Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Если Бог добр, то почему в мире есть зло? Почему люди убивают друг друга, почему умирают младенцы - они-то точно ничем не успели провиниться? И более глобально - почему в мире вообще существуют несправедливость, насилие, неравенство? Все это - вопросы, которые верующие люди задавали себе тысячелетиями. В этот вторник, 15 декабря, на лекции и мы будем обсуждать этот вопрос. А еще больше - ответы, которые давали на него люди со времен древнего Вавилона. Поговорим об Иове и других библейских сюжетах, об иудейской и исламской философии, о Лейбнице и Бердяеве и много еще о чем. И, может быть, это подтолкнет нас самих и к новым вопросам, и к новым ответам.
Приходите, и будем думать вместе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей

14:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасная история с погибшими пациентами психоневрологического интерната в Воронеже. Еще раз заставляет задуматься о том, в каких ужасных и опасных условиях содержат у нас психически больных: это касается даже лучших московских клиник. Трехгранные ключи, содержание пациентов как без малого заключенных.

17:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сегодня родилась институтка. (Ну, не совсем сегодня, а несколько лет назад, но в этот день). Придумывать ей подарки, я должен сказать, непросто. В прошлый раз мне пришлось обратиться за помощью к знакомым инопланетянам. Но дважды их все-таки не побеспокоишь - неловко. Так что придется обойтись собственными силами, и обратиться к истории.

Около 1520 года Томас Мор написал эпитафию разом и своей первой жене Джейн (Иоанне), уже скончавшейся, и себе самому, и своей супруге Алисе (Алицие). Умер он 1535 году при известных обстоятельствах. Алиса прожила еще дольше и умерла не то около 1546, не то даже около 1551. В общем, эпитафия еще долго не была востребована. Написал он ее, естественно, на латыни, и перевод с латыни на русский давно сделан и даже опубликован в Литпамятниках. Его можно почитать в комментариях.
Но в начале 19 века эту эпитафию перевел на английский преподобный Фрэнсис Рэнгем, тоже замечательный, хотя гораздо менее известный человек. Он был переводчиком, второстепенным персонажем круга Озерной школы: переводил Гомера на английский (столетием позже классического перевода Поупа) и Кольриджа на латынь. В историю он вошел больше не этим, а своей аболиционистской деятельностью, да еще тем, что был сторонником сионизма до сионистов - отстаивал идею возвращения евреев домой. В общем, человек был замечательный, из тех, про которых все при жизни говорят хорошо, но после смерти пишут кратко.
В 1800 году умерла его первая жена, с которой он не прожил и года. Умерла, естественно, родами, дочка, к счастью, выжила. Вскоре после этого Рэнгем женился снова. Несложно понять, что навело его на мысль взяться за перевод эпитафии Мора.
Вот этот перевод на английский:

читать дальше

Желающие могут поупражняться в поисках тут влияния Озерной школы, но, по-моему, текст трогательный. Мне захотелось его перевести. Это совершенно бестолковое занятие - как я уже писал, прекрасный перевод оригинального текста эпитафии на русском есть. Но мне хочется перевести не Мора, а Рэнгема. И я надеюсь, что бессмысленность этой затеи придется по вкусу институтке, которая не меньше меня любит такие игры. Вот мой перевод. Итак,

читать дальше

09:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В начале XVI века люди вдруг начинают активно мечтать об идеальном государстве и правителе. Мор пишет "Утопию". Макиавелли - "Государя", а Эразм Роттердамский "Воспитание христианского государя". Анабаптисты и Жан Кальвин строят свои утопии, а конкистадоры создают свои владения на месте разрушенных государств Америки. Даже Рабле раздумывает над идеальным обществом.
Почему вдруг они обратились к этой теме? И почему приходили именно к таким выводам? Как это было связано с их собственными биографиями и тем историческим контекстом, в котором они находились? Что в их идеях было похоже, а что различно? И как это повлияло на дальнейшее развитие политики и философии? Обо всем этом мы поговорим на лекции в четверг, 10 декабря. Может показаться, что тема - сухая и академическая, но на самом деле разговор будет очень даже живым: биографии у них были изумительные, а мысли подчас очень необычные.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите и приводите друзей!

00:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чтоб не было так печально, как бывает по вечерам во вторник (или по ночам в среду), вот вам отличная история.
Был такой американский художник Норман Роквелл. Очень хороший, для Штатов - культовый и общеизвестный (кто смотрел "Счастливое число Слевина", скажем, слышал его имя, оно упоминается в самом начале). Несколько огрубляя, Роквелл - такой идеолог настоящей Америки, доброй, честной, немного трогательной. Если не видели - можно посмотреть его иллюстрации на обложках Saturday evening post. Если лень долго смотреть - вот самая известная его картина.
В 1954 году он нарисовал обложку, которая называлась Breaking Home Ties. Вот так она выглядит:



В 1960 году ее купил у Роквелла за 900 долларов (по тем временам немало, но она уже была культовой) его друг, Дон Тракти, известный карикатурист. Четырьмя годами позже Тракти предлагали за картину 35 тысяч долларов. Тот продавать отказался, и даже Роквелл писал ему, что это сумасшестие. Но дружба дороже, это понятно.
В 2002 году Тракти передал картину на хранения в музей Роквелла. Картина была в неидеальном состоянии, где-то чуть цвет изменился - ну тоже понятно, она 40 с лишним лет провисела в частном доме, вокруг курили, то-се. В общем, картину слегка отреставрировали и повесили в музее. Все понимали, что она очень дорогая, но Тракти ее продавать не собирался и с музея за экспонирование ничего не брал.
В 2005 году Дон Тракти умер, и грустили по нему меньше, чем по Норману Роквеллу, хотя он был крутым карикатуристом.
А в 2006 году сыновья Тракти заметили в стене его дома в одной из комнат странную щель. Они решили в ней пошуршать и обнаружили, что стена фальшивая. А когда отодвинули ее, то нашли там несколько картин, и среди них Breaking Home Ties Нормана Роквелла и пародию на нее, на которой на месте отца был изображен Тракти, а на месте сына - его главный карикатурный персонаж. Картину отвезли экспертам, и те поняли, что настоящая Breaking Home Ties все это время висела за фальшивой стеной в доме Тракти. А то, что висит в музее - это подделка, которую сам же Тракти и сделал, причем сделал еще в начале 1970-х.
Зачем, почему? Совершенно непонятно. Самое расхожее предположение, что он сделал это перед разводом, боясь, что жена отсудит у него картину Роквелла. Дело до этого, однако, не дошло. Значит, причина могла быть и в чем-то другом. И в любом случае почему он хранил ее в тайне всю жизнь и не уничтожил подделку? Почему передал подделку в музей (ясно, что не из соображений сохранности, как это мотивировал официально). Наконец, знал ли Роквелл об этом? Они с Тракти дружили. Подделка висела на стене у Тракти пять последних лет жизни Роквелла. Видел ли он ее? И если видел, то почему не подал виду - уж он-то, наверное, отличил бы свою работу от чужой. Или он все знал и участвовал в розыгрыше? Досадно, но мы этого, видимо, никогда не узнаем.
Такие дела.

23:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасно досадно, когда можешь понять смысл стихотворения на иностранном языке, но не можешь понять, хорошее оно или плохое. Такое чувство беспомощности: на русском это делаешь не задумываясь, а на другом языке - никак. Можешь оценить только смысл, но не слог. У меня так с обоими моими языками, и это здорово раздражает.

