• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Средние века, мрачный промежуток между прекрасной древностью и чудесным Новым временем, - или Центральные Века, определившие развитие мировой цивилизации? Оба ответа вполне возможны, но я склоняюсь ко второму.
С этого четверга, 12 мая, я буду читать курс, в котором постараюсь об этом рассказать. Мы будем говорить о культуре Старого света между V и XV веком. Не столько о том, какие случались военные походы и какие короли или императоры чем правили, сколько о том, как люди в это время думали. Как они относились к себе и окружающим, как любили, как верили, как путешествовали, какие видели сны, что считали правильным, а что неправильным, что рисовали на картинах (и что не рисовали). Разумеется, и об исторических событиях поговорить придется. И мы проследим, как разворачивалось великое историческое полотно, пройдем по векам, затрагивая все культуры этого гигантского региона. Мы никогда не будем устраивать лекций в духе "Англия в X веке": если уж мы решим ограничить себя одним небольшим периодом, это будет "Старый свет в X веке" - от Японии до Англии. Мы будем много говорить об истории Дальнего Востока, затронем Африку и Индию. Словом, постараемся смотреть на историю не дробно, а комплексно, и осмыслить не только факты, но и процессы.
Курс предназначен для людей, которые интересуются историей, но пока еще недостаточно ее знают: скажем, уже слышали про Крестовые походы или монгольское нашествие, но детально в них не разбираются. Приходите, разберемся вместе.
Ну и, конечно, зовите друзей, чем больше нас будет, тем живее будут лекции. Like-share-repost, как теперь положено писать.



На первой лекции, 12 мая, речь пойдет о том, как и почему Средневековье вообще началось, почему мир пришел в движение, и что из этого получилось.
Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход - 300 рублей.

12:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Любопытный материал о русских крестьянах на Гавайях.

10:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это систр. Простой музыкальный инструмент, по существу - погремушка. Но древние римляне (а это римский систр первых веков нашей эры) использовали его не для развлечения детей, а для тайных религиозных обрядов.
Собственно, для мистерий культа Исиды, о которых мы будем много говорить на лекции во вторник, 10 мая. Мы попробуем разобраться в одной из самых интересных (и во многом загадочных) тем истории античности - в так называемых "восточных культах". Эти культы пришли с Ближнего Востока в Рим, и остались в нем очень надолго, став малоизвестной в массовой культуре, но очень важной частью античной мысли. В то же время расцвет восточных культов совпадает с расцветом Римской империи и подъемом христианства - и во многих отношениях эти религии и христианство похожи, как родные сестры. Попробуем понять, откуда берется это сходство. Словом, религиозные тайны, происхождение христианства, подъем Рима, и все это на одной лекции - мне кажется, должно получиться небезынтересно. (Добавим еще к этому, что религиозный опыт древних римлян неожиданно оказывается и похож, и не похож на наш современный; и об этом мы тоже поговорим).
Приходите. 10 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


00:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как широко известно, вечером по четвергам иногда бывает невесело. Поэтому вот вам три отличных истории об искусстве, причем все три с хэппи-эндом.

***
В конце 1980-х годах рисунки в пещере Альтамира начали портиться. Дальше - история про хорошо работающие мозги.

***
В XVI веке жил на свете один португальский солдат с занимательной биографией. Дальше - история про действительно занимательную биографию.

***
Первая версия "Гамлета", дошедшая до нас, это так называемое Кварто Q1 1603 года. Дальше - история очаровательного преступления.

