• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Я счастлив: самый интересный из всех моих лекционных курсов запускается снова после трех лет перерыва. Новое время. Эпоха, о которой мы все в детстве читали в приключенческих романах, а потом выросли и подзабыли. Между тем на свете нет периода более разнообразного, более яркого, сильнее повлиявшего на наш современный мир. Барокко и научная революция, географические открытия и религиозные войны, Версаль и Эдо, Великие Моголы и династия Мин. Мы не будем ограничиваться Европой, мы не будем нудно пересказывать истории военных походов и перечислять даты правлений. Вместо этого в нашем курсе мы постараемся понять, как думали люди XVI-XVIII веков. Что двигало ими, что они чувствовали, что они переживали. Будем говорить о концепциях и идеях, о великих переворотах мышления по всему миру, о самых необычных людях и самых важных событиях. О том, что сделало Новое время действительно новым.

А начнем мы в этот четверг, 12 октября, с самого простого, насущного, но в то же время очень интересного. С быта и повседневной жизни. Что люди этого времени ели, что пили, чем дышали? Как понимали время и пространство? Какие технологии меняли их мышление и делали за них их работу? Чем они вообще отличались от нас? И почему мы говорим, что они были людьми Нового времени?
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей: сделаем эту осень действительно интересной.
(А в конце курса еще и дипломы буду выдавать тем, кто аккуратно посещал!)

09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эти маленькие лисы хорошо разбираются в синтоизме. Ведь они связаны с одним из важнейших японских храмов и божеств. В отличие от них, мы о синтоизме часто только слышали. (Кажется, на фотографии чувствуется, что лисы этим недовольны). Между тем синтоизм не только жив и активен, но и играет немалую роль в японской культуре. Именно об этом мы и поговорим на лекции во вторник, 10 октября. Конечно, придется затронуть и другие японские течения, прежде всего, буддизм. Но сосредоточимся мы на синтоизме: его истории и современности, культовых персонажах и связанных с ним мыслителях, храмах и людях, которые в них ходят. Ну и о лис, конечно, тоже обсудим. Сложно сказать, может ли вообще западный человек до конца понять японскую культуру. Но уж сделать это без синто точно невозможно - так что будем разбираться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


00:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Список моих лекций, записи которых можно заказать в аудио.

UPD: Давно не поднимал запись, накопилось много нового. Два больших исторических курса (по истории Древнего Рима, один из моих самых любимых на данный момент, и по истории межвоенного периода; его из-за материала любить сложно, но темы интересные). И четыре курса по религии. Маленькие по истории ислама и индуизма (из трех лекций каждый) и два побольше. Один - Краткая история мистицизма - в основном о средиземноморской и европейской мистике, но не только. Второй - "Религиозный детектив". Это почти развлекательный курс, хотя обсуждаются в нем серьезные вещи. Каждая лекция построена вокруг известного убийства, связанного с историей религии. Расследуем убийства, а через их призму смотрим на культуры и, главное, религиозные особенности тех периодов, когда они произошли.

Условно лекции можно разделить их на несколько взаимосвязанных циклов.

ИСТОРИЯ
Условно - в действительности все это скорее культурология или по крайней мере история культуры.

I. Цикл об истории культуры Раннего Нового времени
Он подробно описан вот здесь. - КУРС В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕРАБОТКИ.

II. Цикл об истории культуры XIX века

III. Тысяча лет

IV. Философы в контексте

V. Древние римляне

VI. Interbellum

РЕЛИГИЯ

VII. История православия

VIII. История западного христианства, часть первая

IX. Новое время христианства

X. Античное христианство и его соседи

XI. Экология религии

XII. Шекспировская хроника

XIII. Оккультизм в Новое время

XIV. Рождение монотеизма

XV. Религия и общество

XVI. История атеизма

XVII. Забытые религии Востока

XVIII. Творцы богов

XIX. Религия Индии

XX. История ислама

XXI. Краткая история мистицизма

XXII. Религиозный детектив

Вне курсов


Как получить запись?

