Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мысль горожанина нередко — мысль, пущенная в обратном порядке. В Дюссельдорфе я впервые в жизни увидел дикого кролика. Первой моей мыслью было: "Как удивительно он похож на кролика Дюрера".

***
И Дюссельдорф, и Мюнстер замечательно полны жизни. Не только кролики (хотя в Мюнстере они ели прямо под моим окном). За четверть часа в парке Дюссельдорфа я увидел и белку, и уток, и диких гусей, и лебедей разом белых и черных, и каких-то вовсе уже незнакомых птиц, которых я даже не знаю, как назвать.

***
Приехав в Мюнстер я сперва решил, что велосипедов в нем больше, чем автомобилей. Получасом позже — что велосипедистов больше чем пешеходов. К вечеру второго дня я узнал, что в Мюнстере велосипедов просто больше, чем людей: у многих в городе их по два, для обыденных и торжественных случаев.

***
Чудесные города, чудесная страна, но жить там я бы не хотел. Насколько комфортно я чувствовал себя в Австрии, настолько дискомфортно в Германии: Франц-Иосиф, вино и опера, как национальная мания, мне понятней Бисмарка, пива и футбола. Впрочем, возможно, Берлин показался бы мне приятней, в маленьких городах я не чувствую себя на своем месте.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На этой фреске из римских катакомб христиане времен античности собрались на совместную трапезу. Почему? Зачем? Кто же собирается на трапезы в катакомбах среди могил? Этот вопрос интересовал и древних римлян. Они никак не могли понять, что это за люди такие, христиане. И, конечно, побаивались их.
Все мы с детства знаем о том, что христиан в древнем Риме преследовали. На лекции в этот вторник, 14 июня, мы постараемся разобраться, почему это происходило. Поговорим о том, кем были христиане II-III веков. В чем их подозревали, и как они защищались. Как была устроена их церковь, и как и почему их преследовали. Поговорим о святых и философах, чиновниках и рабах. Словом, вникнем в жизнь христиан времен империи и поймем, как это повлияло на развитие христианства в целом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это Пейто. В греческой мифологии она была воплощением убеждения, силы слов. На барельефе она смотрит на несохранившуюся до наших дней Елену Прекрасную. Почему я вспоминаю ее, если на лекции в этот вторник, 7 июня, мы будем говорить вовсе не о греческой мифологии, а о гностицизме и герметизме античности, своего рода тайных учениях, соседствовавших с христианством в первые века его существования? Во-первых, потому, что история Елены Прекрасной связана с гностицизмом совершенно прямо. Во-вторых, потому, что, думаю, Пейто нередко поминалась в дискуссиях, которые вели между собой люди античности. А именно об этих дискуссиях и пойдет речь на лекции. Мы постараемся понять, что значило быть гностиком - и отличались ли гностики от христиан. Поговорим о герметических текстах, о эллинистическом Египте и Ближнем Востоке, о магах и тайнах, о любви и снобизме - и, думаю, в этом разговоре поймем много важного и нового и о христианстве, и об античной культуре, о неоплатонизме и, конечно, о гностицизме и герметизме, этих уникальных религиозных феноменах.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.

16:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал между делом "Пандору в Конго" Пиньоля. Пиньоль до того, как стать писателем, был антропологом и работал как раз в Конго, так что я ожидал этнографической прозы и (зная период действия) переосмысления "Сердца тьмы". Во втором отношении я не ошибся, в первом - ошибся совершенно, потому что книжка не про реальное Конго и реальную Британскую империю, а карнавальная. Автор даже и не пытается изобразить реальность: главного героя зовут Маркус Гарви, герои-англичане переходят с "ты" на "вы", в 1918 поют гимн "Боже, храни королеву" и т.д. Конго тоже совершенно условное, история про другое. Читать скорее советую, чем не советую. Если бы прочитал раньше, поставил бы упоминание в оккультную часть нашего "Руританского романа", потому что пересечения есть прямые.

***
Вчера вечером посмотрели "Варкрафт". Как не посмотреть, если я впервые поиграл в "Варкрафт" в 8 лет? Фильм плохой, но лучше, чем я ожидал.

