• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очередная "Розетта Стоун" - и очень милая. В советской жзловской биографии Дидро встречается такая фраза: "Нэжон — он рассказывает эту историю в своих мемуарах — утверждает, что белые страницы книги Дидро исписал переводом «Апологов» Сократа..."

***
Все пишут про новые канонизации. Среди них и правда есть не только очевидные (скажем, Кукши Одесского, одного из самых почитаемых старцев XX века), но и спорные. Геннадий Новгородский? Это персонаж отечественной истории, которого хочется поскорее забыть, прославлен он исключительно как садист и коррупционер. Пересвет и Ослябя? Или, пуще того, Елисей Лавришевский? Даже Православная энциклопедия признает, что его биография была приписана ему в XVIII веке (жил он якобы в XIII), это по сути вымышленный персонаж. Серафим Соболев с его специфическими взглядами? Нельзя, конечно, не порадоваться канонизации доктора Боткина - вот кто был человеком безукоризненной порядочности. Одна проблема: есть серьезные подозрения, что доктор был атеистом.
Но не буду обо всем этом распространяться подробно, а отмечу то, что важнее всего для моей темы (кто о чем, а я все о своем): на общецерковном уровне канонизирована Досифея Киевская. Она почиталась с конца XVIII века, так что канонизация вполне естественна. Но есть важный нюанс. Дело в том, что Досифея - один из первых известных русских трансгендеров. Собственно, Досифеи никогда и не было - была либо девушка Дарья, либо монах Досифей, которым она стала и прожила тридцать лет своей жизни. В женщину-святую Дарью-Досифея превратили уже после смерти (хотя, надо заметить, мощи, кажется, до сих пор не открыты: в конце жизни Досифей позаботился, чтоб тайна его осталась тайной навсегда).
Культ св.Досифея - одна из тех вещей, которые заставляют верить, что отношение к ЛГБТ-вопросам в РПЦ в принципе может измениться.

11:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эту даму несложно представить на набросках Буше или Ватто - и называйся этот рисунок, скажем, "Любовное письмо", мы ни на секунду не усомнились бы в его галантно-фривольном содержании. На самом деле это иллюстрация к знаменитой "Энциклопедии".
Как так получается? Почему Эпоха Просвещения совпала по времени с Галантным веком? Что общего между Вольтером, Дидро, Руссо с одной стороны и, скажем, маркизой де Помпадур с другой? Как расцвет интеллектуальной культуры сочетался с придворным блеском Людовика XV? На лекции в четверг, 4 февраля, мы попробуем в этом разобраться и понять, как просветители представляли себе идеальное общество и идеального человека - и где в этих представлениях была спрятана реальность их времени. Поговорим о биографиях, в которых занятия наукой сплетаются с приключениями, судебные процессы - с арестами, идеи иезуитов с безбожием, дружба и любовь - с политикой. И о том контексте, который сделал все это возможным.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.

15:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот тут можно посмотреть замечательное отражение роста населения Земли за последние 2000 лет. (Советую потратить пять минут на видео, а потом уже крутить рычажки самостоятельно - вариант с видео вам предложат в самом начале).
Заодно, кстати, хорошо понятно, где находится настоящий центр мира, и почему наш курс по истории Средних веков, который начнется через два-три месяца, мы будем выстраивать вокруг истории Китая, а не Европы.

***
И просто интересная история про человека, о котором мало кто знает, хотя он изображен на одной из самых известных фотографий в мировой истории.

10:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ангел с аркебузой– частый сюжет латиноамериканской религиозной живописи XVI-XVIII веков. Сложно, кажется, представить более яркий символ колониализма: аркебузы подчинили европейцам Новый Свет физически, религия — ментально. Именно с этого мы и начнем наш завтрашний разговор. Попробуем понять, как религия в Латинской Америке оказалась связана с властью. А потом увидим, как она стала превращаться в символ освобождения. Стартовав с конкистадорами, мы поговорим и о революционерах XIX века, политических режимах XX, о теологии освобождения и том, почему «молиться больше недостаточно». И, конечно, о том, как христианство, созданное в Старом Свете менялось и преобразовывалось в Новом.
19:30, вторник, 2 февраля, Читалкафе на Чистых прудах. Вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

22:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В Ленинке разрешили фотографировать!
Новость дня.
Потрясающе. Даже не знаю, что сказать.

23:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В жизни иногда встречаются говорящие имена в фонвизинском духе. Скажем, в РГГУ был (может и сейчас есть, лень проверять) совместный учебный центр с ФСО. ФСО, как вы понимаете, это бывшая "Девятка". Так вот главу этого учебного центра звали, натурально, Сергеем Девятовым. А недавно я узнал, что есть такой израильский профессор по имени Бецалель Бар‑Кохба. Занимается он, конечно, историей. Чем еще можно заниматься с таким именем? Авторитетный антиковед.

19:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В старшей школе и на первых курсах я слушал много русской музыки. Старых бардов, Сплин, Аукцыон, Би-2, еще что-то. Что-то, что казалось песнями со смыслом. А потом что-то перещелкнуло. Понял сейчас, что за последние три года я переслушал море американцев, англичан и еще бог знает кого, но единственный русский исполнитель, песни которого я дослушивал до конца, это Шнур. Честно говоря, и их было немного, но все равно - как так получается?

10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Религиозная статистика развитых стран твердо показывает: чем более образованны и состоятельны жители региона, чем более их культура испытала влияние вестернизации, тем ниже будет уровень религиозности среди них. Но в Соединенных штатах эта закономерность почему-то не работает. Почему?
На лекции во вторник, 26 января, мы попробуем разобраться в этом американском парадоксе, проследив историю религии в США от времён первых колонистов и до наших дней. Рассмотрим идеи отцов-основателей и евангельские образы в идеологии, концепции «крестовых походов» и научный образ «религиозного рынка». Обсудим, как религия коррелирует с цветом кожи, достатком, полом, возрастом. Разберёмся в том, как она поддерживается (или нет?) американской массовой культурой. Словом, вникнем в религиозное измерение культуры США. А оно, как мне кажется, прямо влияет на все остальные - от политики до кинематографа.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах. Вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей. Будет интересно.

22:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Посмотрели сегодня "Омерзительную восьмерку" Тарантино. Отличный фильм.

00:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Неплохая статья о гавайском серфинге (хотя я бы предпочел более развернутый исторический экскурс).
Это я приступаю к гавайской теме. Еще годик артподготовку к ней, я думаю.

***
У меня поразительное отрицательное чутье на темы. Те темы лекций, которые кажутся самыми интересными мне, стабильно неинтересны публике. Верно и обратное - что кажется мне самому интересным постольку-поскольку нередко пользуется большим спросом. Точную закономерность построить я не могу, не то я был бы либо самым счастливым, либо самым богатым публичным лектором.

10:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Долго думал, как объяснить, почему тема завтрашней лекции интересная. Не потому, что она скучная, а потому, что не знаю, с чего начать - говорить мы будем и о Короле-Солнце, и о математике, о Боге и первых калькуляторах, о придворных интригах и монастырях, о поэзии и пустоте, о дуэлях и исследованиях. Героями второго плана будут Декарт, д`Артаньян, Ришелье, Корнель и много кто еще. Фоном - расцвет Франции, Фронда, деятельность иезуитов, развитие европейской науки. То, что объединяет все это в единую и логичную картину в принципе, как мне кажется, скучным быть не может. А объединяет их Блез Паскаль, величайший ученый и философ своего времени. В этот четверг, 21 января, мы будем говорить о его биографии (иногда захватывающей, иногда пугающей) и идеях - прежде всего общественных и религиозных, хотя затронем, конечно, и научные. И, как мне кажется, Паскаль послужит нам ключом к середине XVII века и тем проблемам, которые не давали покоя его современникам.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
(Приходите и приводите друзей, а то в январе все еще в анабиозе; пора встряхнуться и напрячь голову).

10:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Религия и феминизм: сочетание не всегда простое и бесконфликтное, но с каждым десятилетием все более распространенное. Как из ужаса традиционных Церквей за последний век борьба за права женщин стала частью обычной приходской жизни? Как складывались отношения между женщинами и религией со времен суфражисток до третьей волны феминизма? Как отстаивали свои позиции традиционалисты, и как женщины опирались на священные тексты в борьбе за свои права? На лекции мы постараемся поговорить об этом на конкретных примерах, а заодно понять, как идея женских прав влияла на религиоведение, а оно - на женские права (как ни странно, связь между ними есть). Ну и, конечно, попробуем разобраться в перспективах и понять, увидим ли мы священниц в католических и православных храмах или мусульманских мечетях.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

