• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:43 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Лель, изображенный справа на замечательной картине Нестерова, - прекрасный пример божества, которому никто никогда не поклонялся. Как и многих других, его выдумали не настоящие древние славяне, а исследователи эпохи Нового времени. Такие выдумки не были редкостью. Иногда они делались совершенно искренне: и ученым случается ошибаться. Но иногда за фантазией стояла система политических взглядов, и тогда сочиненная мифология должна была служить чьим-то интересам.
Именно в этой запутанной истории мы и постараемся разобраться на лекции во вторник, 22 ноября. Будем говорить о фальшивках (от знаменитых, вроде "Велесовой книги" до малоизвестных), а романтическом национализме и политических амбициях, но главное - о новых мифологиях и их творцах, запутавшихся в политике XIX-XX века.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


10:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На наших лекциях мы обсуждали много необычных тем, но завтра, пожалуй, будет одна из самых странных. Мы будем говорить о людях, создавших собственную мифологию. О поэтах и мистиках, художниках и философах. Главными нашими героями будут Сведенборг и Уильям Блейк, но, как нам придется убедиться, они существовали в плотном контексте других интересных мыслителей и ключевых идей своего времени. В их мифологических схемах Шекспир сплетается с религией, политика с наукой, масонские идеи с романтизмом, видения с изнурительной работой. Но в результате возникают неслыханные и удивительно интересные образы. Попробуем разобраться во всем этом и увидим, что за узкой на первой взгляд темой скрывается широкое содержание.
15 ноября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


23:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Забыл повесить здесь ссылку. К своему последнему курсу про забытые религии Востока я записал небольшое приложение со стихами, которые мне вспоминались в процессе подготовки. Вот тут его можно скачать и послушать: yadi.sk/d/jsquyVQxyHV5d

Если это и будет кому-то интересно, то скорее тем, кто был на лекциях, конечно.

10:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На миниатюре, как видите, рыцари изготовились к бою во время турнира: распорядитель, зрители, прекрасная дама. Бывало в XIII веке и такое, но чаще в боях тех лет было мало благородства. XIII век - век потрясений. Падение Константинополя и монгольское вторжение, Альбигойский крестовый поход и падение Акры, войны в Северной Индии и Таиланде. Кризис везде - и не только военный кризис, но и политический, идеологический, кризис мышления и восприятия мира. Именно в этом мы с вами и попробуем разобраться на лекции в четверг, 10 ноября. Поговорим о XIII веке и его великих конфликтах - но не о том, кто и что завоевал, а о том, почему и зачем они это делали - и что из этого в конечном счете вышло для политики, мысли и чувств людей того времени.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.

Перенесемся на пару часов в XIII век, отдохнем от современности.



10:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Шаман не просто взял перекур. Дым от сигареты в его руках - часть целебного ритуала. На фотографии сингапурской путешественницы и фотографа How Hwee Young (бог уж знает, как ее сингапурское имя надо прочесть) мы видим живую традицию монгольского шаманизма.



О том, что монголы в наши дни - буддисты и шаманисты, слышали, я думаю, все. Но как они пришли к нынешнему положению? И, поставим вопрос шире, во что вообще верили обитатели степи - от древности до наших дней? Каким богам поклонялись Атилла или Чингисхан? И что от их представлений сохранилось до наших дней? Как, наконец, народы степи стали буддистами и мусульманами, которыми остаются сейчас? Вопросы не только интересные, но и важные. Так что на лекции во вторник, 8 ноября, мы постараемся на них ответить. И заодно разобраться во множестве других интересных тем.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

13:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Цицзай. Единственная коричневая панда, содержащаяся в зоопарке (и непонятно, насколько много такиех есть в неволе - по-видимому, единицы).


Коричневая панда! Я не знал о них до сегодняшнего утра.

