Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал сегодня на Постнауке материал про сатанизм. Он показался мне в некоторых отношениях странным, но речь не об этом, а о том, что в конце там есть параграф про сатанизм в исламе и его радикальную невозможность. Сразу, конечно, вспомнились стихи Саади, которые, возможно, не все знают. Это из Бустана. Сперва в переводе В.Державина:

Невольно мне он в память заронился:
Иблис сновидцу некому приснился.
Он обликом был светел, как луна,
Высок и строен телом, как сосна.
Спросил сновидец: «Ты ли предо мною
Столь ангельскою блещешь красотою?
Как солнце, красота твоя цветет,
А ты известен в мире, как урод.
Тебя художник на стене чертога
Уродиной малюет длиннорогой».
Бедняга-див заохал, застонал,
И так ему сквозь слезы отвечал:
«Увы, мой лик художник искажает.
Он враг мне, ненависть ко мне питает!»

Но есть еще и перевод Льва Гумилева:

Когда-то я в книге какой-то читал,
Что некто во сне Сатану увидал.
Тот был кипариса стройнее на вид,
И свет исходил от прекрасных ланит.
Сказал человек: «О отец суеты!
Пожалуй, красивее ангелов ты,
А в банях украдкой рисуют тебя,
Противно и гадко рисуют тебя».
Тут див, испустивши рыданье и вздох,
Ответил: «Ты видишь, не так уж я плох.
Во мне безобразного нет ничего,
Но кисти в руках у врага моего».

09:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
То что вы видите ниже - инфографика, отражающая противоречащие друг другу места в библейском тексте. Конечно, обилие фактических и идейных противоречий в нем для нас давно не новость. Но замечали ли их люди античности и средневековья? И если замечали, то как объясняли?
Это один из тех вопросов, которыми мы зададимся завтра, 22 марта, на первой лекции нашего курса, посвященного истории атеизма. В наши дни атеизм - одна из важнейших систем мысли на планете, с чем не будут, думаю, спорить даже его противники. Но для того, чтоб занять это место, ему пришлось пройти непростой путь. Завтра мы пройдем первую его часть и поймем, откуда взялись идеи свободомыслия и неверия.
Были ли атеистами Будда и Сократ? Или, может быть, кто-то из их современников? Как связаны первые атеистические концепции с осевым временем? Можем ли мы найти неверие в средневековой христианской Европе? Или за ее пределами в других регионах? Словом, обсудим древний Восток, античность и средневековье - и поймем, откуда взялись те очевидные для нас идеи, за которые тогда можно было и погибнуть.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
И лекция, и весь небольшой трехчастный курс будут, как мне кажется, интересным (и полезными) для всех: атеистам они пригодятся, чтоб разобраться в истоках собственных взглядов, верующим - чтоб лучше понимать аргументы другой стороны. Но диспутов устраивать не будем, поговорим спокойно. Так что без опасений приходите и приводите друзей.


15:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ницше на иллюстрации, вы, конечно, узнали. Узнать его просто, что мы о нем знаем? Все слышали о том, что Бог умер, но кто сходу скажет, кем был Ницше по вероисповеданию с детства? О том, что идя к женщине нужно взять с собой плеть, тоже все читали, но как складывались отношения с женщинами у самого философа? Словом, мы знаем расхожие штампы из Ницше, не зная его самого. Между тем его биография тесно переплетена с историей Германии второй половины XIX века - от Франко-Прусской войны и Бисмарка (о котором мы тоже будем подробно говорить) до польского вопроса и Вагнера. И без этой реальной биографии понять идеи Ницше, как мне кажется, сложно.
Так что - приходите. 19:30, четверг 17 марта, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Попробуем разобраться в жизни Ницше и ее историческом контексте, а благодаря этому, может быть, и философия его нам станет понятней.


