• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
23:44 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Из-за истории с 58 школой и всякими смежными темами в комментариях ФБ я встретил удивительно большое количество антисемитов. Это меня всегда поражает. Уж евреев-то в России не осталось почти, все массовые фобии не раз сменились, все социальные причины конфликтов переформатировались, а все-таки есть еще люди, которые продолжают верно ненавидеть евреев.

***
Статья, которую стоит прочесть хотя бы ради фразы "We don't know the history of ancient cats". Ну и вообще, викинги, котики и т.д.: www.businessinsider.com/cats-sailed-with-viking...

***
Очень хороший новый текст Алексея Зыгмонта. Как и все, что пишет А.З. это текст для тех, кто уже хорошо умеет читать, он рассуждает о сложных вещах и не пытается при этом быть простым. Но почитать правда стоит. (Я сам согласен со многим написанным, хотя к Сартру и Фуко, как мне кажется, Алексей слишком строг).
trv-science.ru/2016/09/20/zabyt-baudrillarda/

***
Ученые восстановили, как звучал бы голос известного "Ледяного человека" Эци, о котором мы когда-то подробно говорили на одной из лекций: youtu.be/_FUH4xpYUMs

***
И история в моем любимом духе - про несуществующий город на реальной карте и том, что из этого вышло.

***
А я на лекции во вторник, 27 сентября, буду рассказывать про религии Мезоамерики. Тема изумительно интересная, так что даже мой пересказ ее не испортит. Как всегда, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, 400 рублей.

10:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В культуре инков понятие "запутанная история" приобрело бы практическое измерение - ведь их письменность и правда состояла из нитей и узелков, которые, как видите, легко могли запутаться. Уже много десятилетий ученые пытаются распутать историю инков и понять, как была устроена их религия, традиции и культура в целом. Так что на лекции во вторник, 20 сентября, нам с вами будет о чем поговорить. Обсудим империю инков, одно из самых удивительных государств на Земле, разом и самое развитое на своем континенте, и самое ужасное. Поговорим и о более ранних культурах этого региона. Разберемся в религии - от жертвопришений до миссионеров, от древних культов до идей, которым совсем немного оставалось до монотеизма. Затронем, конечно, и крушение этой культуры. Но главное - разберемся в том, как религия, традиции, образ жизни и экология соседствовали друг с другом в этих потрясающих местах и влияли друг на друга.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.



10:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Когда мы думаем об индейцах Северной Америки в памяти сразу всплывает ворох слов из детства: трубка мира, тропа войны, хижина - вигвам, женщина - скво, топор - томагавк. Между тем среди индейских племен были и те, что жили в каменных домах, томагавки привозили индейцам колонисты, а реальный гендерный мир доколумбовой Америки был сложен и запутан. Во всем этом - и, конечно, особенно в религии индейцев, мы и будем разбираться на лекции во вторник, 13 сентября. Поговорим о масках и людях с двумя душами, о том, как спускаться в мир мертвых, и том, зачем предкам железные дороги, о шаманах и их спорах, об обрядах и страхах, войнах и перемириях. И, конечно, о том, как на религию индейцев влияла экология - и наоборот.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход - 400 рублей.
Будет интересно.


09:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прыжки на батуте - не совсем то, о чем мы думаем, вспоминая культуры Крайнего Севера. Но инуиты прыгали и прыгают нередко. Да и вообще Крайний Север очень часто совсем не такой, как мы воображаем. Именно о нем и особенно о религиях жителей этих мест мы и поговорим на лекции во вторник, 6 сентября. О людях и утках, воскрешениях и лыжах, роли русских и американцев, о природе, которая влияет на религию, и холоде, определяющем образ жизни. Словом, отправимся за Полярный круг в поисках религии и человека.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:17 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Воображая себе средневековых людей, мы часто думаем о них, как об абстрактных, бестелесных образах. Нам важно, были ли они храбрыми, мудрыми, хитрыми, но куда реже нас интересует, были ли они рыжими или блондинами, высокими или низкими, крепкими или щуплыми. Между тем люди Средневековья обладали телами и, как и мы сегодня, много думали о них. Именно в этом нам и придется разобраться на лекции в четверг, 1 сентября. Мне кажется, что никакую культуру нельзя понять, если мы не поймем, как ее носители воспринимали собственные тела, как они относились к гигиене, болезням, спорту; наконец, что они думали о сексе и собственной сексуальности. Бестелесная история становится двумерной, плоской. Так что давайте попробуем понять, что значило тело для людей Средневековья в Европе и Китае, мусульманском мире и Индии. Думаю, это будет интересно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
P.S. На всякий случай укажу это, хотя вы и сами догадались: вход на лекцию только для совершеннолетних. Ничего такого уж особенного мы обсуждать не будем, но закон суров.


13:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Провел несколько дней в Баку и по рекомендации Модо пишу краткий отчет.
Не буду рассказывать о том, как ходил на пляж и ел (главное, конечно, ел) - скучно. Опишу кратко ощущения от города.

Четыре абзаца о Баку

10:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Гавайские острова. Я долго думал, какую фотографию использовать в анонсе лекции про полинезийцев, но решил, что лучше этого - крошечных частиц суши посреди бесконечного Тихого океана, - ничего не найти. Полинезийская культура, разбросанная по маленьким островам в тысячах километров друг от друга - удивительный пример не только мужества и любопытства, но и уникальных религиозных взглядов. В них нам с вами и нужно будет разобраться. Поговорим о Мауи и богах, жрецах и курицах, острове Пасхи и Новой Зеландии, Гавайских островах и океане. В России пока что мало интересуются полинезийцами, а зря, потому что это одна из самых интересных традиций планеты со всех точек зрения.
19:30, Читалкафе, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей.



P.S. для постоянных слушателей: а разговор о народах Севера мы перенесем на следующий вторник. Поразмыслив, я решил, что так оно будет логичней.

06:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья, я уехал в Азербайджан на несколько дней.
Не знаю, будет ли у меня там интернет, так что заранее извиняюсь, если не смогу отвечать.
Всем удачи!

11:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сегодня вечером буду читать лекцию про койсанские культуры. Мифов у них великое множество и все замечательные, но есть один, который, я считаю, вы знать обязаны. Это миф племени /кам. (/ - это щелкающий согласный, похожий на тот, который мы издаем, когда неодобрительно цокаем языком).

В прежние времена один человек древнего народа попросил жену отрезать ему уши - он хотел походить на своего младшего брата. На самом же деле жена его младшего брата просто побрила тому голову, сняв волосы, а не кожу.
Жена отказывалась, но он настаивал. И вот его жена отрезала ему уши. Тут он как стал кричать! А ведь он сам просил, чтобы она это сделала.


Английская версия другой версии того же мифа

Фотография начала рукописной записи

10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот так и выглядят наши лекции

Племенной вождь Сан, в просторечии - бушменов, рассказывает детям историю. Может быть, одну из тех, что мы завтра будем обсуждать на лекции? На дворе 1947, и много плохого в истории племени уже осталось позади - но и впереди еще были немалые проблемы.
Сан-бушмены - один из самых странных и интересных народов на Земле, и религия у них - потрясающе необычная, ни на что не похожая. Может быть, это одна из самых архаичных религий, сохранившихся на планете, возможность заглянуть в прошлое цивилизации. Нам с вами стоит разобраться в ней и тех исторических и экологических обстоятельствах, благодаря которым она сохранилась. А для сравнения мы посмотрим и на другие народы южной Африки и их традицию - на готтентотов (кой-койн) и зулусов.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей: хорошие мифы нужно слушать в компании.


10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Мулан. Та самая, про которую "Disney" снял мультфильм. Неизвестно, существовала ли она на самом деле, но в китайской поэме VI века описывается, как она, переодевшись мужчиной, заменила своего отца и пошла на военную службу, 12 лет сражалась и занимала чиновное место, а потом вернулась домой - и тут-то все и узнали, что на самом деле это женщина.
Насколько реалистична эта история? И какую роль вообще женщины играли в средневековом Китае или средневековой Европе? На лекции в четверг, 18 августа, мы постараемся разобраться в этом и понять, какими должны были быть и какими на самом деле были средневековые мужчины, женщины и третьи. Да, без третьих никак не обойтись, потому что Средневековье это еще и расцвет культуры евнухов, и без них разговор о гендере в те времена полон быть не может.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и будем разбираться: там все далеко не так однозначно и просто, как кажется.


10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Аборигены Австралии все еще занимаются традиционным искусством. Кое-кто из них продолжает жить в родных местах, но с каждым годом таких все меньше. Экосистема, в которой они жили, меняется, а значит меняются и их жизнь, и их религиозные взгляды. Или не значит? Разве экология и религия связаны друг с другом?
Именно на этот вопрос мы и постараемся ответить в нашем новом курсе, который начнется 16 августа. Несколько недель каждый вторник мы с вами будем отправляться в далекие путешествия: на Крайний Север и в пустыню Калахари, в Полинезию и Анды, Великие равнины и степи, чтобы понять, как природа влияла на религию - и как религия влияла на природу. Мы будем говорить о малоизвестных, но удивительно интересных народах, опыт жизни которых иногда ни в чем не похож на наш, а иногда, кажется, совершенно от нашего и не отличается.
И начнем мы это путешествие во вторник. 16 августа, с Австралии, с песен, которые конструировали сны, с людей, которые возвращались назад из мертвых, со змей, кенгуру и звезд и, главное, с удивительных людей, которые тысячи лет не знали ничего об остальном мире.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей.


12:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я знаю, что меня читают люди, много играющие в словесные ролевые игры. (Не люблю называть их настольными).

