я ложусь в листву осеннюю,
Дышу поспудицей грибной.

Мне грешная моя, невинная
Земля моя передает
Свое терпенье муравьиной
И душу, крепкую, как йод.

Кончаются мои скитания.
Я в лабиринт корней войду
И твой престол найду, Титания,
В твоей державе пропаду.

Что мне в моем погибшем имени?
Твой ржавый лист - моя броня.
Кляни меня, но не гони меня,
Убей, но не гони меня.

Тарковский, 1958

22:47 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Настольная игра про научную революцию!

09:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сегодня - "Возвращение имён". Возле Соловецкого камня на Лубянке весь день, с 10 до 22, будут читать имена репрессированных москвичей (в других городах тоже устраивают аналоги, конечно). Бесконечный список: его читают уже не первый год и, кажется, так и не добрались до конца.
Я очень советую вам сходить, взять бумажку и прочитать те два имени, которые вам достанутся. Если кого-то из ваших родственников или важных вам людей репрессировали в сталинские времена, можно будет добавить из имена тоже

09:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Внимание! Лекция 29 октября состоится на Третьяковской, по адресу Малый Толмачевский пер., 8/11, стр. 3, здание МИСиС. У входа вас будут встречать с табличкой "Читалкафе".
Впервые в нашем философском курсе мы покинем Европу - чтобы поговорить об Африке и Ближнем Востоке XII века. О Маймониде и Ибн Рушде, крупнейших нехристианских философах Средних веков, и об их изумительно интересных, местами приключенческих биографиях. О великом Саладине и крестовых походах, политике и фанатизме, медицине и путешествиях. Обсудим иудаизм и ислам в их традиционных для того времени и новаторских формах. Словом, постараемся понять контекст времени, когда арабо-иудейские Магриб и Левант были одним из самых передовых регионов мира. И, конечно, поместим в этот контекст величайших философов тех лет, столь сильно повлиявших на развитие не только восточной, но и европейской мысли.
19:30, МИСиС на Малом Толмачевском, 8/11, стр. 3, вход 300 рублей.
Не пугайтесь нового места, приходите и приводите друзей.

09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра, 27 октября, на лекции мы подходим к одной из важнейших тем в истории христианства Нового времени: религии и власти. Насколько христианство было связано с государством, и насколько аппарат религиозного насилия действовал в интересах светских властей? Мы попробуем посмотреть на это прежде всего на примере инквизиции (испанской и не только), религиозных гонений в Англии, России и Франции. Разберемся, как религиозное принуждение было связано с колонизацией, идеологией королей и их противников, юриспруденцией своего времени. Проследим изменения от XV до XVIII века. Обсудим несколько важнейших биографий. Словом, попытаемся бросить общий взгляд на эту необыкновенно интересную проблему.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Кажется, что тема специальная, академическая, но в действительности она еще и драматичная, и важная для понимания современных процессов. Так что приходите и приводите друзей.

21:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Читаешь строчку "Белее белых скал" и сразу в голове Дувр, "Павана" Робертса, король Лир, Фаулз, но нет, это Басё:

Белее белых скал
На склонах Каменной горы
Осенний этот вихрь!

19:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я сейчас увидел, что мой дневник поднят через смс. Я этого не делал и даже не очень знаю, как это делается. Сознавайтесь, кто заплатил? Мне неловко, я верну деньги.
Можно в u-mail.

13:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Моя заметка-карточки на Медузе о Новых религиозных движениях.
Надеюсь, вышло интересно и полезно.
Если есть какие-то уточняющие вопросы, их можно задать тут в комментариях, я постараюсь ответить.

12:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вышел новый трейлер "Звездных войн". Я, естественно, посмотрел и заглянул в комментарии. Зачем? Разве мне пять лет, и я не знаю, что пишут люди в комментариях? Сплошное расстройство.

15:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Узнал сейчас, что закрылся магазин медицинской книги на Камергерском.

