23:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сходил на выставку "Древнее искусство провинции Шанси" в историческом. Выставка небольшая и с не вполне идеальным комментарием, но хорошая. Всем, кто сейчас в Москве или скоро будет, советую.

11:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта неприятная сцена - часть истории о преследовании русских еретиков конца XV и начала XVI веков. Истории удивительно запутанной, включающей в себя и придворные интриги, и войны, и дипломатию, и тайные зашифрованные тексты - и к тому же переплетающейся со столь же важной историей о споре иосифлян и нестяжателей, во многих отношениях определившей судьбу русского православия.
В этом причудливом клубке событий времен Ивана III мы и попробуем разобраться на лекции. Приходите, скучно точно не будет.
Читалкафе на Чистых прудах, вторник, 10 января, 19:30, вход - 400 рублей.


10:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
1968 и 1969 - два года, когда культура пережила один из самых значительных поворотов в истории. Не было большой войны; ни в одной из влиятельных стран не произошло революции. Но все же жизнь людей изменилась принципиально, а они даже не всегда это заметили.
Именно об этих двух годах мы и поговорим на лекции в четверг, 5 января. Парижские волнения и Пражская весна, сражения во Вьетнаме и Латинской Америке, борьба за свои права людей по всему миру - все это сплетается в 1968 и 1969 в единый клубок, разобраться в котором интересно, но к тому же еще и очень важно, потому что мы с вами до сих пор живем мире, созданном тогда.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.


10:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В наши дни башня Гедимина над Вильнюсом стала одним из туристических символов города. В XIX веке на ней был устроен оптический телеграф. Тогда были снесены и другие башни, так что теперь ничего кроме нее не напоминает о замке времен Великого княжества Литовского. Мы вообще часто склонны забывать о его существовании - а между тем для истории русского православия это регион очень важный. На протяжении многих столетий литовские князья управляли множеством православных подданных, а сложись история немного иначе - единое российское государство могло бы возникнуть вокруг их владений, а не Москвы. В этой истории мы с вами и попробуем разобраться на лекции во вторник, 3 января. В первую очередь нас будет интересовать, конечно, удивительно запутанная и интересная религиозная история этого региона, но поговорить придется и о политике XIII-XV (а может и более поздних) веков.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите. Проведем праздники интересно.


10:50 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Когда мы думаем о XV веке, мы вспоминаем Возрождение. Это естественно: кому не нравятся художники и философы той эпохи? Но XV век - это не только события в Италии и открытие Америки. Это еще конец больших войн в Европе, расцвет династии Мин в Китае, кризис в Японии, падение Византии. Это эпоха не только да Винчи, но и Гутенберга, Чжэн Хэ, Жанны д`Арк. Но самое главное - это эпоха, когда Средневековье закончилось. Можем ли мы говорить так? Или на самом деле Средневековье еще продолжалось? И можем ли мы понять, почему следствия Средневековья были именно таковы, почему Возрождение началось в Италии, а не в Бенгалии, почему колонизацию начали европейцы, а не китайцы? В этом и многом другом мы с вами и попробуем разобраться на последней в этом году лекции в четверг, 29 декабря.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей.

***
Это последняя лекция из курса по истории Средневековья. Как всегда, начинал я его не без опасений, а заканчивать жалко - больше полугода я не вылезал из литературы по Средневековью, и это было очень приятно.

12:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие вот грамоты на бересте - один из главных наших источников о жизни новгородцев в Средние века. Но могут ли они помочь в реконструкции религиозной жизни того времени? Это один из вопросов, на которые нам предстоит ответить на лекции во вторник, 27 декабря. А чтоб в последние предновогодние дни нам не скучно было говорить о средневековом Новгороде (хотя скучно это и быть не может), мы попробуем сделать этот разговор своего рода игрой. И станем на два часа средневековыми новгородцами. Проследим биографию среднестатистического новгородского священника XIV века и попытаемся понять, как они жили и чем занимались, как участвовали в торговле и политике, как верили в Бога и когда рассчитывали только на себя.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей.


10:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот шлем начала XIII века - одна из ярких иллюстраций того, как плотно православие пронизывало культуру домонгольской Руси. Не шлем, а целый иконостас: три святых, архангел и сам Вседержитель. Но как от языческой Руси конца X века дело к XIII веку дошло до полной и глубинной христианизации? Как была устроена Церковь древней Руси, как на нее влияли князья и их распри, города и купцы, славяне и финно-угры? На лекции во вторник, 13 декабря, мы с вами попробуем разобраться в этом - и заодно найти решения нескольких запутанных древнерусских политических детективов от эпохи Ярослава Мудрого до времен Андрея Боголюбского и его наследников.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта фреска - одно из многих изображений событий XIV века, которые мы с вами будем обсуждать на лекции в четверг, 8 декабря. Конечно, тут изображена прежде всего Черная смерть, великая чумная эпидемия. Но и другие события того столетия часто были немногим лучше. Столетняя война и восстания в Китае, походы Тамерлана и турок, голод и внутренние конфликты - XIV век был для Евразии испытанием, не знавшим себе равных. Наступил самый черный час Средневековья. Как и почему это произошло? Как эпидемии и войны переплетались друг с другом, и как из этих потрясений Евразия сумела выйти обновленной? Попробуем разобраться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


10:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Эта икона 1550-х - что это? Выражение религиозного чувства? Манифест русского колониализма? Политический трактат? Все разом, а еще шедевр живописи. История русского православия похожа на такую икону: в ней все смешивается. Благочестие и детективные сюжеты, политика и жития святых, иконопись и экономика. И все оказывается совсем не так, как мы привыкли. Мне кажется, зима - отличное время поговорить об этом, так что со вторника, 6 декабря, мы начинаем новый курс лекций: "Непривычная история русского православия".
Два месяца подряд каждый вторник мы будем говорить о самых необычных и интересных поворотах этой истории. Но начнем, конечно, с крещения Руси. Потрясающего сюжета, в котором византийские интриги соседствуют со шпионажем, фигурируют викинги и иудеи, берут и сдают города, спорят о вере и экономике - словом, чего только не происходит. Но в результате случается, возможно, самый важный поворот в нашей истории.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей.

10:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.



Г.Ф.Лавкрафта по щупальцам узнали, думаю, и те, кто не знает его в лицо: созданные им образы чудовищ и богов - одни из самых запоминающихся в XX веке. Но он не единственный, чья мифология приобрела широкую популярность. На лекции во вторник, 29 ноября, мы поговорим о фантастических мифологиях и их авторах. Обсудим Лавкрафта и Толкина, фильмы, например, Звездные войны, и игры - прежде всего вселенную Warhammer. И попробуем понять, как их выдумывали создатели, что вложили в них фанаты и как воображаемые миры и придуманные для дешевых журналов боги связаны с реальной историей XX века.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

10:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Недавно я вешал на своей странице отличную обезьянку из средневекового бревиария. Обезьянку-мыслителя, я бы сказал. Надеюсь, она всем понравилась.
Но почему, собственно, обезьянка попала в бревиарий? Ведь бревиарий это сборник молитв, а обезьянка - при всем почтении! - объект для молитвы не подходящий? Просто для развлечения? Но бревиарий это не какой-нибудь список "Декамерона", чтоб рисовать в нем все что ни попадя.
Дело в том, что обезьяна - один из важнейших для позднесредневековой культуры символов греха. А то, что она одета в пояс, а к поясу может крепиться цепь, означает, что грех побежден. В бревиарии такому сюжету, выходит, самое место.
Средневековая культура была основана на символах - иногда даже больше, чем на реальности. И нам с вами на лекции в четверг, 24 ноября, нужно будет в этом разобраться. Мы поговорим о значении цвета и звука, миниатюр и гербов, как обычно - не только Западе, но и о Востоке, и попробуем увидеть мир глазами средневекового человека, для которого реальность и ее скрытые смыслы были нераздельны.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

11:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Лель, изображенный справа на замечательной картине Нестерова, - прекрасный пример божества, которому никто никогда не поклонялся. Как и многих других, его выдумали не настоящие древние славяне, а исследователи эпохи Нового времени. Такие выдумки не были редкостью. Иногда они делались совершенно искренне: и ученым случается ошибаться. Но иногда за фантазией стояла система политических взглядов, и тогда сочиненная мифология должна была служить чьим-то интересам.
Именно в этой запутанной истории мы и постараемся разобраться на лекции во вторник, 22 ноября. Будем говорить о фальшивках (от знаменитых, вроде "Велесовой книги" до малоизвестных), а романтическом национализме и политических амбициях, но главное - о новых мифологиях и их творцах, запутавшихся в политике XIX-XX века.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На наших лекциях мы обсуждали много необычных тем, но завтра, пожалуй, будет одна из самых странных. Мы будем говорить о людях, создавших собственную мифологию. О поэтах и мистиках, художниках и философах. Главными нашими героями будут Сведенборг и Уильям Блейк, но, как нам придется убедиться, они существовали в плотном контексте других интересных мыслителей и ключевых идей своего времени. В их мифологических схемах Шекспир сплетается с религией, политика с наукой, масонские идеи с романтизмом, видения с изнурительной работой. Но в результате возникают неслыханные и удивительно интересные образы. Попробуем разобраться во всем этом и увидим, что за узкой на первой взгляд темой скрывается широкое содержание.
15 ноября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


23:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Забыл повесить здесь ссылку. К своему последнему курсу про забытые религии Востока я записал небольшое приложение со стихами, которые мне вспоминались в процессе подготовки. Вот тут его можно скачать и послушать: yadi.sk/d/jsquyVQxyHV5d

Если это и будет кому-то интересно, то скорее тем, кто был на лекциях, конечно.

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На миниатюре, как видите, рыцари изготовились к бою во время турнира: распорядитель, зрители, прекрасная дама. Бывало в XIII веке и такое, но чаще в боях тех лет было мало благородства. XIII век - век потрясений. Падение Константинополя и монгольское вторжение, Альбигойский крестовый поход и падение Акры, войны в Северной Индии и Таиланде. Кризис везде - и не только военный кризис, но и политический, идеологический, кризис мышления и восприятия мира. Именно в этом мы с вами и попробуем разобраться на лекции в четверг, 10 ноября. Поговорим о XIII веке и его великих конфликтах - но не о том, кто и что завоевал, а о том, почему и зачем они это делали - и что из этого в конечном счете вышло для политики, мысли и чувств людей того времени.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Перенесемся на пару часов в XIII век, отдохнем от современности.



10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Шаман не просто взял перекур. Дым от сигареты в его руках - часть целебного ритуала. На фотографии сингапурской путешественницы и фотографа How Hwee Young (бог уж знает, как ее сингапурское имя надо прочесть) мы видим живую традицию монгольского шаманизма.



О том, что монголы в наши дни - буддисты и шаманисты, слышали, я думаю, все. Но как они пришли к нынешнему положению? И, поставим вопрос шире, во что вообще верили обитатели степи - от древности до наших дней? Каким богам поклонялись Атилла или Чингисхан? И что от их представлений сохранилось до наших дней? Как, наконец, народы степи стали буддистами и мусульманами, которыми остаются сейчас? Вопросы не только интересные, но и важные. Так что на лекции во вторник, 8 ноября, мы постараемся на них ответить. И заодно разобраться во множестве других интересных тем.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

13:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Цицзай. Единственная коричневая панда, содержащаяся в зоопарке (и непонятно, насколько много такиех есть в неволе - по-видимому, единицы).


Коричневая панда! Я не знал о них до сегодняшнего утра.

12:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасно симпатичная обезьяна из Бревиария Марии Савойской (Милан, 1427)


11:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот это письмо нужно прочитать сейчас.
Не завтра, не в другой раз. В общем, от того, насколько много людей прочитает это письмо, зависит, останется ли человек жив или умрет.
Это Ильдар Дадин; возможно, вы ничего не знаете о нем, но он в беде.

URL
09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Гейне говорил, что там, где сжигают книги, вскоре начнут сжигать и людей. В Средние века этот принцип тоже работал - и очень скоро за этим костром, на котором горят книги еретиков-катаров, последовали и костры, на которых горели они сами.



История средневековых ересей - одна из самых интересных страниц в европейской религиозной истории вообще. Но на лекции в этот вторник, 1 ноября, нас особенно будут интересовать три группы - павликиане, богомилы и катары.
Представляли ли они одно течение, три взаимосвязанных или три отдельных? Во что они верили и как совершали ритуалы? Почему борьба с ними была столь жесткой, что в конечном счете вызвала внутриевропейский крестовый поход? Какую роль в этих событиях сыграла политика и экономика, а какую религия? И что в конечном счете сталось с теми, кого называли еретиками?
Попробуем разобраться во всем этом. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Quodlibet

главная