• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Недавно я читал лекцию про эволюцию образа Иисуса в последние века. Естественно, показал и одну картину с чернокожим Иисусом (я выбрал Таннера, у которого есть и черные, и белые Иисусы, но можно было бы взять и других художников, их немало). В зале некоторые, завидев Иисуса-негра засмеялись.
И вот с тех пор я время от времени возвращаюсь к этой мысли и думаю: будь я священником, какая была бы хорошая тема для проповеди. Ведь так оно и было, и римляне тоже, конечно, смеялись - бог-еврей, а не римлянин, бог со смешным выговором, пейсами и обрезанным членом, бог-варвар. Отсюда шаг до распятого с головой осла, которого рисовали в катакомбах. Между тем в этом, конечно, вся соль: Христос с римским гражданством и патрицианской каймой на тоге был бы совсем другим Христом. (Собственно, он, вероятно, был бы Октавианом Августом). Простая мысль, даже тривиальная, но в самый раз для воскресной проповеди, а потом долго пожимать всем прихожанам руки на выходе и поехать домой.
Хорошо все-таки, что я атеист. Повезло.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Едва ли можно представить себе сюжет более известный, чем поцелуй Иуды. Самое известное предательство в истории. Казалось бы, штука очевидная. Но все же этот сюжет менялся в сознании людей на протяжении веков, и иногда менялся радикально. Как именно? Как его объясняли гностики античности и романтики XIX века, как представляли в Средние века и в раннем Новом времени? Что общего у Иуды и Эдипа, Иуды и Моисея, наконец, у Иуды и самого Иисуса? Почему, наконец, он предал - по мнению современников тех событий и наших современников? На лекции мы попробуем разобраться в этих вопросах и понять, как эволюция образа Иуды отражает эволюцию европейской культуры в целом - и почему именно этот сюжет оказывается для нее столь важен.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

12:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вопреки обыкновению, я напишу потом на новые "Звездные войны" более подробную рецензию. Но пока коротко - во-первых, чтоб не спойлерить, во-вторых, потому что я еще думаю.
Фильм удачный. Он лучше (и в смысле сценария, и в смысле режиссуры) 2 и 3 эпизода, а это уже значит, что смотреть можно и, если вы поклонник, стоит.
Он не лишен недостатков и сильно уступает, например, 5 эпизоду (по моему глубокому убеждению "Империя наносит ответный удар" - лучшая часть из всех). Тем не менее часть этих недостатков пропадет, если не совершить ошибку, которую сперва сделал я сам - не забывать, что была не только старая трилогия, но и новая. Эстетически и сюжетно фильм все время прямо ссылается на старую, но один из ключевых персонажей прямо основан на новой, и это многое в нем объясняет.
Один недостаток, на мой взгляд, ключевой, но, опять-таки, недостатки 2 и 3 эпизода были таковы, что все проблемы 7 эпизода на их фоне бледнеют.

Прошу воздержаться от спойлеров в комментариях - большинство фильм еще не смотрело.

20:03 

IV. Шпион и авантюрист

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Слушателям моих лекций - два важных сообщения.
Во-первых, вот тут можно проголосовать за курс, который вы хотите послушать в январе-феврале (и вообще повлиять на программу следующего полугода). Речь о религиоведческих лекциях.
Во-вторых, не должен ли я был кому-то что-то еще прислать? Из-за постоянной суматохи я иногда забываю прислать запись кому-то, кто об этом просил. Пожалуйста, простите меня за это и не стесняйтесь напоминать.

upd: как всегда забыл написать, что если вам неудобно получать мои анонсы здесь или в FB, вы можете подписаться на сообщество ВКонтакте. Не сказать, что я поддерживаю его очень активно, но все анонсы там появляются обязательно.