09:49 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра, 20 октября, на лекции нас ждет одна из самых интересных, но и самых сложных тем миникурса: мистика и тело.
С одной стороны, христианство Нового времени невозможно представить без ключевых фигур и даже групп мистиков - Терезы Авильской, Игнатия Лойолы, Ангелуса Силезиуса, квакеров, шейкеров. С другой стороны, этот мистицизм нередко приобретал у них яркие, телесные, а часто и откровенно сексуальные образы.
Поэтому нам нужно будет разобраться завтра в соотношении возвышенной духовности и сексуальности, физического страдания и физического же наслаждения с духовными муками и райским блаженством визионера. Поговорить об экстазах и насилии, о пытках и самобичеваниях, видениях и откровениях, границах красоты и уродства в XVI-XVIII веках.
Разговор достаточно деликатный (как положено теперь писать, "18+"), но очень интересный.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

14:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Some researchers are even beginning to wonder whether these cells might influence a mother’s mindset during pregnancy. (взято из этой статьи).

Сверим первую ассоциацию.
Моя

21:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Странно встречать типические ошибки переводчика в тексте, который написан русским автором по-русски. Читаю сейчас работу (довольно любопытную на самом деле) о научной культуре XVI-XVIII веков. По понятным причинам речь идет прежде всего об Англии, и тут сразу возникает масса удивительных транскрипций имен. Ладно, скажем, что английского ученого по имени John Caius автор записывает как Киса. Но Роберт Хук!
Я прекрасно понимаю, что это правильное произношение. John Caius действительно Джон Киз, а не Джон Кайус, как у нас его обычно записывают, и Гук, конечно, и правда Хук. И это даже в чем-то симпатично - значит, автор имеет привычку работать с оригинальными текстами и западными исследованиями, а не с переводами и русскими работами. Но существуют некоторые научные нормы, и Гейне не записывают, как Хайне, хотя бы потому, что читатель будет потом искать его в энциклопедии и на букве "Х" ничего не найдет. В случае Кайуса-Киза общеизвестного стандарта, наверное, нет - персонаж вообще не самый известный, о нем, наверное, слышали только любители истории медицины и вот те, кто интересуется наукой раннего нового времени. Но о Роберте Гуке написано, кажется, даже в школьных учебниках. Словом, все это странно, но, конечно, интересно. И показывает в числе прочего, как меняется язык: мы стали чаще говорить "х" в английских словах (имя "Хэрриэт" встречается с известной регулярностью, хотя для наших родителей она была бы, как Бичер-Стоу, только "Гарриет") и начали использовать "w". За последние годы произношение "Оскар Wайлд" я слышал много чаще "Оскара Уайльда".
Но Ватсон, кажется, держит позиции.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
История Абеляра и Элоизы известна немногим меньше, чем истории Ромео и Джульетты или Тристана и Изольды. И в своем роде даже интереснее их, потому что была на самом деле.
Но на лекции в этот четверг, 15 октября, она будет только одной из наших тем. Нас будут интересовать не только чувства Абеляра и Элоизы, но и они сами: выдающийся философ и одна из первых женщин-интеллектуалок Средневековья, их жизни и идеи. А еще больше - контекст, в котором они находились, невероятно насыщенный и интересный. Тут и грандиозный раскол католической церкви с папами и антипапами, и крестовые походы, и деятельность Бернарда Клервоского, и Клюнийская реформа, и рождение готики, и первые схоластические споры, и появление университетов. Словом, любовная история на поверку оборачивается интеллектуальным приключением и политической драмой, в которых принимают участие едва ли не все ключевые фигуры эпохи.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
(Приходите и приводите друзей: эта лекция из нашего философского цикла, который, возможно, никогда больше не будет повторяться).

10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ночь святого Варфоломея 1572 года, наверное, одна из самых известных дат в мировой истории, и все вы, конечно, знаете, что в нее произошло. Но помимо "что" есть и "почему" - и именно в этом "почему" мы будем разбираться на лекции в этот вторник, 13 октября. История Варфоломеевской резни - настоящий детектив, и нам придется вникать в него постепенно. Обсудим политику внешнюю и внутреннюю, протестантизм и католицизм, неоплатонизм и макиавеллизм, личные распри и идейные противостояния, черные легенды и благочестивые предания, разберемся в биографиях основных действующих лиц (не все из которых дожили до конца событий) - и только после этого сможем сделать какие-то выводы. Разговор будет обстоятельный, но, как мне кажется, чрезвычайно интересный.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите.

Тут еще следовало бы написать что-то вроде "18+", "впечатлительным людям не приходить" и так далее. На самом деле мы, конечно, не будем концентрироваться на кровавых деталях - но о некоторых убийствах поговорить придется детально. Что за детектив без убийств?

Quodlibet

главная