20:32 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чуть-чуть про шимпанзе. На случай, если вы пропустили, речь идет о том, что ученые обнаружили у шимпанзе поведение, напоминающее ритуальное - они бросают камни в особые деревья, испускают при этом крики определенного типа и т.д.
Ключевой вопрос (из-за того, что мне задали его в пятый раз, я это и пишу) в том, свидетельствует ли это о том, что у шимпанзе есть религия. Короткий ответ: нет, не свидетельствует.
Настоящий ответ длиннее. Во-первых, всегда остается возможность, что поведение шимпанзе объясняется какой-то рациональной (для них) причиной, которую ученые пока не выяснили. Массив данных пока накоплен небольшой, он не позволяет говорить ни о чем уверенно. Во-вторых, даже если это поведение ритуальное, это еще не значит, что оно религиозное. Поясню на простом примере: мы все делаем много того, что может выглядеть для постороннего наблюдателя, как ритуал, например, чистим зубы или пылесосим квартиру по субботам. Ученые в Африке вот каждый день ходят и смотрят на обезьян. Но эти действия, наверное, все-таки не могут быть названы религиозными в полном смысле этого слова (тут есть пространство для дискуссии). Ритуальные, повторяющиеся иррациональные по форме, но рациональные по целеполаганию действия известны не только у людей, но и у животных - вспомним знаменитых голубей Скиннера. Сам факт наличия таких действий о религии не свидетельствует.
Значит ли это, что у обезьян в принципе не может быть религиозных представлений? Нет, тоже не значит. Представление о том, что культура может существовать только у людей - нормальный антропоцентризм XIX века. Сегодня мы знаем, что у животных и, в частности, у обезьян есть культура, то есть (в данном случае) знания и представления, которые передаются путем обучения, а не наследования. У обезьян есть простые, но все же знаковые системы, технические приемы для добывания еды (в том числе и с использованием предметов), игры и т.д. Насколько мне известно, в настоящий момент не существует причин считать, что у обезьян не может быть представлений о том, что мы называем сверхъестественным. Это не значит, что у обезьян есть или может возникнуть развитый монотеизм, просто их мир может не ограничиваться только реальными вещами, в нем могут быть воображаемые угрозы (тень, принятая за леопарда) а значит, возможно, и воображаемые союзники. Особые волшебные деревья или воображаемые сущности, живущие в них? В принципе, почему бы нет.
Я не стал бы торопиться и называть это "религией", "культом" и даже "ритуалом" - все это сложные и спорные понятия, придуманные людьми для описания человеческого опыта, который шимпанзе, думаю, не близок. Но во всяком случае это новое открытие, как мне кажется, хорошо показывает условность наших терминов с одной стороны и нашу близость к окружающему миру с другой.

09:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Подобрать хорошую иллюстрацию к анонсу лекции всегда непросто. Но что делать, если на лекции речь пойдет о том, что вообще нельзя изобразить? Именно так это будет во вторник, 15 марта, когда мы будем говорить об исихазме. Что это такое? Православная медитация (и одна из самых необычных медитативных традиций мира)? Особый род молитвы? Комплекс дыхательных практик? Мистическое откровение? Образ жизни некоторых афонских монахов? Политическая платформа Византии определенных периодов? Форма протеста против бюрократизации русской Церкви? Все это разом, а еще многое другое: например, еще вдохновение для иконописцев и модернистов (вроде Рериха на иллюстрации, которую я все-таки выбрал), для Сэлинджера и Тарковского, для философов и даже математиков. На лекции мы попробуем проследить историю исихазма, его переплетения с другими мистическими традициями (прежде всего католической и суфийской), связь с античной философией и средневековым монашеством - и посмотрим, как он пришел в русскую культуру и стал ее неотъемлемой частью. Исихазм - один из самых интересных феноменов, которые православная культура дала миру. Так что и разговор наш, думаю, выйдет небезынтересным.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


15:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Работа - лучшее лекарство. С утра прочитал несколько заметок по верстке - и расстроился только что не до слез: так мало я знаю об этом, так поверхностно разбираюсь. Худшее состояния чертвертьзнания: все слова уже понятные, все идеи тоже, но сам выдумать еще ничего не можешь, можешь только копировать образцы. Очень огорчился.
От грусти сел писать тезисы к докладу для конференции. Дописал - и все как рукой сняло. Тезисы может и не исключительные, но нормальные, свежие, до меня об этом никто особенно, кажется, не писал. И сразу чувствуешь себя человеком, когда делаешь то, в чем понимаешь.