12:40 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ужасно симпатичная обезьяна из Бревиария Марии Савойской (Милан, 1427)


11:12 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот это письмо нужно прочитать сейчас.
Не завтра, не в другой раз. В общем, от того, насколько много людей прочитает это письмо, зависит, останется ли человек жив или умрет.
Это Ильдар Дадин; возможно, вы ничего не знаете о нем, но он в беде.

URL
09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Гейне говорил, что там, где сжигают книги, вскоре начнут сжигать и людей. В Средние века этот принцип тоже работал - и очень скоро за этим костром, на котором горят книги еретиков-катаров, последовали и костры, на которых горели они сами.



История средневековых ересей - одна из самых интересных страниц в европейской религиозной истории вообще. Но на лекции в этот вторник, 1 ноября, нас особенно будут интересовать три группы - павликиане, богомилы и катары.
Представляли ли они одно течение, три взаимосвязанных или три отдельных? Во что они верили и как совершали ритуалы? Почему борьба с ними была столь жесткой, что в конечном счете вызвала внутриевропейский крестовый поход? Какую роль в этих событиях сыграла политика и экономика, а какую религия? И что в конечном счете сталось с теми, кого называли еретиками?
Попробуем разобраться во всем этом. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

09:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Средневековье - не тот период, который ассоциируется у нас с наукой. И, может быть, это правильно? Корректно ли вообще говорить о науке в Средние века? Можем ли мы считать ученым алхимика - и кем он сам себя считал? Этот вопрос - один из первых, которыми мы зададимся на лекции в четверг, 27 октября. А потом обсудим еще множество тем. Кем были люди, занимавшиейся в средневековье тем, что мы назвали бы наукой? Как и чему они учились - и вообще, как было устроено средневековое образование в разных регионах Евразии? Каких успехов они достигали в Китае и Европе, Персии и Индии (и, кстати, что было со всем этим в средневековой Руси)? Как их представления о мире, себе и технологии развивлась на протяжении Средних веков и к чему в результате пришли?
Словом, нас будет волновать интеллектуальная жизнь той эпохи и те, кто ее определял. И, думается, в их идеях и работах мы обнаружим немало неожиданного.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


09:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это - пагода Дацинь. Старая, еще VII века, но не самая примечательная в художественном отношении. Есть в Китае и покрасивее - но вот поинтересней найдется немного. Дело в том, что Дацинь на самом деле - последние остатки христианского храма. Откуда он взялся в Китае в раннем Средневековье?



Когда мы говорим о христианстве в Средние века, мы сразу воображаем себе Европу или Средиземноморье. Но в действительности с самых давних пор христианство распространялось и на восток, в Азию - и в конечном счете добралось и до далекого Китая. Именно в истории христианства Востока нам с вами и нужно будет разобраться на лекции во вторник, 25 октября. В этой истории политика смешивается с благочестием, ересиархи соседствуют с императорами, путешествия пересекаются с набегами - в общем, история запутанная, интересная, яркая и совершенно незаслуженно малоизвестная.
Попробуем разобраться, что там было к чему. 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

19:58 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Да, в рубрике "вам это не интересно" - но вдруг кому-то понадобится?
В ходе предзащитной чепухи оцифровал и выложил в сеть две опубликованные статьи и один доклад. Все три о православии и гендере, одна вышла еще в 2014, вторая и доклад - 2016. Первая - о Церкви и ЛГБТК (на русском, но за два года немного устарела, конечно), вторая - о формировании маскулинного идеала (идеалов) в современной Церкви (неприятная новость - статья на немецком, но если кому-то очень надо, у меня есть непубликовавшаяся русская версия), третий - опять-таки о Церкви и ЛГБТК (доклад с объяснением общеизвестного, без ссылок, короткий, на английском, в общем, ничего особо интересного).