***
Добрался в Санкт-Петербурге до импрессионистов, которые теперь, оказывается, в здании Генерального штаба. Впечатление исключительно сильное и подкрепляется тем, что импрессионистов я знаю посредственно. А значит обнаружил много новых не только картин, но даже и художников, о которых прежде ничего не слышал.

***
Все это вам было не слишком интересно, поэтому вот интересное. Случайно обнаружил то, о чем все, наверное, знают, кроме меня. Потемкин (тот самый, екатерининский) был, оказывается, в 1763 назначен помощником обер-прокурора Синода. Т.е. заместителем Мелиссино, того самого, который предлагал ввести в православной Церкви женатый епископат и переодеть священников в "более приличное платье". Судя по всему, Потемкин ничего там особенно не делал, хотя Екатерина и выдала ему кое-какие инструкции. Но какова пара: Потемкин, еще камер-юнкер, и Мелиссино, только что назначенный на должность. Сочетание изумительное.

12:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я вернулся из Питера и уже настраиваюсь на завтрашнюю лекцию, которая, кстати, будет одну из самых странных и интересных, как мне кажется, тем. Говорить будем о том, кого религиоведы нередко называют просто "Воскресший".
Христианская традиция, ясное дело, говорит о том, что Иисус воскрес. Как религиоведы, мы не можем судить о реалистичности таких историй. Но это не значит, мы не должны в них разбираться. Так что на лекции во вторник, 31 мая, мы с вами займемся именно поисками Воскресшего. А если точнее - того, как, в каких условиях и почему исторический Иисус начал превращаться в сознании своих учеников в нечто новое. Мы будем говорить об апостолах, оставшихся без учителя; о бедах и спорах, о преследованиях и новых верующих. О том, почему в отличие от множества религиозных общин, ранние христиане смогли сохраниться и развиться даже после трагической гибели своего основателя.
Мне кажется, обсуждение этих вопросов - та основа, без которой христианство понять нельзя. Так что будем вникать в эти истории, нередко захватывающие и драматичные, и, может быть, поймем о христианстве что-то очень важное.
Приходите. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья и коллеги,
завтра, в пятницу 27 мая, я буду в Санкт-Петербурге. Так получилось, что с утра и часов до 7 вечера я буду свободен, т.е. занят Эрмитажем, в котором давно не был, прогулками по центру и обедом. Зная меня - возможно, двумя обедами.
Если кто-то хочет составить мне компанию, можно писать сюда u-mail`ы или завтра вотсапы, телеграмы и фейсбуки. Фейсбук кто надо знает, телефон - вот он.

Вернусь в воскресенье поздно вечером. Все лекции следующей недели в силе; в СПб буду доступен через все интернет-каналы, но сюда заходить особенно не буду.

Удачи.

10:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это женщина-всадница из времен ранней династии Тан. Одета по последней моде, но приготовилась к долгому путешествию. Куда она едет? Этого мы, конечно, не узнаем. Но представить себе можем, и попробуем сделать это в четверг, 26 мая, на лекции про первые века Средневековья.
Мы будем говорить о двух империях и любовных историях, благодаря которым они приобрели силу, о женщинах и мужчинах, служивших этим империям и управлявшим ими, о великих стройках, о евнухах и полководцах, о структуре и организации, о соседях империй и их внутренних проблемах. И разберемся, почему история Византии на западе и китайских империй Суй и Тан на востоке - ключ к пониманию той эпохи.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.


17:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как вы считаете, существуют ли какие-то обязательные правила вежливости в обслуживании?
Чиновник, приказчик в магазине, кассир, клерк - должны ли они улыбаться клиенту? Говорить "пожалуйста" и "спасибо"? Кланяться, как китайские мандарины? Если должны, то что должны и почему, если нет, то просто почему?
Спасибо!

00:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это - ставшая уже классической реконструкция внешности Иисуса. На самом деле мы понятия не имеем, как он выглядел, так что реконструкция скорее воспроизводит облик среднестатистического иудея I века нашей эры. К счастью, о самом Иисусе мы все-таки знаем побольше. И именно это и обсудим на лекции во вторник, 24 мая.
Полтора века историки и религиоведы изучают то немногое, что удалось узнать о биографии основателя христианства. Попробуем разобраться в этом и понять, кем был он сам и его ученики, чему он учил, в каких условиях жил, что ел и что пил, как молился, как относился к людям. Это один из важнейших вопросов религиоведения и одна из интереснейших тем для лекции, какие только можно вообразить. Так что - будем вникать.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите.

18:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
И несколько ссылок, чтоб не быть слишком серьезным.

Небольшой список книг о полиаморных отношениях. Тема не только затрагивающая меня лично, но и очень интересная с исследовательской точки зрения. Жаль, что в России ей мало занимаются. (Я сам, впрочем, тоже не занимаюсь, так что не мне ныть).

***
Статья 1941 года, которая прекрасно характеризует ту эпоху - о том, как прозрачна и проницаема граница между нормальным человеком и нацистом (не в прямом политическом, а в метафизическом смысле). Советую почитать хотя бы начало, пусть чтение и не самое приятное.

***
Карта путешествий, описанных в американских культовых книгах-травелогах. Любопытная!

18:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Следите за руками: одна вздорная статья, и у нас уже отбирают наши права. Все во благо детей! Невинные ласточки, сидящие вконтакте.
Сперва нам запретили публично обсуждать самоубийства и наркотики. Дети могут услышать! Конечно, ведь они узнают о наркотиках именно из интернет-энциклопедий, а во дворе за гаражами обсуждают только Овидия и Дхаммападу.
Потом выяснилось, что нельзя публично сказать, что любишь человека своего пола, обсудить биографию Цветаевой и процитировать Платона. Дети, эти ранимые души, могут узнать, что любовь движет солнце и светила вне зависимости от того, что у возлюбленного в штанах.
Потом обнаружилось, что с ними нельзя говорить и о разумном вечном гетеросексуальном. Если я хочу сказать в лекции, что либертены, бывало, занимались сексом, я должен поставить на лекцию маркер 18+. Дети, сами понимаете, не знают таких ужасов. Их шокирует, что такие гадости делают с живыми людьми. (Беру свои слова назад - Овидия за гаражами тоже нет, там обсуждают только соцреалистическую прозу). Наше все вовсе не Пушкин, фетишист и развратник, сплошь 18+, а дети. Мы должны их беречь. От кого? От нас.
Теперь выяснилось, что дети кончают с собой. Об этом с ними не говорили, потому что говорить было нельзя. Никто не сказал им, как больно человеку, упавшему с крыши, и как это некрасиво и неромантично. Закон суров! Никто не сказал им, что любовь, даже не разделенная, это прекрасно, потому что с ними нельзя говорить о любви. Закон! Никто не сказал ЛГБТ-подросткам, что они не сумасшедшие, и не извращенцы, а обычные люди, которых в будущем ждет счастье, не сказал, что самоубийство, даже когда тебя травят и презирают, это не выход. Закон!
И вот теперь мы видим самоубийства детей. Может быть, мы отменяем людоедские законы? Требуем, чтоб те, кто их принял, ушли в отставку? Нет, мы с серьезным видом обсуждаем, что бы еще запретить и куда бы еще пустить циклопа, пожирающего наших друзей. Дадим ему право мониторить соцсети. Обяжем родителей перлюстрировать переписку детей, и дадим циклопу право обшаривать наши дома и школы без суда. Циклоп обещает, что он сделает все хорошо. Он обидит только плохих людей, а нас не тронет. Все ради детей! Но так не бывает. Единственный подарок циклопа - право быть съеденным последним.

URL
16:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сообразил, что ничего не написал об этом тут.

Пару недель назад мы выпустили нашу новую книжку-игру: "Руританский роман".
Как обычно, все можно скачать бесплатно по ссылке.



