• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:30 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот немецкий монах XII века пишет верхом на виверне, мифологическом чудовище. Они и правда писали - ну не на драконах, конечно, но практически в любых обстоятельствах. И на лекции в этот вторник, 5 июля, мы с вами попробуем понять почему.
Средневековый монах - один из символов европейской культуры, будь то бенедиктинцы, переписывающие старые рукописи, бродячие ученики Франциска, герои "Декамерона" или приятель Робина Гуда отец Тук. Почему так сложилось? Кем были монахи? Что они делали? Попробуем проследить жизнь условного средневекового монаха в деталях - от еды и сна до работы и молитвы, разберемся в нюансах, обсудим ордена и традиции - и, может быть, сможем взглянуть по-новому и на средневековое монашество, и на его наследие в современном мире.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.




Завтра, во вторник 28 июня, мы начинаем новый миникурс наших религиоведческих лекций. За лето мы постараемся разобраться в том, что представлял из себя средневековый католицизм. Крестовые походы и интриги папского двора, видения мистиков и схоластика, школяры и святые, еретики и короли - в этой истории все смешивается в необыкновенно запутанный, но столь же необыкновенно захватывающий сюжет. В то же время средневековый католицизм это, как мне кажется, ключ к пониманию западной культуры - как исторической, так и современной. Так что разобраться в нем не только интересно, но и полезно.

19:30, каждый вторник (начиная с 28 июня), Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Приходите и приводите друзей.

21:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Готовлюсь к завтрашней лекции, перечитываю китайскую средневековую поэзию, и случайно наткнулся на стихи Ду Фу (это 8 век, период одного из очень крупных восстаний, Ду Фу в действующей армии с той стороны, которая в период написания стихотворения терпит поражение). Называется "Весенний пейзаж".

Страна распадается с каждым днем.
Но природа - она жива:
И горы стоят, и реки текут,
И буйно растет трава.

Трагедией родины удручен,
Я слезы лью на цветы.
И вздрогнет душа - если птица вдруг
Крикнет из темноты.

Три месяца кряду горят в ночи
Сигнальных костров огни.
Я дал бы десять тысяч монет
За весточку от семьи.

Хочу надеть головной убор,
Но так ослабела плоть,
И волосы так поредели мои,
Что шпилькой не заколоть.

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это - карта мира, созданная в XI веке в Европе. Как видите, мир на ней изображен совсем не так, как мы его себе представляем. И дело даже не в том, что авторы карты плохо знали географию планеты (иначе и быть не могло), а в том, что у них было совершенно другое представление об организации и устройстве мира, о его предназначении и свойствах. И, мне кажется, не разобравшись в этом, говорить об истории Средневековья невозможно. Так что на лекции в четверг, 23 июня, мы попробуем понять, как думали люди Средневековья.
Пока что нас будут интересовать самые общие темы. Как они представляли себе пространство и что думали о времени? Куда помещали в этой схеме человека и бога? Что значили для них государство и город? Как был организован их мир, и чем был мир для них? Почему они смотрели на звезды и из-за чего не интересовались перспективой в живописи? Зачем они путешествовали? Словом, попробуем разобраться в теме "Мир и человек" (у вас был такой советский детский атлас?) так, как ее понимали в Средние века - и, как обычно, не только в Европе, но и в Азии.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Будет интересно, а тем, кто собирается дальше ходить на наш курс про Средние века, еще и полезно.


10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Богородица или Христородица? А Христос - бог, человек, бог и человек, богочеловек? А Троица - в ней есть иерархия? И есть ли Троица вообще? Этими и множеством других вопросов задавались ранние христиане со времен, когда у них начало появляться богословие. Из-за этих вопросов они ссорились друг с другом, изгоняли, преследовали; бывало, что дело доходило и до насилия. Об этом мы и поговорим на лекции во вторник, 21 июня. Разберемся в том, когда появилось христианское богословие, как формировался канон и как возникали ереси, чем они отличались друг от друга, и почему вообще знание об этих спорах может оказаться полезным для современного светского человека. Посмотрим, словом, как возникало то христианство, которое мы знаем - и поймем больше и о нем тогда, и о нем сейчас.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите, будет интересно.

12:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Не могу не поделиться: в традиционном ритуале венчания саентологов упоминается кошка!

22:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мысль горожанина нередко — мысль, пущенная в обратном порядке. В Дюссельдорфе я впервые в жизни увидел дикого кролика. Первой моей мыслью было: "Как удивительно он похож на кролика Дюрера".

***
И Дюссельдорф, и Мюнстер замечательно полны жизни. Не только кролики (хотя в Мюнстере они ели прямо под моим окном). За четверть часа в парке Дюссельдорфа я увидел и белку, и уток, и диких гусей, и лебедей разом белых и черных, и каких-то вовсе уже незнакомых птиц, которых я даже не знаю, как назвать.

***
Приехав в Мюнстер я сперва решил, что велосипедов в нем больше, чем автомобилей. Получасом позже — что велосипедистов больше чем пешеходов. К вечеру второго дня я узнал, что в Мюнстере велосипедов просто больше, чем людей: у многих в городе их по два, для обыденных и торжественных случаев.

***
Чудесные города, чудесная страна, но жить там я бы не хотел. Насколько комфортно я чувствовал себя в Австрии, настолько дискомфортно в Германии: Франц-Иосиф, вино и опера, как национальная мания, мне понятней Бисмарка, пива и футбола. Впрочем, возможно, Берлин показался бы мне приятней, в маленьких городах я не чувствую себя на своем месте.

10:00 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На этой фреске из римских катакомб христиане времен античности собрались на совместную трапезу. Почему? Зачем? Кто же собирается на трапезы в катакомбах среди могил? Этот вопрос интересовал и древних римлян. Они никак не могли понять, что это за люди такие, христиане. И, конечно, побаивались их.
Все мы с детства знаем о том, что христиан в древнем Риме преследовали. На лекции в этот вторник, 14 июня, мы постараемся разобраться, почему это происходило. Поговорим о том, кем были христиане II-III веков. В чем их подозревали, и как они защищались. Как была устроена их церковь, и как и почему их преследовали. Поговорим о святых и философах, чиновниках и рабах. Словом, вникнем в жизнь христиан времен империи и поймем, как это повлияло на развитие христианства в целом.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


10:18 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это Пейто. В греческой мифологии она была воплощением убеждения, силы слов. На барельефе она смотрит на несохранившуюся до наших дней Елену Прекрасную. Почему я вспоминаю ее, если на лекции в этот вторник, 7 июня, мы будем говорить вовсе не о греческой мифологии, а о гностицизме и герметизме античности, своего рода тайных учениях, соседствовавших с христианством в первые века его существования? Во-первых, потому, что история Елены Прекрасной связана с гностицизмом совершенно прямо. Во-вторых, потому, что, думаю, Пейто нередко поминалась в дискуссиях, которые вели между собой люди античности. А именно об этих дискуссиях и пойдет речь на лекции. Мы постараемся понять, что значило быть гностиком - и отличались ли гностики от христиан. Поговорим о герметических текстах, о эллинистическом Египте и Ближнем Востоке, о магах и тайнах, о любви и снобизме - и, думаю, в этом разговоре поймем много важного и нового и о христианстве, и об античной культуре, о неоплатонизме и, конечно, о гностицизме и герметизме, этих уникальных религиозных феноменах.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.

16:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал между делом "Пандору в Конго" Пиньоля. Пиньоль до того, как стать писателем, был антропологом и работал как раз в Конго, так что я ожидал этнографической прозы и (зная период действия) переосмысления "Сердца тьмы". Во втором отношении я не ошибся, в первом - ошибся совершенно, потому что книжка не про реальное Конго и реальную Британскую империю, а карнавальная. Автор даже и не пытается изобразить реальность: главного героя зовут Маркус Гарви, герои-англичане переходят с "ты" на "вы", в 1918 поют гимн "Боже, храни королеву" и т.д. Конго тоже совершенно условное, история про другое. Читать скорее советую, чем не советую. Если бы прочитал раньше, поставил бы упоминание в оккультную часть нашего "Руританского романа", потому что пересечения есть прямые.