18:32 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Weider, дорогой коллега!
Две недели назад мы с вами обсуждали странную ситуацию с прокурором Чайкой. Тогда в качестве условного срока развития событий я предложил "пару недель". Вы со мной согласились и заметили, что будете разочарованы, если за эти пару недель Чайку не снимут, расследование не будет начато или нам не представят железобетонных опровержений расследования ФБК. Вы даже выразились на этот счет весьма энергично: что это будет означать, что "прокуратура находится под управлением человека, которому место по другую стороны прокурорского стола". Я был с вами полностью согласен, согласен и сейчас.
Как и вы, я надеялся, что "его снимут и деятельность будут расследовать". Признаюсь, что верил в это мало - но dum spiro spero, как учил нас, если не ошибаюсь, Цицерон.
Две недели прошло. Генпрокурор Чайка не снят с поста и не нашел в себе храбрости подать в отставку. Расследование не начато. Опровержений расследования нам так и не представили. Сам Юрий Чайка только опубликовал бессвязный текст, который не может служить опровержением уже только потому, что полон формальных логических ошибок, не говоря уже о полном отсутствии доказательств. Вместо того, чтоб опровергать факты, приведенные ФБК, он разбрасывается голословными обвинениями. (Простите этот эмоциональный оборот - позволяю его себе только оттого, что уверен: вы оцениваете этот текст так же, как и я, и всякий разумный человек). Президент, премьер-министр, парламент - все безмолвствуют, и из всей государственной машины только отдельные депутаты (честь им и хвала) как-то показали, что их эта ситуация волнует так же, как и обычных гражданин. Между тем, если мне не изменяют мои скромные арифметические способности, больше 2% населения страны уже ознакомилось с доказательствами ФБК в деталях, и бессчетное множество - в кратких пересказах. Все они ждут какого-то ответа.
Я знаю, что вы всегда были сторонником нынешнего политического режима. В то же время я знаю, что вы, как и многие его сторонники и противники, умный и образованный человек. Если не ошибаюсь, мы с вами коллеги-историки, а значит говорим на одном языке. Пожалуйста, найдите несколько минут, чтоб осветить в комментариях к этой записи, как вам видится текущая ситуация. Можем ли мы доверять генеральному прокурору? Правительству, парламенту, президенту? Ведь только президент может, как я понимаю, отправить генерального прокурора в отставку, на что мы с вами надеялись. Против Ю.Чайки даже нельзя, как я понял, возбудить иск - он неподсуден судам первой инстанции (или вообще неподсуден? Вы разбираетесь в этом лучше меня).
Сперва я думал написать это письмо лично, но потом решил, что наш с вами разговор об этом может быть интересен не только нам - хотя бы как пример столь, увы, редкого цивилизованного диалога о политике. И рискнул сделать этот текст родом дружеского открытого письма: надеюсь, вам эта идея покажется симпатичной.
Жду вашего ответа.
С неизменным уважением к вам,
Константин

P.S. обращенный ко всем остальным читателям. Я думаю, что у некоторых из вас тоже может возникнуть желание высказаться. Пожалуйста, давайте сперва дождемся ответа коллеги Weider`а. И только после этого, если он не будет возражать вступить в дискуссию не только со мной (или, напротив, захочет подкрепить свои слова мнением друзей), прошу вас присоединяться. Все комментарии, которые появятся прежде комментария Weiderя буду стирать. После этого, если только Weider меня об этом не попросит, не буду ничего стирать, исключая только те комментарии, что нарушают общие правила дневника. (Напомню на всякий случай, что мы выражаемся цензурно и корректно). Спасибо за понимание.

09:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Если Бог добр, то почему в мире есть зло? Почему люди убивают друг друга, почему умирают младенцы - они-то точно ничем не успели провиниться? И более глобально - почему в мире вообще существуют несправедливость, насилие, неравенство? Все это - вопросы, которые верующие люди задавали себе тысячелетиями. В этот вторник, 15 декабря, на лекции и мы будем обсуждать этот вопрос. А еще больше - ответы, которые давали на него люди со времен древнего Вавилона. Поговорим об Иове и других библейских сюжетах, об иудейской и исламской философии, о Лейбнице и Бердяеве и много еще о чем. И, может быть, это подтолкнет нас самих и к новым вопросам, и к новым ответам.
Приходите, и будем думать вместе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей

14:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасная история с погибшими пациентами психоневрологического интерната в Воронеже. Еще раз заставляет задуматься о том, в каких ужасных и опасных условиях содержат у нас психически больных: это касается даже лучших московских клиник. Трехгранные ключи, содержание пациентов как без малого заключенных.

17:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сегодня родилась институтка. (Ну, не совсем сегодня, а несколько лет назад, но в этот день). Придумывать ей подарки, я должен сказать, непросто. В прошлый раз мне пришлось обратиться за помощью к знакомым инопланетянам. Но дважды их все-таки не побеспокоишь - неловко. Так что придется обойтись собственными силами, и обратиться к истории.

