• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера посмотрели Hail, Caesar!, новый фильм Коэнов. Совершенно отличный, я очень советую всем, кто любит кино.

10:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Есть отличная картинка XIX века с Дарвином. Можете посмотреть по ссылке. Как ни странно, это карикатура, хотя по сегодняшним меркам выглядит не слишком обидно. Как вам кажется?
Мы живем в мире, в котором теория эволюции общепризнанна. Карикатуры на Дарвина смешными больше не кажутся, смех вызывают те, кто их рисовал. Но как это получилось? Была ли это революция в биологии и общественной мысли или эволюция? Связаны ли идеи Дарвина с историческим контекстом - Британской империей, колониализмом, войнами? Как "Происхождение видов" Дарвина сосуществовало с "Капиталом" Маркса и "Принципами" Милля? (И как, кстати, пересекались их биографии - о Марксе и Милле мы тоже поговорим). Что общего между классовой борьбой и борьбой за существование? Как сочетался дарвинизм викторианскими нравами? И можно ли вообще Дарвина рассматривать, как социального мыслителя?
Во всем этом мы попробуем разобраться на лекции в четверг, 3 марта.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.

12:29 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Бродский пишет, что "время создано смертью". Мысль не только глубокая, но и неожиданно религиоведческая: действительно, темы смерти и времени тесно связаны в очень многих (если не во всех) религиях мира. Во вторник, 1 марта, на лекции мы попробуем в этом разобраться. Говорить мы будем прежде всего о времени и том, как его представляют себе в разных религиях - а вариантов на удивление много и некоторые совсем не похожи на привычные нам. Но заодно придется постоянно возвращаться к теме смерти, потому что понять индуистский религиозный цикл или египетское двойное время, римское прочтение золотого века или христианские линейные построения невозможно, если мы не обратимся к их же пониманию смерти. А значит, постараемся поговорить о том, как менялось отношение к смерти в разных культурах; как воспринимало смерть Средневековье и Новое время, как воспринимаем ее мы сами - через призму Бродского или Пратчетта, комиксов или Моцарта. Разговор, думаю, выйдет насыщенный.
Приходите, начнем весну с серьезной темы смерти, чтоб потом, как и положено, двигаться к более жизнерадостным вопросам.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

22:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Посмотрели второй "День выборов". Довольно жесткая политическая сатира, как мне показалось. Теперь у нас это такая же редкость, как губернатор, который по выражению Саши, не сделал ничего хорошего - но и плохого тоже ничего не сделал.

10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Есть такая небольшая историческая загадка, до сих пор не имеющая решения (и вряд ли уже оно появится): кто устроил первое, неудачное покушение на адмирала де Колиньи. Кто устроил второе, удачное, знают все. Это были Гизы, шла Варфоломеевская ночь, чех-наемник заколол адмирала и выбросил его за окно к ногам нанимателя, а там не то Гиз, не то кто-то еще вставил в рот мертвому Колиньи его шикарную зубочистку, без которой тот никогда не появлялся.
Но двумя днями раньше было еще одно покушение - в Колиньи выстрелили из окна, когда он возвращался к себе домой. Он был ранен, но остался жив. Кто совершил это покушение до сих пор неизвестно. Гизы, которые мстили за отца? Принц Генрих, будущий III, решавший свои политические проблемы? Екатерина Медичи, которой на всякий случай приписывают все заговоры эпохи? Кто-то из дворян-католиков, имевших зуб на лидера протестантов Колиньи после десятилетия религиозных войн? Фанатик-католик? Просто какой-нибудь дворянин, которому Колиньи наставил рога? Сумасшедший? Вариантов множество. Только одного человека практически все историки оправдывают. Короля Карла IX, который повел себя так, как и должно невиновному правителю: бросился домой к Колиньи, просил прощения, взял вину на себя. Как же это, в километре от королевского дворца во влиятельного политика из противного лагеря стреляют! Кто же еще может быть виноват, если не король, кто еще несет ответственность? Карл IX это хорошо понимал, к Колиньи относился с уважением и признательностью, дал ему охрану (плохую, как потом выяснилось, но кто мог знать?)
Как мы знаем, Колиньи это не спасло. Двумя днями позже Карл IX даст согласие на резню, история пойдет всем известным путем. Но все же я верю, что на Колиньи покушались в первый раз не люди короля, потому что поведение Карла меня убеждает. А вот если бы он стал, не знаю, прятаться или сразу рассказывать о том, что он не виноват в покушении, выдвигать алиби, замалчивать историю - вот тут я бы напрягся. Не то чтобы я решил, что Карл непременно виноват, но уж точно предположил бы, что он знает убийцу.
Ума не приложу, почему вспомнил эту историю сегодня с утра.

23:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
За сегодняшний день я гуглил
- температуры плавления нескольких металлов,
- температуру и длительность кремации человеческого тела (и нашел статью об этом, основанную на экспериментах),
- несколько материалов по эволюционной биологии,
- список работ Ч.Дарвина,
- одну из работ Бенджамина Франклина (и нашел ее в русском переводе 1956 года, в котором его еще называют Вениамином),
- материалы по первым исследованиям в области вероятности,
- доступное изложение принципа неопределенности Гейзенберга,
- целый ряд сведений из области механики,
- материалы по коме и клинической смерти.

Половина этого нужна мне для работы, вторая половина - для увлечения.
Вечером я прочитал одну статью по экономике РПЦ. Оказалась посредственной.

22:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Есть такой частый воображаемый объект в физических задачах - "нерастяжимая невесомая нить". Не могут ли интересующиеся физикой читатели подсказать мне, есть ли еще какие-то такие устойчивые воображаемые образы в физике? Я думал, абсолютно черное тело - такая же абстракция, но, кажется, это не совсем так? Словом, используют ли физики (а равно химики или любые другие специалисты в естественных науках) такие абстракции?
Буду очень благодарен за ответы, чем больше - тем лучше.

09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как-то задним числом я сообразил, что лекция о религии и войне выпадает у нас как раз на 23 февраля - праздник, тесно с военным делом связанный и в некотором смысле его сакрализирующий.
Как видите, далеко за примерами идти нам не нужно. Но мы все-таки сходим, потому что поговорить хочется не только о религии и войне, но и о религии и насилии в целом. И не только в привычных нам религиях, но и в индуизме, в религиях Африки, Мезоамерики, Дальнего Востока. Попробуем все это сделать, а заодно затронуть и терроризм (включая христианский и буддийский), и проблему религиозной жертвы - добровольной и насильственной, и то, как отрицание насилия сочетается с его принятием в самых разных религиозных традициях.
Насилие и религия - тема очень непростая, но и очень важная. Без нее, как мне кажется ни одного религиозного учения не понять. Так что давайте разбираться и вникать. Как всегда, в 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

00:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Узнал о существовании ролевой игры, в которой предполагается играть сотрудников ФСБ. Конечно, как положительных персонажей. Когда сталкиваешься с такими вещами, всегда вспоминается довлатовское:

Беседовал я как-то с представителем второй эмиграции. Речь шла о войне.
Он сказал:
- Да, нелегко было под Сталинградом. Очень нелегко...
И добавил:
- Но и мы большевиков изрядно потрепали!
Я замолчал, потрясенный глубиной и разнообразием жизни.

16:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
"Хочу, чтоб у нас был ребенок, сказал я себе. И его (или ее) я сделаю трубачом, как только научится дуть".

23:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Рильке это такой концентрат одиночества. Как гонг в твоей голове, заглушает все остальное. По-немецки это больше чувствуется. Одиночество не безнадежное, а неизбежное, органическое. Попробуйте вот это стихотворение. Оно прямо об одиночестве, буквально.

Я, как видавший виды мореход,
все вещи для меня аборигены,
наивны, неподвижны, неизменны,
а мне видений полон небосвод.

Весь этот мир, теснящийся вокруг, -
пустыня, он безлюднее луны,
но в них все отклик, отзвук и испуг,
и все слова у них населены.

И вещи, мною взятые сюда,
ушли в себя в предчувствии потери:
в своей стране они лихие звери,
а здесь дышать не в силах от стыда.

16:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
17.02.2016 в 15:00
Пишет not a cookie:

К 8 марта планируется проект.
Возможно кто-то уже прочитал в вк. Если нет — можете пройти по ссылке или прочитать ниже.