***
В связи с 8 марта на меня обрушилось множество историй насилия. Я рад тому, что об этом пишут. Надо писать, надо говорить. Это очень важно. Но, конечно, читать это тяжело (хотя тоже надо). Я вырос в мире, в котором насилие существовало где-то на периферии. Столкновение с ним во взрослом возрасте оказалось для меня большим шоком, с которым я до сих пор до конца не смог смириться.

***
Закончил вчера цикл лекций про религию и общество. По моим собственным ощущениям были в нем и неплохие лекции, хотя в общем он показался мне неровным. Впрочем, как многие люди, я склонен негативно оценивать то, что делаю. Алисе никогда не нравятся стихи, которые она написала, мне так же не нравятся мои лекции. Но люди ходят, значит все в порядке.
Плохо только, что не хватает времени на нормальное чтение художественных книг. Читаю их по паре в месяц, меньше, чем когда-либо (при том, разумеется, что каждую неделю читаю две-три научных или научно-популярных).

11:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вынужден задать вопрос знатокам - и буду очень признателен за ответ. (Рекомендация почитать какую-то статью или не слишком специальную книжку тоже подойдет).
Вопрос такой. Представим себе космический корабль, достаточно большой, по вместимости примерно как океанский лайнер или авианосец.
Садиться на планеты ему не нужно, строился он тоже в космосе, т.е. взлет и посадка нас не интересуют. Двигатель - нечто вроде импульсного.
Теперь, собственно, вопрос. Должен ли корабль быть какой-то конкретной формы? Условно говоря - нужен ли вытянутый нос и киль? (Примеры условные).

Буду признателен, кстати, и за схемы фантастических космических кораблей, если они у вас под рукой.
Спасибо!

21:45 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чуть не забыл повесить анонс завтрашней лекции - а мы, между тем, завершаем тот курс, который читали последние два месяца. Как мне кажется, вышел он удачно.
На прошлых лекциях мы говорили о смерти и времени, колонизации и бизнесе, насилии и политике. Обо всем этом, конечно, в религиозном контексте. На последней лекции нам нужно будет поговорить о любви. Не только как о нашем чувстве (хотя и это, конечно, тоже), но и как о религиозном феномене. А по сути дела не было такой религии, которая бы совсем не думала о любви. Где-то она была чем-то хорошим, где-то плохим, где-то - космической силой, где-то - интимным переживанием. Одних верующих она связывала с богом, других, наоборот, заставляла нарушать табу. Поговорим об австралийцах и христианах, о суфиях и буддистах и попробуем разобраться, почему бог есть любовь, и почему любовь движет Солнце и светила. (И движет ли).
8 марта, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

И чтоб не было так скучно - лучшее, как мне кажется, исполнение Хабанеры.

15:22 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера посмотрели Hail, Caesar!, новый фильм Коэнов. Совершенно отличный, я очень советую всем, кто любит кино.

10:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Есть отличная картинка XIX века с Дарвином. Можете посмотреть по ссылке. Как ни странно, это карикатура, хотя по сегодняшним меркам выглядит не слишком обидно. Как вам кажется?
Мы живем в мире, в котором теория эволюции общепризнанна. Карикатуры на Дарвина смешными больше не кажутся, смех вызывают те, кто их рисовал. Но как это получилось? Была ли это революция в биологии и общественной мысли или эволюция? Связаны ли идеи Дарвина с историческим контекстом - Британской империей, колониализмом, войнами? Как "Происхождение видов" Дарвина сосуществовало с "Капиталом" Маркса и "Принципами" Милля? (И как, кстати, пересекались их биографии - о Марксе и Милле мы тоже поговорим). Что общего между классовой борьбой и борьбой за существование? Как сочетался дарвинизм викторианскими нравами? И можно ли вообще Дарвина рассматривать, как социального мыслителя?
Во всем этом мы попробуем разобраться на лекции в четверг, 3 марта.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.

