• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Дети управляют колесницами, в которые запряжены птицы. Девушки играют в мяч. Кто-то охотится, кто завязывает роман - все это на мозаиках античной виллы дель Казале. Расцвет империи? Отнюдь. Эти фрески созданы, когда Рим уже был обречен. IV век, столетие до окончательного падения запада.



Как одно сочетается с другим? Как величайшая культура античности могла пасть? Почему ни юриспруденция, ни легионы, ни новая религия, ни административные реформы не спасли ее? Именно в этой истории мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 27 апреля. История эта гораздо сложнее, чем часто воображается: скажем так, дело было совсем не в одних только варварах. А в чем? Приходите и обсудим вместе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Эти люди - на самом деле аллегории планет. Когда чашу с ними разрисовывали, заканчивался XII век, так что, конечно, планеты не вращаются вокруг солнца, а просто символически расположены рядом. Эти люди, эти аллегории планет, солнце - не противоречили ли они исламской традиции Средневековья? В этом - и множестве других вопросов - нам и нужно будет разобраться на лекции во вторник, 25 апреля. Поговорим не о современном исламе, всем привычном, а о средневековом. О философии и искусстве, спорах и компромиссах, о халифах и поэтах, о золотом веке и кризисе. Словом, разберемся в истории ислама - и, может быть, благодаря этому лучше поймем его современность.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Придумали себе развлечение, и вы присоединяйтесь. Мартин О'Лири придумал автоматический генератор карт вымышленных миров. Ну скорее вымышленных регионов. Можете посмотреть на карты в твиттере.
Суть игры такая: взять карту генератора и восстановить отношения (политические, экономические, исторические) между странами, опираясь на данный карты. Вот, скажем, хорошая карта:

Для удобства предположим, что изображенные на карте страны находятся на уровне нашего XV века.
Что скажете, коллеги?

22:38 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Одним росчерком пера 150 тысяч человек превратили в преступников: верховный суд признал Управленческий центр Свидетелей Иеговы экстремистской организацией.
Почему, зачем? Ни логики, ни смысла, ни даже политического расчета: это было 150 тысяч человек в массе своей совершенно лояльных властям, но завтра они проснутся оппозиционерами. Я не говорю о конституции, которой это решение прямо противоречит, не говорю о законах, которые нарушены. Здесь нет даже простого чувства меры, нет желания на один шаг вперед просчитать последствия этих решений. Жестокая глупость в химически чистом виде. И, конечно, многими она будет встречена на ура.

16:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Контекстная реклама - замечательная вещь. Чужое подсозание, в которое мы можем заглянуть. Коллективное бессознательное, явленное на aliexpress. Скажем, на днях я поискал в гугле одну книжку по истории розенкрейцерских идей. Нашел не сразу, вбил в гугл пять-шесть разных запросов. Он все понял, и вторые сутки вся контекстная реклама сети предлагает мне опытных ведьм, гадалок на таро и даже одну, гадающую по девице Ленорман. Я думал их больше не делают! До этого я писал три лекции по Индии. Само собой, гуглил как ненормальный. Три недели лента фейсбука была сплошь в фотографиях туров в Индию и учителях йоги.
Но это все - ничего. Как-то раз для иллюстрации к лекции я загуглил "ancient chinese sex toys".
Не повторяйте этой ошибки.

22:04 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Осенью вспоминаешь "Вот и лето прошло", летом - "Жизнь", а весной и зимой? Сегодня весь день я вспоминаю "Титанию". Но и там на самом деле осень: "твой ржавый лист моя броня". Это не от весны. А что от весны и зимы?

00:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Случайно узнал сейчас, что в 1954 году вышли "Мэйдзин", "Повелитель мух", "Властелин колец", "Признания авантюриста Феликса Круля", "Оттепель" и три классических детских текста - "Мио, мой Мио", "Опасное лето" и "Конь и его мальчик". В принципе хватило бы первых трех, да?
(Я понимаю, что не все разделяют мою любовь к Кавабате, но мне кажется, что "Мэйдзин" - один из лучших романов послевоенной эпохи).

09:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Эта страница Корана, хранящаяся сейчас в Бирмингеме, одна из самых старых сохранившихся до наших дней. На самом деле она такая старая, что это даже вызывает некоторые вопросы - возможно, она опровергает традиционную датировку записи Корана. Об этом, как и о многом другом, связанном с ранней историей ислама, мы поговорим на лекции во вторник, 18 апреля.
Ислам у всех на слуху. Но, как ни странно, часто мало внимания уделяют основателю этой религии, пророку Мухаммеду. Между тем его биография, тесно переплетающаяся с историей Корана и ранней исламской общины, удивительно интересна. Попробуем разобраться в ней, контексте жизни пророка и запутанной истории той эпохи. И поймем, что современная наука думает о причинах и процессе появления одной из величайших религий планеты.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера пересмотрел "Английского пациента". Первый раз я смотрел его лет, наверное, девять-десять тому назад. Уже тогда он мне очень понравился, но вторичный просмотр произвел на меня, что редкость, даже большее впечатление. Наверное, потому, что я смог оценить в большей степени и то, как фильм сделан, и то, о чем он. Научился видеть скрытые цитаты, параллели, и в то же время просто стал старше. Теперь я примерно в том же возрасте, что и кино-версия Алмаши, и мне легко ассоциировать себя с ним (реальный Алмаши был старше, неприятней и интересней, и по целому ряду причин, я едва ли смогу узнать в нем себя).