***
Вчера вечером посмотрели "Варкрафт". Как не посмотреть, если я впервые поиграл в "Варкрафт" в 8 лет? Фильм плохой, но лучше, чем я ожидал.

***
Добрался в Санкт-Петербурге до импрессионистов, которые теперь, оказывается, в здании Генерального штаба. Впечатление исключительно сильное и подкрепляется тем, что импрессионистов я знаю посредственно. А значит обнаружил много новых не только картин, но даже и художников, о которых прежде ничего не слышал.

***
Все это вам было не слишком интересно, поэтому вот интересное. Случайно обнаружил то, о чем все, наверное, знают, кроме меня. Потемкин (тот самый, екатерининский) был, оказывается, в 1763 назначен помощником обер-прокурора Синода. Т.е. заместителем Мелиссино, того самого, который предлагал ввести в православной Церкви женатый епископат и переодеть священников в "более приличное платье". Судя по всему, Потемкин ничего там особенно не делал, хотя Екатерина и выдала ему кое-какие инструкции. Но какова пара: Потемкин, еще камер-юнкер, и Мелиссино, только что назначенный на должность. Сочетание изумительное.

12:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я вернулся из Питера и уже настраиваюсь на завтрашнюю лекцию, которая, кстати, будет одну из самых странных и интересных, как мне кажется, тем. Говорить будем о том, кого религиоведы нередко называют просто "Воскресший".
Христианская традиция, ясное дело, говорит о том, что Иисус воскрес. Как религиоведы, мы не можем судить о реалистичности таких историй. Но это не значит, мы не должны в них разбираться. Так что на лекции во вторник, 31 мая, мы с вами займемся именно поисками Воскресшего. А если точнее - того, как, в каких условиях и почему исторический Иисус начал превращаться в сознании своих учеников в нечто новое. Мы будем говорить об апостолах, оставшихся без учителя; о бедах и спорах, о преследованиях и новых верующих. О том, почему в отличие от множества религиозных общин, ранние христиане смогли сохраниться и развиться даже после трагической гибели своего основателя.
Мне кажется, обсуждение этих вопросов - та основа, без которой христианство понять нельзя. Так что будем вникать в эти истории, нередко захватывающие и драматичные, и, может быть, поймем о христианстве что-то очень важное.
Приходите. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

16:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья и коллеги,
завтра, в пятницу 27 мая, я буду в Санкт-Петербурге. Так получилось, что с утра и часов до 7 вечера я буду свободен, т.е. занят Эрмитажем, в котором давно не был, прогулками по центру и обедом. Зная меня - возможно, двумя обедами.
Если кто-то хочет составить мне компанию, можно писать сюда u-mail`ы или завтра вотсапы, телеграмы и фейсбуки. Фейсбук кто надо знает, телефон - вот он.

Вернусь в воскресенье поздно вечером. Все лекции следующей недели в силе; в СПб буду доступен через все интернет-каналы, но сюда заходить особенно не буду.

Удачи.

10:07 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это женщина-всадница из времен ранней династии Тан. Одета по последней моде, но приготовилась к долгому путешествию. Куда она едет? Этого мы, конечно, не узнаем. Но представить себе можем, и попробуем сделать это в четверг, 26 мая, на лекции про первые века Средневековья.
Мы будем говорить о двух империях и любовных историях, благодаря которым они приобрели силу, о женщинах и мужчинах, служивших этим империям и управлявшим ими, о великих стройках, о евнухах и полководцах, о структуре и организации, о соседях империй и их внутренних проблемах. И разберемся, почему история Византии на западе и китайских империй Суй и Тан на востоке - ключ к пониманию той эпохи.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.