09:55 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта работа Дэмьена Херста - одно из сотен изображений Иисуса Христа, созданных в последние несколько веков. Тема одна, а картины и, главное, Иисусы на них - совершенно разные. Во вторник 8 декабря на лекции мы попробуем разобраться в том, почему так получилось. Вроде Евангелия одни и те же, а образ Христа изменился подчас до неузнаваемости. Так как эволюционировали представления об Иисусе в культуре Нового времени, и почему они это делали? Ответим на этот вопрос, пройдя от да Винчи до Бэнкси, от Ренессанса и Реформации до наших дней. И постараемся понять эти изменения, потому что рассказывают они, конечно, не столько об Иисусе, сколько нас, о том, как менялись люди и их отношение к религии.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

14:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12:29 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал сейчас, что в Израиле хотят воссоздать вино, которое пил Иисус. Отличная идея. И рецепт хорошо известен: для создания одного литра вина нужна вода (1 л.), хорошая вечеринка (1 шт.) и Иисус (1 экз.). Не помешает также Мария (1 экз.). Поместить в одно помещение, ждать до готовности.

***
Посмотрели вчера "Шпионский мост". Отличное кино. Говорю это на случай, если вы еще не среагировали на фильм, поставленный Спилбергом по сценарию Коэнов с Хэнксом в главной роли.

***
На прошлой неделе урывками, но посмотрел "Джессику Джонс". Это не лучший сериал, который я смотрел, но один из самых удачных в смысле съемки. Актерская игра и сценарий для сериала на очень приличном уровне, так что если супергерои вас не раздражают, посмотреть можно. Впрочем, главное достоинство сериала в том, что супергерои там не раздражающие, а бытовые, довольно человеческие.

01:03 

III. Авантюрист и ученая

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
15:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я знаю, что 90% из вас уже в курсе. Простите за повторение, но, думаю, вы меня поймете. Есть еще 10%, которые не в курсе.
Ребята, коллеги, друзья. ФБК доказал, что семья генерального прокурора прямо сотрудничает с семьей этих ужасных бандитов, Цапков. И это еще не все - там целый шлейф черт-те знает чего: преступных сговоров, рейдерских захватов, коррупции и прочих мерзостей. Но, конечно, прямое сотрудничество с мафией это уже совсем из ряда вон.
О доказательствах можно посмотреть фильм (я сам не смотрел, ничего не могу сказать) или почитать текст (он большой, очень подробный и очень интересный; я его прочитал и полностью убежден аргументами, хотя, вы знаете, что я отношусь к возглавляющему ФБК Навальному с некоторой антипатией).
Все об этом уже знают, но если вы еще не знаете - почитайте или посмотрите. И покажите вашим друзьям.

Коротко: самый главный борец с преступностью в России возможно прямо связан с едва ли не самыми ужасными российскими преступниками последних лет.
Даже если это не так (а меня убедили, что это так), одного подозрения в этом должно быть достаточно, чтоб он немедленно ушел в отставку, потому что каждый день его пребывания на посту - риск для всех.

Не надо верить мне на слово, почитайте/посмотрите сами. И если поверите - расскажите об этом друзьям. Это не о политике, не об оппозиции, не о том, хороший Путин или плохой. Это просто обо всех нас, и, я думаю, вне зависимости от разницы в наших политических взглядах нужно сделать так, чтоб этот человек больше прокурором не был.

15:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В настоящий момент плагиат обнаружен в диссертациях
1. Президента РФ В.Путина (интервью об этом, исследование вопроса)
2. Председателя Государственной Думы С.Нарышкина (исследование)
3. Министра внутренних дел В.Колокольцева (детали)
4. Министра культуры В.Мединского (диссернет, подробней о научных качествах его работ)
5. Министра связи и массовых коммуникаций Н.Никифорова (разбор)
6. Министра сельского хозяйства А.Ткачёва (подробней)
7. Министра транспорта М.Соколова (детали)
А также в работах действующих губернаторов Калужской, Кировской, Московской, Рязанской и Тульской областей, Алтайского края и Санкт-Петербурга. Многочисленных депутатов, членов Совета Федерации и прочих чиновников перечислять не буду.

Мне представляется, что, в сущности, больше ничего о современных российских властях можно и не знать.

10:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра. 1 декабря, мы будем обсуждать одну из самых важных тем не только нашего курса, но и религиоведения вообще - по крайней мере, как мне кажется. Речь пойдет о протестантском богословии XX века.
Почему это важно и почему это интересно?Дело в том, что никто в XX веке не ставил перед собой болезненные вопросы смелее и не отвечал на них мужественнее, чем протестанты.
Как продолжать верить после Второй мировой войны с ее Холокостом, Нанкинской резней и блокадой Ленинграда? Как принять высшую силу, допустившую такое? Как читать библейский текст, противоречащий всем твоим убеждениям, и все же сохранять почтение к нему? Или не сохранять? Как найти средний путь между современной философией и учением людей, живших два тысячелетия назад? Жив ли Бог? И каковы должны быть наши с ним отношения, ведь с тех пор, как мы получили заповеди, все здорово изменилось?
От этих и множества подобных вопросов легко отмахнуться. Но протестантские теологии с середины XIX века и до наших дней старались этого не делать, а честно думать и предлагать ответы.
Завтра мы с вами попробуем проследить, конечно, очень кратко и обще, путь их размышлений. Понять, к каким наиболее важным мыслям они пришли. И это, я уверен, подтолкнет к размышлению нас самих вне зависимости от наших убеждений, потому что вопросы будут из числа самых важных, а ответы, насколько я сумею их передать, из числа самых лучших.
Приходите, будем думать вместе.
Читалкафе на Чистых прудых, 19:30, вход 300 рублей.

11:29 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новое "китайское" стихотворение Цветкова. Так получилось, что я слежу за этой темой в русской поэзии. Цветков обращается к ней, кажется, во второй раз.

острова
император наш огнеликий ши хуанди
сорок лет ревнивое сердце носил в груди
а на сорок первый в недугах врача виня
бросил заживо тиграм и звать приказал меня
я к стопам и ни жив ни мертв а он говорит
что к бессмертию путь непрост и тропа не та
гематит и золото киноварь и нефрит
он вкушал как советовал съеденный все тщета
что уже невозвратный дух норовит в полет
и гремит барабан и печаль цисяньцинь поет
собери говорит мой простертый торс оглядев
столько сотен юношей сколько и сотен дев
донесла до наших ушей говорит молва
что за морем бессмертные спрятаны острова
на одном из которых века обитает тот
чья нетленна плоть и алмаза тверже скелет
за мгновение он человеческий держит год
припади к стопам и вымоли нам секрет
снаряжай порезвей караван кораблей и в путь
ну а мы покуда опять наляжем на ртуть
поступил как велели и вечность стала ясна
с той поры как нетленный нам явь отделил от сна
а жестокому ши чтобы сердце разбить верней
мы вернули с отказом обманный корабль теней
дескать за морем только туман а спасенья ноль
и последняя жизнь растаяла в нем как воск
только известь теперь он уголь один и соль
командир терракотовых из подземелья войск
до скончания света недвижен последний полк
барабан прохудился и цисяньцинь умолк
вот уж третья с тех пор накатила тысяча лет
никакого в бессмертии цвета и вкуса нет
ни единой ощупи в нем ни вершка длины
даже тени смертных из вечности не видны
сквозь стеклянный воздух не полыхнет мотылек
терракотовый полк до костей пробрала зима
и земля в которую гибкий мой торс не лег
не дождавшись его постепенно мертва сама
где блуждает с посохом дух переживший мир
озирая вверху караван перелетных дыр

23:50 

II. Шпион и ученая

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
18:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Взял перечитать "Любовницу французского лейтенанта", открыл на случайном месте и, конечно, попал на главу, в которой Сара рассматривает свои покупки, самую сильнодействующую из всех. Как так выходит?

09:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В 1400 году у Колюччо Салютати, флорентийского гуманиста и политика, умер сын Пьетро. Другой гуманист, Дзабарелла, написал ему сочувственное письмо - и вскоре из переписки, как это случалось в их круге, вышел интересный и сложный философский диспут. Но, думаю, Салютати предпочел был, чтоб сын остался жив. А диспут - черт с ним.
Иногда дети болеют, иногда - болеют тяжело и даже смертельно. К счастью, мы живем не в XV веке, и можно по крайней мере пытаться что-то с этим сделать.
В этот четверг, 26 ноября, "Читалка" все деньги, вырученные с бара в четверг, во время моей лекции, отдаст фонду "Подари жизнь" в рамках большой акции "Безумное чаепитие". Мне кажется, это очень хорошая затея. Так что приходите на лекцию. Говорить будем о контексте эпохи Возрождения, о ключевых фигурах итальянского гуманизма - о Салютати, о Петрарке, об Аретино, о семье Медичи, о Фичино, словом, о самых разных, но очень интересных людях. Это фантастическая тема. Политика смешивается с магией, религия со словесностью, и из всего этого рождается новая система мышления. Приходите, но прежде, чем сесть на стулья и начать слушать, берите чай, булочки и бросайте деньги в корзинку. Они пойдут на самое хорошее дело, какое только можно вообразить.
Лекция начнется в 19:30, в Читалкафе на Чистых прудах. Вход - 300 рублей, регистрация не нужна.
Я редко об этом прошу, но ради хорошего дела, пожалуйста, не сочтите за труд рассказать друзьям.

09:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В 2013 год выбрали нового папу Франциска, и с тех пор СМИ постоянно пишут о его идеях, привычках и поступках. Но для того, чтобы действительно понять его политику и современное положение Католической церкви, нужно обратиться ее новейшей истории. Именно это мы и сделаем на лекции завтра, 24 ноября: рассмотрим историю католицизма в XX и XXI веке. Обсудим влияние на Церковь мировых войн и экономических кризисов, фашизма и коммунизма, освобождения колоний и секуляризации. Поговорим о самых сложных и болезненных вопросах современной Церкви и том, с какими проблемами приходится справляться последним папам. И, конечно, о них самих, потому что в Католической Церкви влияние пап всегда было очень велико, и их личные взгляды и привычки нередко играли едва ли не решающую роль в происходящих событиях.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и будем разбираться: без понимания самого большого религиозного движения в мире современную культуру и политику понять сложно.

01:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Последний месяц очень удачный в смысле книг. Вышли разом "Что такое культурная история" Берка, "Синий" Пастуро и новая работа Кобрина по Шерлокиане.

21:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот тут я начал вывешивать новый текст, который я сейчас пишу. Вопреки обыкновению, с Лавикандией он связан настолько косвенно, что можно не знать о ней ничего и спокойно читать. В основном он навит тремя (или уже четырьмя?) годами занятий Европой Раннего Нового времени. Жанр я бы сам обозначил как приключенческий роман с элементами детектива или детектив с элементами приключенческого романа. Но одна из целей, которые я ставлю перед собой - достоверность. Естественно, это фантастика (и даже в своем роде НФ, несмотря на упоминания магии), но я стремлюсь к достоверности исторических деталей, и почти любой элемент текста имеет какой-то прототип в реальной истории.
В привычных всем фанфиковых обозначениях я ничего не смыслю, так что напишу своими словами: графичных описаний насилия и секса не будет, чтение вполне невинное. Ну, скажем, не менее невинное, чем "Три мушкетера". Что будет иногда - большие отступления с историческими деталями. Если для кого-то важно - мир не наш, но, хочется надеяться, местами узнаваемый. На большую литературу нимало не претендую, текст сугубо развлекательный, игровой, с отсылками к любимым книжкам и прочими штуками.
Как обычно, я постараюсь сколько-то регулярно выкладывать новые главы. Если получится - раз в неделю (чаще вряд ли).

Я буду очень рад, если вы, прочитав, конечно, первую часть, отпишетесь в комментариях там или тут - чтоб я представлял, набирается ли хоть сколько-то читателей. Ну и, поскольку я человек не фандомный и прочее - буду благодарен, если вы расскажете обо всем этом друзьям. Но, конечно, только в том случае, если текст покажется вам того достойным.

Quodlibet

главная