Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта замечательная маска сделана в Китае задолго до того, как он приобрел привычные нам культурные черты. 1200 годы до нашей эры, бронзовый век, культура, чудом открытая в 1920-х. Именно о таких вещах мы и будем говорить на лекции в четверг, 28 апреля: о бронзовом веке к Востоку от Урала, о культурах, найденных археологами (и окруженных вечным враньем СМИ), об ученых и случайностях, принцессах, которые на самом деле не принцессы, и гаданиях на черепашьих панцирях. Отправимся в путь из "страны городов" Урала и, сквозь время и всю Азию, доберемся до Японских островов и наступающего железного века.
О бронзовом веке в Европе и Средиземноморье мы все слышали. О востоке знаем меньше, так что, думаю, будет интересно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите.


09:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
За этой рекламой - отличная история. Движение, соединяющее интерес к дальневосточным религиям с западной философией, созданное русской эмигранткой и американским полковником, рекламирует себя в Австралии. Но и не такие истории случались в XX веке, когда идеи Китая, Тибета и Японии стали известны европейцам, погруженным в духовный поиск. О том, что из этого вышло мы и поговорим на лекции во вторник, 26 апреля: о теософии и антропософии, Рерихах и Гурджиеве, муновской "Церкви объединения", Фалуньгун и других течениях, которые возникли на Востоке или в связи с Востоком - но распространились и на западе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


09:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот храм во Вьетнаме - прекрасное совмещение традиций христианской и местной культовой архитектуры. И хорошая иллюстрация для нашей следующей лекции, которая состоится во вторник, 19 апреля. Говорить мы будем именно о таких совмещениях, о новых религиозных движениях, соединяющих монотеистическую традицию с азиатским или африканским опытом. Начнем с сикхов, а продолжим бахаями и растафари, заодно коснувшись и некоторых менее известных групп. Поговорим о синкретизме и традиции, о колониализме и восточных империях, о религиозных поисках и драматических историях основателей религий. И посмотрим на привычный монотеизм под непривычным углом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите: тема такая, что скучно точно не будет.


16:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Агриппа перечисляет животных, связанных с влиянием Сатурна: "Животные — одинокие, ночные, грустные, созерцательные, виды диких, гадкие или скупые, робкие, меланхолические, очень трудолюбивые, или очень усталые, медлительные в движениях, со страшным криком, и те, которые пожирают своих малышей; из подобных животных — крот, обезьяна, дракон, василиск, жаба, все змеи и рептилии, скорпионы, муравьи, и все то, что рождается из гнили в земле, в воде, в развалинах домов, как-то крысы и разные виды червей".

Понятно, почему - "тяжелая звезда Сатурна", как называет его Шекспир, была связана в герметизме с меланхолией и болезнями. Но как мило!
А еще он считает, что тюлень - это солнечная рыба.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера после лекции Ste*phane напомнила мне прекрасное стихотворение Киплинга, одна из строф которого - как раз про эпоху, которую мы обсуждали.
Несколько лет я думал прочитать лекцию о позднем каменном и медном веке в Европе. Вчера, наконец, сделал это. Не знаю, как оно показалось слушателям, но мне самому было необыкновенно интересно готовить этот материал. Сложно представить, насколько трогательными и захватывающими могут быть истории, произошедшие 4000 лет назад в обществе, о котором мы знаем только из археологических и генетических исследований.
А вот Киплинг:

"Романтика, прощай навек!
С резною костью ты ушла, -
Сказал пещерный человек, -
И бьет теперь кремнем стрела.
Бог плясок больше не в чести.
Увы, романтика! Прости!"

читать дальше

09:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На фотографии внизу, разумеется, Стоунхендж - думаю, все его узнали. Как и все, я восхищаюсь им, но в то же время слегка его недолюбливаю. Почему? Потому, что за популярностью Стоунженджа часто не замечают множество не менее (и даже более) изумительных построек, датируемых примерно тем же или даже более ранним временем. Многие из них мы обсудим на лекции в этот четверг, 14 апреля.
Мы будем говорить о Европе до прихода в нее индоевропейцев, о позднем неолите и раннем бронзовом веке. Об охотниках и архитекторах, воинах и астрономах, и, конечно, об ученых, которые их исследуют. Как разобраться в истории до письменности? Что помогает нам реконструировать события пятитысячелетней давности, о которых не рассказал ни один хронист? Где граница между научной реконструкцией и конспирологическими теориями? И, главное, как жили, во что верили и чего достигли эти не умевшие даже писать люди, исчезнувшие тысячелетия назад?
Может быть, вопросы эти звучат академично и сухо, но, поверьте, это необыкновенно интересно: нередко жизнь этих людей оказывалась совсем не такой, как представляют ее себе в массовой культуре.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Будем разбираться.


09:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Даже члены Фундаменталистской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней играют в баскетбол - почему бы нет? Между тем это самая ортодоксальная из мормонских общин (и, например, половина этих девушек - жены одного человека). У большинства мормонов жизнь сейчас и современней, и проще, да и встретить их можно не только в Америке и Канаде, но и в Африке, и в Азии, и в России, причем подчас прямо у своего подъезда. То же касается и Свидетелей Иеговы, еще одной очень активной в смысле миссионерства группы. Все мы их видели, все о них слышали, но мало кто задумывается о том, что представляют собой их взгляды с богословской точки зрения. Или о том, какова история этих движений (а она очень драматична) и каково их представление об истории (а оно временами фантастически интересно). Или об их роли в политике. На лекции мы постараемся обо всем этом поговорить и разобраться, что же такое Свидетели Иеговы и мормоны с точки зрения религиоведения - и, кстати, заодно избавимся от бессмысленных предубеждений на их счет.

12 апреля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите.

P.S. Просят еще рассказать немного про амишей. Хорошая мысль - поговорим немного и про них.


17:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Для оккультной ветки Руритании взялся перечитывать Лавкрафта. Не могу сказать, что очень люблю его, но нельзя не признать, что у него есть замечательные места. Вот, скажем, превосходное начало рассказа:

When Randolph Carter was thirty he lost the key of the gate of dreams.
(Silver Key, 1926)

20:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

12:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Совершенно согласен с этими размышлениями и помню, что примерно те же мысли были и у меня, когда я читал Ремарка. Впрочем, на этом месте могла бы быть и советская "лейтенантская проза". Может быть из-за опыта моей семьи война всегда была для меня прежде всего трагедией, и именно эта трагедия вымывается сейчас официальной идеологией. Мне кажется, то, что происходит в последние годы - худшее, что можно сделать с памятью о войне.
Позволяю себе убрать часть текста под кат для удобства - но советую дочитать его до конца.

06.04.2016 в 12:38
Пишет Жемчужный Дар:

Сначала думать
Этот пост зрел в моей голове 3 недели. С тех самых пор, как я начала читать "На западном фронте без перемен". Да, я в 30 лет наконец впервые прочитала эту книгу. Но речь сейчас о другом.

Через месяц, а на самом деле, гораздо раньше, начнется подготовка и масштабное - как все последние десятилетия - празднование Дня Победы. И я уже заранее с ужасом предвкушаю соответствующую лексику и патетику в постах в интернете и в СМИ. Чудовищно много нам говорят о величии советской армии, о мощи танков и самолетов, о тактическом и стратегическом гении руководства, о невероятном героизме и силе советского народа. И чудовищно мало говорят о реалиях войны, о судьбе отдельных семей, отдельных людей, отдельных событиях. Да, снимают программы с воспоминаниями, да, делают убедительную инфографику, да, пишут книги. Но доминирующим остается "Мы победили и неважно, какой ценой". Строго говоря, когда начала Великая Отечественная, вариантов у людей не было - только воевать. Я не хочу здесь говорить о внешней политике и стратегических ошибках высших чинов, это неважно сейчас. Важно, что простые люди могли только идти на войну и умирать за Родину. Потому что на нас напали, а мы защищались. Люди защищали свою землю, своих родных, самих себя. При этом это не отменяет того, что потери были колоссальны, не отменяет трагедий в каждой семье, не отменяет всех ужасов войны.

Сейчас же риторика совершенно иная - мы вас один раз уже побили и еще побьем! читать дальше

URL записи

URL
10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Недавно в России открылся первый храм Летающего макаронного монстра, популярного шуточного культа, в который вступают атеисты по всему миру. Западные атеистические идеи постепенно добираются и до нас. Но что это за идеи? Как развивался атеизм в XX веке, и что он представляет из себя сейчас?
Именно в этом мы попробуем разобраться на лекции завтра, 5 апреля: от Фрейда и Ницше дойдем до современных Докинза и Деннета, от атеистического террора до шуточных религий. Поговорим об атеизме экзистенциалистов, о границе между атеизмом и неверием (и том, есть ли она), о типах и вариантах атеизма с точки зрения современной философии. И, конечно, о перспективах развития атеизма в будущем.
Приходите, будет интересно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Джон Голт - главный герой романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Как видите, люди и сейчас выходят с его именем на плакатах; роман сформировал целое поколение людей. Вернее, впрочем, будет сказать, что сформировал часть поколения, а на другие куда больше повлияли идеи Симоны Бовуар или Ханны Арендт. В XX веке у женщин появилась возможность серьезно заниматься философией - и они прекрасно ей распорядились. Без Бовуар, Арендт и Рэнд представить себе современный мир невозможно, их читают не только ученые, но и активисты, бизнесмены, политики. Как мне кажется, и нам будет интересно немного поговорить об их идеях - как обычно, через призму необыкновенно интересных биографий. Тем более что в их случае биографии нередко делают идеи гораздо ясней.
31 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будем разбираться вместе.


16:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Два географических объекта, пришедшие мне в голову с бухты-барахты. Бухта Бабахта на пиратском острове сокровищ и Бухта Бхарата где-то в Индии.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта антиатеистическая карикатура 1862 года как нельзя лучше доказывает то, чего ее авторам вовсе не хотелось признавать. Ко второй половине XIX века атеизм стал явлением столь распространенным и известным, что просто отрицать его стало уже невозможно. Настало время полноценной борьбы между верой и неверием. Но как так получилось?



Еще в XV веке в Европе невозможно было найти атеиста, а к концу XIX они уже издавали журналы. Что произошло за эти четыре века? Попробуем разобраться на лекции во вторник, 29 марта. Поговорим о том, почему атеизм развился в Европе, а не в других регионах. О том, какие факторы способствовали его росту, а какие мешали. О первых известных атеистах и первых философских основаниях неверия. О деизме и агностицизме, шутках и трагедиях, революциях и научных открытиях. И проследим историю атеизма и свободомыслия с начала XVI до конца XIX века.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Приходите, будет интересно.

12:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
telegram.me/mykhology

Попробую сбрасывать в этот канал то, что покажется мне интересным (о религии, истории и культуре вообще). + мои комментарии и заметки. Кое-что будет и такое, чего нет здесь и в FB.
Не очень много, но регулярно.

18:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мой комментарий по поводу недавнего заявления патриарха (или, скорее, по поводу реакции на него).

09:39 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Отличные реконструкции раскрашенных древнегреческих статуй. (Да, их раскрашивали). Смотрится очень непривычно.

00:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
По ссылке можно послушать аудиозапись и посмотреть слайды моего выступления на недавней конференции по религии в видеоиграх. Речь идет о женских образах в современных играх в контексте New age-религиозности. А в качестве материала я выбрал BioShock Infinite и серию игр StarCraft. (Спойлеры!)
Прошу прощения, не знаю, как вставить запись из Вконтакте сюда.

13:30 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Есть такая расхожая цитата из Данте - "Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет".
Так вот.
Это не Данте.
Я знаю, что многие почтенные люди приписывали ее Данте. Патриарх Кирилл. Джон Кеннеди. Толпы людей до и после них. Особенно в интернете, где любят цитировать. Что объединяет всех этих людей? Они либо не читали Данте, либо читали его для галочки. Потому что всякий, кто читал "Божественную комедию", знает, кто на самом деле находится в самых страшных частях ада, и где на самом деле находятся сохранявшие нейтралитет. Данте был человеком страстным и действительно таких недолюбливал. Но расположил он их у входа в ад, прежде не только адских кругов, но даже и лимба. Они так ничтожны по мнению Данте, что не заслуживают даже адского наказания. Зажатые между жизнью и смертью, он страдают от этой раздвоенности, символизирующей их желание при жизни воздерживаться от суждений и усидеть на двух стульях.

И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было б легче им.
Их память на земле невоскресима;
От них и суд, и милость отошли.
Они не стоят слов: взгляни - и мимо!

Мысль эта, честное слово, поглубже расхожего штампа о "самых жарких уголках в аду", укоренившегося в сборниках цитат в середине XX века. Но чтоб узнать эту мысль Данте нужно - ужас! - дочитать до третьей песни "Ада". Страниц тридцать, не меньше! Эта задача, по-видимому, не всем по плечу.
Вы можете спросить, зачем же они тогда цитируют Данте? Не знаю. Думаю, хотят показаться образованней, чем есть на самом деле. Интересно, кем бы счел их Данте? Поддельщиками слов? Думаю, что все-таки лицемерами. Шестой ров восьмого круга. Не худшее место, не девятый круг и не пасти Люцифера, но куда как ближе к нему, чем адские врата.
Не будьте кретинами, проверяйте цитаты прежде, чем ляпать.

11:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Завел себе Telegram. Знаю, что там можно как-то подписываться на каналы (так называется?) Подскажите, кого интересно почитать?
Русский, английский, немецкий.
Саморекламу можно.

(А ведь когда-то мне случалось посылать и обычные телеграммы. Интересно, многие ли мои ровесники это делали).

Quodlibet

главная