Вот такие иллюстрации.
Работа была страшно интересная. Первую часть мы с Модо написали еще пару лет назад, и уже ее делать было очень увлекательно. 1930-е, Руритания, маленькая страна, большая политика.
Теперь мы дописали еще два больших приложения, каждое размером с условную основную часть.
Первое - "R.U.R." - про дизельпанк, научную фантастику 20-30-40-х. Неловкие роботы, лучи смерти, тайные заговоры, шпионы, "Метрополис" Ланга и все такое прочее.
Второе - "Тени над Стрельсау" - про мистику, тоже, конечно, из 20-30-40-х. Вампиры, магия, мумия, зловещие нацисты, ведьмы в духе Мюррей - словом, весь набор палп-ужасов эпохи, дань Weird tales и его авторам.
Оба приложения, конечно, смешные, но первое еще авантюрное, а другое как бы страшное (не очень-то, конечно).

Качайте, играйте, развлекайтесь.

Продолжение следует, мы уже думаем над ним. (А за репост вы получите это продолжение немного раньше других). Да нет, правда получите, почему бы нет?

00:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Стихотворение Карла Сэндберга в переводе Зенкевича, которое я время от времени перечитываю (надо бы выучить). Вешал в FB, а сюда, кажется, нет:

ТРИ СЛОВА

В детстве я слышал три красных слова;
Тысячи французов умирали на улицах
За Свободу, Равенство, Братство,— и я спросил,
Почему за слова умирают люди.

Я подрос, и почтенные люди с усами
Говорили, что три заветных слова —
Это Мать, Семья и Небо, а другие, постарше,
С орденами на груди, говорили: Бог, Долг и Бессмертье,—
Говорили нараспев и с глубоким вздохом.

Годы отстукивали свое тик-так на больших часах
Судеб человеческих, и вдруг метеорами
Сверкнули из огромной России три
Суровых слова, и рабочие с оружием пошли умирать
За Хлеб, Мир и Землю.

А раз я видел моряка американского флота,
Портовая девчонка сидела у него на коленях,
И он твердил: «Нужно уметь сказать три слова,
Только и всего: дайте мне ветчину, и яичницу,—
Что еще? — и немножко любви,
Моя крошка!»

10:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Второй Храм, главная святыня иудаизма на протяжении пяти веков. Модель, конечно, примерная, потому что настоящий Второй Храм разрушили без малого две тысячи лет назад. Ну и, конечно, едва ли в Храме часто бывало так пустынно. Во дворе должна была постоянно быть толпа иудеев со всего мира: кто-то пришел помолиться, кто-то - торговать, третьи - просто поговорить. Об иудеях, бывавших во Втором Храме, то есть живших между V веком до нашей эры и II веком нашей эры, мы и поговорим на лекции 17 мая.
Поговорим о беспримерном мужестве и постоянных восстаниях, о царе Ироде и фарисеях, о раввинах (строгих, добрых, и вовсе уже необычных), о римлянах и греках. О том, во что верили иудеи, когда среди них начали свою проповедь Иисус Христос и его ученики. Как ни странно, это все сложится в едва ли не приключенческую историю, пусть и с трагическим финалом. Но в то же время это тема, без которой нельзя понять ни современного иудаизма, ни христианства, потом что и тот, и другое в конечном счете - наследники религии, которой следовали во Втором Храме. Пока он не был разрушен - но об этом тоже поговорим завтра.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Будет интересно, приходите.


10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Средние века, мрачный промежуток между прекрасной древностью и чудесным Новым временем, - или Центральные Века, определившие развитие мировой цивилизации? Оба ответа вполне возможны, но я склоняюсь ко второму.
С этого четверга, 12 мая, я буду читать курс, в котором постараюсь об этом рассказать. Мы будем говорить о культуре Старого света между V и XV веком. Не столько о том, какие случались военные походы и какие короли или императоры чем правили, сколько о том, как люди в это время думали. Как они относились к себе и окружающим, как любили, как верили, как путешествовали, какие видели сны, что считали правильным, а что неправильным, что рисовали на картинах (и что не рисовали). Разумеется, и об исторических событиях поговорить придется. И мы проследим, как разворачивалось великое историческое полотно, пройдем по векам, затрагивая все культуры этого гигантского региона. Мы никогда не будем устраивать лекций в духе "Англия в X веке": если уж мы решим ограничить себя одним небольшим периодом, это будет "Старый свет в X веке" - от Японии до Англии. Мы будем много говорить об истории Дальнего Востока, затронем Африку и Индию. Словом, постараемся смотреть на историю не дробно, а комплексно, и осмыслить не только факты, но и процессы.
Курс предназначен для людей, которые интересуются историей, но пока еще недостаточно ее знают: скажем, уже слышали про Крестовые походы или монгольское нашествие, но детально в них не разбираются. Приходите, разберемся вместе.
Ну и, конечно, зовите друзей, чем больше нас будет, тем живее будут лекции. Like-share-repost, как теперь положено писать.