17:42 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Как вы считаете, существуют ли какие-то обязательные правила вежливости в обслуживании?
Чиновник, приказчик в магазине, кассир, клерк - должны ли они улыбаться клиенту? Говорить "пожалуйста" и "спасибо"? Кланяться, как китайские мандарины? Если должны, то что должны и почему, если нет, то просто почему?
Спасибо!

00:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


Это - ставшая уже классической реконструкция внешности Иисуса. На самом деле мы понятия не имеем, как он выглядел, так что реконструкция скорее воспроизводит облик среднестатистического иудея I века нашей эры. К счастью, о самом Иисусе мы все-таки знаем побольше. И именно это и обсудим на лекции во вторник, 24 мая.
Полтора века историки и религиоведы изучают то немногое, что удалось узнать о биографии основателя христианства. Попробуем разобраться в этом и понять, кем был он сам и его ученики, чему он учил, в каких условиях жил, что ел и что пил, как молился, как относился к людям. Это один из важнейших вопросов религиоведения и одна из интереснейших тем для лекции, какие только можно вообразить. Так что - будем вникать.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите.

18:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
И несколько ссылок, чтоб не быть слишком серьезным.

Небольшой список книг о полиаморных отношениях. Тема не только затрагивающая меня лично, но и очень интересная с исследовательской точки зрения. Жаль, что в России ей мало занимаются. (Я сам, впрочем, тоже не занимаюсь, так что не мне ныть).

***
Статья 1941 года, которая прекрасно характеризует ту эпоху - о том, как прозрачна и проницаема граница между нормальным человеком и нацистом (не в прямом политическом, а в метафизическом смысле). Советую почитать хотя бы начало, пусть чтение и не самое приятное.

***
Карта путешествий, описанных в американских культовых книгах-травелогах. Любопытная!

18:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Следите за руками: одна вздорная статья, и у нас уже отбирают наши права. Все во благо детей! Невинные ласточки, сидящие вконтакте.
Сперва нам запретили публично обсуждать самоубийства и наркотики. Дети могут услышать! Конечно, ведь они узнают о наркотиках именно из интернет-энциклопедий, а во дворе за гаражами обсуждают только Овидия и Дхаммападу.
Потом выяснилось, что нельзя публично сказать, что любишь человека своего пола, обсудить биографию Цветаевой и процитировать Платона. Дети, эти ранимые души, могут узнать, что любовь движет солнце и светила вне зависимости от того, что у возлюбленного в штанах.
Потом обнаружилось, что с ними нельзя говорить и о разумном вечном гетеросексуальном. Если я хочу сказать в лекции, что либертены, бывало, занимались сексом, я должен поставить на лекцию маркер 18+. Дети, сами понимаете, не знают таких ужасов. Их шокирует, что такие гадости делают с живыми людьми. (Беру свои слова назад - Овидия за гаражами тоже нет, там обсуждают только соцреалистическую прозу). Наше все вовсе не Пушкин, фетишист и развратник, сплошь 18+, а дети. Мы должны их беречь. От кого? От нас.
Теперь выяснилось, что дети кончают с собой. Об этом с ними не говорили, потому что говорить было нельзя. Никто не сказал им, как больно человеку, упавшему с крыши, и как это некрасиво и неромантично. Закон суров! Никто не сказал им, что любовь, даже не разделенная, это прекрасно, потому что с ними нельзя говорить о любви. Закон! Никто не сказал ЛГБТ-подросткам, что они не сумасшедшие, и не извращенцы, а обычные люди, которых в будущем ждет счастье, не сказал, что самоубийство, даже когда тебя травят и презирают, это не выход. Закон!
И вот теперь мы видим самоубийства детей. Может быть, мы отменяем людоедские законы? Требуем, чтоб те, кто их принял, ушли в отставку? Нет, мы с серьезным видом обсуждаем, что бы еще запретить и куда бы еще пустить циклопа, пожирающего наших друзей. Дадим ему право мониторить соцсети. Обяжем родителей перлюстрировать переписку детей, и дадим циклопу право обшаривать наши дома и школы без суда. Циклоп обещает, что он сделает все хорошо. Он обидит только плохих людей, а нас не тронет. Все ради детей! Но так не бывает. Единственный подарок циклопа - право быть съеденным последним.

