Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я знаю, что меня читают люди, много играющие в словесные ролевые игры. (Не люблю называть их настольными).

Скажите мне, когда вы читаете новый рулбук, что делает его для вас привлекательным? Помимо остроумной системы. Персонажи? Локации? Конфликты? Художественные вставки? Блаженное чувство узнавание? Наоборот, исключительная оригинальность?
Чем больше будет ответов, тем лучше.

На картинке для сами знаете чего - напоминание о славных днях нашего прошлого.


09:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Может быть, кто-нибудь подскажет мне книжку? Нужно что-нибудь почитать про систему провинциального управления в Римской империи. Можно не книжку, а статью или главу из какой-нибудь хорошей книги. Мало разбираюсь в этом периоде, надеюсь на ваши советы.

10:45 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это один из портретов, на которых может быть изображена Лукреция Борджиа. Аллегория Флоры в языческом венке - но с необычным крестом на груди. Мне этот портрет кажется одним из лучших символов эпохи - в нем есть и драма, и загадка, и эротика, и сочетание ренессансных и христианских идей.
Именно таким был для католицизма конец XV века, когда к власти пришла семья Борджиа. О Борджиа мы и будем говорить на лекции во вторник, 9 августа. А вернее - о Борджиа и их эпохе. Не только об интригах папы Александра и походах его сына Чезаре, но о церкви и гуманизме, о Макиавелли и Савонароле, открытии Америки и кризисе католицизма. И, надеюсь, поймем больше о том, как Средневековье превращалось в Новое время, а католическая церковь попадала в совершенно новые обстоятельства.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите: история там такая, что скучать нам точно не придется.


10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это маленькое инопланетное существо - король. Не настоящий, конечно, а фигурка для игры в хнефатафл, настольную игру викингов, очень популярную у них до распространения шахмат. Этот конкретный набор был сделан в X веке, именно том, о котором мы будем говорить с вами на лекции в четверг, 4 августа.
X век - век тотального расцвета. Великая культура Хэйан в Японии, подъем Византии, Киевской Руси и даже Нубии, установление империи Сун в Китае. Словом, после предшествовавших непростых столетий мир вдруг начал развиваться небывалыми темпами. И нам с вами надо будет завтра разобраться, как и почему он это делал - естественно не на уровне одной только теории, но и через призму биографий людей, живших в те времена.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.


10:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Люди, горящие на этом костре - еретики. Если говорить точно, амальрикиане, представители одного из маленьких средневековых направлений инакомыслия. Амальрикиан никогда не было много - но, как видите, сам король посчитал нужным присутствовать при их сожжении. Почему? Почему вообще инакомыслящий был столь ненавистен и в то же время столь влиятелен в Средние века? Как катары, вальденсы и гуситы меняли историю Европы? Что вообще значило в Средние века - "думать иначе"? Разберемся на лекции, а заодно обсудим ряд необыкновенно интересных героев и ярчайших событий Средних веков.
19:30, вторник, 2 августа, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


13:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Некоторое время назад обстоятельства сложились так, что я попал на несколько дней в немецкий город Мюнстер - там проходила большая религиоведческая конференция. Сам город, крошечный, я быстро обошел, заняться по вечерам мне было нечем, и я стал писать письма родным - о Мюнстере и его истории. Писать их от своего имени мне показалось скучно, так что в результате из этих писем сложилось нечто вроде исторического (и местами фантастического) рассказа. Он косвенно связан с одним из наших игровых проектов, "Руританией", но можно спокойно читать и ничего про нее не зная.
Некоторые комментарии к рассказу я повешу в комментариях же.

Мюнстерские письма

I, 22 июня 1535 года

II, 23 июня 1535 года

III, апрель 1573 года

IV. Недатированные страницы дневника

V. 3 июля 1535 года

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
История католицизма в позднем Средневековье - странная история. Авиньонский плен и великая схизма, войны и чума, святые и авантюристы, слепые полководцы и пираты на папском троне, эпоха максимального влияния - и предчувствие грядущей Реформации. В этом удивительном времени и этой запутанной истории мы с вами и постараемся разобраться на лекции во вторник, 26 июля.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Приходите, будет интересно.


11:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие современные, но на самом деле созданные в IX веке иллюстрации к Утрехтской псалтыри - характерный пример того небывалого культурного подъема, который мир переживал в те времена. Мы привыкли думать о Средневековье как о "темных веках", но, пожалуй, именно события 800 годов лучше всего доказывают, что это не так. Расцвет династии Каролингов и их ренессанс, эпоха Хэйан в Японии, эпоха Тан в Китае, времена Харуна ар-Рашида в арабском мире, возникновение новых государств и еще множество других больших и малых процессов, которые вместе складываются в удивительную картину взлета евразийской цивилизации. Об этом - и, конечно, о причинах этого взлета, - мы и поговорим на лекции в четверг, 21 июля. И обнаружим, что этот неизвестный нам, далекий IX век гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


12:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие вот средневековые шахматы - одно из немногих развлечений, которые были доступны рыцарю-монаху, будь то тамплиер, госпитальер или член любого другого духовного рыцарского ордена. Именно о них мы и поговорим с вами на лекции во вторник, 19 июля. Но как понять дух и смысл рыцарей-монахов, этой странной идеи? Думаю, нам стоит на полтора часа стать одним из них, так сказать, примерить на себя доспехи крестоносца, построить его биографию, увидеть, как они жили, чем занимались, во что верили. Так мы и сделаем - превратив лекцию в подобие игры: я буду рассказывать, а вы - определять ключевые повороты в жизни нашего героя.
Приходите, мне - и рыцарям Храма - нужна ваша помощь!
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


13:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья, я вчера был в РГГУ. Там идет набор в магистратуру сейчас. И мне сказали, что в магистратурах по культурологии и по религиоведению еще есть свободные бюджетные (!) места. За религиоведение РГГУ я могу ручаться лично, потому что я его закончил; культурология там тоже превосходная - я писал у них кандидатскую и знаю многих преподавателей. Это отличное место. Так что если вы живете в Москве и ищете, чему бы еще поучиться, очень рекомендую.

***
А у меня к вам есть вопрос. Не могли бы вы покидать мне в комментарии ссылки на схемы и планы космических кораблей? Особое предпочтение - современным проектам межпланетных кораблей; а если фантастике, то не гигантским разрушителям из звездных войн, а чему-то вроде "Серенити", "Тысячелетнего сокола" или, максимум, "Энтерпрайза".
Спасибо!

14:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
А для тех, кто не пойдет завтра слушать меня про католицизм, две публикации:
- статья про саентологию c кусочками моих комментариев. Вообще комментарий был примерно на час, но, естественно, в статью вошли отдельные фразы.
- мой комментарий "Сове" по следам двух дискуссий - о насилии против детей и насилии против женщин. Видит бог, я старался быть членоразделен, хотя хотелось рычать, рвать и метать.

10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
"И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам" - так написано в Откровении Иоанна Богослова. Вы, может быть, жаб и не признали, а это они. Почему они так не похожи на настоящих? Это один из вопросов, которым мы зададимся на лекции завтра, 12 июля. Мы будем говорить о том, как католицизм формировал европейскую культуру и политику в эпоху Высокого Средневековья. Поговорим об интригах и схоластике, о вере и преследовании еретиков, о войнах в Европе и Крестовых походах - и попробуем понять, как Церковь меняла мышление людей.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


16:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Совершенно случайно обнаружил сейчас, что один из моих школьных учителей истории в своем учебнике, посвященном Византии, передрал хороший кусок из Карташева - местами почти дословно и безо всяких кавычек. Перелистал в случайное место, проверил - и точно, в другом месте передернуто из "Истории Византии" Сказкина. Зачем, почему? Как он потом давал этот учебник своим ученикам, как не побоялся отправить рецензентам (одна из которых - очень известная ученая, которой, конечно, и в голову не пришло, что в такой работе может быть плагиат)? Как отравлял священнику, написавшему к книге комплиментарный отзыв? Сплошная досада.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Воин на картине Хань Ганя едет на одной лошади и ведет с собой другую, чтоб в любой момент пересесть на нее и продолжить движение. Ему было куда торопиться: VIII век - это эпоха срочных новостей. Арабские завоевания и иконоборчество в Византии, подъем Каролингов в Европе и грандиозные восстания в Китае, первые походы викингов и расцвет китайской поэзии, появление веданты и трудов Беды Достопочтенного. Период невероятно насыщенный, нередко жестокий, полный драматических поворотов, на долгие века определивших дальнейшее развитие человечества. Именно о нем мы поговорим на лекции в этот четверг, 7 июля. Будет много прекрасных стихов, много сражений, много удивительных поворотов - словом, наше путешествие сквозь историю в кои-то веки станет приключением.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