15:25 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вступил в завершающие фазы подготовки к защите - рассылаю авторефераты, общаюсь с оппонентами и т.д. Ребята, это кошмар. Написать текст работы было проще, чем пройти этот шквал бюрократии. Я - на полном серьезе, - пару месяцев назад получал справку 4 порядка, т.е. справку для получения справки для получения справки для получения справки. Чеков за авторефераты мне вчера выдали столько, что ими можно было бы украсить комнату к Новому году и хватило бы еще на прихожую. Мой ящик для документов лезет наружу, как сбежавшее молоко.
В общем, главное мое желание сейчас не столько защититься, сколько сжечь ВАК и посыпать его руины солью.

***
Большая подборка солнечных очков инуитов, которую я, кажется, сюда еще не вешал:
m.facebook.com/story.php?story_fbid=65522989131...
Очень люблю инуитские очки.

***
www.currenttime.tv/a/tusk-hunters/27948066.html
Интересный материал о подпольной добыче бивней мамонтов. Прекрасный сюжет для модуля, между прочим, но и так читать интересно. И неплохо сделан технически - конечно, на мой дилетантский взгляд.

***
Ну и материал, который все, наверное, уже видели, но я все равно повешу на случай, если кто-то пропустил.
story.dirty.ru/londonskii-nekropoliten-1208344/
Очень странная и интересная история про Англию XIX века. Скажем так, в ней фигурирует компания London Necropolis Railway, и это не шутка.
Викторианская Англия это сплошная ловушка. Только тебе кажется, что ты все понял, как вдруг выныривает еще что-то замечательное.

09:51 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
То, что мы знаем о манихеях, зачастую так же неполно и случайно, как этот обрывок, на которой манихеи и изображены. Удивительная история манихейства - продолжение нашего курса про полузабытые религии. Была некогда великая религия, распространившаяся от владений Римской империи до Китая, религия с мощной философской системой, развитым миссионерством, большим корпусом текстов и тысячами последователей. Эта религия влияла на соседствующие с ней христианство, буддизм и ислам, обменивалась с ними идеями. А потом она исчезла и оказалась практически забыта. Как так вышло?
В этом мы и будем разбираться на лекции. Обсудим историю и философию манихейства и попробуем понять, что оно оставило нашей культуре.
Вторник, 18 октября, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Думаю, будет интересно - хотя бы потому, что тема практически неизвестная.


15:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Ура Бобу!

10:13 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Люди средневековья говорили, что делятся на тех, кто сражается, тех, кто трудится, и тех, кто молится. Но в действительности была еще одна очень важная группа - те, кто торгуют. Купцы и менялы, строившие систему средневековой экономики.
Именно о ней мы и поговорим на лекции в четверг, 13 октября. Конечно, говорить мы будем прежде всего о людях. О путешественниках и политиках, рыцарях и заговорщиках, которых объединял интерес к финансам. Но заодно и о монетах, торговых путях, лавках и сделках на Западе и Востоке. Попытаемся увидеть мир средневековой Евразии, как экономическое пространство - и понять, что его связывало. И, конечно, как воспринимали это сами люди того времени. В общем, попробуем взглянуть на Средневековье через призму не столько рыцарского, сколько плутовского романа.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


