• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

12:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Совершенно согласен с этими размышлениями и помню, что примерно те же мысли были и у меня, когда я читал Ремарка. Впрочем, на этом месте могла бы быть и советская "лейтенантская проза". Может быть из-за опыта моей семьи война всегда была для меня прежде всего трагедией, и именно эта трагедия вымывается сейчас официальной идеологией. Мне кажется, то, что происходит в последние годы - худшее, что можно сделать с памятью о войне.
Позволяю себе убрать часть текста под кат для удобства - но советую дочитать его до конца.

06.04.2016 в 12:38
Пишет Жемчужный Дар:

Сначала думать
Этот пост зрел в моей голове 3 недели. С тех самых пор, как я начала читать "На западном фронте без перемен". Да, я в 30 лет наконец впервые прочитала эту книгу. Но речь сейчас о другом.

Через месяц, а на самом деле, гораздо раньше, начнется подготовка и масштабное - как все последние десятилетия - празднование Дня Победы. И я уже заранее с ужасом предвкушаю соответствующую лексику и патетику в постах в интернете и в СМИ. Чудовищно много нам говорят о величии советской армии, о мощи танков и самолетов, о тактическом и стратегическом гении руководства, о невероятном героизме и силе советского народа. И чудовищно мало говорят о реалиях войны, о судьбе отдельных семей, отдельных людей, отдельных событиях. Да, снимают программы с воспоминаниями, да, делают убедительную инфографику, да, пишут книги. Но доминирующим остается "Мы победили и неважно, какой ценой". Строго говоря, когда начала Великая Отечественная, вариантов у людей не было - только воевать. Я не хочу здесь говорить о внешней политике и стратегических ошибках высших чинов, это неважно сейчас. Важно, что простые люди могли только идти на войну и умирать за Родину. Потому что на нас напали, а мы защищались. Люди защищали свою землю, своих родных, самих себя. При этом это не отменяет того, что потери были колоссальны, не отменяет трагедий в каждой семье, не отменяет всех ужасов войны.

Сейчас же риторика совершенно иная - мы вас один раз уже побили и еще побьем! читать дальше

URL записи

URL
10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Недавно в России открылся первый храм Летающего макаронного монстра, популярного шуточного культа, в который вступают атеисты по всему миру. Западные атеистические идеи постепенно добираются и до нас. Но что это за идеи? Как развивался атеизм в XX веке, и что он представляет из себя сейчас?
Именно в этом мы попробуем разобраться на лекции завтра, 5 апреля: от Фрейда и Ницше дойдем до современных Докинза и Деннета, от атеистического террора до шуточных религий. Поговорим об атеизме экзистенциалистов, о границе между атеизмом и неверием (и том, есть ли она), о типах и вариантах атеизма с точки зрения современной философии. И, конечно, о перспективах развития атеизма в будущем.
Приходите, будет интересно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Джон Голт - главный герой романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Как видите, люди и сейчас выходят с его именем на плакатах; роман сформировал целое поколение людей. Вернее, впрочем, будет сказать, что сформировал часть поколения, а на другие куда больше повлияли идеи Симоны Бовуар или Ханны Арендт. В XX веке у женщин появилась возможность серьезно заниматься философией - и они прекрасно ей распорядились. Без Бовуар, Арендт и Рэнд представить себе современный мир невозможно, их читают не только ученые, но и активисты, бизнесмены, политики. Как мне кажется, и нам будет интересно немного поговорить об их идеях - как обычно, через призму необыкновенно интересных биографий. Тем более что в их случае биографии нередко делают идеи гораздо ясней.
31 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будем разбираться вместе.


16:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Два географических объекта, пришедшие мне в голову с бухты-барахты. Бухта Бабахта на пиратском острове сокровищ и Бухта Бхарата где-то в Индии.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта антиатеистическая карикатура 1862 года как нельзя лучше доказывает то, чего ее авторам вовсе не хотелось признавать. Ко второй половине XIX века атеизм стал явлением столь распространенным и известным, что просто отрицать его стало уже невозможно. Настало время полноценной борьбы между верой и неверием. Но как так получилось?



Еще в XV веке в Европе невозможно было найти атеиста, а к концу XIX они уже издавали журналы. Что произошло за эти четыре века? Попробуем разобраться на лекции во вторник, 29 марта. Поговорим о том, почему атеизм развился в Европе, а не в других регионах. О том, какие факторы способствовали его росту, а какие мешали. О первых известных атеистах и первых философских основаниях неверия. О деизме и агностицизме, шутках и трагедиях, революциях и научных открытиях. И проследим историю атеизма и свободомыслия с начала XVI до конца XIX века.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Приходите, будет интересно.

12:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
telegram.me/mykhology

Попробую сбрасывать в этот канал то, что покажется мне интересным (о религии, истории и культуре вообще). + мои комментарии и заметки. Кое-что будет и такое, чего нет здесь и в FB.
Не очень много, но регулярно.

18:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мой комментарий по поводу недавнего заявления патриарха (или, скорее, по поводу реакции на него).

09:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Отличные реконструкции раскрашенных древнегреческих статуй. (Да, их раскрашивали). Смотрится очень непривычно.

00:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
По ссылке можно послушать аудиозапись и посмотреть слайды моего выступления на недавней конференции по религии в видеоиграх. Речь идет о женских образах в современных играх в контексте New age-религиозности. А в качестве материала я выбрал BioShock Infinite и серию игр StarCraft. (Спойлеры!)
Прошу прощения, не знаю, как вставить запись из Вконтакте сюда.

13:30 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Есть такая расхожая цитата из Данте - "Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет".
Так вот.
Это не Данте.
Я знаю, что многие почтенные люди приписывали ее Данте. Патриарх Кирилл. Джон Кеннеди. Толпы людей до и после них. Особенно в интернете, где любят цитировать. Что объединяет всех этих людей? Они либо не читали Данте, либо читали его для галочки. Потому что всякий, кто читал "Божественную комедию", знает, кто на самом деле находится в самых страшных частях ада, и где на самом деле находятся сохранявшие нейтралитет. Данте был человеком страстным и действительно таких недолюбливал. Но расположил он их у входа в ад, прежде не только адских кругов, но даже и лимба. Они так ничтожны по мнению Данте, что не заслуживают даже адского наказания. Зажатые между жизнью и смертью, он страдают от этой раздвоенности, символизирующей их желание при жизни воздерживаться от суждений и усидеть на двух стульях.

И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было б легче им.
Их память на земле невоскресима;
От них и суд, и милость отошли.
Они не стоят слов: взгляни - и мимо!

Мысль эта, честное слово, поглубже расхожего штампа о "самых жарких уголках в аду", укоренившегося в сборниках цитат в середине XX века. Но чтоб узнать эту мысль Данте нужно - ужас! - дочитать до третьей песни "Ада". Страниц тридцать, не меньше! Эта задача, по-видимому, не всем по плечу.
Вы можете спросить, зачем же они тогда цитируют Данте? Не знаю. Думаю, хотят показаться образованней, чем есть на самом деле. Интересно, кем бы счел их Данте? Поддельщиками слов? Думаю, что все-таки лицемерами. Шестой ров восьмого круга. Не худшее место, не девятый круг и не пасти Люцифера, но куда как ближе к нему, чем адские врата.
Не будьте кретинами, проверяйте цитаты прежде, чем ляпать.

11:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завел себе Telegram. Знаю, что там можно как-то подписываться на каналы (так называется?) Подскажите, кого интересно почитать?
Русский, английский, немецкий.
Саморекламу можно.

(А ведь когда-то мне случалось посылать и обычные телеграммы. Интересно, многие ли мои ровесники это делали).

00:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал сегодня на Постнауке материал про сатанизм. Он показался мне в некоторых отношениях странным, но речь не об этом, а о том, что в конце там есть параграф про сатанизм в исламе и его радикальную невозможность. Сразу, конечно, вспомнились стихи Саади, которые, возможно, не все знают. Это из Бустана. Сперва в переводе В.Державина:

Невольно мне он в память заронился:
Иблис сновидцу некому приснился.
Он обликом был светел, как луна,
Высок и строен телом, как сосна.
Спросил сновидец: «Ты ли предо мною
Столь ангельскою блещешь красотою?
Как солнце, красота твоя цветет,
А ты известен в мире, как урод.
Тебя художник на стене чертога
Уродиной малюет длиннорогой».
Бедняга-див заохал, застонал,
И так ему сквозь слезы отвечал:
«Увы, мой лик художник искажает.
Он враг мне, ненависть ко мне питает!»

Но есть еще и перевод Льва Гумилева:

Когда-то я в книге какой-то читал,
Что некто во сне Сатану увидал.
Тот был кипариса стройнее на вид,
И свет исходил от прекрасных ланит.
Сказал человек: «О отец суеты!
Пожалуй, красивее ангелов ты,
А в банях украдкой рисуют тебя,
Противно и гадко рисуют тебя».
Тут див, испустивши рыданье и вздох,
Ответил: «Ты видишь, не так уж я плох.
Во мне безобразного нет ничего,
Но кисти в руках у врага моего».

09:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
То что вы видите ниже - инфографика, отражающая противоречащие друг другу места в библейском тексте. Конечно, обилие фактических и идейных противоречий в нем для нас давно не новость. Но замечали ли их люди античности и средневековья? И если замечали, то как объясняли?
Это один из тех вопросов, которыми мы зададимся завтра, 22 марта, на первой лекции нашего курса, посвященного истории атеизма. В наши дни атеизм - одна из важнейших систем мысли на планете, с чем не будут, думаю, спорить даже его противники. Но для того, чтоб занять это место, ему пришлось пройти непростой путь. Завтра мы пройдем первую его часть и поймем, откуда взялись идеи свободомыслия и неверия.
Были ли атеистами Будда и Сократ? Или, может быть, кто-то из их современников? Как связаны первые атеистические концепции с осевым временем? Можем ли мы найти неверие в средневековой христианской Европе? Или за ее пределами в других регионах? Словом, обсудим древний Восток, античность и средневековье - и поймем, откуда взялись те очевидные для нас идеи, за которые тогда можно было и погибнуть.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
И лекция, и весь небольшой трехчастный курс будут, как мне кажется, интересным (и полезными) для всех: атеистам они пригодятся, чтоб разобраться в истоках собственных взглядов, верующим - чтоб лучше понимать аргументы другой стороны. Но диспутов устраивать не будем, поговорим спокойно. Так что без опасений приходите и приводите друзей.


15:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ницше на иллюстрации, вы, конечно, узнали. Узнать его просто, что мы о нем знаем? Все слышали о том, что Бог умер, но кто сходу скажет, кем был Ницше по вероисповеданию с детства? О том, что идя к женщине нужно взять с собой плеть, тоже все читали, но как складывались отношения с женщинами у самого философа? Словом, мы знаем расхожие штампы из Ницше, не зная его самого. Между тем его биография тесно переплетена с историей Германии второй половины XIX века - от Франко-Прусской войны и Бисмарка (о котором мы тоже будем подробно говорить) до польского вопроса и Вагнера. И без этой реальной биографии понять идеи Ницше, как мне кажется, сложно.
Так что - приходите. 19:30, четверг 17 марта, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Попробуем разобраться в жизни Ницше и ее историческом контексте, а благодаря этому, может быть, и философия его нам станет понятней.


20:32 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чуть-чуть про шимпанзе. На случай, если вы пропустили, речь идет о том, что ученые обнаружили у шимпанзе поведение, напоминающее ритуальное - они бросают камни в особые деревья, испускают при этом крики определенного типа и т.д.
Ключевой вопрос (из-за того, что мне задали его в пятый раз, я это и пишу) в том, свидетельствует ли это о том, что у шимпанзе есть религия. Короткий ответ: нет, не свидетельствует.
Настоящий ответ длиннее. Во-первых, всегда остается возможность, что поведение шимпанзе объясняется какой-то рациональной (для них) причиной, которую ученые пока не выяснили. Массив данных пока накоплен небольшой, он не позволяет говорить ни о чем уверенно. Во-вторых, даже если это поведение ритуальное, это еще не значит, что оно религиозное. Поясню на простом примере: мы все делаем много того, что может выглядеть для постороннего наблюдателя, как ритуал, например, чистим зубы или пылесосим квартиру по субботам. Ученые в Африке вот каждый день ходят и смотрят на обезьян. Но эти действия, наверное, все-таки не могут быть названы религиозными в полном смысле этого слова (тут есть пространство для дискуссии). Ритуальные, повторяющиеся иррациональные по форме, но рациональные по целеполаганию действия известны не только у людей, но и у животных - вспомним знаменитых голубей Скиннера. Сам факт наличия таких действий о религии не свидетельствует.
Значит ли это, что у обезьян в принципе не может быть религиозных представлений? Нет, тоже не значит. Представление о том, что культура может существовать только у людей - нормальный антропоцентризм XIX века. Сегодня мы знаем, что у животных и, в частности, у обезьян есть культура, то есть (в данном случае) знания и представления, которые передаются путем обучения, а не наследования. У обезьян есть простые, но все же знаковые системы, технические приемы для добывания еды (в том числе и с использованием предметов), игры и т.д. Насколько мне известно, в настоящий момент не существует причин считать, что у обезьян не может быть представлений о том, что мы называем сверхъестественным. Это не значит, что у обезьян есть или может возникнуть развитый монотеизм, просто их мир может не ограничиваться только реальными вещами, в нем могут быть воображаемые угрозы (тень, принятая за леопарда) а значит, возможно, и воображаемые союзники. Особые волшебные деревья или воображаемые сущности, живущие в них? В принципе, почему бы нет.
Я не стал бы торопиться и называть это "религией", "культом" и даже "ритуалом" - все это сложные и спорные понятия, придуманные людьми для описания человеческого опыта, который шимпанзе, думаю, не близок. Но во всяком случае это новое открытие, как мне кажется, хорошо показывает условность наших терминов с одной стороны и нашу близость к окружающему миру с другой.

09:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Подобрать хорошую иллюстрацию к анонсу лекции всегда непросто. Но что делать, если на лекции речь пойдет о том, что вообще нельзя изобразить? Именно так это будет во вторник, 15 марта, когда мы будем говорить об исихазме. Что это такое? Православная медитация (и одна из самых необычных медитативных традиций мира)? Особый род молитвы? Комплекс дыхательных практик? Мистическое откровение? Образ жизни некоторых афонских монахов? Политическая платформа Византии определенных периодов? Форма протеста против бюрократизации русской Церкви? Все это разом, а еще многое другое: например, еще вдохновение для иконописцев и модернистов (вроде Рериха на иллюстрации, которую я все-таки выбрал), для Сэлинджера и Тарковского, для философов и даже математиков. На лекции мы попробуем проследить историю исихазма, его переплетения с другими мистическими традициями (прежде всего католической и суфийской), связь с античной философией и средневековым монашеством - и посмотрим, как он пришел в русскую культуру и стал ее неотъемлемой частью. Исихазм - один из самых интересных феноменов, которые православная культура дала миру. Так что и разговор наш, думаю, выйдет небезынтересным.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


15:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Работа - лучшее лекарство. С утра прочитал несколько заметок по верстке - и расстроился только что не до слез: так мало я знаю об этом, так поверхностно разбираюсь. Худшее состояния чертвертьзнания: все слова уже понятные, все идеи тоже, но сам выдумать еще ничего не можешь, можешь только копировать образцы. Очень огорчился.
От грусти сел писать тезисы к докладу для конференции. Дописал - и все как рукой сняло. Тезисы может и не исключительные, но нормальные, свежие, до меня об этом никто особенно, кажется, не писал. И сразу чувствуешь себя человеком, когда делаешь то, в чем понимаешь.

***
В связи с 8 марта на меня обрушилось множество историй насилия. Я рад тому, что об этом пишут. Надо писать, надо говорить. Это очень важно. Но, конечно, читать это тяжело (хотя тоже надо). Я вырос в мире, в котором насилие существовало где-то на периферии. Столкновение с ним во взрослом возрасте оказалось для меня большим шоком, с которым я до сих пор до конца не смог смириться.

***
Закончил вчера цикл лекций про религию и общество. По моим собственным ощущениям были в нем и неплохие лекции, хотя в общем он показался мне неровным. Впрочем, как многие люди, я склонен негативно оценивать то, что делаю. Алисе никогда не нравятся стихи, которые она написала, мне так же не нравятся мои лекции. Но люди ходят, значит все в порядке.
Плохо только, что не хватает времени на нормальное чтение художественных книг. Читаю их по паре в месяц, меньше, чем когда-либо (при том, разумеется, что каждую неделю читаю две-три научных или научно-популярных).

11:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вынужден задать вопрос знатокам - и буду очень признателен за ответ. (Рекомендация почитать какую-то статью или не слишком специальную книжку тоже подойдет).
Вопрос такой. Представим себе космический корабль, достаточно большой, по вместимости примерно как океанский лайнер или авианосец.
Садиться на планеты ему не нужно, строился он тоже в космосе, т.е. взлет и посадка нас не интересуют. Двигатель - нечто вроде импульсного.
Теперь, собственно, вопрос. Должен ли корабль быть какой-то конкретной формы? Условно говоря - нужен ли вытянутый нос и киль? (Примеры условные).

Буду признателен, кстати, и за схемы фантастических космических кораблей, если они у вас под рукой.
Спасибо!

21:45 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чуть не забыл повесить анонс завтрашней лекции - а мы, между тем, завершаем тот курс, который читали последние два месяца. Как мне кажется, вышел он удачно.
На прошлых лекциях мы говорили о смерти и времени, колонизации и бизнесе, насилии и политике. Обо всем этом, конечно, в религиозном контексте. На последней лекции нам нужно будет поговорить о любви. Не только как о нашем чувстве (хотя и это, конечно, тоже), но и как о религиозном феномене. А по сути дела не было такой религии, которая бы совсем не думала о любви. Где-то она была чем-то хорошим, где-то плохим, где-то - космической силой, где-то - интимным переживанием. Одних верующих она связывала с богом, других, наоборот, заставляла нарушать табу. Поговорим об австралийцах и христианах, о суфиях и буддистах и попробуем разобраться, почему бог есть любовь, и почему любовь движет Солнце и светила. (И движет ли).
8 марта, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

И чтоб не было так скучно - лучшее, как мне кажется, исполнение Хабанеры.

Quodlibet

главная