• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как вы считаете, существуют ли какие-то обязательные правила вежливости в обслуживании?
Чиновник, приказчик в магазине, кассир, клерк - должны ли они улыбаться клиенту? Говорить "пожалуйста" и "спасибо"? Кланяться, как китайские мандарины? Если должны, то что должны и почему, если нет, то просто почему?
Спасибо!

00:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это - ставшая уже классической реконструкция внешности Иисуса. На самом деле мы понятия не имеем, как он выглядел, так что реконструкция скорее воспроизводит облик среднестатистического иудея I века нашей эры. К счастью, о самом Иисусе мы все-таки знаем побольше. И именно это и обсудим на лекции во вторник, 24 мая.
Полтора века историки и религиоведы изучают то немногое, что удалось узнать о биографии основателя христианства. Попробуем разобраться в этом и понять, кем был он сам и его ученики, чему он учил, в каких условиях жил, что ел и что пил, как молился, как относился к людям. Это один из важнейших вопросов религиоведения и одна из интереснейших тем для лекции, какие только можно вообразить. Так что - будем вникать.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите.

18:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
И несколько ссылок, чтоб не быть слишком серьезным.

Небольшой список книг о полиаморных отношениях. Тема не только затрагивающая меня лично, но и очень интересная с исследовательской точки зрения. Жаль, что в России ей мало занимаются. (Я сам, впрочем, тоже не занимаюсь, так что не мне ныть).

***
Статья 1941 года, которая прекрасно характеризует ту эпоху - о том, как прозрачна и проницаема граница между нормальным человеком и нацистом (не в прямом политическом, а в метафизическом смысле). Советую почитать хотя бы начало, пусть чтение и не самое приятное.

***
Карта путешествий, описанных в американских культовых книгах-травелогах. Любопытная!

18:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Следите за руками: одна вздорная статья, и у нас уже отбирают наши права. Все во благо детей! Невинные ласточки, сидящие вконтакте.
Сперва нам запретили публично обсуждать самоубийства и наркотики. Дети могут услышать! Конечно, ведь они узнают о наркотиках именно из интернет-энциклопедий, а во дворе за гаражами обсуждают только Овидия и Дхаммападу.
Потом выяснилось, что нельзя публично сказать, что любишь человека своего пола, обсудить биографию Цветаевой и процитировать Платона. Дети, эти ранимые души, могут узнать, что любовь движет солнце и светила вне зависимости от того, что у возлюбленного в штанах.
Потом обнаружилось, что с ними нельзя говорить и о разумном вечном гетеросексуальном. Если я хочу сказать в лекции, что либертены, бывало, занимались сексом, я должен поставить на лекцию маркер 18+. Дети, сами понимаете, не знают таких ужасов. Их шокирует, что такие гадости делают с живыми людьми. (Беру свои слова назад - Овидия за гаражами тоже нет, там обсуждают только соцреалистическую прозу). Наше все вовсе не Пушкин, фетишист и развратник, сплошь 18+, а дети. Мы должны их беречь. От кого? От нас.
Теперь выяснилось, что дети кончают с собой. Об этом с ними не говорили, потому что говорить было нельзя. Никто не сказал им, как больно человеку, упавшему с крыши, и как это некрасиво и неромантично. Закон суров! Никто не сказал им, что любовь, даже не разделенная, это прекрасно, потому что с ними нельзя говорить о любви. Закон! Никто не сказал ЛГБТ-подросткам, что они не сумасшедшие, и не извращенцы, а обычные люди, которых в будущем ждет счастье, не сказал, что самоубийство, даже когда тебя травят и презирают, это не выход. Закон!
И вот теперь мы видим самоубийства детей. Может быть, мы отменяем людоедские законы? Требуем, чтоб те, кто их принял, ушли в отставку? Нет, мы с серьезным видом обсуждаем, что бы еще запретить и куда бы еще пустить циклопа, пожирающего наших друзей. Дадим ему право мониторить соцсети. Обяжем родителей перлюстрировать переписку детей, и дадим циклопу право обшаривать наши дома и школы без суда. Циклоп обещает, что он сделает все хорошо. Он обидит только плохих людей, а нас не тронет. Все ради детей! Но так не бывает. Единственный подарок циклопа - право быть съеденным последним.

URL
16:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сообразил, что ничего не написал об этом тут.

Пару недель назад мы выпустили нашу новую книжку-игру: "Руританский роман".
Как обычно, все можно скачать бесплатно по ссылке.