Скажите мне, когда вы читаете новый рулбук, что делает его для вас привлекательным? Помимо остроумной системы. Персонажи? Локации? Конфликты? Художественные вставки? Блаженное чувство узнавание? Наоборот, исключительная оригинальность?
Чем больше будет ответов, тем лучше.

На картинке для сами знаете чего - напоминание о славных днях нашего прошлого.


09:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Может быть, кто-нибудь подскажет мне книжку? Нужно что-нибудь почитать про систему провинциального управления в Римской империи. Можно не книжку, а статью или главу из какой-нибудь хорошей книги. Мало разбираюсь в этом периоде, надеюсь на ваши советы.

10:45 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это один из портретов, на которых может быть изображена Лукреция Борджиа. Аллегория Флоры в языческом венке - но с необычным крестом на груди. Мне этот портрет кажется одним из лучших символов эпохи - в нем есть и драма, и загадка, и эротика, и сочетание ренессансных и христианских идей.
Именно таким был для католицизма конец XV века, когда к власти пришла семья Борджиа. О Борджиа мы и будем говорить на лекции во вторник, 9 августа. А вернее - о Борджиа и их эпохе. Не только об интригах папы Александра и походах его сына Чезаре, но о церкви и гуманизме, о Макиавелли и Савонароле, открытии Америки и кризисе католицизма. И, надеюсь, поймем больше о том, как Средневековье превращалось в Новое время, а католическая церковь попадала в совершенно новые обстоятельства.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите: история там такая, что скучать нам точно не придется.


10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это маленькое инопланетное существо - король. Не настоящий, конечно, а фигурка для игры в хнефатафл, настольную игру викингов, очень популярную у них до распространения шахмат. Этот конкретный набор был сделан в X веке, именно том, о котором мы будем говорить с вами на лекции в четверг, 4 августа.
X век - век тотального расцвета. Великая культура Хэйан в Японии, подъем Византии, Киевской Руси и даже Нубии, установление империи Сун в Китае. Словом, после предшествовавших непростых столетий мир вдруг начал развиваться небывалыми темпами. И нам с вами надо будет завтра разобраться, как и почему он это делал - естественно не на уровне одной только теории, но и через призму биографий людей, живших в те времена.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.


10:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Люди, горящие на этом костре - еретики. Если говорить точно, амальрикиане, представители одного из маленьких средневековых направлений инакомыслия. Амальрикиан никогда не было много - но, как видите, сам король посчитал нужным присутствовать при их сожжении. Почему? Почему вообще инакомыслящий был столь ненавистен и в то же время столь влиятелен в Средние века? Как катары, вальденсы и гуситы меняли историю Европы? Что вообще значило в Средние века - "думать иначе"? Разберемся на лекции, а заодно обсудим ряд необыкновенно интересных героев и ярчайших событий Средних веков.
19:30, вторник, 2 августа, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


13:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Некоторое время назад обстоятельства сложились так, что я попал на несколько дней в немецкий город Мюнстер - там проходила большая религиоведческая конференция. Сам город, крошечный, я быстро обошел, заняться по вечерам мне было нечем, и я стал писать письма родным - о Мюнстере и его истории. Писать их от своего имени мне показалось скучно, так что в результате из этих писем сложилось нечто вроде исторического (и местами фантастического) рассказа. Он косвенно связан с одним из наших игровых проектов, "Руританией", но можно спокойно читать и ничего про нее не зная.
Некоторые комментарии к рассказу я повешу в комментариях же.

Мюнстерские письма

I, 22 июня 1535 года

II, 23 июня 1535 года

III, апрель 1573 года

IV. Недатированные страницы дневника

V. 3 июля 1535 года

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
История католицизма в позднем Средневековье - странная история. Авиньонский плен и великая схизма, войны и чума, святые и авантюристы, слепые полководцы и пираты на папском троне, эпоха максимального влияния - и предчувствие грядущей Реформации. В этом удивительном времени и этой запутанной истории мы с вами и постараемся разобраться на лекции во вторник, 26 июля.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Приходите, будет интересно.


11:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие современные, но на самом деле созданные в IX веке иллюстрации к Утрехтской псалтыри - характерный пример того небывалого культурного подъема, который мир переживал в те времена. Мы привыкли думать о Средневековье как о "темных веках", но, пожалуй, именно события 800 годов лучше всего доказывают, что это не так. Расцвет династии Каролингов и их ренессанс, эпоха Хэйан в Японии, эпоха Тан в Китае, времена Харуна ар-Рашида в арабском мире, возникновение новых государств и еще множество других больших и малых процессов, которые вместе складываются в удивительную картину взлета евразийской цивилизации. Об этом - и, конечно, о причинах этого взлета, - мы и поговорим на лекции в четверг, 21 июля. И обнаружим, что этот неизвестный нам, далекий IX век гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


Quodlibet

главная