10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Французская революция. Одно из самых известных событий в истории. Не думаю, что нужно доказывать ее влияние на будущее. Но какой была ее предыстория? Что сделало революцию возможной? Была ли она неизбежна? Уникальны ли были процессы, происходившие до революции во Франции, и что вообще происходило в других странах в конце XVIII века? Какую роль в революции сыграли интеллектуальные идеи, а какую - случайности и стечения обстоятельств? Во всем этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 26 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Рождение монотеизма. Одна из главных загадок религиозной истории, удивительный поворот человеческой культуры. Как получилось, что люди решили поклоняться одному богу, а не множеству? В этом мы и попробуем разобраться в новом лекционном курсе. Но для этого нам придется обратиться ко множеству древних религий и идей. Поговорить о Египте и Персии, Финикии и Вавилоне. А начать, конечно, нужно с древних шумеров, удивительно интересной цивилизации, стоящей у истоков человеческой истории. Именно о них мы и поговорим на первой лекции нашего курса. О них и их мифологии, их текстах, мыслях, образе жизни, о том, насколько все это повлияло на библейскую традицию и нашу современную жизнь. Об удивительной истории и долгом забвении. Тема эта интереснейшая, так что ее стоило бы обсудить даже если бы мы не отправлялись на поиски корней монотеизма. Но уж в этом-то контексте она просто необходима.
17 апреля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


13:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Список моих лекций, записи которых можно заказать в аудио.

UPD: Очень давно не поднимал эту запись, и с тех пор накопилось много нового. Во-первых, переработан курс по истории Нового времени - в нем появилось две новых лекции, а часть других сильно изменились. Во-вторых, поддавшись на аргументы слушателей, я прочитал курс по истории буддизма. В-третьих, переработан, улучшен и приведен к логически стройному виду курс про историю европейского эзотеризма Нового времени: теперь он называется "Великие дилетанты"

Условно лекции можно разделить их на несколько взаимосвязанных циклов.

ИСТОРИЯ
Условно - в действительности все это скорее культурология или по крайней мере история культуры.

I. Цикл об истории культуры Раннего Нового времени

II. Цикл об истории культуры XIX века

III. Тысяча лет

IV. Философы в контексте

V. Древние римляне

VI. Interbellum

РЕЛИГИЯ

VII. История православия

VIII. История западного христианства, часть первая

IX. Новое время христианства

X. Античное христианство и его соседи

XI. Экология религии

XII. Шекспировская хроника

XIII. Великие дилетанты

XIV. Рождение монотеизма

XV. Религия и общество

XVI. История атеизма

XVII. Забытые религии Востока

XVIII. Творцы богов

XIX. Религия Индии

XX. История ислама

XXI. Краткая история мистицизма

XXII. Религиозный детектив

XXIII. История буддизма

Вне курсов


Как получить запись?

Сколько стоит? И как платить?
запись создана: 26.04.2015 в 18:12

@темы: Список лекций

08:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот так вот они и выглядели - ящики, которые колонисты сбросили в воду в Бостонском порту во время знаменитого Чаепития. Одни были от этого в восторге, другие, например, Франклин, совсем нет. Но так или иначе, когда эти ящики шли на дно, революция была уже почти неизбежна. Все мы слышали об американской революции. Часто говорят и о том, что эпоха Просвещения создала для нее фон и возможности. Но, собственно, что такое Просвещение? И действительно ли оно связано с Войной за независимость? Попробуем разобраться в этом на лекции. Поговорим о жизни просветителей и американских колонистов, об отношениях тех и других с властью, о политике и религии, идеях и решениях. Чем была власть Раннего Нового времени - просветителем, угнетателем или и тем, и другим разом? И как чтение Энциклопедии могло превратиться в борьбу за справедливость, а выброшенный за борт чай - в гражданскую войну? Разберемся в четверг, 12 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


11:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Нам часто кажется, что религии не меняются. Кое-что, наверное, и правда остается неизменным, но в целом это не так, и история буддизма в XX веке и современности наглядно это иллюстрирует. Последние полтора столетия были для буддистов непростыми. Колонизация и деколонизация, репрессии и убийства, крушение привычных норм существования, миграции и бегства - пожалуй, можно сказать, что в XX веке буддизму досталось больше, чем любой другой из крупных религий. И все же это не помешало появлению буддистов во множестве стран, где о них раньше и не подозревали. Не помешало буддизму стать не только одной из крупнейших мировых религий, но и одной из самых влиятельных философий. Как это вышло? И как буддизм развивался в последнее столетие своей истории? Попробуем разобраться вместе на лекции во вторник, 10 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В самом начале своей истории буддизм разделился на две большие ветви. И хотя в европейской массовой культуре более популярна оказалась северная ветвь, с ее тибетскими ламами, дзэнскими мастерами, японской и китайской эстетикой и всем прочим, южная ветвь ничуть не менее интересна. Буддизм Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Вьетнама - мощные и глубокие традиции. Именно в их истории (и заодно, конечно, истории Юго-Восточной Азии вообще) мы и попробуем разобраться на лекции. Обсудим монахов и правителей, колонизацию и синкретические смешения религий, змей и богов. И убедимся, что южный буддизм - тема захватывающе интересная.
3 апреля, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
От мельчайших клеток, первое в истории изображение которых вы видите на иллюстрации, до далеких планет, от всесильного тяготения до невидимой руки рынка - англичане и шотландцы Нового времени описывали и объясняли наш мир, в то время как в парламенте и кабинетах первых премьер-министров другие англичане и шотландцы создавали первую действительно современную политику. Как так получилось? Почему именно Британия стала к концу XVIII века главной страной мира? Как совершалась научная революция? Почему Ньютон заседал в парламенте? Как гнилые местечки влияли на развитие общества? Из-за чего технический вопрос о создании сверхточных часов был одним из центральных для британского общества? Как интриги, политика и войны определяли будущее прогресса? Попробуем ответить на все эти вопросы на лекции 29 марта.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.



(Я упоминаю Ньютона на каждой второй лекции. Пришла пора поговорить о нем всерьез!)

17:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал "Кольца Сатурна" Зебальда и жалею, что не сделал этого раньше: советовал бы всем слушателям после курса о XIX веке. Тут и Шатобриан, и Бельгийское Конго, и Тайпины, и быстрые деньги промышленников века империй, и Конрад, на которого я не раз ссылался, и Борхес, на которого в лекции почти никогда не сошлешься. Почитать стоит, если вы любите слушать чужие рассказы, и совсем не стоит, если вы любите чужие приключения.

Еще россыпью, чтоб отвлечься

***
Вести блог как раньше уже не выходит. Время от времени я что-то сюда сбрасываю, но первое желание записать свои мысли ведет не на diary, а в телеграм: t.me/mykhology
Там есть все это и то, для чего дневники решительно не подходят - иллюстрации с комментариями.
Если вы ведете канал в телеграме, поделитесь ссылкой в комментарии

10:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Дети-монахи - обычное дело в Южной Корее, но, к счастью, это монашество кратковременное, на пару недель. Просто, чтоб ребенок разобрался в основах корейской буддийской традиции. У нас, к сожалению, возможность на две недели уехать в корейский монастырь есть не всегда. Так что попробуем уложиться за лекцию: во вторник, 27 марта, мы поговорим о бурной и разнообразной религиозной истории этого региона. О буддистах и христианах, конфуцианстве и шаманизме, о победах и поражениях, политических интригах и благочестии. Корейская история чрезвычайно интересна, а религия всегда играла в ней немалую роль, так что скучать нам не придется.
Вторник, 27 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чакрасамвара - один из важных символов тибетской буддийской традиции, но для непривычного человека он выглядит страшновато. Впрочем, еще недавно привычных людей за пределами Тибета вовсе не было: лишь немногие европейцы что-то слышали о местном буддизме. Теперь все иначе. Тибетская традиция у всех на слуху, о далай-ламе знают даже те, кто вовсе не интересуется религией. Как это вышло? И что вообще представляет из себя тибетский буддизм? Откуда он взялся, как развивался, как на него влияла политика и случайности, как он вышел за пределы Тибета и распространился в Монголии и не только? Обо всем этом мы и поговорим на лекции во вторник, 20 марта.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.



09:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


О королях Франции или японских сегунах слышали мы все - но об оони, правителях Ифе, вроде изображенного на фотографии, знаем куда меньше. История европоцентрична, и если для Дальнего Востока в наших школьных учебниках еще находится пара страниц, то Африке почти всегда остаются разве что сноски. Давайте попробуем, насколько это возможно за одну лекцию, восстановить справедливость. Посвятим два часа судьбе государств и народов Африки XV-XIX веков; поговорим о непривычных религиях и удивительных армиях, об экономике, сыгравшей с местными дурные шутки, о правителях и заговорщиках и, конечно, о европейцах в Африке и африканцах, рассеянных работорговлей по всему миру. И дело не только в том, что белое пятно размером с целый континент, это как-то неправильно. Еще и в том, что это просто очень интересно.
Четверг, 15 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

23:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пишут, что умер Jenious, один из самых умных и остроумных людей, которых я знал. Мы встречались в последнее время раз в году, но каждую такую встречу я ждал, предвкушая радость для ума и сердца. Заранее составлял перечни вопросов, которые хотел ему задать, и даже сейчас (хотя мы обычно встречались в сентябре) уже накопил несколько. Теперь задать их некому.

URL
09:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Медитация лицом к стене - старая традиция китайского чаня и японского дзена, и этот неизвестный нам по имени японский дзенский мастер XV века тоже наверняка провел за ней много часов. Но в чем была суть его медитаций? На этот вопрос мы тоже постараемся ответить на лекции. Нам предстоит разговор об одной из самых интересных религиозных традиций мира, чане/дзэне с его парадоксами и загадками, созерцанием и провокациями, философскими тонкостями и решительными поворотами. Попробуем во всем этом разобраться, а заодно вникнуть в историю и развитие чаньской традиции во вторник, 6 марта.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей

00:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ездил в Берлин и, как обычно, писал оттуда письма друзьям. Особого интереса они не представляют (в этот раз нет ни сюжета, ни прочего, просто наблюдения). В этот раз мне хотелось написать generic fantasy, как говорят в ролевых играх. До конца не получилось, но нечто вроде.
Сохраняю здесь (и приложу видео в комментариях) на случай, если кому-то захочется почитать.

Письма Аббасу

1.

2.

3.

4.

10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


О клинках, спрятанных в трости, слышали все. Но на этой фотографии - гораздо более причудливая идея XVIII века, спрятанная в трости флейта, трансформирующаяся в гобой. Дорогая игрушка, сделанная по приказу Фридриха Великого: мало ли когда захочется помузицировать? А в трости инструмент всегда с тобой, до поры до времени не привлекая внимания. История европейского Севера немного похожа на эту флейту. Довольно долго этот регион не играл большой роли в мировой политике. Но в XVII и, особенно, XVIII веке все изменилось. Швеция, Пруссия и Россия стали играть роль не только в местной, но и в общеевропейской, а потом и общечеловеческой истории. О том, как это получилось, о Густаве II, Петре I, Фридрихе II и множестве других ярких правителей, о крепостном праве и колонизации, риксдаге и соборах, о зажатой между тремя этими странами Речи Посполитой, и, конечно, о Семилетней войне, которую часто называют "нулевой мировой" - обо всем мы постараемся поговорить на лекции 1 марта.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

23:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вернулся из Берлина, в котором четыре дня мерз. И замёрз.
В результате сегодня читал лекцию совершенно больным, и завтра буду, и послезавтра, и так до следующей среды включительно.
Никогда не делайте так, дети.