На первой лекции, 12 мая, речь пойдет о том, как и почему Средневековье вообще началось, почему мир пришел в движение, и что из этого получилось.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход - 300 рублей.

12:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Любопытный материал о русских крестьянах на Гавайях.

10:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это систр. Простой музыкальный инструмент, по существу - погремушка. Но древние римляне (а это римский систр первых веков нашей эры) использовали его не для развлечения детей, а для тайных религиозных обрядов.
Собственно, для мистерий культа Исиды, о которых мы будем много говорить на лекции во вторник, 10 мая. Мы попробуем разобраться в одной из самых интересных (и во многом загадочных) тем истории античности - в так называемых "восточных культах". Эти культы пришли с Ближнего Востока в Рим, и остались в нем очень надолго, став малоизвестной в массовой культуре, но очень важной частью античной мысли. В то же время расцвет восточных культов совпадает с расцветом Римской империи и подъемом христианства - и во многих отношениях эти религии и христианство похожи, как родные сестры. Попробуем понять, откуда берется это сходство. Словом, религиозные тайны, происхождение христианства, подъем Рима, и все это на одной лекции - мне кажется, должно получиться небезынтересно. (Добавим еще к этому, что религиозный опыт древних римлян неожиданно оказывается и похож, и не похож на наш современный; и об этом мы тоже поговорим).
Приходите. 10 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


00:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как широко известно, вечером по четвергам иногда бывает невесело. Поэтому вот вам три отличных истории об искусстве, причем все три с хэппи-эндом.

***
В конце 1980-х годах рисунки в пещере Альтамира начали портиться. Дальше - история про хорошо работающие мозги.

***
В XVI веке жил на свете один португальский солдат с занимательной биографией. Дальше - история про действительно занимательную биографию.

***
Первая версия "Гамлета", дошедшая до нас, это так называемое Кварто Q1 1603 года. Дальше - история очаровательного преступления.

10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это вотивная статуэтка, сделанная этрусками. Одна из многих вещей, которые мы будем обсуждать на лекции во вторник, 3 мая. Название лекции вы уже видели: "Во что верили греки и римляне и почему это интересно взрослым?"
Беда, действительно, в том, что взрослые перестают интересоваться этим вопросом. В детстве мы все узнаем про подвиги Геракла, про Икара или нить Ариадны, и начинает казаться, что мы все знаем о религии греков. А про римлян говорят, что у них все так же, как у греков, только имена другие.
Ничего подобного. Совсем иначе, а местами - ничего общего. И про греков мы тоже знаем мало, но 3 мая постараемся разобраться. Если сомневаетесь, идти ли на лекцию, попробуйте не заглядывая в гугл вспомнить, что такое Элевсинские мистерии и чем гаруспики отличаются от луперков. Если вспомнили - можете спокойно отдыхать дома. Если не получилось - приходите на лекцию. Будем обсуждать религию греков и римлян как взрослые. (Правда - секс и наркотики будут упомянуты, так что детишек лучше оставить дома или подготовить к серьезному разговору).

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

P.S. А еще это первая лекция нашего нового цикла. Будем разбираться, откуда появилось и как распространилось христианство. Да, для этого сначала надо поговорить о греках и римлянах - чтоб разобраться в контексте.

14:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новость явно из того же мира, что мой старый шуточный текст.

***
И еще две ссылки: на интересный материал про квир-мусульман и произведшую на меня большое впечатление историю Софьи Островской, довольно страшную, но интересную.

Quodlibet

главная