URL
16:57 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сообразил, что ничего не написал об этом тут.

Пару недель назад мы выпустили нашу новую книжку-игру: "Руританский роман".
Как обычно, все можно скачать бесплатно по ссылке.



Вот такие иллюстрации.
Работа была страшно интересная. Первую часть мы с Модо написали еще пару лет назад, и уже ее делать было очень увлекательно. 1930-е, Руритания, маленькая страна, большая политика.
Теперь мы дописали еще два больших приложения, каждое размером с условную основную часть.
Первое - "R.U.R." - про дизельпанк, научную фантастику 20-30-40-х. Неловкие роботы, лучи смерти, тайные заговоры, шпионы, "Метрополис" Ланга и все такое прочее.
Второе - "Тени над Стрельсау" - про мистику, тоже, конечно, из 20-30-40-х. Вампиры, магия, мумия, зловещие нацисты, ведьмы в духе Мюррей - словом, весь набор палп-ужасов эпохи, дань Weird tales и его авторам.
Оба приложения, конечно, смешные, но первое еще авантюрное, а другое как бы страшное (не очень-то, конечно).

Качайте, играйте, развлекайтесь.

Продолжение следует, мы уже думаем над ним. (А за репост вы получите это продолжение немного раньше других). Да нет, правда получите, почему бы нет?

00:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Стихотворение Карла Сэндберга в переводе Зенкевича, которое я время от времени перечитываю (надо бы выучить). Вешал в FB, а сюда, кажется, нет:

ТРИ СЛОВА

В детстве я слышал три красных слова;
Тысячи французов умирали на улицах
За Свободу, Равенство, Братство,— и я спросил,
Почему за слова умирают люди.

Я подрос, и почтенные люди с усами
Говорили, что три заветных слова —
Это Мать, Семья и Небо, а другие, постарше,
С орденами на груди, говорили: Бог, Долг и Бессмертье,—
Говорили нараспев и с глубоким вздохом.

Годы отстукивали свое тик-так на больших часах
Судеб человеческих, и вдруг метеорами
Сверкнули из огромной России три
Суровых слова, и рабочие с оружием пошли умирать
За Хлеб, Мир и Землю.

А раз я видел моряка американского флота,
Портовая девчонка сидела у него на коленях,
И он твердил: «Нужно уметь сказать три слова,
Только и всего: дайте мне ветчину, и яичницу,—
Что еще? — и немножко любви,
Моя крошка!»

10:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Второй Храм, главная святыня иудаизма на протяжении пяти веков. Модель, конечно, примерная, потому что настоящий Второй Храм разрушили без малого две тысячи лет назад. Ну и, конечно, едва ли в Храме часто бывало так пустынно. Во дворе должна была постоянно быть толпа иудеев со всего мира: кто-то пришел помолиться, кто-то - торговать, третьи - просто поговорить. Об иудеях, бывавших во Втором Храме, то есть живших между V веком до нашей эры и II веком нашей эры, мы и поговорим на лекции 17 мая.
Поговорим о беспримерном мужестве и постоянных восстаниях, о царе Ироде и фарисеях, о раввинах (строгих, добрых, и вовсе уже необычных), о римлянах и греках. О том, во что верили иудеи, когда среди них начали свою проповедь Иисус Христос и его ученики. Как ни странно, это все сложится в едва ли не приключенческую историю, пусть и с трагическим финалом. Но в то же время это тема, без которой нельзя понять ни современного иудаизма, ни христианства, потом что и тот, и другое в конечном счете - наследники религии, которой следовали во Втором Храме. Пока он не был разрушен - но об этом тоже поговорим завтра.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Будет интересно, приходите.


Quodlibet

главная