• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие современные, но на самом деле созданные в IX веке иллюстрации к Утрехтской псалтыри - характерный пример того небывалого культурного подъема, который мир переживал в те времена. Мы привыкли думать о Средневековье как о "темных веках", но, пожалуй, именно события 800 годов лучше всего доказывают, что это не так. Расцвет династии Каролингов и их ренессанс, эпоха Хэйан в Японии, эпоха Тан в Китае, времена Харуна ар-Рашида в арабском мире, возникновение новых государств и еще множество других больших и малых процессов, которые вместе складываются в удивительную картину взлета евразийской цивилизации. Об этом - и, конечно, о причинах этого взлета, - мы и поговорим на лекции в четверг, 21 июля. И обнаружим, что этот неизвестный нам, далекий IX век гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


12:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие вот средневековые шахматы - одно из немногих развлечений, которые были доступны рыцарю-монаху, будь то тамплиер, госпитальер или член любого другого духовного рыцарского ордена. Именно о них мы и поговорим с вами на лекции во вторник, 19 июля. Но как понять дух и смысл рыцарей-монахов, этой странной идеи? Думаю, нам стоит на полтора часа стать одним из них, так сказать, примерить на себя доспехи крестоносца, построить его биографию, увидеть, как они жили, чем занимались, во что верили. Так мы и сделаем - превратив лекцию в подобие игры: я буду рассказывать, а вы - определять ключевые повороты в жизни нашего героя.
Приходите, мне - и рыцарям Храма - нужна ваша помощь!
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


13:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья, я вчера был в РГГУ. Там идет набор в магистратуру сейчас. И мне сказали, что в магистратурах по культурологии и по религиоведению еще есть свободные бюджетные (!) места. За религиоведение РГГУ я могу ручаться лично, потому что я его закончил; культурология там тоже превосходная - я писал у них кандидатскую и знаю многих преподавателей. Это отличное место. Так что если вы живете в Москве и ищете, чему бы еще поучиться, очень рекомендую.

***
А у меня к вам есть вопрос. Не могли бы вы покидать мне в комментарии ссылки на схемы и планы космических кораблей? Особое предпочтение - современным проектам межпланетных кораблей; а если фантастике, то не гигантским разрушителям из звездных войн, а чему-то вроде "Серенити", "Тысячелетнего сокола" или, максимум, "Энтерпрайза".
Спасибо!

14:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
А для тех, кто не пойдет завтра слушать меня про католицизм, две публикации:
- статья про саентологию c кусочками моих комментариев. Вообще комментарий был примерно на час, но, естественно, в статью вошли отдельные фразы.
- мой комментарий "Сове" по следам двух дискуссий - о насилии против детей и насилии против женщин. Видит бог, я старался быть членоразделен, хотя хотелось рычать, рвать и метать.

10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
"И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам" - так написано в Откровении Иоанна Богослова. Вы, может быть, жаб и не признали, а это они. Почему они так не похожи на настоящих? Это один из вопросов, которым мы зададимся на лекции завтра, 12 июля. Мы будем говорить о том, как католицизм формировал европейскую культуру и политику в эпоху Высокого Средневековья. Поговорим об интригах и схоластике, о вере и преследовании еретиков, о войнах в Европе и Крестовых походах - и попробуем понять, как Церковь меняла мышление людей.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


16:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Совершенно случайно обнаружил сейчас, что один из моих школьных учителей истории в своем учебнике, посвященном Византии, передрал хороший кусок из Карташева - местами почти дословно и безо всяких кавычек. Перелистал в случайное место, проверил - и точно, в другом месте передернуто из "Истории Византии" Сказкина. Зачем, почему? Как он потом давал этот учебник своим ученикам, как не побоялся отправить рецензентам (одна из которых - очень известная ученая, которой, конечно, и в голову не пришло, что в такой работе может быть плагиат)? Как отравлял священнику, написавшему к книге комплиментарный отзыв? Сплошная досада.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Воин на картине Хань Ганя едет на одной лошади и ведет с собой другую, чтоб в любой момент пересесть на нее и продолжить движение. Ему было куда торопиться: VIII век - это эпоха срочных новостей. Арабские завоевания и иконоборчество в Византии, подъем Каролингов в Европе и грандиозные восстания в Китае, первые походы викингов и расцвет китайской поэзии, появление веданты и трудов Беды Достопочтенного. Период невероятно насыщенный, нередко жестокий, полный драматических поворотов, на долгие века определивших дальнейшее развитие человечества. Именно о нем мы поговорим на лекции в этот четверг, 7 июля. Будет много прекрасных стихов, много сражений, много удивительных поворотов - словом, наше путешествие сквозь историю в кои-то веки станет приключением.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