Сколько стоит? И как платить?
запись создана: 26.04.2015 в 18:12

@темы: Список лекций

10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Что может быть интересного в фотографии автобуса? Люди как люди. Но при виде этой фотографии 1956 года многие в Америке впали бы в ярость или пришли в ужас. Черные и белые, состоятельные и бедные - все нашли бы тут свои поводы для волнений. А еще годом раньше никто бы на фотографию и внимания не обратил. Почему? О деталях мы поговорим на лекции во вторник, 3 октября. Но если коротко - все изменилось с появлением Мартина Лютера Кинга.



Все мы тысячу раз о нем слышали. Но на лекции попробуем разобраться в нем лучше. Что это был за человек? Какие идеи им двигали? Чего он смог добиться? Ну а поскольку разговор у нас все-таки религиоведческий, мы попробуем взглянуть на его деятельность не только под политическим углом. Какую роль в политике Кинга играло христианство? Почему религия вообще была важна для черного населения США этого времени? Как среди протестующих появилось не только христианство, но и ислам? И что белые верующие думали обо всем этом? Словом, в этой на первый взгляд известной истории много интересных и незаметных поворотов. Приходите, будем разбираться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Немного моих публикаций и выступлений за последнее время.

Бог и государство - передача на Радио Свобода, можно смотреть, можно читать. Беседуем с о.Яковом и Сергеем Шаровым-Делоне. Отец Яков, как всегда прекрасно ведет передачу, а Сергей Александрович - исключительно интересный и знающий человек.
О людях первой половины XIX века - на, несколько неожиданно, радио Комсомольская правда. Скорее развлекательно, чем научно.
О масонстве без глупостей на "Дожде". Забавно то, что сам я передачу посмотреть не могу - для этого нужна подписка на "Дождь", а у меня ее нет. Ну, положим, я не узнаю из нее ничего нового. Но если у вас есть подписка, можете поглядеть.
Маленький комментарий о "Матильде" для The Village. Это 13 сентября там многое, конечно, уже слегка устарело. Очень уж быстро развиваются события.
Большой комментарий о том же для достопочтенной "Совы". Этот текст и серьезней других, и актуальней.
Еще что-то было, а я забыл. Надо выкладывать сюда аккуратно, но все время вылетает из головы, и потом уже не вспомнишь, что и где было.

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


1939 год. Жители Нью-Йорка пытаются заглянуть в будущее. К этому их призывают рекламные афиши: всемирная выставка 1939 года проходила, в числе прочих, и под слоганом - "посмотри на мир завтрашнего дня". В завтрашнем дне были роботы, округлые автомобили, новые дороги и небоскребы. Но не было войны, которая на самом деле началась всего несколькими месяцами позже. Почему они не ждали мировой войны? Или все-таки ждали? Это один из вопросов, который нам нужно будет решить на лекции в четверг, 28 сентября. Мы поговорим с вами о 1939 и, шире, последних предвоенных годах, и попробуем понять была ли война неизбежна. И вообще, почему она началась с точки зрения людей того времени? Почему некоторые из них не догадывались о войне, а другие ее не боялись? Что значила война для культуры межвоенного периода? Словом, попробуем взглянуть на Вторую мировую не с позиции нашего нынешнего послезнания, а глазами тех, кому только предстояло ее пережить.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

08:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Бубен - один из символов культуры североамериканских индейцев. Но у этого конкретного история непростая. Он - свидетельство радикальных изменений в жизни Великих равнин конца XIX века, изменений разом интересных и страшных. Каких? Об этом мы с вами и поговорим на лекции во вторник, 26 сентября. Оттолкнувшись от смерти одного человека - знаменитого вождя по имени Сидящий Бык, - мы попробуем проследить историю развития и традиционных североамериканских культов, и новых для этого региона религий. Поговорим о знахарях-консерваторах и знахарях-революционерах, о протестантских священниках и агентах властей, об иезуитах и мормонах, железных дорогах и кавалерийских атаках. В общем, погрузимся на пару часов в культуру Запада полуторавековой давности - и посмотрим на нее не с привычной точки зрения вестерна, а глазами религиоведения. Поверьте, от этого она станет только интересней.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