10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это вотивная статуэтка, сделанная этрусками. Одна из многих вещей, которые мы будем обсуждать на лекции во вторник, 3 мая. Название лекции вы уже видели: "Во что верили греки и римляне и почему это интересно взрослым?"
Беда, действительно, в том, что взрослые перестают интересоваться этим вопросом. В детстве мы все узнаем про подвиги Геракла, про Икара или нить Ариадны, и начинает казаться, что мы все знаем о религии греков. А про римлян говорят, что у них все так же, как у греков, только имена другие.
Ничего подобного. Совсем иначе, а местами - ничего общего. И про греков мы тоже знаем мало, но 3 мая постараемся разобраться. Если сомневаетесь, идти ли на лекцию, попробуйте не заглядывая в гугл вспомнить, что такое Элевсинские мистерии и чем гаруспики отличаются от луперков. Если вспомнили - можете спокойно отдыхать дома. Если не получилось - приходите на лекцию. Будем обсуждать религию греков и римлян как взрослые. (Правда - секс и наркотики будут упомянуты, так что детишек лучше оставить дома или подготовить к серьезному разговору).

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

P.S. А еще это первая лекция нашего нового цикла. Будем разбираться, откуда появилось и как распространилось христианство. Да, для этого сначала надо поговорить о греках и римлянах - чтоб разобраться в контексте.

14:27 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Новость явно из того же мира, что мой старый шуточный текст.

***
И еще две ссылки: на интересный материал про квир-мусульман и произведшую на меня большое впечатление историю Софьи Островской, довольно страшную, но интересную.

09:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта замечательная маска сделана в Китае задолго до того, как он приобрел привычные нам культурные черты. 1200 годы до нашей эры, бронзовый век, культура, чудом открытая в 1920-х. Именно о таких вещах мы и будем говорить на лекции в четверг, 28 апреля: о бронзовом веке к Востоку от Урала, о культурах, найденных археологами (и окруженных вечным враньем СМИ), об ученых и случайностях, принцессах, которые на самом деле не принцессы, и гаданиях на черепашьих панцирях. Отправимся в путь из "страны городов" Урала и, сквозь время и всю Азию, доберемся до Японских островов и наступающего железного века.
О бронзовом веке в Европе и Средиземноморье мы все слышали. О востоке знаем меньше, так что, думаю, будет интересно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите.


09:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
За этой рекламой - отличная история. Движение, соединяющее интерес к дальневосточным религиям с западной философией, созданное русской эмигранткой и американским полковником, рекламирует себя в Австралии. Но и не такие истории случались в XX веке, когда идеи Китая, Тибета и Японии стали известны европейцам, погруженным в духовный поиск. О том, что из этого вышло мы и поговорим на лекции во вторник, 26 апреля: о теософии и антропософии, Рерихах и Гурджиеве, муновской "Церкви объединения", Фалуньгун и других течениях, которые возникли на Востоке или в связи с Востоком - но распространились и на западе.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


09:11 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот храм во Вьетнаме - прекрасное совмещение традиций христианской и местной культовой архитектуры. И хорошая иллюстрация для нашей следующей лекции, которая состоится во вторник, 19 апреля. Говорить мы будем именно о таких совмещениях, о новых религиозных движениях, соединяющих монотеистическую традицию с азиатским или африканским опытом. Начнем с сикхов, а продолжим бахаями и растафари, заодно коснувшись и некоторых менее известных групп. Поговорим о синкретизме и традиции, о колониализме и восточных империях, о религиозных поисках и драматических историях основателей религий. И посмотрим на привычный монотеизм под непривычным углом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите: тема такая, что скучно точно не будет.


16:21 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Агриппа перечисляет животных, связанных с влиянием Сатурна: "Животные — одинокие, ночные, грустные, созерцательные, виды диких, гадкие или скупые, робкие, меланхолические, очень трудолюбивые, или очень усталые, медлительные в движениях, со страшным криком, и те, которые пожирают своих малышей; из подобных животных — крот, обезьяна, дракон, василиск, жаба, все змеи и рептилии, скорпионы, муравьи, и все то, что рождается из гнили в земле, в воде, в развалинах домов, как-то крысы и разные виды червей".