15:30 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот немецкий монах XII века пишет верхом на виверне, мифологическом чудовище. Они и правда писали - ну не на драконах, конечно, но практически в любых обстоятельствах. И на лекции в этот вторник, 5 июля, мы с вами попробуем понять почему.
Средневековый монах - один из символов европейской культуры, будь то бенедиктинцы, переписывающие старые рукописи, бродячие ученики Франциска, герои "Декамерона" или приятель Робина Гуда отец Тук. Почему так сложилось? Кем были монахи? Что они делали? Попробуем проследить жизнь условного средневекового монаха в деталях - от еды и сна до работы и молитвы, разберемся в нюансах, обсудим ордена и традиции - и, может быть, сможем взглянуть по-новому и на средневековое монашество, и на его наследие в современном мире.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.




Завтра, во вторник 28 июня, мы начинаем новый миникурс наших религиоведческих лекций. За лето мы постараемся разобраться в том, что представлял из себя средневековый католицизм. Крестовые походы и интриги папского двора, видения мистиков и схоластика, школяры и святые, еретики и короли - в этой истории все смешивается в необыкновенно запутанный, но столь же необыкновенно захватывающий сюжет. В то же время средневековый католицизм это, как мне кажется, ключ к пониманию западной культуры - как исторической, так и современной. Так что разобраться в нем не только интересно, но и полезно.

19:30, каждый вторник (начиная с 28 июня), Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Приходите и приводите друзей.

21:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Готовлюсь к завтрашней лекции, перечитываю китайскую средневековую поэзию, и случайно наткнулся на стихи Ду Фу (это 8 век, период одного из очень крупных восстаний, Ду Фу в действующей армии с той стороны, которая в период написания стихотворения терпит поражение). Называется "Весенний пейзаж".

Страна распадается с каждым днем.
Но природа - она жива:
И горы стоят, и реки текут,
И буйно растет трава.

Трагедией родины удручен,
Я слезы лью на цветы.
И вздрогнет душа - если птица вдруг
Крикнет из темноты.

Три месяца кряду горят в ночи
Сигнальных костров огни.
Я дал бы десять тысяч монет
За весточку от семьи.

Хочу надеть головной убор,
Но так ослабела плоть,
И волосы так поредели мои,
Что шпилькой не заколоть.

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это - карта мира, созданная в XI веке в Европе. Как видите, мир на ней изображен совсем не так, как мы его себе представляем. И дело даже не в том, что авторы карты плохо знали географию планеты (иначе и быть не могло), а в том, что у них было совершенно другое представление об организации и устройстве мира, о его предназначении и свойствах. И, мне кажется, не разобравшись в этом, говорить об истории Средневековья невозможно. Так что на лекции в четверг, 23 июня, мы попробуем понять, как думали люди Средневековья.
Пока что нас будут интересовать самые общие темы. Как они представляли себе пространство и что думали о времени? Куда помещали в этой схеме человека и бога? Что значили для них государство и город? Как был организован их мир, и чем был мир для них? Почему они смотрели на звезды и из-за чего не интересовались перспективой в живописи? Зачем они путешествовали? Словом, попробуем разобраться в теме "Мир и человек" (у вас был такой советский детский атлас?) так, как ее понимали в Средние века - и, как обычно, не только в Европе, но и в Азии.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Будет интересно, а тем, кто собирается дальше ходить на наш курс про Средние века, еще и полезно.


