• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Возможно, вы как-то иначе представляли Фауста и Мефистофеля, но это именно они. До Гете еще два века - это иллюстрация к трагедии Кристофера Марло. О ней мы тоже поговорим на лекции 1 августа. И о "Буре" Шекспира, конечно. Но главное - о тех людях, которые стали прототипами для Фауста и Просперо, о настоящих магах эпохи Возрождения. О философах, которые переводили античные тексты и спорили с Церковью (хотя иногда были ее частью). О демонологии и путешествиях, о реформации и шифрах, о выдуманных орденах и реальных интригах - словом обо все том, благодаря чему в XV-XVII веках в Европе существовал круг людей, называвших себя магами. В наши дни об этой стороне Нового времени вспоминают реже, чем об открытиях Коперника или Ньютона. Но совершили бы Коперник и Ньютон свои открытия, если бы не маги и алхимики? В этом мы тоже попробуем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Гравюра 1663 года вроде и бедна цветами и деталями, но от нее веет ужасом. Или мне только так кажется, потому что я знаю, что из-за связанной с ней истории сожгут молодую девушку? Она считала, что ей является дьявол в образе Черного человека, и искушает ее, предлагая стать ведьмой. Она отказывалась, но суду было достаточно и рассказов о видениях, чтоб отправить девушку на виселицу. А ведь в 1660-х годах охота на ведьм, о которой мы с вами будем говорить на лекции во вторник, 25 июля, уже шла на спад. Что нашло на европейцев? Почему они охотились на ведьм? Как была устроена эта охота? Насколько искренне в ведьм верили? И верили ли в свои чары хотя бы некоторые из них? Кто становился охотникам на ведьм? И что было делать тем немногим, кто выступал против массовых преследований и казней? На лекции мы попробуем ответить на эти вопросы и понять, что представляла из себя одна из самых мрачных страниц европейской истории.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
"Две Фриды" - наверное, самый известный из автопортретов Кало. В наши дни она у всех на устах, про нее снимают кино и пишут книги. При жизни у себя на родине она была известна мало - и это несмотря на то, что все в ее живописи проникнуто теми изменениями, которые настигли испаноязычный мир между мировыми войнами. Картины Кало и Пикассо, стихи Лорки, ранние рассказы Борхеса - все это из межвоенного периода, все это вырастает из мексиканской революции и испанской гражданской войны, из стремительно меняющегося мира Латинской Америки, из противостояние коммунистов с ультраправыми во всех их видах. Так сложилось, что об истории испано- и португалоязычного мира в массовой культуре говорят немного. Что происходило в Германии или США в 1930-х мы все знаем, а вот с Аргентиной или Бразилией все не так ясно. Так что на лекции в четверг, 20 июля, мы попробуем наверстать упущенное и поговорить о захватывающей истории этих стран в первой половине XX века.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Кое-где в Ирландии такие костюмы надевают до сих пор. Без них не обойтись во время традиционного празднования дня святого Стефана. Хотя Стефан христианский святой, сам праздник имеет вовсе не христианскую природу. Еще недавно он не обходился без убийства, к счастью, не человека, а маленькой птички. Как так вышло, что Ирландия, католическая страна, сохранила языческую архаику? Как монастыри соседствовали с бардами? Как старые боги становились святыми? Как ирландские монахи сделали Европу христианской, но не смогли до конца справиться с языческими мифами у себя дома? Обо всем этом мы поговорим на лекции во вторник, 18 июля. Мы обсудим Ирландию и немного Шотландию Средневековья и Нового времени, и попробуем понять, как религия влияла на их историю, и что там в религиозном смысле было интересного и необычного. А интересного там хватало.
Ну да сами завтра услышите.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот крест пару лет назад нашли в кладе викингов X века. Да, в X веке даже в самые отдаленные области скандинавского мира начало приходить христианство. Старые языческие боги не выдержали столкновения с новой религией и ушли в прошлое. Но нам они все равно интересны - и хочется понять, как и почему в них верили. Как древние скандинавы представляли себе мир? Как создавали поэтические тексты? Почему ждали конца света (и что мы вообще о нем знаем)? Как относились к бессмертию? Во всем этом - а заодно в историях и мифах, эддах и политике, проклятиях и войнах - мы и постараемся разобраться на лекции во вторник, 11 июля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


11:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта фотография - один из известнейших снимков гражданской войны в Испании. Парадоксально, но его главная героиня на самом деле участвовала в войне на стороне республиканцев, но была репортером и помощницей советского журналиста Кольцова. Винтовку в руки она взяла единственный раз - как раз для этого снимка. Но фотография все равно осталась символом - и символом не только войны, но и нового положения женщины в мире 1930-х.