На первый взгляд - тривиальная картина XVIII века. Буколический пейзаж. Но если приглядеться и узнать историю полотна, все оказывается совсем непросто. Во-первых, это не просто пейзаж, а сразу шесть пейзажей - разные острова Тихого океана объединены на одной картине и как бы переходят друг в друга. Во-вторых, едва заметные на заднем плане европейские корабли - это не просто образ, а вполне конкретные суда экспедиции капитана Кука. Скоро они причалят и - нет, капитана Кука никто не съест вопреки частой легенде. Но его правда убьют. В этой истории мы с вами и попробуем разобраться на лекции во вторник, 19 сентября. Что случилось с капитаном Куком? Почему он попал на Гавайи? Почему у его команды возник конфликт с местными жителями? Простые, казалось бы, вопросы. Но чтоб ответить на них, нам придется разобраться в захватывающей истории и Англии, и Гавайев XVIII века и посмотреть на колонизацию, как явление. В том числе и как на религиозное явление, конечно, но одной религией дело не ограничится. Приходите, будем разбираться вместе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Киностудия MGM в межвоенный период использовала в начале своих фильмов пять разных ревущих львов. Того, что на картинке (по прозвищу, как я понимаю, Телли) сняли в конце 1920-х. Но скоро технологии съемки опять поменялись, и пришлось переснимать заставку заново, уже с другим львом. MGM экспериментировали. И мы с вами на лекции в четверг, 14 сентября, будем экспериментировать.
Мы будем говорить о массовой культуре 1920-х и 1930-х годов. Но чтоб лекция не превратилась в сухой перечень великих имен, попробуем построить ее в полуигровой форме. На пару часов станем кинозвездой 1930-х годов и проживем вместе с ней один день ее жизни - со всеми его бытовыми деталями, волнениями и проблемами. Взглянем на массовую культуру межвоенной эпохи не снаружи, а изнутри.
Приходите и приводите друзей: будет интересно, и тем интереснее, чем больше нас соберется.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Невинная картинка на первый взгляд. Но у человека, который стал бы хранить её у себя в середине XVIII века могли возникнуть серьезные проблемы. Ведь рыба здесь изображает мадам де Помпадур, фаворитку короля, а держащий рыбу в руках человек - другой ее любовник, да еще и духовное лицо! Однако картинки такие рисовались. Французы эпохи Просвещения могли позволить себе смелые шутки над духовными лицами. Но в то же время за неуважение к религии еще можно было попасть на эшафот. Как это работало? На лекции во вторник, 12 сентября, мы попробуем разобраться и рассмотрим несколько удивительных происшествий Франции XVIII века, в которых просветители выступали не в привычной нам роли философов и литераторов, а в ролях детективов, подозреваемых и жертв. Поговорим об убийствах и тайных документах, о судах и конфликтах. Но главное - о том, как Просвещение меняло жизнь людей. И не только на уровне философских абстракций, а и просто на уровне семьи, привычек и работы.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В середине XV века во Франции началось небывалое дело. Суд над человеком, которого мы бы сегодня назвали серийным убийцей. На протяжении многих лет он убивал детей. Или не убивал? Это одна из загадок того странного расследования. Историки не могут сойтись во мнении: был ли подсудимый виновен? Но для нас с вами на лекции во вторник, 5 сентября, это будет только одним из вопросов. Нам нужно будет понять ситуацию в целом. Разобраться, как на скамью подсудимых мог попасть друг Жанны д'Арк. Проследить связь между его преступлениями и интересом к алхимии и магии - и поговорить о том, что они из себя представляли в те времена. Вникнуть в придворные интриги тех лет и их религиозное измерение. Обдумать влияние этой истории на известные всем с детства сказки. В общем, нам явно найдется о чем поговорить и помимо преступления. Но и о преступлении тоже не забудем.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. (И хорошо бы, чтоб вам уже исполнилось 18 лет).