Вот такие иллюстрации.
Работа была страшно интересная. Первую часть мы с Модо написали еще пару лет назад, и уже ее делать было очень увлекательно. 1930-е, Руритания, маленькая страна, большая политика.
Теперь мы дописали еще два больших приложения, каждое размером с условную основную часть.
Первое - "R.U.R." - про дизельпанк, научную фантастику 20-30-40-х. Неловкие роботы, лучи смерти, тайные заговоры, шпионы, "Метрополис" Ланга и все такое прочее.
Второе - "Тени над Стрельсау" - про мистику, тоже, конечно, из 20-30-40-х. Вампиры, магия, мумия, зловещие нацисты, ведьмы в духе Мюррей - словом, весь набор палп-ужасов эпохи, дань Weird tales и его авторам.
Оба приложения, конечно, смешные, но первое еще авантюрное, а другое как бы страшное (не очень-то, конечно).

Качайте, играйте, развлекайтесь.

Продолжение следует, мы уже думаем над ним. (А за репост вы получите это продолжение немного раньше других). Да нет, правда получите, почему бы нет?

00:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Стихотворение Карла Сэндберга в переводе Зенкевича, которое я время от времени перечитываю (надо бы выучить). Вешал в FB, а сюда, кажется, нет:

ТРИ СЛОВА

В детстве я слышал три красных слова;
Тысячи французов умирали на улицах
За Свободу, Равенство, Братство,— и я спросил,
Почему за слова умирают люди.

Я подрос, и почтенные люди с усами
Говорили, что три заветных слова —
Это Мать, Семья и Небо, а другие, постарше,
С орденами на груди, говорили: Бог, Долг и Бессмертье,—
Говорили нараспев и с глубоким вздохом.

Годы отстукивали свое тик-так на больших часах
Судеб человеческих, и вдруг метеорами
Сверкнули из огромной России три
Суровых слова, и рабочие с оружием пошли умирать
За Хлеб, Мир и Землю.

А раз я видел моряка американского флота,
Портовая девчонка сидела у него на коленях,
И он твердил: «Нужно уметь сказать три слова,
Только и всего: дайте мне ветчину, и яичницу,—
Что еще? — и немножко любви,
Моя крошка!»

10:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Второй Храм, главная святыня иудаизма на протяжении пяти веков. Модель, конечно, примерная, потому что настоящий Второй Храм разрушили без малого две тысячи лет назад. Ну и, конечно, едва ли в Храме часто бывало так пустынно. Во дворе должна была постоянно быть толпа иудеев со всего мира: кто-то пришел помолиться, кто-то - торговать, третьи - просто поговорить. Об иудеях, бывавших во Втором Храме, то есть живших между V веком до нашей эры и II веком нашей эры, мы и поговорим на лекции 17 мая.
Поговорим о беспримерном мужестве и постоянных восстаниях, о царе Ироде и фарисеях, о раввинах (строгих, добрых, и вовсе уже необычных), о римлянах и греках. О том, во что верили иудеи, когда среди них начали свою проповедь Иисус Христос и его ученики. Как ни странно, это все сложится в едва ли не приключенческую историю, пусть и с трагическим финалом. Но в то же время это тема, без которой нельзя понять ни современного иудаизма, ни христианства, потом что и тот, и другое в конечном счете - наследники религии, которой следовали во Втором Храме. Пока он не был разрушен - но об этом тоже поговорим завтра.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Будет интересно, приходите.


10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Средние века, мрачный промежуток между прекрасной древностью и чудесным Новым временем, - или Центральные Века, определившие развитие мировой цивилизации? Оба ответа вполне возможны, но я склоняюсь ко второму.
С этого четверга, 12 мая, я буду читать курс, в котором постараюсь об этом рассказать. Мы будем говорить о культуре Старого света между V и XV веком. Не столько о том, какие случались военные походы и какие короли или императоры чем правили, сколько о том, как люди в это время думали. Как они относились к себе и окружающим, как любили, как верили, как путешествовали, какие видели сны, что считали правильным, а что неправильным, что рисовали на картинах (и что не рисовали). Разумеется, и об исторических событиях поговорить придется. И мы проследим, как разворачивалось великое историческое полотно, пройдем по векам, затрагивая все культуры этого гигантского региона. Мы никогда не будем устраивать лекций в духе "Англия в X веке": если уж мы решим ограничить себя одним небольшим периодом, это будет "Старый свет в X веке" - от Японии до Англии. Мы будем много говорить об истории Дальнего Востока, затронем Африку и Индию. Словом, постараемся смотреть на историю не дробно, а комплексно, и осмыслить не только факты, но и процессы.
Курс предназначен для людей, которые интересуются историей, но пока еще недостаточно ее знают: скажем, уже слышали про Крестовые походы или монгольское нашествие, но детально в них не разбираются. Приходите, разберемся вместе.
Ну и, конечно, зовите друзей, чем больше нас будет, тем живее будут лекции. Like-share-repost, как теперь положено писать.