Между мировыми войнами женщины неожиданно получили новые права, возможности и обязанности. Нередко это сопровождалось и вниманием со стороны весьма неприятных режимов. Но так или иначе в 1920-х и 1930-х женщины стали свободней, чем когда бы то ни было до того. А вместе с изменением отношении к ним по-другому в обществе стали восприниматься и тело человека, и сексуальные практики, и воспитание детей, и контроль рождаемости и множество других вещей. Обо всем этом мы и поговорим на лекции в четверг, 6 июля. И увидим, как революции межвоенной эпохи все еще влияют на современное общество.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
(Меня время от времени спрашивают про возрастные ограничения. Так вот эта лекция будет 18+)

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Рыцари на иллюстрации сражаются за место на лекции про короля Артура. Ну, на самом деле нет, и место можно будет занять без боя. Так что приходите и приводите друзей. Мы будем говорить о теме, которую все как будто знают. Ну кто же не слышал, не читал и не смотрел о короле Артуре, Мерлине и рыцарях Круглого стола? Но мы попробуем разобраться, откуда взялись предания о них. Углубимся в историю и мифологию, в формирование английской (и не только) традиции, в истоки привычных образов - и попробуем понять, почему именно король Артур оказался так важен для мирового искусства. И почему для наших дней волшебник Мерлин зачастую более актуальная фигура, чем рыцарь, но поиски Грааля все равно остаются важны.
4 июля, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.



09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Древние кельты: мы все очень много о них слышали, но так мало знаем! В особенности это касается их религиозных взглядов. Увы, половина того, что о них рассказывают в массовой культуре, полная чепуха. Кельтам часто приписывают то, чего они не делали - а о том, что делали, столь же часто забывают. На лекции мы попробуем разобраться в том, во что все-таки верили древние кельты. Кем были друиды? Каким богам они поклонялись? Что и почему думали о верованиях кельтов их соседи? Какую роль эти верования сыграли в позднейшей культуре Европы? Какие настоящие артефакты кельтской религии у нас есть?
С разговора о кельтах мы и начнем наш новый миникурс, объединенный сразу несколькими темами, и прежде всего темой Шекспира. Шекспир и кельты? Связь есть и тут.
27 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


22:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
До недавнего времени я считал, что самая странная игра, которую мы сделали, это игра про летающий остров, который постоянно падает над городом XVII века. Если кто не в курсе, она вот тут.
Но нет, кажется, мы переплюнули самих себя.

Мы сделали детектив по бронзовому веку в доиндоевропейской Европе.
И даже вышло интересно. Даже захватывающе местами, возможно.

"Но что страннее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это..."

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В период между мировыми войнами Соединенные штаты уже начали превращаться в самую влиятельную страну планеты. И не только экономически: книги и фильмы, стандарты жизни и привычки - все это распространялось из США. Но в то же время жизнь в Америке была часто устроена совсем не так, как мы ее себе представляем, и уж точно совсем не так, как сейчас. В ней хватало проблем (и дело не только в Великой депрессии). На лекции в четверг, 22 июня, мы попробуем разобраться в межвоенной эпохе, взглянув на нее через призму бытовой, политической, социальной истории США. И разбирая эту историю контрастов поймем, почему, несмотря ни на что, влияние Америки во всем мире росло, формируя привычный нам мир.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


14:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот забавный танец - важная часть традиций шейкеров, некогда влиятельной, а в наши дни почти исчезнувшей протестантской группы. А нужен он был не только для удовольствия, но и потому, что в танце шейкеры открывали для себя бога. Почему именно так? В этом мы попробуем разобраться на лекции - а заодно обсудим и другие традиции протестантского мистицизма. Проследим, как поиск бога, предшествующий протестантским идеям, развивался еще в католической среде. Как сформировался в протестантских течениях, как развивался. Обсудим людей вроде Экхарта, Бёме и Сведенборга. Поговорим о квакерах, шейкерах и современных харизматах. В общем, попробуем разобраться в том, что это такое: протестантская мистика. И, думаю, избавимся от частого ложного представления о том, что протестантизм - это только сухая мораль и дух капитализма.
20 июня, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


12:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Может быть, я когда-то уже выкладывал тут это видео; если не видели - обязательно посмотрите. (На youtube можно посмотреть и с субтитрами). Дэмиэн Льюис читает монолог Марка Антония, и делает это совершенно потрясающе. Я совсем не знаю этого актера: он играл в сериалах, которые мне не случалось смотреть. Видимо, он очень талантливый актер.
Но меня даже не это привлекает в его чтении. Понятно, что хороший актер, читающий один из самых гениальных монологов в истории, не может совсем уж сплоховать. Меня привлекает в этом чтении его лживость. Friends, Romans, countrymen часто читают так, что создается впечатление искренности Марка Антония. Это верно и для классических постановок (вот, скажем, из общеизвестного фильма), и для современных трактовок (вот тут, например - кстати, тоже чтение очень неплохое).
Но мы понимаем, что на самом деле Марк Антоний не вполне верит в то, что он говорит. Он не рассказывает то, что чувствует, а накачивает толпу. В чтении Льюиса именно это, его Марк Антоний - манипулятор, великий оратор, который направляет публику туда, куда ему нужно. Его эмоции о смерти Цезаря, возможно, и правдивы, но в момент чтения монолога важно совсем не это. Не могу судить, насколько такая трактовка ближе к шекспировской, тут нужно быть специалистом. Но мне кажется, что в чтение Льюиса замечательно вложен наш, современный политический опыт.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Среди замечательно нарисованных туч на свитке XII века прячутся драконы. Почему? Любой даос с легкостью ответил бы на этот вопрос - но, может быть, не всем подряд, а только другим даосам. На лекции во вторник, 13 июня, мы с вами как раз и попробуем стать такими даосами: примерим на себя их поиски бессмертия и любовь к поэзии, поговорим о медицине и политике, сексуальных практиках и гаданиях. И, надеюсь, вникнем в основные идеи этого удивительного учения, без которого и китайскую культуру не поймешь, и в истории мистицизма не разберешься. Ну и с драконами разберемся.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В Индии 1930-х встреча повозки, запряженной быками, и поезда была делом обыкновенным. Но посмотрите на людей, зайцем прицепившихся к последнему вагону! Англичане тех лет сказали бы, что это символ всей Индии: она прицепилась к британскому прогрессу и едет вместе с ним. Но индийцы думали совершенно иначе: они спросили бы, для кого построена эта железная дорога, если индийцам приходится ездить на быках или тайком примостившись на последнем вагоне? Такие споры были обыденностью межвоенного периода, когда система колоний XIX века еще существовала и полмира - Африка и Индия, Индонезия и Индокитай - были под властью европейцев. Но в то же время все уже понимали, что с этой системой что-то не так. Что?
В этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 8 июня. Поговорим о Ганди и вице-королях, о Кении и Индии, об искателях приключений и политических идеологах, о том, почему прялка - символ свободы. И многом другом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В этой картине Ремедиос Варо - сумма долгих веков мистического поиска Европы. Философия Юнга, магия и тексты Экхарта, все тут перемешивается. Но в основе западного мистицизма всегда лежит католицизм - в данном случае это влияние Терезы Авильской и ее идеи внутреннего замка. Что это за замок? Это один из тех вопросов о католической мистике, которые мы зададим на лекции во вторник, 6 июня. Поговорим о Терезе и создателе иезуитов Игнатии Лойоле, о средневековых святых и недостоверных преданиях, о мистиках Нового времени и том, как их идеи сочетались с общественными изменениями, о медитациях и видениях. Католическая мистика - традиция не менее интересная, чем популярные сейчас индийские или дальневосточные, и при этом гораздо лучше изученная, так что там очень даже есть что обсудить.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

18:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Между тем в мире осталось всего два шейкера. Оказывается, в этом январе умерла сестра Фрэнсис Карр, самая пожилая - ей было почти 90 лет. Осталось двое - старшей без малого 80, младшему около 60.
Община шейкров, существующая с середины XVIII века, строго воспрещает сексуальные связи, так что рост общины может происходить только благодаря притоку новых людей из внешнего мира. За последние сорок лет к общине присоединились только два новых человека, но оба они покинули ее. Один после года пребывания (что для современного человека неудивительно), другой - после двадцати с лишним лет. Он предпочел шейкерству семейную жизнь с любимой женщиной, так что и его понять вполне можно.
Их осталось двое. Это, в общем, значит, что очень скоро их не останется совсем. Вместе с ними уйдет традиция шейкерской мебели, характерных песен, исключительного трудолюбия, уйдет традиция, прямо связывающая нас с XVIII веком. Конечно, мебель такую теперь умеет собирать любой плотник, а "Simple gifts" не перепел только ленивый. Но все равно жалко - жалко, и очень интересно.


21:17 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сильные ураганы случаются в Москве, кажется, каждое лето. Не припомню, чтоб ни разу за год не было сломанных деревьев (одно из таких деревьев, сломанных штормовым ветром, из числа самых первых моих в жизни воспоминаний). Но никогда раньше не случалось, чтоб 11 человек погибло. Смерть не становится ужасней от ее абсурдности, но все же как абсурдно погибнуть в 21 веке из-за всего навсего непогоды, пусть и очень сильной.
Насколько я понимаю, кстати, закон предполагает, что в случае единовременной гибели десяти человек в регионе может быть объявлен траур. Мне кажется, это было бы правильно.

09:36 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
При виде этой изящной вещи и не подумаешь, что это чаша для сбора милостыни. Между тем это именно она. Такие чаши назывались "кашкуль" и были одной из важных примет суфиев в Иране и Индии. О суфиях мы с вами и поговорим на лекции во вторник, 30 мая. Обсудим не только чаши, но и танцы, и стихи, и политику, вникнем во влияния извне и оригинальные суфийские идеи. Но главное, попробуем разобраться в том, что такое суфизм. Что он из себя представляет и зачем был нужен? Почему интересовал одних и вызывал недовольство у других?

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


23:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
25.05.2017 в 10:47
Пишет Модо:

Как они взмывают
изображение

ТРИ СЛОВА
К. Сэндберг, в переводе Зенкевича

В детстве я слышал три красных слова;
Тысячи французов умирали на улицах
За Свободу, Равенство, Братство,— и я спросил,
Почему за слова умирают люди.

Я подрос, и почтенные люди с усами
Говорили, что три заветных слова —
Это Мать, Семья и Небо, а другие, постарше,
С орденами на груди, говорили: Бог, Долг и Бессмертье,—
Говорили нараспев и с глубоким вздохом.

Годы отстукивали свое тик-так на больших часах
Судеб человеческих, и вдруг метеорами
Сверкнули из огромной России три
Суровых слова, и рабочие с оружием пошли умирать
За Хлеб, Мир и Землю.

А раз я видел моряка американского флота,
Портовая девчонка сидела у него на коленях,
И он твердил: «Нужно уметь сказать три слова,
Только и всего: дайте мне ветчину, и яичницу,—
Что еще? — и немножко любви,
Моя крошка!»

URL записи

10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
1920-е и 1930-е. Для большинства из нас это уже история: история наших бабушек и дедушек, а то и прадедушек. Может быть, это последний период, который мы еще воспринимаем как историю, а не современность. Эти времена иногда кажутся похожими на наши. Телефоны, автомобили, массовая пресса. Но приглядишься и видишь, что сходство поверхностное, а вот отличия огромные. Именно об этом несходстве, об уникальной культуре межвоенного периода, о ее блеске и страхах мы и поговорим в нашем новом курсе лекций. Обсудим колонии и их жителей, положение женщин, технологии (и их отсутствие), странные танцы и немые фильмы, экономические депрессии и психологические кризисы. Посмотрим, как диктаторы влияли на детективы, финансы на фантастов, а музыка на мнения.

И начнем мы разговор обо всем этом с очевидного истока: с Первой мировой войны как культурного феномена и вопроса о том, как она повлияла на жизнь 1920-х - и на нашу жизнь.

25 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


Quodlibet

главная