Понятно, почему - "тяжелая звезда Сатурна", как называет его Шекспир, была связана в герметизме с меланхолией и болезнями. Но как мило!
А еще он считает, что тюлень - это солнечная рыба.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вчера после лекции Ste*phane напомнила мне прекрасное стихотворение Киплинга, одна из строф которого - как раз про эпоху, которую мы обсуждали.
Несколько лет я думал прочитать лекцию о позднем каменном и медном веке в Европе. Вчера, наконец, сделал это. Не знаю, как оно показалось слушателям, но мне самому было необыкновенно интересно готовить этот материал. Сложно представить, насколько трогательными и захватывающими могут быть истории, произошедшие 4000 лет назад в обществе, о котором мы знаем только из археологических и генетических исследований.
А вот Киплинг:

"Романтика, прощай навек!
С резною костью ты ушла, -
Сказал пещерный человек, -
И бьет теперь кремнем стрела.
Бог плясок больше не в чести.
Увы, романтика! Прости!"

читать дальше

09:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На фотографии внизу, разумеется, Стоунхендж - думаю, все его узнали. Как и все, я восхищаюсь им, но в то же время слегка его недолюбливаю. Почему? Потому, что за популярностью Стоунженджа часто не замечают множество не менее (и даже более) изумительных построек, датируемых примерно тем же или даже более ранним временем. Многие из них мы обсудим на лекции в этот четверг, 14 апреля.
Мы будем говорить о Европе до прихода в нее индоевропейцев, о позднем неолите и раннем бронзовом веке. Об охотниках и архитекторах, воинах и астрономах, и, конечно, об ученых, которые их исследуют. Как разобраться в истории до письменности? Что помогает нам реконструировать события пятитысячелетней давности, о которых не рассказал ни один хронист? Где граница между научной реконструкцией и конспирологическими теориями? И, главное, как жили, во что верили и чего достигли эти не умевшие даже писать люди, исчезнувшие тысячелетия назад?
Может быть, вопросы эти звучат академично и сухо, но, поверьте, это необыкновенно интересно: нередко жизнь этих людей оказывалась совсем не такой, как представляют ее себе в массовой культуре.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Будем разбираться.


09:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Даже члены Фундаменталистской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней играют в баскетбол - почему бы нет? Между тем это самая ортодоксальная из мормонских общин (и, например, половина этих девушек - жены одного человека). У большинства мормонов жизнь сейчас и современней, и проще, да и встретить их можно не только в Америке и Канаде, но и в Африке, и в Азии, и в России, причем подчас прямо у своего подъезда. То же касается и Свидетелей Иеговы, еще одной очень активной в смысле миссионерства группы. Все мы их видели, все о них слышали, но мало кто задумывается о том, что представляют собой их взгляды с богословской точки зрения. Или о том, какова история этих движений (а она очень драматична) и каково их представление об истории (а оно временами фантастически интересно). Или об их роли в политике. На лекции мы постараемся обо всем этом поговорить и разобраться, что же такое Свидетели Иеговы и мормоны с точки зрения религиоведения - и, кстати, заодно избавимся от бессмысленных предубеждений на их счет.

12 апреля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Приходите.

P.S. Просят еще рассказать немного про амишей. Хорошая мысль - поговорим немного и про них.


17:56 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Для оккультной ветки Руритании взялся перечитывать Лавкрафта. Не могу сказать, что очень люблю его, но нельзя не признать, что у него есть замечательные места. Вот, скажем, превосходное начало рассказа:

When Randolph Carter was thirty he lost the key of the gate of dreams.
(Silver Key, 1926)

20:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

12:59 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Совершенно согласен с этими размышлениями и помню, что примерно те же мысли были и у меня, когда я читал Ремарка. Впрочем, на этом месте могла бы быть и советская "лейтенантская проза". Может быть из-за опыта моей семьи война всегда была для меня прежде всего трагедией, и именно эта трагедия вымывается сейчас официальной идеологией. Мне кажется, то, что происходит в последние годы - худшее, что можно сделать с памятью о войне.
Позволяю себе убрать часть текста под кат для удобства - но советую дочитать его до конца.

06.04.2016 в 12:38
Пишет Жемчужный Дар:

Сначала думать
Этот пост зрел в моей голове 3 недели. С тех самых пор, как я начала читать "На западном фронте без перемен". Да, я в 30 лет наконец впервые прочитала эту книгу. Но речь сейчас о другом.