На первой лекции, 12 мая, речь пойдет о том, как и почему Средневековье вообще началось, почему мир пришел в движение, и что из этого получилось.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход - 300 рублей.

12:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Любопытный материал о русских крестьянах на Гавайях.

10:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это систр. Простой музыкальный инструмент, по существу - погремушка. Но древние римляне (а это римский систр первых веков нашей эры) использовали его не для развлечения детей, а для тайных религиозных обрядов.
Собственно, для мистерий культа Исиды, о которых мы будем много говорить на лекции во вторник, 10 мая. Мы попробуем разобраться в одной из самых интересных (и во многом загадочных) тем истории античности - в так называемых "восточных культах". Эти культы пришли с Ближнего Востока в Рим, и остались в нем очень надолго, став малоизвестной в массовой культуре, но очень важной частью античной мысли. В то же время расцвет восточных культов совпадает с расцветом Римской империи и подъемом христианства - и во многих отношениях эти религии и христианство похожи, как родные сестры. Попробуем понять, откуда берется это сходство. Словом, религиозные тайны, происхождение христианства, подъем Рима, и все это на одной лекции - мне кажется, должно получиться небезынтересно. (Добавим еще к этому, что религиозный опыт древних римлян неожиданно оказывается и похож, и не похож на наш современный; и об этом мы тоже поговорим).
Приходите. 10 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


00:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как широко известно, вечером по четвергам иногда бывает невесело. Поэтому вот вам три отличных истории об искусстве, причем все три с хэппи-эндом.

***
В конце 1980-х годах рисунки в пещере Альтамира начали портиться. Дальше - история про хорошо работающие мозги.

***
В XVI веке жил на свете один португальский солдат с занимательной биографией. Дальше - история про действительно занимательную биографию.

***
Первая версия "Гамлета", дошедшая до нас, это так называемое Кварто Q1 1603 года. Дальше - история очаровательного преступления.

10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это вотивная статуэтка, сделанная этрусками. Одна из многих вещей, которые мы будем обсуждать на лекции во вторник, 3 мая. Название лекции вы уже видели: "Во что верили греки и римляне и почему это интересно взрослым?"
Беда, действительно, в том, что взрослые перестают интересоваться этим вопросом. В детстве мы все узнаем про подвиги Геракла, про Икара или нить Ариадны, и начинает казаться, что мы все знаем о религии греков. А про римлян говорят, что у них все так же, как у греков, только имена другие.
Ничего подобного. Совсем иначе, а местами - ничего общего. И про греков мы тоже знаем мало, но 3 мая постараемся разобраться. Если сомневаетесь, идти ли на лекцию, попробуйте не заглядывая в гугл вспомнить, что такое Элевсинские мистерии и чем гаруспики отличаются от луперков. Если вспомнили - можете спокойно отдыхать дома. Если не получилось - приходите на лекцию. Будем обсуждать религию греков и римлян как взрослые. (Правда - секс и наркотики будут упомянуты, так что детишек лучше оставить дома или подготовить к серьезному разговору).

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

P.S. А еще это первая лекция нашего нового цикла. Будем разбираться, откуда появилось и как распространилось христианство. Да, для этого сначала надо поговорить о греках и римлянах - чтоб разобраться в контексте.

14:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новость явно из того же мира, что мой старый шуточный текст.

***
И еще две ссылки: на интересный материал про квир-мусульман и произведшую на меня большое впечатление историю Софьи Островской, довольно страшную, но интересную.

09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта замечательная маска сделана в Китае задолго до того, как он приобрел привычные нам культурные черты. 1200 годы до нашей эры, бронзовый век, культура, чудом открытая в 1920-х. Именно о таких вещах мы и будем говорить на лекции в четверг, 28 апреля: о бронзовом веке к Востоку от Урала, о культурах, найденных археологами (и окруженных вечным враньем СМИ), об ученых и случайностях, принцессах, которые на самом деле не принцессы, и гаданиях на черепашьих панцирях. Отправимся в путь из "страны городов" Урала и, сквозь время и всю Азию, доберемся до Японских островов и наступающего железного века.
О бронзовом веке в Европе и Средиземноморье мы все слышали. О востоке знаем меньше, так что, думаю, будет интересно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите.


09:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
За этой рекламой - отличная история. Движение, соединяющее интерес к дальневосточным религиям с западной философией, созданное русской эмигранткой и американским полковником, рекламирует себя в Австралии. Но и не такие истории случались в XX веке, когда идеи Китая, Тибета и Японии стали известны европейцам, погруженным в духовный поиск. О том, что из этого вышло мы и поговорим на лекции во вторник, 26 апреля: о теософии и антропософии, Рерихах и Гурджиеве, муновской "Церкви объединения", Фалуньгун и других течениях, которые возникли на Востоке или в связи с Востоком - но распространились и на западе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


09:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот храм во Вьетнаме - прекрасное совмещение традиций христианской и местной культовой архитектуры. И хорошая иллюстрация для нашей следующей лекции, которая состоится во вторник, 19 апреля. Говорить мы будем именно о таких совмещениях, о новых религиозных движениях, соединяющих монотеистическую традицию с азиатским или африканским опытом. Начнем с сикхов, а продолжим бахаями и растафари, заодно коснувшись и некоторых менее известных групп. Поговорим о синкретизме и традиции, о колониализме и восточных империях, о религиозных поисках и драматических историях основателей религий. И посмотрим на привычный монотеизм под непривычным углом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите: тема такая, что скучно точно не будет.


16:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Агриппа перечисляет животных, связанных с влиянием Сатурна: "Животные — одинокие, ночные, грустные, созерцательные, виды диких, гадкие или скупые, робкие, меланхолические, очень трудолюбивые, или очень усталые, медлительные в движениях, со страшным криком, и те, которые пожирают своих малышей; из подобных животных — крот, обезьяна, дракон, василиск, жаба, все змеи и рептилии, скорпионы, муравьи, и все то, что рождается из гнили в земле, в воде, в развалинах домов, как-то крысы и разные виды червей".

Понятно, почему - "тяжелая звезда Сатурна", как называет его Шекспир, была связана в герметизме с меланхолией и болезнями. Но как мило!
А еще он считает, что тюлень - это солнечная рыба.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера после лекции Ste*phane напомнила мне прекрасное стихотворение Киплинга, одна из строф которого - как раз про эпоху, которую мы обсуждали.
Несколько лет я думал прочитать лекцию о позднем каменном и медном веке в Европе. Вчера, наконец, сделал это. Не знаю, как оно показалось слушателям, но мне самому было необыкновенно интересно готовить этот материал. Сложно представить, насколько трогательными и захватывающими могут быть истории, произошедшие 4000 лет назад в обществе, о котором мы знаем только из археологических и генетических исследований.
А вот Киплинг:

"Романтика, прощай навек!
С резною костью ты ушла, -
Сказал пещерный человек, -
И бьет теперь кремнем стрела.
Бог плясок больше не в чести.
Увы, романтика! Прости!"

читать дальше

09:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На фотографии внизу, разумеется, Стоунхендж - думаю, все его узнали. Как и все, я восхищаюсь им, но в то же время слегка его недолюбливаю. Почему? Потому, что за популярностью Стоунженджа часто не замечают множество не менее (и даже более) изумительных построек, датируемых примерно тем же или даже более ранним временем. Многие из них мы обсудим на лекции в этот четверг, 14 апреля.
Мы будем говорить о Европе до прихода в нее индоевропейцев, о позднем неолите и раннем бронзовом веке. Об охотниках и архитекторах, воинах и астрономах, и, конечно, об ученых, которые их исследуют. Как разобраться в истории до письменности? Что помогает нам реконструировать события пятитысячелетней давности, о которых не рассказал ни один хронист? Где граница между научной реконструкцией и конспирологическими теориями? И, главное, как жили, во что верили и чего достигли эти не умевшие даже писать люди, исчезнувшие тысячелетия назад?
Может быть, вопросы эти звучат академично и сухо, но, поверьте, это необыкновенно интересно: нередко жизнь этих людей оказывалась совсем не такой, как представляют ее себе в массовой культуре.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Будем разбираться.


09:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Даже члены Фундаменталистской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней играют в баскетбол - почему бы нет? Между тем это самая ортодоксальная из мормонских общин (и, например, половина этих девушек - жены одного человека). У большинства мормонов жизнь сейчас и современней, и проще, да и встретить их можно не только в Америке и Канаде, но и в Африке, и в Азии, и в России, причем подчас прямо у своего подъезда. То же касается и Свидетелей Иеговы, еще одной очень активной в смысле миссионерства группы. Все мы их видели, все о них слышали, но мало кто задумывается о том, что представляют собой их взгляды с богословской точки зрения. Или о том, какова история этих движений (а она очень драматична) и каково их представление об истории (а оно временами фантастически интересно). Или об их роли в политике. На лекции мы постараемся обо всем этом поговорить и разобраться, что же такое Свидетели Иеговы и мормоны с точки зрения религиоведения - и, кстати, заодно избавимся от бессмысленных предубеждений на их счет.

12 апреля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите.

P.S. Просят еще рассказать немного про амишей. Хорошая мысль - поговорим немного и про них.


Quodlibet

главная