15:30 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот немецкий монах XII века пишет верхом на виверне, мифологическом чудовище. Они и правда писали - ну не на драконах, конечно, но практически в любых обстоятельствах. И на лекции в этот вторник, 5 июля, мы с вами попробуем понять почему.
Средневековый монах - один из символов европейской культуры, будь то бенедиктинцы, переписывающие старые рукописи, бродячие ученики Франциска, герои "Декамерона" или приятель Робина Гуда отец Тук. Почему так сложилось? Кем были монахи? Что они делали? Попробуем проследить жизнь условного средневекового монаха в деталях - от еды и сна до работы и молитвы, разберемся в нюансах, обсудим ордена и традиции - и, может быть, сможем взглянуть по-новому и на средневековое монашество, и на его наследие в современном мире.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.




Завтра, во вторник 28 июня, мы начинаем новый миникурс наших религиоведческих лекций. За лето мы постараемся разобраться в том, что представлял из себя средневековый католицизм. Крестовые походы и интриги папского двора, видения мистиков и схоластика, школяры и святые, еретики и короли - в этой истории все смешивается в необыкновенно запутанный, но столь же необыкновенно захватывающий сюжет. В то же время средневековый католицизм это, как мне кажется, ключ к пониманию западной культуры - как исторической, так и современной. Так что разобраться в нем не только интересно, но и полезно.

19:30, каждый вторник (начиная с 28 июня), Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Приходите и приводите друзей.

21:52 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Готовлюсь к завтрашней лекции, перечитываю китайскую средневековую поэзию, и случайно наткнулся на стихи Ду Фу (это 8 век, период одного из очень крупных восстаний, Ду Фу в действующей армии с той стороны, которая в период написания стихотворения терпит поражение). Называется "Весенний пейзаж".

Страна распадается с каждым днем.
Но природа - она жива:
И горы стоят, и реки текут,
И буйно растет трава.

Трагедией родины удручен,
Я слезы лью на цветы.
И вздрогнет душа - если птица вдруг
Крикнет из темноты.

Три месяца кряду горят в ночи
Сигнальных костров огни.
Я дал бы десять тысяч монет
За весточку от семьи.

Хочу надеть головной убор,
Но так ослабела плоть,
И волосы так поредели мои,
Что шпилькой не заколоть.

10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это - карта мира, созданная в XI веке в Европе. Как видите, мир на ней изображен совсем не так, как мы его себе представляем. И дело даже не в том, что авторы карты плохо знали географию планеты (иначе и быть не могло), а в том, что у них было совершенно другое представление об организации и устройстве мира, о его предназначении и свойствах. И, мне кажется, не разобравшись в этом, говорить об истории Средневековья невозможно. Так что на лекции в четверг, 23 июня, мы попробуем понять, как думали люди Средневековья.
Пока что нас будут интересовать самые общие темы. Как они представляли себе пространство и что думали о времени? Куда помещали в этой схеме человека и бога? Что значили для них государство и город? Как был организован их мир, и чем был мир для них? Почему они смотрели на звезды и из-за чего не интересовались перспективой в живописи? Зачем они путешествовали? Словом, попробуем разобраться в теме "Мир и человек" (у вас был такой советский детский атлас?) так, как ее понимали в Средние века - и, как обычно, не только в Европе, но и в Азии.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей. Будет интересно, а тем, кто собирается дальше ходить на наш курс про Средние века, еще и полезно.


10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Богородица или Христородица? А Христос - бог, человек, бог и человек, богочеловек? А Троица - в ней есть иерархия? И есть ли Троица вообще? Этими и множеством других вопросов задавались ранние христиане со времен, когда у них начало появляться богословие. Из-за этих вопросов они ссорились друг с другом, изгоняли, преследовали; бывало, что дело доходило и до насилия. Об этом мы и поговорим на лекции во вторник, 21 июня. Разберемся в том, когда появилось христианское богословие, как формировался канон и как возникали ереси, чем они отличались друг от друга, и почему вообще знание об этих спорах может оказаться полезным для современного светского человека. Посмотрим, словом, как возникало то христианство, которое мы знаем - и поймем больше и о нем тогда, и о нем сейчас.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите, будет интересно.

12:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Не могу не поделиться: в традиционном ритуале венчания саентологов упоминается кошка!

Quodlibet

главная