Через месяц, а на самом деле, гораздо раньше, начнется подготовка и масштабное - как все последние десятилетия - празднование Дня Победы. И я уже заранее с ужасом предвкушаю соответствующую лексику и патетику в постах в интернете и в СМИ. Чудовищно много нам говорят о величии советской армии, о мощи танков и самолетов, о тактическом и стратегическом гении руководства, о невероятном героизме и силе советского народа. И чудовищно мало говорят о реалиях войны, о судьбе отдельных семей, отдельных людей, отдельных событиях. Да, снимают программы с воспоминаниями, да, делают убедительную инфографику, да, пишут книги. Но доминирующим остается "Мы победили и неважно, какой ценой". Строго говоря, когда начала Великая Отечественная, вариантов у людей не было - только воевать. Я не хочу здесь говорить о внешней политике и стратегических ошибках высших чинов, это неважно сейчас. Важно, что простые люди могли только идти на войну и умирать за Родину. Потому что на нас напали, а мы защищались. Люди защищали свою землю, своих родных, самих себя. При этом это не отменяет того, что потери были колоссальны, не отменяет трагедий в каждой семье, не отменяет всех ужасов войны.

Сейчас же риторика совершенно иная - мы вас один раз уже побили и еще побьем! читать дальше

URL записи

URL
10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Недавно в России открылся первый храм Летающего макаронного монстра, популярного шуточного культа, в который вступают атеисты по всему миру. Западные атеистические идеи постепенно добираются и до нас. Но что это за идеи? Как развивался атеизм в XX веке, и что он представляет из себя сейчас?
Именно в этом мы попробуем разобраться на лекции завтра, 5 апреля: от Фрейда и Ницше дойдем до современных Докинза и Деннета, от атеистического террора до шуточных религий. Поговорим об атеизме экзистенциалистов, о границе между атеизмом и неверием (и том, есть ли она), о типах и вариантах атеизма с точки зрения современной философии. И, конечно, о перспективах развития атеизма в будущем.
Приходите, будет интересно.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Джон Голт - главный герой романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Как видите, люди и сейчас выходят с его именем на плакатах; роман сформировал целое поколение людей. Вернее, впрочем, будет сказать, что сформировал часть поколения, а на другие куда больше повлияли идеи Симоны Бовуар или Ханны Арендт. В XX веке у женщин появилась возможность серьезно заниматься философией - и они прекрасно ей распорядились. Без Бовуар, Арендт и Рэнд представить себе современный мир невозможно, их читают не только ученые, но и активисты, бизнесмены, политики. Как мне кажется, и нам будет интересно немного поговорить об их идеях - как обычно, через призму необыкновенно интересных биографий. Тем более что в их случае биографии нередко делают идеи гораздо ясней.
31 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будем разбираться вместе.


16:35 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Два географических объекта, пришедшие мне в голову с бухты-барахты. Бухта Бабахта на пиратском острове сокровищ и Бухта Бхарата где-то в Индии.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Эта антиатеистическая карикатура 1862 года как нельзя лучше доказывает то, чего ее авторам вовсе не хотелось признавать. Ко второй половине XIX века атеизм стал явлением столь распространенным и известным, что просто отрицать его стало уже невозможно. Настало время полноценной борьбы между верой и неверием. Но как так получилось?



Еще в XV веке в Европе невозможно было найти атеиста, а к концу XIX они уже издавали журналы. Что произошло за эти четыре века? Попробуем разобраться на лекции во вторник, 29 марта. Поговорим о том, почему атеизм развился в Европе, а не в других регионах. О том, какие факторы способствовали его росту, а какие мешали. О первых известных атеистах и первых философских основаниях неверия. О деизме и агностицизме, шутках и трагедиях, революциях и научных открытиях. И проследим историю атеизма и свободомыслия с начала XVI до конца XIX века.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Приходите, будет интересно.

Quodlibet

главная