10:17 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Женщину на этом снимке часто сравнивали со кинозвездами 1930-х, её современницами. Но она не играла в кино: статус не позволял. Все-таки она была принцессой, а потом королевой - стран, о которых мы редко думаем, как о королевствах. Сперва принцессой Египта, потом королевой Ирана. Потом развелась: Тегеран показался ей скучным на фоне блестящего Каира 1940-х. Как все это вписывалось в контекст стран ислама? В этом, в числе прочего, мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 31 августа. Поговорим о межвоенной эпохе в исламском регионе. Светские реформы в Турции, Египетское королевство, персидская конституционная революция, колониальные вторжения, сионистские проекты, жестокие преследования целых народов, авантюры шпионов, открытия археологов - это был бурный и очень интересный мир, о котором вспоминают куда реже, чем он того заслуживает. Но истоки сегодняшних проблем исламского мира нередко нужно искать именно там. Поищем вместе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.




Люди, которых сжигают на этом изображении - средневековые немецкие евреи. Такие случаи, увы, не были редкостью. Евреев преследовали по всей Европе и в Средние века, и в Новое время. Ключевое обвинение, знаменитый "кровавый навет", всем, наверное, известно: евреев обвиняли в том, что они совершают человеческие жертвоприношения. Но откуда это обвинение взялось и почему стало расхожим? Как оно оказалось на слуху у всех европейцев от Англии до России? На лекции мы попробуем в этом разобраться, вникнув в нюансы двух дел о кровавом навете: одного английского, очень старого, XII века, второго - сравнительно нового, русского, начала XX века. Это две истории убийства, к которым до сих пор остается много вопросов. Но в то же время это и ключевые события истории христианско-иудейских отношений. Попробуем разобраться в этих детективах (а по большому счету даже триллерах, где фобии и ненависть смешиваются с политикой и финансами), а заодно понять, что современная история думает о кровавом навете и всем, что с ним связано.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Почти ровно 445 лет тому назад, в такие же жаркие августовские дни в Париже произошла Варфоломеевская ночь. Сложно представить другое событие, которое было бы так же тесно связанно в массовой культуре с самой идеей религиозного конфликта. Казалось бы, в нем все ясно: католики убивали гугенотов. Но за этим простым и жестоким фактом скрывается множество интересных вопросов. Почему резня на святого Варфоломея произошла? Кому она была выгодна, а кому нет? Как ее история связана с одним из самых интересных политических детективов эпохи? Какую роль в трагедии сыграли философские взгляды правителей, а какую - массовые страхи? Во всем этом и многом другом мы и постараемся разобраться на лекции во вторник, 22 августа. Приходите, и приводите друзей. Но только, чур, взрослых, а то разговор пойдет иногда о вещах неприятных и кровавых. В детали насилия я вдаваться не буду, но совсем уж без них обойтись не получится.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Человек в центре фотографии - Миклош Хорти. Вице-адмирал, живший в стране без выходов к морю. Регент, управляющий королевством, в котором не предвиделось короля. Хорти - один из многочисленных диктаторов межвоенной эпохи. Сама эта формулировка заставляет задуматься. Как это - многочисленные диктаторы? Как так получилось, что во множестве стран мира в 1920-х и 1930-х годах к власти пришли вожди: все эти фюреры, дуче, отцы народов? Конечно, в каждой конкретной стране за восхождением конкретного человека скрывалась своя история. Но может быть, есть и какие-то общие закономерности? Или в истории их вообще быть не может? Обо всем этом мы и поговорим на лекции в четверг, 17 августа. Посмотрим и на конкретные примеры, и на общую ситуацию, и, главное, на то, как все это воспринималось культурой того времени. Мы с вами понимаем, что в этой череде вождей не было ничего хорошего. А современники? Почем они не понимали? Или все-таки понимали? Попробуем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Тутанхамон. Наверное, самый известный покойник древнего мира. О его смерти навыдумывали множество легенд, запустили знаменитую байку о "проклятии фараонов". Но, как это обычно и бывает, реальная история интересней любых фантазий на тему. Так что во вторник, 15 августа, мы с вами попробуем разобраться в смерти Тутанхамона - а на самом деле не только в ней, но во всем, что ей предшествовало. Великих реформах его отца Эхнатона, делах Нефертити, международной политике второго тысячелетия до нашей эры, революции в искусстве и, конечно, в религии, которая была важнейшей частью всех этих событий. Мы начинаем наш новый миникурс - "Религиозный детектив", в котором развлекательно-интересное попытаемся совместить с серьезным и научным. Вооружайтесь лупами и, как говорил Пуаро, напрягите серые клеточки. Тутанхамон - отличная тема для нашего первого расследования.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


23:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Закончил "Шекспировский цикл". Идея была странная, но, кажется, неплохая.

"Внезапно на один из столиков вспрыгнул человек и запел:
Билл Шекспир, хороший малый,
Зря бумаги не марал,
Не давал проходу юбкам,
Громко песенки орал…
Раздались возмущенные вопли и свист. Кто-то бросил чем-то в певца, но промахнулся. Часть посетителей подхватила песню:
Билл Шекспир, хороший малый,
Зря бумаги не марал…
Какой-то могучий бас оглушительно взревел:
— К черту Билла Шекспира!"

10:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Не слишком оптимистичное кольцо, но во времена Шекспира такие носили нередко. В его завещании они даже упоминаются - предполагалось, что после смерти человека его близкие могут носить что-то подобное. Почему? В знак траура и, конечно, религиозного трепета. Вот с трепетом-то нам и нужно будет разобраться на лекции во вторник, 8 августа. Шекспира мы все читали. Но что представлял из себя религиозный контекст шекспировских пьес? Во что верили англичане, и во что им верить было нельзя? Как ветви христианства боролись друг с другом, как магия соседствовала с религией, как на фоне всего этого рождалось научное знание? Почему религия была вопросом политики, причем политики иногда очень агрессивной? И как это все отразилось на самом Шекспире и его пьесах? Попробуем решить шекспировские загадки, подойдя к ним с позиций истории и религиоведения.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На фотографии - не Нью-Йорк и не Лондон. Это Шанхай 1930-х, один из важнейших городов межвоенного мира, "жемчужина Востока". Когда мы думаем об истории 1920-х и 1930-х, мы часто забываем, какую большую роль в ней играл Дальний Восток. Между тем политика Японии и Китая во многих отношениях определила политику европейских стран, а их конфликты стали одной из причин Второй мировой войны. Шанхай был одним из мест, где делалась вся дальневосточная политика. Но не единственным, конечно, так что на лекции в четверг, 3 августа, нам придется обсудить и Токио, и Нанкин, а иногда вспомнить и о Лондоне и Берлине. Но так или иначе мы постараемся разобраться в том, что происходило с Японией и Китаем между мировыми войнами. И говорить будем, конечно, не столько о чехарде правительств, сколько о больших культурных изменениях, которые затронули добрую треть населения мира.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Возможно, вы как-то иначе представляли Фауста и Мефистофеля, но это именно они. До Гете еще два века - это иллюстрация к трагедии Кристофера Марло. О ней мы тоже поговорим на лекции 1 августа. И о "Буре" Шекспира, конечно. Но главное - о тех людях, которые стали прототипами для Фауста и Просперо, о настоящих магах эпохи Возрождения. О философах, которые переводили античные тексты и спорили с Церковью (хотя иногда были ее частью). О демонологии и путешествиях, о реформации и шифрах, о выдуманных орденах и реальных интригах - словом обо все том, благодаря чему в XV-XVII веках в Европе существовал круг людей, называвших себя магами. В наши дни об этой стороне Нового времени вспоминают реже, чем об открытиях Коперника или Ньютона. Но совершили бы Коперник и Ньютон свои открытия, если бы не маги и алхимики? В этом мы тоже попробуем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


Quodlibet

главная