Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Свиток, который на фотографии разворачивают исследователи, был создан в конце XVIII века - но впервые опубликован только в XX (что сразу же вызвало преследование издателей). Это "120 дней Содома", один из самых известных романов маркиза де Сада. В том же 1785 году, когда де Сад тайком пишет в тюрьме этот текст, пряча его в стене, Иммануил Кант публикует "Основы метафизики нравов". Один из самых важных текстов о нравственности и столь же важный текст о безнравственности создаются одновременно. Есть ли между ними что-то общее? Объединяет ли что-то их авторов, окруженного почтением Канта и вечно скандального Сада? И может ли наша современная этика обойтись без кого-то из них?
На лекции в четверг, 18 февраля, мы попробуем разобраться в этом, взглянув на Канта и Сада через призму их биографий, а не только философских трудов. В этих биографиях были и войны, и тюрьмы, и землетрясения, и революции - словом, это были жизни непростые. Но тем более интересные.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей (но только если им больше 18 лет - бессмысленно говорить о биографии де Сада, совсем не касаясь секса и насилия).

09:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завтра на лекции нам надо будет поговорить о - звучит серьезно! - духовной жизни Запада. Я долго думал, с какой бы стороны к этой теме подойти. О христианстве мы говорили не раз, об атеизме и секуляризации тоже. И тут мне в голову пришла, кажется, небезынтересная идея: что, если поискать наши религиозные взгляды и убеждения не в религии, а за ее пределами? В наших хобби, увлечениях, привычках. В диетах и фанфиках, в спорте и танцах, интернет-спорах и музыкальных вкусах? Чем больше я размышлял об этом, тем больше скрытой религиозности я находил в этих светских на первый взгляд практиках. Так что во вторник, 16 февраля, мы с вами поговорим о нас самих и о том, как мы конструируем себя, свою праведность, свои надежды и свои убеждения, сами того не замечая.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите и приводите друзей, которые чем-то увлекаются (то есть всех).

22:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В детстве я очень любил приключенческие романы. Думаю, "Три мушкетера" несколько лет подряд были моей любимой книгой. Я и сейчас ее люблю.
А четыре года назад вышло так, что я стал читать лекции по истории Раннего Нового времени. Сперва в институте студентам, потом публично. Заинтересовался, углубился, увлекся. И выяснилось, что мне этот период очень нравится, захватывает так же, как в детстве. Только жизни Вольтера и Гука оказались мне интересней одиссеи капитана Блада, а история спора Лейбница и Ньютона волновала больше, чем дуэли мушкетеров короля и гвардейцев кардинала. Но и Блад с мушкетерами все равно остались интересными.
И в какой-то момент я подумал: а зачем выбирать? Можно ведь совмещать. С этими наметками я пошел к своим постоянным соавторам. И Вербена, Модо, Студиозус тоже как-то эту мою мысль одобрили. И мы собрались и сделали новую словесную ролевую игру - "Профессор, летающий город падает!"
Она и из Свифта немного, и из Вольтера, и из Дюма, и из реальной истории. Такого в настоящей истории не могло бы существовать, но все-таки я бы спокойно дал ее студенту для понимания духа Нового времени. Так что если вы любите ролевые игры, скачивайте бесплатно на нашем сайте и играйте.
А если еще не любите, то попробуйте. Вдруг вам понравится? И не забудьте поделиться с друзьями, потому что словесная ролевая игра это лучший способ провести вечер в хорошей компании.
Как говорил господин д`Артаньян-отец, "не опасайтесь случайностей и ищите приключений".
Удачи!

20:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Несколько человек спросили меня, что я думаю про встречу папы и патриарха. Об этом уже много сказано, так что длинный текст писать не буду, а коротко подведу итоги.
1. Это редкий случай события разом и исторического, и бессмысленного. О смысле ниже, сперва об истории. Вопреки тому, что жужжат СМИ, это не первая встреча папы и православного патриарха (патриарх константинопольский делал это даже неоднократно) и не первая встреча лидера русского православия с папой (митрополит Исидор делал это еще в XV веке). Это первая встреча русского патриарха с папой, это правда. Но русские патриархи существуют всего два века с перерывом на синодальный период, так что ничего странного в этом нет.
2. Эта встреча ничего не значит кроме того факта, что папа и патриарх РПЦ встретились. Для католической стороны это событие довольно рядовое, папы каждый год встречаются со множеством крупных политических и религиозных деятелей. Говорить об этой встрече, как о встрече равных, смешно. Папа возглавляет миллиард с четвертью верующих по всему земному шару, он субъект мировой политики, и очень важный. Патриарх возглавляет несколько десятков миллионов верующих в России и СНГ (и ничтожно мало за его пределами). В лучшем случае он субъект политики постсоветского пространства, хотя и это вопрос, в котором аналитики не сходятся: кое-кто считает его объектом.
3. Для католической церкви это было беспроигрышное и хорошее решение. Папа продемонстрировал, что он готов к диалогу (в чем никто особо и не сомневался). Никаких рисков, только бонусы. Об остальном не мне судить, вот Станислав Минин может сказать о католиках в тысячу раз больше моего.
4. Для патриарха это было решение с рисками. Консерваторы в РПЦ им теперь недовольны, многие умеренные верующие впали в недоумение. Выигрыш между тем совершенно неочевиден. В связи с этим много говорится о том, что патриарх вообще проводил не интересы Церкви, а интересы Путина. Исключать этого нельзя, хотя едва ли это единственная причина встречи (я сам склоняюсь ко мнению, что патриарху это нужно перед собором, который должен скоро состояться, хотя политический интерес допускаю).
5. Никаких глобальных и даже незначительных изменений в политике обеих церквей встреча не принесет. Декларация, которую они приняли, это консервативное заклинание, лишенное существенной новизны. Все позиции были заранее известны.
6. Собственно, единственные интересные вопросы я бы сформулировал так. Почему патриарх все-таки решил встречаться с папой? И почему эта встреча была устроена либо так секретно, либо так спонтанно? Если верно второе, то политическая составляющая их разговора представляется более вероятной. Можно поставить и еще несколько вопросов, но интерес, как мне кажется, они будут иметь только для специалистов и страстных любителей. Исторических же последствий у встречи не будет, хотя сам факт, конечно, любопытный, и фотографии у журналистов получились интересные.
Примерно так.

11:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вопрос корректности переводов часто возникает в связи с книгами и фильмами, а от переводов ролевых игр ждут, как правило, удобоваримости - благо далеко не все они написаны хорошим литературным языком. Но все-таки и там есть свои подвохи. Есть отличная игра Джона Харпера "Lasers and feelings" (ссылка сразу на pdf, там одна страница) и ее тоже, вообще говоря, отличный перевод на русский. Но нюансы перевода неожиданно меняют стилистику.
Скажем, у Харпера в начале: "Сhoose a style for your character: Alien, Android, Dangerous, Hot-shot, Intrepid, Savvy, or Sexy".
У переводчиков: "Выберите типаж своего героя: андроид, чужой, сорвиголова, умник, опасный тип, смельчак или соблазнительная штучка".
Тут - уже в первой фразе - масса нюансов. Скажем (специально выбираю незначительный) у Харпера роли расставлены в алфавитном порядке, потому что это подчеркивает их равнозначность. У переводчиков - в рандомном, непонятном. Но это мелочь, а есть и важные штуки. Скажем, Alien переведено как Чужой (и это вызывает твердую ассоциацию с фильмом), в то время как на самом деле Alien это инопланетянин вообще. Спок в "Звездном пути" (к которому Харпер отсылает) это тоже Alien. Что еще хуже, Sexy переведено как Соблазнительная штучка. Вместо нейтрального понятия сразу возникает сексистское, вместо универсального - гендерно окрашенное ("соблазнительной штучкой" в России могут назвать только женщину). Наконец, образ "соблазнительной штучки" в игре про космические путешествия сразу сбивает ориентиры, он отсылает к фантастике 1940-х или 1950-х годов. Само по себе это неплохо, но может запутать читателя, потому что Харпер в голове держал явно другой период.
Подчеркну еще раз, что перевод - это все равно отлично, и здорово, что его сделали. В целом он точный, стилистика поймана, терминологически все переведено хорошо. Но нюансы выпадают - за счет деталей перевода, за счет выбора шрифтов и т.д. В тексте размером в страницу даже пара нюансов начинает сильно влиять. Уверен, впрочем, что качество переводов будет только расти, и в любом случае этот (уже вполне достойный) перевод - гораздо лучше, чем ничего.

22:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На днях узнал, а сейчас подробно прочитал 19 вопросов, которые должен задать себе человек, который делает словесную ролевую игру.
Серьезная история.
19 вопросов.

09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вуду и зомби. Сочетание в самый раз для фильма ужасов (а по нашим временам и для черной комедии). Но, как мне кажется, и для лекции тема небезынтересная - особенно если посмотреть на эти понятия в их реальном контексте, на фоне афро-карибской культуры. В этот вторник, 9 февряля, на лекции мы проследим, как формировались культы Западной Африки и Карибского региона, какую роль они сыграли в их истории (скажем, как насчет вудуистов-революционеров?) и какое место занимают в современной жизни. Поговорим о магии и политике, о работорговле и тонтон-макутах. Попробуем понять, почему в массовой культуре образы афро-карибских культов оказались так популярны, и разобраться в их реальной философии, очень интересной и не всегда простой. И заодно поймем кое-что о том, что такое религиозный синкретизм вообще.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите и приводите друзей (и, конечно, лайки, репосты и т.д. приветствуются).
P.S. О зомби тоже поговорим, куда без них.

11:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Очередная "Розетта Стоун" - и очень милая. В советской жзловской биографии Дидро встречается такая фраза: "Нэжон — он рассказывает эту историю в своих мемуарах — утверждает, что белые страницы книги Дидро исписал переводом «Апологов» Сократа..."

***
Все пишут про новые канонизации. Среди них и правда есть не только очевидные (скажем, Кукши Одесского, одного из самых почитаемых старцев XX века), но и спорные. Геннадий Новгородский? Это персонаж отечественной истории, которого хочется поскорее забыть, прославлен он исключительно как садист и коррупционер. Пересвет и Ослябя? Или, пуще того, Елисей Лавришевский? Даже Православная энциклопедия признает, что его биография была приписана ему в XVIII веке (жил он якобы в XIII), это по сути вымышленный персонаж. Серафим Соболев с его специфическими взглядами? Нельзя, конечно, не порадоваться канонизации доктора Боткина - вот кто был человеком безукоризненной порядочности. Одна проблема: есть серьезные подозрения, что доктор был атеистом.
Но не буду обо всем этом распространяться подробно, а отмечу то, что важнее всего для моей темы (кто о чем, а я все о своем): на общецерковном уровне канонизирована Досифея Киевская. Она почиталась с конца XVIII века, так что канонизация вполне естественна. Но есть важный нюанс. Дело в том, что Досифея - один из первых известных русских трансгендеров. Собственно, Досифеи никогда и не было - была либо девушка Дарья, либо монах Досифей, которым она стала и прожила тридцать лет своей жизни. В женщину-святую Дарью-Досифея превратили уже после смерти (хотя, надо заметить, мощи, кажется, до сих пор не открыты: в конце жизни Досифей позаботился, чтоб тайна его осталась тайной навсегда).
Культ св.Досифея - одна из тех вещей, которые заставляют верить, что отношение к ЛГБТ-вопросам в РПЦ в принципе может измениться.

11:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эту даму несложно представить на набросках Буше или Ватто - и называйся этот рисунок, скажем, "Любовное письмо", мы ни на секунду не усомнились бы в его галантно-фривольном содержании. На самом деле это иллюстрация к знаменитой "Энциклопедии".
Как так получается? Почему Эпоха Просвещения совпала по времени с Галантным веком? Что общего между Вольтером, Дидро, Руссо с одной стороны и, скажем, маркизой де Помпадур с другой? Как расцвет интеллектуальной культуры сочетался с придворным блеском Людовика XV? На лекции в четверг, 4 февраля, мы попробуем в этом разобраться и понять, как просветители представляли себе идеальное общество и идеального человека - и где в этих представлениях была спрятана реальность их времени. Поговорим о биографиях, в которых занятия наукой сплетаются с приключениями, судебные процессы - с арестами, идеи иезуитов с безбожием, дружба и любовь - с политикой. И о том контексте, который сделал все это возможным.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.

15:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот тут можно посмотреть замечательное отражение роста населения Земли за последние 2000 лет. (Советую потратить пять минут на видео, а потом уже крутить рычажки самостоятельно - вариант с видео вам предложат в самом начале).
Заодно, кстати, хорошо понятно, где находится настоящий центр мира, и почему наш курс по истории Средних веков, который начнется через два-три месяца, мы будем выстраивать вокруг истории Китая, а не Европы.

***
И просто интересная история про человека, о котором мало кто знает, хотя он изображен на одной из самых известных фотографий в мировой истории.

10:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ангел с аркебузой– частый сюжет латиноамериканской религиозной живописи XVI-XVIII веков. Сложно, кажется, представить более яркий символ колониализма: аркебузы подчинили европейцам Новый Свет физически, религия — ментально. Именно с этого мы и начнем наш завтрашний разговор. Попробуем понять, как религия в Латинской Америке оказалась связана с властью. А потом увидим, как она стала превращаться в символ освобождения. Стартовав с конкистадорами, мы поговорим и о революционерах XIX века, политических режимах XX, о теологии освобождения и том, почему «молиться больше недостаточно». И, конечно, о том, как христианство, созданное в Старом Свете менялось и преобразовывалось в Новом.
19:30, вторник, 2 февраля, Читалкафе на Чистых прудах. Вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

22:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В Ленинке разрешили фотографировать!
Новость дня.
Потрясающе. Даже не знаю, что сказать.

23:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В жизни иногда встречаются говорящие имена в фонвизинском духе. Скажем, в РГГУ был (может и сейчас есть, лень проверять) совместный учебный центр с ФСО. ФСО, как вы понимаете, это бывшая "Девятка". Так вот главу этого учебного центра звали, натурально, Сергеем Девятовым. А недавно я узнал, что есть такой израильский профессор по имени Бецалель Бар‑Кохба. Занимается он, конечно, историей. Чем еще можно заниматься с таким именем? Авторитетный антиковед.

19:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В старшей школе и на первых курсах я слушал много русской музыки. Старых бардов, Сплин, Аукцыон, Би-2, еще что-то. Что-то, что казалось песнями со смыслом. А потом что-то перещелкнуло. Понял сейчас, что за последние три года я переслушал море американцев, англичан и еще бог знает кого, но единственный русский исполнитель, песни которого я дослушивал до конца, это Шнур. Честно говоря, и их было немного, но все равно - как так получается?

10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Религиозная статистика развитых стран твердо показывает: чем более образованны и состоятельны жители региона, чем более их культура испытала влияние вестернизации, тем ниже будет уровень религиозности среди них. Но в Соединенных штатах эта закономерность почему-то не работает. Почему?
На лекции во вторник, 26 января, мы попробуем разобраться в этом американском парадоксе, проследив историю религии в США от времён первых колонистов и до наших дней. Рассмотрим идеи отцов-основателей и евангельские образы в идеологии, концепции «крестовых походов» и научный образ «религиозного рынка». Обсудим, как религия коррелирует с цветом кожи, достатком, полом, возрастом. Разберёмся в том, как она поддерживается (или нет?) американской массовой культурой. Словом, вникнем в религиозное измерение культуры США. А оно, как мне кажется, прямо влияет на все остальные - от политики до кинематографа.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах. Вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей. Будет интересно.

22:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Посмотрели сегодня "Омерзительную восьмерку" Тарантино. Отличный фильм.

00:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Неплохая статья о гавайском серфинге (хотя я бы предпочел более развернутый исторический экскурс).
Это я приступаю к гавайской теме. Еще годик артподготовку к ней, я думаю.

***
У меня поразительное отрицательное чутье на темы. Те темы лекций, которые кажутся самыми интересными мне, стабильно неинтересны публике. Верно и обратное - что кажется мне самому интересным постольку-поскольку нередко пользуется большим спросом. Точную закономерность построить я не могу, не то я был бы либо самым счастливым, либо самым богатым публичным лектором.

10:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Долго думал, как объяснить, почему тема завтрашней лекции интересная. Не потому, что она скучная, а потому, что не знаю, с чего начать - говорить мы будем и о Короле-Солнце, и о математике, о Боге и первых калькуляторах, о придворных интригах и монастырях, о поэзии и пустоте, о дуэлях и исследованиях. Героями второго плана будут Декарт, д`Артаньян, Ришелье, Корнель и много кто еще. Фоном - расцвет Франции, Фронда, деятельность иезуитов, развитие европейской науки. То, что объединяет все это в единую и логичную картину в принципе, как мне кажется, скучным быть не может. А объединяет их Блез Паскаль, величайший ученый и философ своего времени. В этот четверг, 21 января, мы будем говорить о его биографии (иногда захватывающей, иногда пугающей) и идеях - прежде всего общественных и религиозных, хотя затронем, конечно, и научные. И, как мне кажется, Паскаль послужит нам ключом к середине XVII века и тем проблемам, которые не давали покоя его современникам.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
(Приходите и приводите друзей, а то в январе все еще в анабиозе; пора встряхнуться и напрячь голову).

10:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Религия и феминизм: сочетание не всегда простое и бесконфликтное, но с каждым десятилетием все более распространенное. Как из ужаса традиционных Церквей за последний век борьба за права женщин стала частью обычной приходской жизни? Как складывались отношения между женщинами и религией со времен суфражисток до третьей волны феминизма? Как отстаивали свои позиции традиционалисты, и как женщины опирались на священные тексты в борьбе за свои права? На лекции мы постараемся поговорить об этом на конкретных примерах, а заодно понять, как идея женских прав влияла на религиоведение, а оно - на женские права (как ни странно, связь между ними есть). Ну и, конечно, попробуем разобраться в перспективах и понять, увидим ли мы священниц в католических и православных храмах или мусульманских мечетях.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

00:25 

V. Ученая и шпион

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Quodlibet

главная