12:29 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Бродский пишет, что "время создано смертью". Мысль не только глубокая, но и неожиданно религиоведческая: действительно, темы смерти и времени тесно связаны в очень многих (если не во всех) религиях мира. Во вторник, 1 марта, на лекции мы попробуем в этом разобраться. Говорить мы будем прежде всего о времени и том, как его представляют себе в разных религиях - а вариантов на удивление много и некоторые совсем не похожи на привычные нам. Но заодно придется постоянно возвращаться к теме смерти, потому что понять индуистский религиозный цикл или египетское двойное время, римское прочтение золотого века или христианские линейные построения невозможно, если мы не обратимся к их же пониманию смерти. А значит, постараемся поговорить о том, как менялось отношение к смерти в разных культурах; как воспринимало смерть Средневековье и Новое время, как воспринимаем ее мы сами - через призму Бродского или Пратчетта, комиксов или Моцарта. Разговор, думаю, выйдет насыщенный.
Приходите, начнем весну с серьезной темы смерти, чтоб потом, как и положено, двигаться к более жизнерадостным вопросам.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

22:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Посмотрели второй "День выборов". Довольно жесткая политическая сатира, как мне показалось. Теперь у нас это такая же редкость, как губернатор, который по выражению Саши, не сделал ничего хорошего - но и плохого тоже ничего не сделал.

10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Есть такая небольшая историческая загадка, до сих пор не имеющая решения (и вряд ли уже оно появится): кто устроил первое, неудачное покушение на адмирала де Колиньи. Кто устроил второе, удачное, знают все. Это были Гизы, шла Варфоломеевская ночь, чех-наемник заколол адмирала и выбросил его за окно к ногам нанимателя, а там не то Гиз, не то кто-то еще вставил в рот мертвому Колиньи его шикарную зубочистку, без которой тот никогда не появлялся.
Но двумя днями раньше было еще одно покушение - в Колиньи выстрелили из окна, когда он возвращался к себе домой. Он был ранен, но остался жив. Кто совершил это покушение до сих пор неизвестно. Гизы, которые мстили за отца? Принц Генрих, будущий III, решавший свои политические проблемы? Екатерина Медичи, которой на всякий случай приписывают все заговоры эпохи? Кто-то из дворян-католиков, имевших зуб на лидера протестантов Колиньи после десятилетия религиозных войн? Фанатик-католик? Просто какой-нибудь дворянин, которому Колиньи наставил рога? Сумасшедший? Вариантов множество. Только одного человека практически все историки оправдывают. Короля Карла IX, который повел себя так, как и должно невиновному правителю: бросился домой к Колиньи, просил прощения, взял вину на себя. Как же это, в километре от королевского дворца во влиятельного политика из противного лагеря стреляют! Кто же еще может быть виноват, если не король, кто еще несет ответственность? Карл IX это хорошо понимал, к Колиньи относился с уважением и признательностью, дал ему охрану (плохую, как потом выяснилось, но кто мог знать?)
Как мы знаем, Колиньи это не спасло. Двумя днями позже Карл IX даст согласие на резню, история пойдет всем известным путем. Но все же я верю, что на Колиньи покушались в первый раз не люди короля, потому что поведение Карла меня убеждает. А вот если бы он стал, не знаю, прятаться или сразу рассказывать о том, что он не виноват в покушении, выдвигать алиби, замалчивать историю - вот тут я бы напрягся. Не то чтобы я решил, что Карл непременно виноват, но уж точно предположил бы, что он знает убийцу.
Ума не приложу, почему вспомнил эту историю сегодня с утра.

23:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
За сегодняшний день я гуглил
- температуры плавления нескольких металлов,
- температуру и длительность кремации человеческого тела (и нашел статью об этом, основанную на экспериментах),
- несколько материалов по эволюционной биологии,
- список работ Ч.Дарвина,
- одну из работ Бенджамина Франклина (и нашел ее в русском переводе 1956 года, в котором его еще называют Вениамином),
- материалы по первым исследованиям в области вероятности,
- доступное изложение принципа неопределенности Гейзенберга,
- целый ряд сведений из области механики,
- материалы по коме и клинической смерти.

Половина этого нужна мне для работы, вторая половина - для увлечения.
Вечером я прочитал одну статью по экономике РПЦ. Оказалась посредственной.

22:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Есть такой частый воображаемый объект в физических задачах - "нерастяжимая невесомая нить". Не могут ли интересующиеся физикой читатели подсказать мне, есть ли еще какие-то такие устойчивые воображаемые образы в физике? Я думал, абсолютно черное тело - такая же абстракция, но, кажется, это не совсем так? Словом, используют ли физики (а равно химики или любые другие специалисты в естественных науках) такие абстракции?
Буду очень благодарен за ответы, чем больше - тем лучше.

09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как-то задним числом я сообразил, что лекция о религии и войне выпадает у нас как раз на 23 февраля - праздник, тесно с военным делом связанный и в некотором смысле его сакрализирующий.
Как видите, далеко за примерами идти нам не нужно. Но мы все-таки сходим, потому что поговорить хочется не только о религии и войне, но и о религии и насилии в целом. И не только в привычных нам религиях, но и в индуизме, в религиях Африки, Мезоамерики, Дальнего Востока. Попробуем все это сделать, а заодно затронуть и терроризм (включая христианский и буддийский), и проблему религиозной жертвы - добровольной и насильственной, и то, как отрицание насилия сочетается с его принятием в самых разных религиозных традициях.
Насилие и религия - тема очень непростая, но и очень важная. Без нее, как мне кажется ни одного религиозного учения не понять. Так что давайте разбираться и вникать. Как всегда, в 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

00:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Узнал о существовании ролевой игры, в которой предполагается играть сотрудников ФСБ. Конечно, как положительных персонажей. Когда сталкиваешься с такими вещами, всегда вспоминается довлатовское:

Беседовал я как-то с представителем второй эмиграции. Речь шла о войне.
Он сказал:
- Да, нелегко было под Сталинградом. Очень нелегко...
И добавил:
- Но и мы большевиков изрядно потрепали!
Я замолчал, потрясенный глубиной и разнообразием жизни.

16:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
"Хочу, чтоб у нас был ребенок, сказал я себе. И его (или ее) я сделаю трубачом, как только научится дуть".

23:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Рильке это такой концентрат одиночества. Как гонг в твоей голове, заглушает все остальное. По-немецки это больше чувствуется. Одиночество не безнадежное, а неизбежное, органическое. Попробуйте вот это стихотворение. Оно прямо об одиночестве, буквально.

Я, как видавший виды мореход,
все вещи для меня аборигены,
наивны, неподвижны, неизменны,
а мне видений полон небосвод.

Весь этот мир, теснящийся вокруг, -
пустыня, он безлюднее луны,
но в них все отклик, отзвук и испуг,
и все слова у них населены.

И вещи, мною взятые сюда,
ушли в себя в предчувствии потери:
в своей стране они лихие звери,
а здесь дышать не в силах от стыда.

16:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
17.02.2016 в 15:00
Пишет not a cookie:

К 8 марта планируется проект.
Возможно кто-то уже прочитал в вк. Если нет — можете пройти по ссылке или прочитать ниже.

План — создание проекта по аналогии с Project Unbreakable. Это собрание фотографий, на каждой из которых женщина/девушка, пострадавшая от насилия или абьюза, держит листок бумаги с фразой/предложением, которые абьюзер сказал перед совершением преступления.
На фотографии может быть или не быть ваше лицо. Могут быть просто ваши руки, держащие листок.
Вашего имени и других контактных данных не будет указано нигде. После того, как вас сфотографируют, контактные данные, которые использовались для связи с вами (для вашего участия в проекте) будут удалены. Так что вы можете чувствовать себя в безопасности.

Если вы не хотите, чтобы вас фотографировали, вы можете дать небольшое интервью под запись. Опять же, никакие ваши данные раскрыты не будут.

Можно также просто помочь. Для этого вы, если вы не живёте в Питере или в Москве, можете способствовать нам при помощи фотоаппарата и/или диктофона. Фотографии должны получиться такими, чтобы, при необходимости, они сгодились в печать. Поэтому качество снимков важно.

Ещё важно: и участницы, и помощницы могут быть только биологическими женщинами.

В результате мы надеемся сделать отдельный веб-сайт для этого проекта. Позднее, возможно, получится напечатать книгу с избранными фотографиями. В любом случае это будет мощный социальный проект.

Контакт — feminist.unicorn@gmail.com

Лайк, шер, репост. Спасибо!
URL записи

URL

Quodlibet

главная