09:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Простой рисунок, человечек на полях - вот только нарисовал его в IX веке нашей эры представитель одной из самых удивительных религий в истории: манихейства. В наши дни манихейство мертво, а ведь когда-то оно казалось серьезным конкурентом христианства. Его миссионеры встречались и в северной Африке, и в Китае, в Римской империи и Персии. Так почему оно исчезло? И что вообще представляло из себя манихейство, забытая великая религия Востока, от которой теперь в нашей культуре остались только смутные воспоминания? Об этом мы и поговорим на лекции, начиная наш новый миникурс, посвященный забытым и полузабытым религиозным течениям. Казалось бы, что нам за дело? Почему это важно для современного человека? Во-первых, конечно, просто очень интересно. А во-вторых, и важно, потому что эта история - ключ к пониманию многих процессов в современной религиозной жизни.
21 августа, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Вы, наверное, знаете - это последний белый носорог по прозвищу Судан. К сожалению, он умер в марте этого года. Белые носороги вымирают из-за религии: в китайских традиционных культах принято считать, что рог носорога увеличивает потенцию. На носорогов охотятся, а их рога потом продают за большие деньги. Ученым пришлось самим удалить Судану рог, чтобы браконьеры его не убили. И эта история - не исключительная в своем роде. Религия не только испытывает влияние экологии, но и меняет ее, преобразует. Одни виды из-за религии процветают, другие гибнут, без одних растений верующий жизнь не мыслит, других не возьмет в рот. Об этом и множестве других проблем, возникающих на стыке религии и экологии, мы и поговорим на лекции. Обсудим людей и птиц, ландшафты и экосистемы, трагедии и надежды.
14 августа, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

09:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


В прежние времена татуировка была непременной частью жизни любого новозеландского маори, да и полинезийцев с большинства других островов тоже. Мастера, умевшие делать рисунки на коже, высоко ценились и пользовались особыми правами, ведь татуировка была связана с религией. Именно о религии полинезийцев мы и поговорим на лекции. Обсудим не только татуировки, но и богов, героев, человеческие жертвы и поиски новых островов посреди океана, страхи и надежды, головы острова Пасхи и серфинг. И попробуем понять, как религия помогала людям на утлых лодках освоить бесконечный Тихий океан.
7 августа, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

10:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Кажется, солдаты Терракотовой армии чем-то удивлены, правда? Наверное, дело в мастерстве фотографа, но вообще им и правда было чему удивляться. Третий век до нашей эры, свидетелями которого они были, стал поворотной точкой для истории их родного Китая. И не только его. Великие империи воздвигались в Китае и Индии, боролись друг с другом на Ближнем Востоке. Рим и Карфаген сошлись в схватке за будущее. Философы и религиозные учителя формировали взгляды людей. Искусство переживало невиданный подъем. О том, как это было: о строителях новых империй и борцах за свободу от них, о тех, кто собирал библиотеки, и тех, кто уничтожал книги, об инженерах и поэтах, солдатах и монахах и многих других мы и поговорим на лекции.
2 августа, четверг, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Да, это инуиты, и они действительно прыгают на батутах. Прыжки на батуте - не совсем то, о чем мы думаем, вспоминая культуры Крайнего Севера, хотя инуиты прыгают часто и, как мы увидим, для дела. Да и вообще Крайний Север часто совсем не такой, каким мы воображаем. Именно о нем и особенно о религиях жителей этих мест мы и поговорим на лекции 31 июля. Обсудим людей и уток, воскрешения и исчезновения, вечные снега и глубокие воды, шаманов и их болезни, удивительные письменности и жестокие войны. Посмотрим, как на религию и культуру Севера влияли русские и американцы, а в еще большей степени - природа. Словом, отправимся за Полярный круг, где холод определяет образ жизни, способы мышления и религию людей.
31 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

09:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Племена Южной Африки, койсаны или, как их раньше называли, бушмены и готтентоты - кто может быть от нас дальше и менее нам понятен? Охотники и собиратели, жители пустынь, говорящие на щелкающих языках, создатели удивительных мифов и не менее удивительных традиций, койсаны - зримое свидетельство того, как экология и способы ведения хозяйства могут влиять на религию. Об их религии мы и поговорим на лекции во вторник, 24 июля. Вспомним традиции и истории, богов и людей, посмотрим на то, как религия менялась под ударами других африканских народов и европейцев. Словом, попробуем взглянуть в сознание людей, предельно непохожих для нас, чтобы убедиться в разнице и найти кое-что общее.
24 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
IV век до нашей эры, век Александра Великого - и не только. Аристотель и Дарий, Платон и Шан Ян, Ксенофонт и Чандрагупта, великие скульпторы и искатели приключений, воины и философы - IV век был веком великого культурного взлета. Первым веком, когда если не планета, то во всяком случае Евразия стала единой. Какую роль в этом сыграл Александр? Как он изменил мир, и как мир менялся без его помощи? На лекции в этот четверг мы попробуем разобраться в эпохе, которая определила будущее, и взглянуть на нее глазами не только македонцев, но и их противников, жертв и просто современников.
19 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


14:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как экология влияет на религию, а религия на экологию? Вопрос непростой, но интересный, и начать ответ на него стоит с разговора о регионе, где люди зависят от окружающей среды, возможно, сильнее, чем где либо, хотя исподволь столь же сильно на нее влияют: с Австралии. Именно так мы и поступим на лекции во вторник, 17 июля. Поговорим о песнях как картах и незаметных святынях, о мифах про соколов и собак, о потерянных поколениях и людях, возвращающихся из мертвых. Религиозные взгляды аборигенов Австралии удивительно непривычны и столь же интересны. И дают возможность взглянуть и на глубокое прошлое людей, и на нашу современную жизнь под совершенно новым углом.
17 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Церкви в современных Соединенных штатах могут выглядеть очень необычно - как, скажем, этот католический собор в Калифорнии. Но это только лишний раз показывает, что религия там приспособлена к нуждам современности и остается актуальной. США - одна из самых религиозных развитых стран, и религия играет там очень заметную роль. Почему? Как религия определила американскую историю от первых колонистов до современных споров? Как местный протестантизм становился обоснованием и модернизма, и фундаментализма? Как католицизм оказался одной из самых популярных религий в стране, где еще в начале XIX века на католиков смотрели косо? Кто и почему в США угрожает старым религиям в наши дни? На эти многие другие вопросы мы постараемся ответить на лекции 10 июля, во вторник.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
V век до нашей эры: век Сократа и Будды, век, когда человек был назван мерой всех вещей, когда люди впервые, возможно, усомнились в существовании сверхъестественных сил. Или век войн? Век Леонида и трехсот спартанцев, греческих гоплитов и персидских бессмертных, восстаний и их подавлений, век когда молодые государства рвались к власти? И то, и другое - и на лекции в четверг, 5 июля, мы попробуем разобраться, как война и мудрость были связаны друг с другом. Возникло бы учение Сократа и ранних буддистов без войн и произошли бы войны без философской подоплеки? А попутно обсудим множество событий, персонажей и идей V века до нашей эры, одного из самых насыщенных событиями в истории древнего мира.
5 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Распродажа распродажей, но лекции идут своим чередом. И во вторник, 3 июля, нам придет пора поговорить про зомби.
Ну на самом деле не только про зомби. Попробуем разобраться в истории афро-карибских и родственных им культов - вуду, сантерии, кандомбле. Это запутанная и очень интересная история, в которой колдовство смешивается с восстаниями, рабовладение - с одержимостью, диктатуры XX века соседствуют с историями про зомби. В то же время это сложная тема, потому что в ней нелегко отличить реальность от вымысла, голливудских фантазий и современных new age изобретений. Но мы постараемся все-таки это сделать. Приходите, будет интересно.
3 июля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ангел с аркебузой - один из самых известных сюжетов в религиозной живописи Латинской Америки. Сложно, наверное, представить более яркий символ европейской колонизации, в которой война и религия и правда соединялись друг с другом. Религиозная жизнь этого региона, возникшая в века колонизация, но продолжившая развиваться и позже, и будет интересовать нас на лекции во вторник, 26 июня. Поговорим о проповедниках и мятежниках, спасителях рабов и работорговцах, диктаторах и революционерах, теологических находках и протестантских успехах. Разберемся и убедимся, что там все и непросто, и интересно.
26 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
VI век до нашей эры. Кажется, что это что-то очень далекое от нас. Но можно сказать и иначе: это, возможно, первый век, когда история понеслась вскачь. Конфуций в Китае и Фалес в Греции, появление Персидской империи и тирания в Афинах, Вавилонский плен и басни Эзопа - и интеллектуальная, и политическая история в VI веке до нашей эры определяются множеством великих поворотов и изменений, сформировавших весь последующий мир. Даже сейчас, две с половиной тысячи лет спустя, мы продолжаем иногда ощущать последствия этих событий и, в особенности, идей. Как и почему VI век до нашей эры стал таким, каким стал? И что это значило для людей того времени? Попробуем разобраться на лекции, а заодно обсудим самые интересные и яркие события, идеи и людей этой эпохи.
21 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Коренные народы Америки мы чаще видим в вестернах, чем в серьезных фильмах. Так что редко думаем об их религиозных взглядах. О чем можно рассказать в кино? Разве что покажут мудрого шамана. В действительности, однако, народы, разбросанные от Великих Озер до современной мексиканской границы, были очень разнообразны, и религиозная жизнь у них тоже была и запутанной, и интересной. О ней мы и поговорим на лекции. Обсудим, конечно, и шаманов, и тайные общества, и необычные ритуалы, и то, как они менялись под воздействием христиан. Посмотрим, как на религию влияло сельское хозяйство и война. Разберемся, как сходить на тот свет и вернуться обратно, а заодно и в том, как найти себе духа-хранителя - и почему это не у всех получалось. В общем, поймем кое-что об удивительных культурах Северной Америки, скрывающих куда больше интересного, чем кажется. В детстве все мы играли в индейцев. Попробуем поговорить о них всерьез?
19 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