План — создание проекта по аналогии с Project Unbreakable. Это собрание фотографий, на каждой из которых женщина/девушка, пострадавшая от насилия или абьюза, держит листок бумаги с фразой/предложением, которые абьюзер сказал перед совершением преступления.
На фотографии может быть или не быть ваше лицо. Могут быть просто ваши руки, держащие листок.
Вашего имени и других контактных данных не будет указано нигде. После того, как вас сфотографируют, контактные данные, которые использовались для связи с вами (для вашего участия в проекте) будут удалены. Так что вы можете чувствовать себя в безопасности.

Если вы не хотите, чтобы вас фотографировали, вы можете дать небольшое интервью под запись. Опять же, никакие ваши данные раскрыты не будут.

Можно также просто помочь. Для этого вы, если вы не живёте в Питере или в Москве, можете способствовать нам при помощи фотоаппарата и/или диктофона. Фотографии должны получиться такими, чтобы, при необходимости, они сгодились в печать. Поэтому качество снимков важно.

Ещё важно: и участницы, и помощницы могут быть только биологическими женщинами.

В результате мы надеемся сделать отдельный веб-сайт для этого проекта. Позднее, возможно, получится напечатать книгу с избранными фотографиями. В любом случае это будет мощный социальный проект.

Контакт — feminist.unicorn@gmail.com

Лайк, шер, репост. Спасибо!
URL записи

URL
09:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Свиток, который на фотографии разворачивают исследователи, был создан в конце XVIII века - но впервые опубликован только в XX (что сразу же вызвало преследование издателей). Это "120 дней Содома", один из самых известных романов маркиза де Сада. В том же 1785 году, когда де Сад тайком пишет в тюрьме этот текст, пряча его в стене, Иммануил Кант публикует "Основы метафизики нравов". Один из самых важных текстов о нравственности и столь же важный текст о безнравственности создаются одновременно. Есть ли между ними что-то общее? Объединяет ли что-то их авторов, окруженного почтением Канта и вечно скандального Сада? И может ли наша современная этика обойтись без кого-то из них?
На лекции в четверг, 18 февраля, мы попробуем разобраться в этом, взглянув на Канта и Сада через призму их биографий, а не только философских трудов. В этих биографиях были и войны, и тюрьмы, и землетрясения, и революции - словом, это были жизни непростые. Но тем более интересные.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей (но только если им больше 18 лет - бессмысленно говорить о биографии де Сада, совсем не касаясь секса и насилия).

09:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра на лекции нам надо будет поговорить о - звучит серьезно! - духовной жизни Запада. Я долго думал, с какой бы стороны к этой теме подойти. О христианстве мы говорили не раз, об атеизме и секуляризации тоже. И тут мне в голову пришла, кажется, небезынтересная идея: что, если поискать наши религиозные взгляды и убеждения не в религии, а за ее пределами? В наших хобби, увлечениях, привычках. В диетах и фанфиках, в спорте и танцах, интернет-спорах и музыкальных вкусах? Чем больше я размышлял об этом, тем больше скрытой религиозности я находил в этих светских на первый взгляд практиках. Так что во вторник, 16 февраля, мы с вами поговорим о нас самих и о том, как мы конструируем себя, свою праведность, свои надежды и свои убеждения, сами того не замечая.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите и приводите друзей, которые чем-то увлекаются (то есть всех).

22:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В детстве я очень любил приключенческие романы. Думаю, "Три мушкетера" несколько лет подряд были моей любимой книгой. Я и сейчас ее люблю.
А четыре года назад вышло так, что я стал читать лекции по истории Раннего Нового времени. Сперва в институте студентам, потом публично. Заинтересовался, углубился, увлекся. И выяснилось, что мне этот период очень нравится, захватывает так же, как в детстве. Только жизни Вольтера и Гука оказались мне интересней одиссеи капитана Блада, а история спора Лейбница и Ньютона волновала больше, чем дуэли мушкетеров короля и гвардейцев кардинала. Но и Блад с мушкетерами все равно остались интересными.
И в какой-то момент я подумал: а зачем выбирать? Можно ведь совмещать. С этими наметками я пошел к своим постоянным соавторам. И Вербена, Модо, Студиозус тоже как-то эту мою мысль одобрили. И мы собрались и сделали новую словесную ролевую игру - "Профессор, летающий город падает!"
Она и из Свифта немного, и из Вольтера, и из Дюма, и из реальной истории. Такого в настоящей истории не могло бы существовать, но все-таки я бы спокойно дал ее студенту для понимания духа Нового времени. Так что если вы любите ролевые игры, скачивайте бесплатно на нашем сайте и играйте.
А если еще не любите, то попробуйте. Вдруг вам понравится? И не забудьте поделиться с друзьями, потому что словесная ролевая игра это лучший способ провести вечер в хорошей компании.
Как говорил господин д`Артаньян-отец, "не опасайтесь случайностей и ищите приключений".
Удачи!

20:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Несколько человек спросили меня, что я думаю про встречу папы и патриарха. Об этом уже много сказано, так что длинный текст писать не буду, а коротко подведу итоги.
1. Это редкий случай события разом и исторического, и бессмысленного. О смысле ниже, сперва об истории. Вопреки тому, что жужжат СМИ, это не первая встреча папы и православного патриарха (патриарх константинопольский делал это даже неоднократно) и не первая встреча лидера русского православия с папой (митрополит Исидор делал это еще в XV веке). Это первая встреча русского патриарха с папой, это правда. Но русские патриархи существуют всего два века с перерывом на синодальный период, так что ничего странного в этом нет.
2. Эта встреча ничего не значит кроме того факта, что папа и патриарх РПЦ встретились. Для католической стороны это событие довольно рядовое, папы каждый год встречаются со множеством крупных политических и религиозных деятелей. Говорить об этой встрече, как о встрече равных, смешно. Папа возглавляет миллиард с четвертью верующих по всему земному шару, он субъект мировой политики, и очень важный. Патриарх возглавляет несколько десятков миллионов верующих в России и СНГ (и ничтожно мало за его пределами). В лучшем случае он субъект политики постсоветского пространства, хотя и это вопрос, в котором аналитики не сходятся: кое-кто считает его объектом.
3. Для католической церкви это было беспроигрышное и хорошее решение. Папа продемонстрировал, что он готов к диалогу (в чем никто особо и не сомневался). Никаких рисков, только бонусы. Об остальном не мне судить, вот Станислав Минин может сказать о католиках в тысячу раз больше моего.
4. Для патриарха это было решение с рисками. Консерваторы в РПЦ им теперь недовольны, многие умеренные верующие впали в недоумение. Выигрыш между тем совершенно неочевиден. В связи с этим много говорится о том, что патриарх вообще проводил не интересы Церкви, а интересы Путина. Исключать этого нельзя, хотя едва ли это единственная причина встречи (я сам склоняюсь ко мнению, что патриарху это нужно перед собором, который должен скоро состояться, хотя политический интерес допускаю).
5. Никаких глобальных и даже незначительных изменений в политике обеих церквей встреча не принесет. Декларация, которую они приняли, это консервативное заклинание, лишенное существенной новизны. Все позиции были заранее известны.
6. Собственно, единственные интересные вопросы я бы сформулировал так. Почему патриарх все-таки решил встречаться с папой? И почему эта встреча была устроена либо так секретно, либо так спонтанно? Если верно второе, то политическая составляющая их разговора представляется более вероятной. Можно поставить и еще несколько вопросов, но интерес, как мне кажется, они будут иметь только для специалистов и страстных любителей. Исторических же последствий у встречи не будет, хотя сам факт, конечно, любопытный, и фотографии у журналистов получились интересные.
Примерно так.

11:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вопрос корректности переводов часто возникает в связи с книгами и фильмами, а от переводов ролевых игр ждут, как правило, удобоваримости - благо далеко не все они написаны хорошим литературным языком. Но все-таки и там есть свои подвохи. Есть отличная игра Джона Харпера "Lasers and feelings" (ссылка сразу на pdf, там одна страница) и ее тоже, вообще говоря, отличный перевод на русский. Но нюансы перевода неожиданно меняют стилистику.
Скажем, у Харпера в начале: "Сhoose a style for your character: Alien, Android, Dangerous, Hot-shot, Intrepid, Savvy, or Sexy".
У переводчиков: "Выберите типаж своего героя: андроид, чужой, сорвиголова, умник, опасный тип, смельчак или соблазнительная штучка".
Тут - уже в первой фразе - масса нюансов. Скажем (специально выбираю незначительный) у Харпера роли расставлены в алфавитном порядке, потому что это подчеркивает их равнозначность. У переводчиков - в рандомном, непонятном. Но это мелочь, а есть и важные штуки. Скажем, Alien переведено как Чужой (и это вызывает твердую ассоциацию с фильмом), в то время как на самом деле Alien это инопланетянин вообще. Спок в "Звездном пути" (к которому Харпер отсылает) это тоже Alien. Что еще хуже, Sexy переведено как Соблазнительная штучка. Вместо нейтрального понятия сразу возникает сексистское, вместо универсального - гендерно окрашенное ("соблазнительной штучкой" в России могут назвать только женщину). Наконец, образ "соблазнительной штучки" в игре про космические путешествия сразу сбивает ориентиры, он отсылает к фантастике 1940-х или 1950-х годов. Само по себе это неплохо, но может запутать читателя, потому что Харпер в голове держал явно другой период.
Подчеркну еще раз, что перевод - это все равно отлично, и здорово, что его сделали. В целом он точный, стилистика поймана, терминологически все переведено хорошо. Но нюансы выпадают - за счет деталей перевода, за счет выбора шрифтов и т.д. В тексте размером в страницу даже пара нюансов начинает сильно влиять. Уверен, впрочем, что качество переводов будет только расти, и в любом случае этот (уже вполне достойный) перевод - гораздо лучше, чем ничего.

22:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На днях узнал, а сейчас подробно прочитал 19 вопросов, которые должен задать себе человек, который делает словесную ролевую игру.
Серьезная история.
19 вопросов.

09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вуду и зомби. Сочетание в самый раз для фильма ужасов (а по нашим временам и для черной комедии). Но, как мне кажется, и для лекции тема небезынтересная - особенно если посмотреть на эти понятия в их реальном контексте, на фоне афро-карибской культуры. В этот вторник, 9 февряля, на лекции мы проследим, как формировались культы Западной Африки и Карибского региона, какую роль они сыграли в их истории (скажем, как насчет вудуистов-революционеров?) и какое место занимают в современной жизни. Поговорим о магии и политике, о работорговле и тонтон-макутах. Попробуем понять, почему в массовой культуре образы афро-карибских культов оказались так популярны, и разобраться в их реальной философии, очень интересной и не всегда простой. И заодно поймем кое-что о том, что такое религиозный синкретизм вообще.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите и приводите друзей (и, конечно, лайки, репосты и т.д. приветствуются).
P.S. О зомби тоже поговорим, куда без них.

11:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очередная "Розетта Стоун" - и очень милая. В советской жзловской биографии Дидро встречается такая фраза: "Нэжон — он рассказывает эту историю в своих мемуарах — утверждает, что белые страницы книги Дидро исписал переводом «Апологов» Сократа..."

***
Все пишут про новые канонизации. Среди них и правда есть не только очевидные (скажем, Кукши Одесского, одного из самых почитаемых старцев XX века), но и спорные. Геннадий Новгородский? Это персонаж отечественной истории, которого хочется поскорее забыть, прославлен он исключительно как садист и коррупционер. Пересвет и Ослябя? Или, пуще того, Елисей Лавришевский? Даже Православная энциклопедия признает, что его биография была приписана ему в XVIII веке (жил он якобы в XIII), это по сути вымышленный персонаж. Серафим Соболев с его специфическими взглядами? Нельзя, конечно, не порадоваться канонизации доктора Боткина - вот кто был человеком безукоризненной порядочности. Одна проблема: есть серьезные подозрения, что доктор был атеистом.
Но не буду обо всем этом распространяться подробно, а отмечу то, что важнее всего для моей темы (кто о чем, а я все о своем): на общецерковном уровне канонизирована Досифея Киевская. Она почиталась с конца XVIII века, так что канонизация вполне естественна. Но есть важный нюанс. Дело в том, что Досифея - один из первых известных русских трансгендеров. Собственно, Досифеи никогда и не было - была либо девушка Дарья, либо монах Досифей, которым она стала и прожила тридцать лет своей жизни. В женщину-святую Дарью-Досифея превратили уже после смерти (хотя, надо заметить, мощи, кажется, до сих пор не открыты: в конце жизни Досифей позаботился, чтоб тайна его осталась тайной навсегда).
Культ св.Досифея - одна из тех вещей, которые заставляют верить, что отношение к ЛГБТ-вопросам в РПЦ в принципе может измениться.

Quodlibet

главная