***
(В скобках замечу, что сюжет "Английского пациента" - готовая почва сюжетов для нашей "Руритании" или для кроссоверов с целым рядом текстов от рассказов Лавкрафта до оригинальной или ремейковой "Мумии". Сам я никогда ничего такого писать не буду, потому что мне слишком нравится "Английский пациент". Но если кому надо - дарю).

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Золотом по стеклу: совершенно современный портрет нарисовали на самом деле 1700 лет назад, во времена великого кризиса. Судьба этой конкретной женщины к сожалению неизвестна, но в целом империя в ее дни переживала серьезные испытания. Политические перевороты следовали друг за другом. Варвары на границах набирались смелости. Беспокойна была религиозная жизнь империи. По швам трещали финансы. На дорогах бесчинствовали разбойники. С востока грозили серьезные враги. Урожаи становились меньше - и все это только часть проблем. Словом в Рим пришла беда. Но ведь еще недавно Рим был сильнейшим государством на Земле? Как же так вышло? И что получилось в результате? Именно в этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 13 апреля. А вместе с тем, обсуждая один из самых тяжелых кризисов в истории человечества, возможно, сумеем отчасти ответить и на вопрос, который волнует любого любителя истории: почему все-таки пала Римская империя?
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Фотографии с праздника Холи вроде той, что вы видите внизу, давно уже стали привычной частью ленты новостей. Мы перестали этому удивляться. Но на самом деле для того, чтоб многоцветные снимки стали для нас обыденностью, Индии и ее религиозной традиции пришлось пройти долгий путь. На лекции во вторник, 11 апреля мы постараемся проследить его от первых столкновений индуизма с европейцами до современного положения. Поговорим о моголах и англичанах, о португальцах и республиканских реформах - и о том, как они все влияли на развитие религии, делая современный индуизм разом и похожим, и не похожим на то, каким он был полтысячи лет назад. Словом, разберемся в новейшей истории индийской религии - и постараемся развеять кое-какие мифы о ней.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


22:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Банальна мысль о том, что Ницше - большой поэт ("Однако ему весьма не повезло с поклонниками", как говорил Г.А.). Гораздо реже это почему-то говорится о Фрейде, хотя иногда поэзия его идей чувствуется очень остро.
(Кажется, что-то такое было у Одена?)

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Суровый Ганеша из раннего Средневековья - один из важных героев нашей лекции во вторник, 4 апреля. Мы вообще редко думаем о средневековой религии Индии. О Ведах и Упанишадах слышали все, о современном положении - тоже, а между ними как будто дыра длиной в две тысячи лет. Между тем в действительности средневековая индийская религиозность более чем заслуживает внимания. Новые боги и новые концепции, конфликты и споры, философия и искусство - чего только там не было. И современный индуизм часто связан со своим средневековым прошлым очень тесно. Попробуем разобраться во всем этом: странно все-таки ничего не знать про историю одной из самых больших религий планеты.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

11:17 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Музыканты играют, толпа, оставшаяся за кадром, ревет, вот-вот будет нанесен последний удар - но судья останавливает бой. Чего он ждет? Разве гладиаторы не всегда погибали на поле боя?



Не всегда - и об этом мы тоже поговорим на лекции 30 марта. А еще о том, как была устроена жизнь гладиаторов между боями, о развлечениях - официальных и нет, о ворах и разбойниках, запрещенных взглядах и поступках. Даже у Римской империи была изнанка, мир грабежей, игр и насилия, происходившего подчас на арене, но нередко и вне ее. Попробуем на одну лекцию примерить на себя - ну не тоги, конечно, наши завтрашние герои тог не носили, - но туники и плащи обычных римлян и посмотреть на Рим развлечений и преступлений.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

20:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новый постгутенберг: мы много говорим о влиянии интернета, но всегда оказываемся к нему не готовы. То, что происходит на наших глазах - вот этот вот выход молодых людей на митинги (наконец-то), этот таинственный мир Youtube с миллионами подписчиков (куда там топовым блогерам), мессенджеры, в которых организуется все от покупок косметики в Китае до сбора помощи нигерийским активистам - все это прорыв усовершенствования. Если появление интернета сравнимо с изобретением Гутенберга, то сейчас мы видим аналог Альда Мануция: курсив, ин-октаво. Не печатная книга совершает революцию в сознании, а массовая печатная книга, которую можно положить в карман, принести с собой на диспут, похитить из библиотеки, одолжить приятелям, подарить возлюбленным, спрятать во время обыска. Не интернет как таковой совершает переворот, а интернет в кармане, интернет интимный, интернет на устройстве, которое не просматривают родители или начальники. Вчера на митинг вышли не только люди, которые всю жизнь прожили при Путине, но и люди, которые с пяти лет играли на планшетах и на уроках в школе обменивались не записками, а вотсапами (или что у них там). А мы только рот разинули и обмениваемся об этом статусами в фейсбуке из прошлого десятилетия.

***
Но все-таки на Пушкинской вчера было интересно. Все по-новому, а интересно - по-старому.

10:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Четыре тысячи лет быки тащат повозку, но кучер по-прежнему не хочет взглянуть на них: он о чем-то задумался. Может быть, о религии? Во что он, житель древнего Мохенджо-Даро, мог верить?



Это - один из вопросов, которыми мы зададимся на лекции во вторник, 28 марта. Начиная наш миникурс по истории религий Индии, мы прежде всего должны обсудить древность. Мохенджо-Даро и Веды, первые религиозные системы Индии и их первые же кризисы, формирование индийского общества с его непривычными особенностями и становление первых индийских империй. Что думает обо всем этом наука? Поговорим об одной из древнейших цивилизаций на планете, которая, как ни удивительно, продолжает оказывать прямое влияние на современность, и посмотрим, что там было к чему.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Обычная рубрика о том, что нужно знать своих героев. Пролистал для лекции маленькую книжку про гладиаторов. Перевод с итальянского, так что оценить точность в целом я не могу, но имена и названия - шедевр на шедевре. "Сравнительные жизнеописания" Плутарха превратились в "Параллельные жизни". Антиох Эпифанский! Бен Ур! (То, что режиссер из Уайлера стал Вайлером еще можно простить). Добил меня Дж.Л.Джером. Это не родственник Джерома Клапки, а Жан-Леон Жером. Не последний художник, между прочим.
Впрочем, и святая Бландина там время от времени становится Блондиной.
Переводчик на обложке стыдливо не указан, и это разумно. Я, положим, человек мирный. Но фанаты Рима бывают горячими ребятами.

UPD: Забыл (у меня случилось вытеснение от восторга). В книге фигурирует Десятый Брут!

17:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот тут можно рассказать, почему и как вы читаете и пишете фанфики. И при этом помочь исследованию. Интересно и полезно!

10:38 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В телевизоре и на экране компьютера - священники, в центре города - церковные стройки, в школах - ОПК, а в университетах - степени по теологии. Недавно на Ордынке я снял такое вот граффити. Кажется, Русская православная церковь теперь везде и всюду. Но что она представляет собой на самом деле? Кто и как ей управляет? Как она зарабатывает деньги и как их тратит? Как устроена жизнь обычного священника, и кто становится епископом? Какие проблемы стоят перед современными православными, и как они хотят их решать?
На все эти вопросы (и другие вопросы о православии, которые возникнут у вас) мы постараемся ответить на лекции во вторник, 21 марта. Русское православие часто совсем не такое, каким видится на первый взгляд, не такое, каким его представляют критики, но в то же время и не такое, каким само хочет казаться. Так что посмотрим на него с точки зрения религиоведения и, может быть, увидим что-то неожиданное и интересное.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Как вы все понимаете, современное православие - та тема, которой я занимаюсь наиболее серьезно. Так что лекция будет, конечно, развлекательная, но вопросы можно будет задавать практически о чем угодно.

10:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Гантели, бег, бикини - если бы мы не знали, что мозаика сделана во времена Древнего Рима, ее можно было бы счесть современной. Действительно ли римлянки занимались спортом? Как они вообще относились к своему телу, что считалось красивым, а что нет, что здоровым, а что болезненным? Какие сексуальные практики поощрялись, а какие осуждались? И какую роль секс играл в культуре Древнего Рима? И, наконец, эти женщины - кем они могли быть? Какова была роль женщины в эпоху Империи? Обо всем этом - о гендере, сексе, теле, о спорте и наследствах, грамотности и религии, - мы и поговорим на лекции в четверг, 16 марта. Читая римских историков, мы смотрим на Рим глазами мужчин; попробуем взглянуть на него глазами женщин.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.



N.B.! Коллеги, вход 18+. Ничего ужасного мы обсуждать не будем, но о сексе речь пойдет обязательно, а, как говорили римляне, dura lex sed lex: закон суров, но это закон.

Quodlibet

главная