10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Богородица или Христородица? А Христос - бог, человек, бог и человек, богочеловек? А Троица - в ней есть иерархия? И есть ли Троица вообще? Этими и множеством других вопросов задавались ранние христиане со времен, когда у них начало появляться богословие. Из-за этих вопросов они ссорились друг с другом, изгоняли, преследовали; бывало, что дело доходило и до насилия. Об этом мы и поговорим на лекции во вторник, 21 июня. Разберемся в том, когда появилось христианское богословие, как формировался канон и как возникали ереси, чем они отличались друг от друга, и почему вообще знание об этих спорах может оказаться полезным для современного светского человека. Посмотрим, словом, как возникало то христианство, которое мы знаем - и поймем больше и о нем тогда, и о нем сейчас.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите, будет интересно.

12:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Не могу не поделиться: в традиционном ритуале венчания саентологов упоминается кошка!

22:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мысль горожанина нередко — мысль, пущенная в обратном порядке. В Дюссельдорфе я впервые в жизни увидел дикого кролика. Первой моей мыслью было: "Как удивительно он похож на кролика Дюрера".

***
И Дюссельдорф, и Мюнстер замечательно полны жизни. Не только кролики (хотя в Мюнстере они ели прямо под моим окном). За четверть часа в парке Дюссельдорфа я увидел и белку, и уток, и диких гусей, и лебедей разом белых и черных, и каких-то вовсе уже незнакомых птиц, которых я даже не знаю, как назвать.

***
Приехав в Мюнстер я сперва решил, что велосипедов в нем больше, чем автомобилей. Получасом позже — что велосипедистов больше чем пешеходов. К вечеру второго дня я узнал, что в Мюнстере велосипедов просто больше, чем людей: у многих в городе их по два, для обыденных и торжественных случаев.

***
Чудесные города, чудесная страна, но жить там я бы не хотел. Насколько комфортно я чувствовал себя в Австрии, настолько дискомфортно в Германии: Франц-Иосиф, вино и опера, как национальная мания, мне понятней Бисмарка, пива и футбола. Впрочем, возможно, Берлин показался бы мне приятней, в маленьких городах я не чувствую себя на своем месте.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На этой фреске из римских катакомб христиане времен античности собрались на совместную трапезу. Почему? Зачем? Кто же собирается на трапезы в катакомбах среди могил? Этот вопрос интересовал и древних римлян. Они никак не могли понять, что это за люди такие, христиане. И, конечно, побаивались их.
Все мы с детства знаем о том, что христиан в древнем Риме преследовали. На лекции в этот вторник, 14 июня, мы постараемся разобраться, почему это происходило. Поговорим о том, кем были христиане II-III веков. В чем их подозревали, и как они защищались. Как была устроена их церковь, и как и почему их преследовали. Поговорим о святых и философах, чиновниках и рабах. Словом, вникнем в жизнь христиан времен империи и поймем, как это повлияло на развитие христианства в целом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это Пейто. В греческой мифологии она была воплощением убеждения, силы слов. На барельефе она смотрит на несохранившуюся до наших дней Елену Прекрасную. Почему я вспоминаю ее, если на лекции в этот вторник, 7 июня, мы будем говорить вовсе не о греческой мифологии, а о гностицизме и герметизме античности, своего рода тайных учениях, соседствовавших с христианством в первые века его существования? Во-первых, потому, что история Елены Прекрасной связана с гностицизмом совершенно прямо. Во-вторых, потому, что, думаю, Пейто нередко поминалась в дискуссиях, которые вели между собой люди античности. А именно об этих дискуссиях и пойдет речь на лекции. Мы постараемся понять, что значило быть гностиком - и отличались ли гностики от христиан. Поговорим о герметических текстах, о эллинистическом Египте и Ближнем Востоке, о магах и тайнах, о любви и снобизме - и, думаю, в этом разговоре поймем много важного и нового и о христианстве, и об античной культуре, о неоплатонизме и, конечно, о гностицизме и герметизме, этих уникальных религиозных феноменах.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.

16:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал между делом "Пандору в Конго" Пиньоля. Пиньоль до того, как стать писателем, был антропологом и работал как раз в Конго, так что я ожидал этнографической прозы и (зная период действия) переосмысления "Сердца тьмы". Во втором отношении я не ошибся, в первом - ошибся совершенно, потому что книжка не про реальное Конго и реальную Британскую империю, а карнавальная. Автор даже и не пытается изобразить реальность: главного героя зовут Маркус Гарви, герои-англичане переходят с "ты" на "вы", в 1918 поют гимн "Боже, храни королеву" и т.д. Конго тоже совершенно условное, история про другое. Читать скорее советую, чем не советую. Если бы прочитал раньше, поставил бы упоминание в оккультную часть нашего "Руританского романа", потому что пересечения есть прямые.

***
Вчера вечером посмотрели "Варкрафт". Как не посмотреть, если я впервые поиграл в "Варкрафт" в 8 лет? Фильм плохой, но лучше, чем я ожидал.

***
Добрался в Санкт-Петербурге до импрессионистов, которые теперь, оказывается, в здании Генерального штаба. Впечатление исключительно сильное и подкрепляется тем, что импрессионистов я знаю посредственно. А значит обнаружил много новых не только картин, но даже и художников, о которых прежде ничего не слышал.

***
Все это вам было не слишком интересно, поэтому вот интересное. Случайно обнаружил то, о чем все, наверное, знают, кроме меня. Потемкин (тот самый, екатерининский) был, оказывается, в 1763 назначен помощником обер-прокурора Синода. Т.е. заместителем Мелиссино, того самого, который предлагал ввести в православной Церкви женатый епископат и переодеть священников в "более приличное платье". Судя по всему, Потемкин ничего там особенно не делал, хотя Екатерина и выдала ему кое-какие инструкции. Но какова пара: Потемкин, еще камер-юнкер, и Мелиссино, только что назначенный на должность. Сочетание изумительное.

12:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я вернулся из Питера и уже настраиваюсь на завтрашнюю лекцию, которая, кстати, будет одну из самых странных и интересных, как мне кажется, тем. Говорить будем о том, кого религиоведы нередко называют просто "Воскресший".
Христианская традиция, ясное дело, говорит о том, что Иисус воскрес. Как религиоведы, мы не можем судить о реалистичности таких историй. Но это не значит, мы не должны в них разбираться. Так что на лекции во вторник, 31 мая, мы с вами займемся именно поисками Воскресшего. А если точнее - того, как, в каких условиях и почему исторический Иисус начал превращаться в сознании своих учеников в нечто новое. Мы будем говорить об апостолах, оставшихся без учителя; о бедах и спорах, о преследованиях и новых верующих. О том, почему в отличие от множества религиозных общин, ранние христиане смогли сохраниться и развиться даже после трагической гибели своего основателя.
Мне кажется, обсуждение этих вопросов - та основа, без которой христианство понять нельзя. Так что будем вникать в эти истории, нередко захватывающие и драматичные, и, может быть, поймем о христианстве что-то очень важное.
Приходите. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья и коллеги,
завтра, в пятницу 27 мая, я буду в Санкт-Петербурге. Так получилось, что с утра и часов до 7 вечера я буду свободен, т.е. занят Эрмитажем, в котором давно не был, прогулками по центру и обедом. Зная меня - возможно, двумя обедами.
Если кто-то хочет составить мне компанию, можно писать сюда u-mail`ы или завтра вотсапы, телеграмы и фейсбуки. Фейсбук кто надо знает, телефон - вот он.

Вернусь в воскресенье поздно вечером. Все лекции следующей недели в силе; в СПб буду доступен через все интернет-каналы, но сюда заходить особенно не буду.

Удачи.

10:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это женщина-всадница из времен ранней династии Тан. Одета по последней моде, но приготовилась к долгому путешествию. Куда она едет? Этого мы, конечно, не узнаем. Но представить себе можем, и попробуем сделать это в четверг, 26 мая, на лекции про первые века Средневековья.
Мы будем говорить о двух империях и любовных историях, благодаря которым они приобрели силу, о женщинах и мужчинах, служивших этим империям и управлявшим ими, о великих стройках, о евнухах и полководцах, о структуре и организации, о соседях империй и их внутренних проблемах. И разберемся, почему история Византии на западе и китайских империй Суй и Тан на востоке - ключ к пониманию той эпохи.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.


Quodlibet

главная