10:28 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Инки - одна из самых интересных цивилизаций в истории. Но и до них в Андах или на побережье Тихого океана жили люди. Эту замечательную семью скелетов, скажем, сделали мастера народа моче за тысячу лет до появления государства инков. О них мы тоже поговорим на лекции в этот вторник, но и инков не забудем. Нам нужно будет вникнуть в религиозные традиции этого региона от глубокой древности до современного Перу. Обсудить храмы и отношение ко времени, жертвоприношения и жрецов, трепанацию черепов и дурманящие вещества. Понять, какую роль религия играла в амбициях государства инков и немного вникнуть в само устройство этого государства. Почему исследователи нередко в связи с ним вспоминают понятие "тоталитаризм"? И почему религиоведы подчас говорят об инкском переходе к монотеизму? Приходите, будем разбираться вместе.
12 июня, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Эти геометрические человечки так мало похожи на будущее чудо греческого искусства. И все же они - необходимая ступень в истории античной живописи. В VIII веке до нашей эры, когда их нарисовали, греческая цивилизация делала первые свои важные шаги. О них мы тоже поговорим на первой лекции нашего курса.
Этим летом мы попытаемся разобраться в истории удивительного периода, который Ясперс когда-то назвал "Осевым временем". Периода, когда появилась греческая философия и буддизм, конфуцианство и зороастризм, христианство и римское право. Словом, когда человечество сделало необыкновенный рывок вперед. Мы будем обсуждать мыслителей и поэтов, но, конечно, не только их: и завоевателей, и реформаторов, и простых крестьян нам тоже обсудить придется. Будм говорить об истории культуры, но ее нельзя оторвать от истории в целом.
А начнем мы - в этот четверг, 7 июня, - с истоков, с событий VII века до нашей эры (и немножко VIII). С китайских легистов и Фалеса, с Сапфо и иудейских царей, Афин и Спарты, Весен и Осеней и многого другого. Попробуем понять, каковы были те стартовые позиции, которые сделали грядущий рывок возможным.

7 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

(Как обычно, курс научно-популярный, общий и обзорный, скорее для взрослых слушателей, но умным подросткам тоже послушать можно).

Приходите и приводите друзей.

10:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот симпатичный человечек - предположительно, младенец и вполне определенно ольмек. Представитель древней цивилизации, существовавший в Мезоамерике задолго до более известных майя и ацтеков. В этот вторник, 5 июня, мы начнем наш новый курс, посвященный истории и современному положению религии в Америке. И начнем, конечно, не с католицизма, приплывшего на кораблях европейцев, не с протестантов современных США, а с древних доколумбовых религий. И первую лекцию посвятим Мезоамерике, удивительно интересному региону. Поговорим, конечно, и про ольмеков, и про ацтеков с майя, и про игру в мяч, и про странные войны, и про жертвоприношения, и про письменность, и про божеств. И попробуем понять, что религия может сказать нам о том, как думали, чего боялись и о чем мечтали люди, никогда не испытывавшие влияние привычных нам евразийских культур.
5 июня, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Каждый день, в пять утра по Москве в канале по этой ссылке появляется новое стихотворение.

t.me/Weighheighandupsherises

Если вы разбираетесь в поэзии для вас там не будет ничего нового. Я завел канал для моих учеников и вешаю там классические стихи с моими (то есть непрофессиональными) небольшими комментариями. Но если вы тоже хотите начинать утро с чего-то хорошего, подписывайтесь.

***
Случайно узнал, что до революции на Камчатке существовала особая "бобровая охрана" - отряд казаков, который занимался защитой каланов от браконьеров.

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
О чем он думал, этот, как его называют археологи, "мыслитель"? Его сделали 4 тысячи лет назад жители Ближнего Востока, но сложно судить, к какому народу или племени он принадлежал. Зато мы знаем, что много позже его создания в тех же самых местах поселились другие мыслители - древние иудеи с их удивительной религией. Первым настоящим монотеизмом в мировой истории. Как он возник? Как получилось, что именно этот небольшой и не слишком влиятельный народ Древнего Востока создал одну из важнейших идей в мировой истории? И что современной науке вообще известно про религиозную жизнь и историю иудеев на заре существования иудаизма? Попробуем разобраться на лекции, поговорим о самих иудеях, их соседях, религиозных традициях и революциях, археологических находках и текстах.
Вторник, 29 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах. Вход 500 рублей.


10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прошло ровно 50 лет с майских бунтов 1968 года в Париже - именно там была сделана эта фотография. Камени, которые эти студенты передают друг другу, скоро полетят в полицию. В наши дни, однако, о 1968 году все чаще вспоминают не как о годе насилия, а как о годе, когда все в жизни людей изменилось. Действительно ли это так? Почему именно 1968 и 1969 годы подчас рассматривают как точку отсчета современности? Попробуем разобраться в этом, поговорив об удивительной череде событий тех лет - от антивоенных митингов в Америке до Пражской весны, от Парижских бунтов до первого полета на Луну, от пластинок новых рок-групп до латиноамериканских войн. И попробуем понять, насколько все мы, вольно или невольно, вышли из 1968/69 года.
Четверг, 24 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


Quodlibet

главная