00:25 

V. Ученая и шпион

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
20:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
15 лет Википедии, самому замечательному, как мне кажется, проекту из всех. Я не был в числе первых пользователей русской Википедии, но тем не менее хорошо помню, как, например, вот этой статьи не было вообще, и я влез в настройки (они меня немного пугали) и вбил небольшой текст. Его и сейчас можно найти, если открыть самую старую редактуру статьи. Это было почти десять лет назад. С тех пор я десятки раз вносил какие-то мелкие правки и поучаствовал в работе над парой статей, но активным википедистом так и не стал. Так что могу только восхищаться теми, кто делает это для всех.
(Уверен, что Википедия попадет в школьные учебники, как попала в них "Энциклопедия наук и ремесел" Дидро и д`Аламбера. И это круто).

18:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Все вспоминают Снейпа, а я вспоминаю шерифа (это была первая роль, в которой я увидел Рикмана, такая для меня давняя, что уже сливается с другими) и Гарри (которого все называют "боссом") из "Реальной любви". И Марвина, конечно.

Now the world has gone to bed
Darkness won't engulf my head
I can see by infra-red
How I hate the night

12:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
ВОЗ сообщает об успешной борьбе против вируса Эбола. Фактически о победе или чем-то очень близком к ней.
Очень здорово, конечно. И показывает, как человечество движется вперед. (Я несколько раз попытался написать эту фразу без пафоса, но, е-мое, оно ведь правда движется вперед).

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На этой фотографии из Северной Кореи единственная цветная точка - это красная звезда. Что это? Просто знак государственной идеологии или своего рода религиозный символ? На протяжении многих десятилетий религиоведы задаются этим вопросом. Иначе его можно сформулировать так: может ли политика быть религией? Насколько религиозны были культы тоталитарных режимов? Корректно ли говорить о "гражданской религии" в современных западных странах? Когда просто иррациональные убеждения превращаются в веру? Обо всем это мы и поговорим на лекции во вторник, 12 января. Обсудим и исторические аспекты, и современность, попробуем приложить общие соображения не только к США или Корее (отличные полярные примеры), но и к России. И, может быть, поймем что-то новое и о религии, и о политике.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

10:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В четверг, 7 января, мы будем говорить о жизни ученых XVII-XVIII веков. Это значит - о научных утопиях и первых попытках построить роботов, об опытах на самих себе и работе на фоне войн и революций, о связях науки и биржи, о создании универсального языка и взаимном непонимании, о спорах и ссорах, в пылу которых рождалась Республика учености.
Мне самому, не буду скрывать, кажется, что это едва ли не самая интересная тема нашего философско-исторического курса. Разговор, в котором разом появляются Бэкон, Лейбниц (они будут нашими основными героями), Ньютон, Свифт, Грэшем, Пипс и Бойль, в принципе не может быть совсем уж скучным. А мы поговорим и об их биографиях, и об их идеях, и о том, что связывало их - первой настоящей европейской науке, без которой наша современная жизнь уже невообразима.
17:00 (именно так, не 19:30, как обычно, а 17:00), Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей!

16:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Первая лекция в этому году будет уже 5 января, в 17:00 (!). Говорить будем на не очень праздничную, но интересную тему: о религии и бизнесе. Обсудим, как относятся к деньгам современные религии - и, наоборот, что в современном бизнесе взято от религии. Поговорим о торговле, как ритуале, и и о ритуалах, как о коммерции, о церквях, как корпорациях, и наоборот. Посмотрим на системы финансирования крупных старых групп и новых религиозных движений - и подумаем, не может ли этот опыт быть использован светскими фирмами. В общем, разговор пойдет в основном о современности и затронет самые разные регионы и учения - от православия до саентологии, от католицизма до new age. Думаю, будет интересно.
17:00, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей, будем разбираться вместе.

00:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Если кто-то хочет заработать пару тысяч рублей, нарисовав для нашего проекта карту города (по подготовленной нами схеме) и нечто вроде плана здания (опять-таки, по схеме), напишите мне в u-mail. Предпочтение тем, кто умеет рисовать не от руки, а в фотошопе (или чем-то аналогичном). Точную сумму обсудим лично, все детали тоже. Платим не очень много, но точно и в срок. Если понравимся друг другу - возможны и новые заказы.
Буду благодарен, если вы покажете это сообщение рисующим друзьям.

Спасибо!

Quodlibet

главная