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Бодхисаттва Авалокитешвара традиционно описывался как мужчина. Но перевалив через китайскую границу, он трансформировался в женский культовый образ - Гуаньинь. И это - лишь один из немногих примеров того, как преобразовывался буддизм в Китае. Возникали новые школы и учителя, новые мифологические образы и философские идеи. Буддизм менялся сам и менял окружающую действительность. Именно в этом мы и попробуем разобраться на лекции. Как попасть на Чистую землю? Как у буддийской сангхи отбирали рабов? Как будды и бодхисаттвы помогали в достижении бессмертия? Как чань - более известный нам под японским названием дзэна, - стал одной из главных школ Китая? Как императоры влияли на буддизм, а буддизм на императоров? Что происходит с буддизмом под властью компартии? Обсудим во вторник, 27 февраля.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

09:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В I веке каноны изображения Будды еще не выдумали - так что у этого Шакьямуни мы видим и непривычное лицо, и усы, и удивительный нимб (исследователи считают, что он мог быть скопирован с изображений римских императоров, например, Нерона). Эта скульптура - одно из следствий столкновения индийской и средиземноморской цивилизации, отложенный эффект походов Александра Великого. Но дело было, конечно, не только в скульптурах. В последних веках до и первых веках нашей эры буддизм стремительно развивался. Появлялись школы, записывались тексты. Великие империи влезали в буддийскую политику, а буддизм - в историю империй. Философские и религиозные споры возникали по всем возможным поводам.
Именно в этой истории нам с вами и нужно будет разобраться на нашей следующей лекции по истории буддизма. Поговорим об истории учения в Индии и Средней Азии, о важнейших идеях этого времени и том, как буддизм Будды превратился в тот буддизм, который мы знаем сегодня.
Вторник, 20 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем, о чем думает женщина на картине Вермеера. Чье письмо она читает? О чем мечтает? Зато мы понимаем, что она жила в стране, где мечты многих сбылись. Женщины (и мужчины) умели читать. Картография (смотрите, на заднем плане) была лучшей в мире. Процветала торговля. Позади осталась победа в войне за независимость. Республика Соединенных провинций была сбывшейся мечтой кальвинистов. А через море от нее, в Англии, как раз в 1660-х, когда писал свою картину Вермеер, те же кальвинистские мечты привели к бойне и провалу. Режим Кромвеля, кальвинистская утопия, развалился сразу после его смерти. Но все же именно за республиками, как мы сейчас понимаем, было будущее. В Раннем Новом времени протестанты реализовали один из самых удивительных политических проектов в истории. И нам с вами в нашем историческом курсе нужно в нем разобраться. Так что завтра, 15 февраля, на лекции мы поговорим о Кальвине и Кромвеле, о Швейцарии, Нидерландах и Англии, о торговле и фанатизме, безумных запретах и прекрасных идеях. И о том, как в мир вошли принципы, определившие современную политическую действительность.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Самые старые изображения Будды были символами. Самые новые, вроде этой работы 2000-х годов - нередко тоже. И все же разница между ними огромная. Две с половиной тысячи лет существования буддизм менялся, рос, в нем возникали новые идеи и образы, а старые переосмысливались подчас до неузнаваемости. В этой большой истории мы и постараемся разобраться на лекциях в феврале и марте. Но начнем, конечно, с самого базового вопроса: как буддизм появился? Кем был Будда и был ли он вообще? Как на становление буддизма влияла политика и бытовая жизнь древней Индии? Как и что буддизм взял у других учений? Насколько этот ранний буддизм был похож на современный? Мы будем говорить о легендах и фактах, о древних текстах и обычаях, и попробуем понять, как, где и почему появился буддизм - и каким он был в первые пару веков своего существования.
Вторник, 13 февраля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

Quodlibet

главная