Около 1520 года Томас Мор написал эпитафию разом и своей первой жене Джейн (Иоанне), уже скончавшейся, и себе самому, и своей супруге Алисе (Алицие). Умер он 1535 году при известных обстоятельствах. Алиса прожила еще дольше и умерла не то около 1546, не то даже около 1551. В общем, эпитафия еще долго не была востребована. Написал он ее, естественно, на латыни, и перевод с латыни на русский давно сделан и даже опубликован в Литпамятниках. Его можно почитать в комментариях.
Но в начале 19 века эту эпитафию перевел на английский преподобный Фрэнсис Рэнгем, тоже замечательный, хотя гораздо менее известный человек. Он был переводчиком, второстепенным персонажем круга Озерной школы: переводил Гомера на английский (столетием позже классического перевода Поупа) и Кольриджа на латынь. В историю он вошел больше не этим, а своей аболиционистской деятельностью, да еще тем, что был сторонником сионизма до сионистов - отстаивал идею возвращения евреев домой. В общем, человек был замечательный, из тех, про которых все при жизни говорят хорошо, но после смерти пишут кратко.
В 1800 году умерла его первая жена, с которой он не прожил и года. Умерла, естественно, родами, дочка, к счастью, выжила. Вскоре после этого Рэнгем женился снова. Несложно понять, что навело его на мысль взяться за перевод эпитафии Мора.
Вот этот перевод на английский:

читать дальше

Желающие могут поупражняться в поисках тут влияния Озерной школы, но, по-моему, текст трогательный. Мне захотелось его перевести. Это совершенно бестолковое занятие - как я уже писал, прекрасный перевод оригинального текста эпитафии на русском есть. Но мне хочется перевести не Мора, а Рэнгема. И я надеюсь, что бессмысленность этой затеи придется по вкусу институтке, которая не меньше меня любит такие игры. Вот мой перевод. Итак,

читать дальше

09:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В начале XVI века люди вдруг начинают активно мечтать об идеальном государстве и правителе. Мор пишет "Утопию". Макиавелли - "Государя", а Эразм Роттердамский "Воспитание христианского государя". Анабаптисты и Жан Кальвин строят свои утопии, а конкистадоры создают свои владения на месте разрушенных государств Америки. Даже Рабле раздумывает над идеальным обществом.
Почему вдруг они обратились к этой теме? И почему приходили именно к таким выводам? Как это было связано с их собственными биографиями и тем историческим контекстом, в котором они находились? Что в их идеях было похоже, а что различно? И как это повлияло на дальнейшее развитие политики и философии? Обо всем этом мы поговорим на лекции в четверг, 10 декабря. Может показаться, что тема - сухая и академическая, но на самом деле разговор будет очень даже живым: биографии у них были изумительные, а мысли подчас очень необычные.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите и приводите друзей!

00:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чтоб не было так печально, как бывает по вечерам во вторник (или по ночам в среду), вот вам отличная история.
Был такой американский художник Норман Роквелл. Очень хороший, для Штатов - культовый и общеизвестный (кто смотрел "Счастливое число Слевина", скажем, слышал его имя, оно упоминается в самом начале). Несколько огрубляя, Роквелл - такой идеолог настоящей Америки, доброй, честной, немного трогательной. Если не видели - можно посмотреть его иллюстрации на обложках Saturday evening post. Если лень долго смотреть - вот самая известная его картина.
В 1954 году он нарисовал обложку, которая называлась Breaking Home Ties. Вот так она выглядит:



В 1960 году ее купил у Роквелла за 900 долларов (по тем временам немало, но она уже была культовой) его друг, Дон Тракти, известный карикатурист. Четырьмя годами позже Тракти предлагали за картину 35 тысяч долларов. Тот продавать отказался, и даже Роквелл писал ему, что это сумасшестие. Но дружба дороже, это понятно.
В 2002 году Тракти передал картину на хранения в музей Роквелла. Картина была в неидеальном состоянии, где-то чуть цвет изменился - ну тоже понятно, она 40 с лишним лет провисела в частном доме, вокруг курили, то-се. В общем, картину слегка отреставрировали и повесили в музее. Все понимали, что она очень дорогая, но Тракти ее продавать не собирался и с музея за экспонирование ничего не брал.
В 2005 году Дон Тракти умер, и грустили по нему меньше, чем по Норману Роквеллу, хотя он был крутым карикатуристом.
А в 2006 году сыновья Тракти заметили в стене его дома в одной из комнат странную щель. Они решили в ней пошуршать и обнаружили, что стена фальшивая. А когда отодвинули ее, то нашли там несколько картин, и среди них Breaking Home Ties Нормана Роквелла и пародию на нее, на которой на месте отца был изображен Тракти, а на месте сына - его главный карикатурный персонаж. Картину отвезли экспертам, и те поняли, что настоящая Breaking Home Ties все это время висела за фальшивой стеной в доме Тракти. А то, что висит в музее - это подделка, которую сам же Тракти и сделал, причем сделал еще в начале 1970-х.
Зачем, почему? Совершенно непонятно. Самое расхожее предположение, что он сделал это перед разводом, боясь, что жена отсудит у него картину Роквелла. Дело до этого, однако, не дошло. Значит, причина могла быть и в чем-то другом. И в любом случае почему он хранил ее в тайне всю жизнь и не уничтожил подделку? Почему передал подделку в музей (ясно, что не из соображений сохранности, как это мотивировал официально). Наконец, знал ли Роквелл об этом? Они с Тракти дружили. Подделка висела на стене у Тракти пять последних лет жизни Роквелла. Видел ли он ее? И если видел, то почему не подал виду - уж он-то, наверное, отличил бы свою работу от чужой. Или он все знал и участвовал в розыгрыше? Досадно, но мы этого, видимо, никогда не узнаем.
Такие дела.

23:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасно досадно, когда можешь понять смысл стихотворения на иностранном языке, но не можешь понять, хорошее оно или плохое. Такое чувство беспомощности: на русском это делаешь не задумываясь, а на другом языке - никак. Можешь оценить только смысл, но не слог. У меня так с обоими моими языками, и это здорово раздражает.

09:55 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта работа Дэмьена Херста - одно из сотен изображений Иисуса Христа, созданных в последние несколько веков. Тема одна, а картины и, главное, Иисусы на них - совершенно разные. Во вторник 8 декабря на лекции мы попробуем разобраться в том, почему так получилось. Вроде Евангелия одни и те же, а образ Христа изменился подчас до неузнаваемости. Так как эволюционировали представления об Иисусе в культуре Нового времени, и почему они это делали? Ответим на этот вопрос, пройдя от да Винчи до Бэнкси, от Ренессанса и Реформации до наших дней. И постараемся понять эти изменения, потому что рассказывают они, конечно, не столько об Иисусе, сколько нас, о том, как менялись люди и их отношение к религии.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

14:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
12:29 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал сейчас, что в Израиле хотят воссоздать вино, которое пил Иисус. Отличная идея. И рецепт хорошо известен: для создания одного литра вина нужна вода (1 л.), хорошая вечеринка (1 шт.) и Иисус (1 экз.). Не помешает также Мария (1 экз.). Поместить в одно помещение, ждать до готовности.

***
Посмотрели вчера "Шпионский мост". Отличное кино. Говорю это на случай, если вы еще не среагировали на фильм, поставленный Спилбергом по сценарию Коэнов с Хэнксом в главной роли.

***
На прошлой неделе урывками, но посмотрел "Джессику Джонс". Это не лучший сериал, который я смотрел, но один из самых удачных в смысле съемки. Актерская игра и сценарий для сериала на очень приличном уровне, так что если супергерои вас не раздражают, посмотреть можно. Впрочем, главное достоинство сериала в том, что супергерои там не раздражающие, а бытовые, довольно человеческие.

01:03 

III. Авантюрист и ученая

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
15:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я знаю, что 90% из вас уже в курсе. Простите за повторение, но, думаю, вы меня поймете. Есть еще 10%, которые не в курсе.
Ребята, коллеги, друзья. ФБК доказал, что семья генерального прокурора прямо сотрудничает с семьей этих ужасных бандитов, Цапков. И это еще не все - там целый шлейф черт-те знает чего: преступных сговоров, рейдерских захватов, коррупции и прочих мерзостей. Но, конечно, прямое сотрудничество с мафией это уже совсем из ряда вон.
О доказательствах можно посмотреть фильм (я сам не смотрел, ничего не могу сказать) или почитать текст (он большой, очень подробный и очень интересный; я его прочитал и полностью убежден аргументами, хотя, вы знаете, что я отношусь к возглавляющему ФБК Навальному с некоторой антипатией).
Все об этом уже знают, но если вы еще не знаете - почитайте или посмотрите. И покажите вашим друзьям.

Коротко: самый главный борец с преступностью в России возможно прямо связан с едва ли не самыми ужасными российскими преступниками последних лет.
Даже если это не так (а меня убедили, что это так), одного подозрения в этом должно быть достаточно, чтоб он немедленно ушел в отставку, потому что каждый день его пребывания на посту - риск для всех.

Не надо верить мне на слово, почитайте/посмотрите сами. И если поверите - расскажите об этом друзьям. Это не о политике, не об оппозиции, не о том, хороший Путин или плохой. Это просто обо всех нас, и, я думаю, вне зависимости от разницы в наших политических взглядах нужно сделать так, чтоб этот человек больше прокурором не был.

15:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В настоящий момент плагиат обнаружен в диссертациях
1. Президента РФ В.Путина (интервью об этом, исследование вопроса)
2. Председателя Государственной Думы С.Нарышкина (исследование)
3. Министра внутренних дел В.Колокольцева (детали)
4. Министра культуры В.Мединского (диссернет, подробней о научных качествах его работ)
5. Министра связи и массовых коммуникаций Н.Никифорова (разбор)
6. Министра сельского хозяйства А.Ткачёва (подробней)
7. Министра транспорта М.Соколова (детали)
А также в работах действующих губернаторов Калужской, Кировской, Московской, Рязанской и Тульской областей, Алтайского края и Санкт-Петербурга. Многочисленных депутатов, членов Совета Федерации и прочих чиновников перечислять не буду.

Мне представляется, что, в сущности, больше ничего о современных российских властях можно и не знать.

10:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра. 1 декабря, мы будем обсуждать одну из самых важных тем не только нашего курса, но и религиоведения вообще - по крайней мере, как мне кажется. Речь пойдет о протестантском богословии XX века.
Почему это важно и почему это интересно?Дело в том, что никто в XX веке не ставил перед собой болезненные вопросы смелее и не отвечал на них мужественнее, чем протестанты.
Как продолжать верить после Второй мировой войны с ее Холокостом, Нанкинской резней и блокадой Ленинграда? Как принять высшую силу, допустившую такое? Как читать библейский текст, противоречащий всем твоим убеждениям, и все же сохранять почтение к нему? Или не сохранять? Как найти средний путь между современной философией и учением людей, живших два тысячелетия назад? Жив ли Бог? И каковы должны быть наши с ним отношения, ведь с тех пор, как мы получили заповеди, все здорово изменилось?
От этих и множества подобных вопросов легко отмахнуться. Но протестантские теологии с середины XIX века и до наших дней старались этого не делать, а честно думать и предлагать ответы.
Завтра мы с вами попробуем проследить, конечно, очень кратко и обще, путь их размышлений. Понять, к каким наиболее важным мыслям они пришли. И это, я уверен, подтолкнет к размышлению нас самих вне зависимости от наших убеждений, потому что вопросы будут из числа самых важных, а ответы, насколько я сумею их передать, из числа самых лучших.
Приходите, будем думать вместе.
Читалкафе на Чистых прудых, 19:30, вход 300 рублей.

11:29 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новое "китайское" стихотворение Цветкова. Так получилось, что я слежу за этой темой в русской поэзии. Цветков обращается к ней, кажется, во второй раз.

острова
император наш огнеликий ши хуанди
сорок лет ревнивое сердце носил в груди
а на сорок первый в недугах врача виня
бросил заживо тиграм и звать приказал меня
я к стопам и ни жив ни мертв а он говорит
что к бессмертию путь непрост и тропа не та
гематит и золото киноварь и нефрит
он вкушал как советовал съеденный все тщета
что уже невозвратный дух норовит в полет
и гремит барабан и печаль цисяньцинь поет
собери говорит мой простертый торс оглядев
столько сотен юношей сколько и сотен дев
донесла до наших ушей говорит молва
что за морем бессмертные спрятаны острова
на одном из которых века обитает тот
чья нетленна плоть и алмаза тверже скелет
за мгновение он человеческий держит год
припади к стопам и вымоли нам секрет
снаряжай порезвей караван кораблей и в путь
ну а мы покуда опять наляжем на ртуть
поступил как велели и вечность стала ясна
с той поры как нетленный нам явь отделил от сна
а жестокому ши чтобы сердце разбить верней
мы вернули с отказом обманный корабль теней
дескать за морем только туман а спасенья ноль
и последняя жизнь растаяла в нем как воск
только известь теперь он уголь один и соль
командир терракотовых из подземелья войск
до скончания света недвижен последний полк
барабан прохудился и цисяньцинь умолк
вот уж третья с тех пор накатила тысяча лет
никакого в бессмертии цвета и вкуса нет
ни единой ощупи в нем ни вершка длины
даже тени смертных из вечности не видны
сквозь стеклянный воздух не полыхнет мотылек
терракотовый полк до костей пробрала зима
и земля в которую гибкий мой торс не лег
не дождавшись его постепенно мертва сама
где блуждает с посохом дух переживший мир
озирая вверху караван перелетных дыр

Quodlibet

главная