12:19 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Одна из главных проблем публичных лекций в том, что люди хотят слушать только о том, что они знают. Чувство узнавания сильнее желания узнать новое.
Я тысячу раз слышал об этом и знаю, что всегда выгоднее и лучше прочесть лекцию про что-то общеизвестное. Если добавить в название слово "секс" будет еще лучше. Если с интригой - совсем хорошо. Идеальная публичная лекция по религиоведнию должна называться примерно так - "Секс и котики: православие, каким вы его не знали". (Впрочем, лучшее название, придуманное Алексеем Зыгмонтом, переплюнуть невозможно - "Как случайно убить соседа молитвой").
Но все-таки решил, что нужно иногда и рисковать, нужно надеяться на ваше любопытство. Поэтому со вторника, 11 октября, мы начнем с вами миникурс лекций, посвященный религиям, о которых широкая публика часто просто и не слышала, да и специалисты иногда знают немного. Попытаемся пройти по переднему краю науки и разобраться, что современные история и религиоведение думают об учениях, давным давно забытых, исчезнувших, или вплотную подошедших к границе исчезновения и ассимиляции в других культурах. Мы будем говорить о манихействе и боне, о богумилах и катарах, об исчезнувших направлениях христианства - таких, как несторианство. Но начнем мы с самой известной из них - зороастризма. Удивительной религии древних персов, разом и ни на что не похожей, и ставшей истоком для многих христианских, иудейских, исламских и даже буддийских идей. Зороастризм с его необычными обрядами, уникальным дуализмом и бурной истории в то же время еще и исключительный пример религии, которая на пике своего развития могла бы претендовать едва ли не на статус мировой, потом внезапно стала на грань исчезновения, но все же сумела удержаться на этой грани на столетия.
Зороастризм - ключ к пониманию многих современных религиозных идей. Но в нашем курсе он нам нужен потому, что без него забытые религии Востока мы обсуждать не сможем. Так что приходите, будем разбираться и удивляться.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

14:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Реклама в рекламе в рекламе! Редкий случай, возможно, первый в истории. Следите за руками.
1) У нас есть отличные словесные ролевые игры, которые мы делаем и выкладываем в сети бесплатно (сами в недоумении, почему). Вот тут: lavikandia.ru/

2) Но на сайте неудобно спамить картинкам и всем таким, поэтому у нас есть сообщество в ВК, где мы делаем это каждый понедельник и каждую пятницу. Ссылка на него ниже.

3) Но не всему удобно заходить в ВК. Я вот, скажем, почти никогда этого не делаю. Поэтому у нас есть сообщество на diary, где мы выкладываем ссылки на то, что выложили в ВК, потому что не могли выложить его на сайт.

4) Я подумываю создать группу в телеграмме, где буду выкладывать ссылки на diary, ведущие на ссылки на ВК на ссылки на то, что мы не можем выложить на нашем сайте. Но пока я этого не сделал (держите меня, иначе я погибну в лесу итераций) вы можете подписаться на наше сообщество в ВК или на diary и играть в наши игры или просто читать наши книжки.

07.10.2016 в 13:24
Пишет Константин Редигер:

На нашей странице в ВК мы затеяли марсианские понедельники и руританские пятницы. Будем публиковать материалы, фотографии и видео - соответственно, по понедельникам о Марсе, Солнечной системе, футуристических проектах, имплантах и тому подобных вещах; по пятницам - о культуре 1930-х годов и всем, что с ней связано. Подписывайтесь и рекламируйте друзьям - мы в ВК новички, у нас там пока мало подписчиков.

А пока сюда - выжимка того, что уже опубликовано.

О Марсе: ссылка на тест (отличите ли вы Землю от Марса? Кажется, что просто, но на самом деле не всегда) и ссылка на видео Илона Маска, которое все видели, но можно и еще раз посмотреть.

О Руритании: ссылка на очень хорошую статью 1941 года; неожиданный постер к фильму об одном из героев нашей игры. И самый новый, сегодняшний материал - 3 пункта, отличающие современную культуру от культуры 1930-х, каждый - завязка для детектива и драмы. Таких будет еще 7 в следующие пятницы.

URL записи

00:04 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вернулся из Молдавии. Мероприятия, на которых я был, были интересные, а вот сам Кишинев, честно говоря, не произвел на меня большого впечатления. Понимаю. почему известно что "писано в Бессарабии" - рабтается там хорошо, но что еще делать непонятно, особенно если не пьешь.

***
Вечером (т.е. во вторник, 4 октября), между тем, уже буду читать новую лекцию на очень интересную мне самому тему (это верный признак, что народу будет мало). Про экологию и религию. их стыки и пересечения. про то, как крупные религии подспудно, а иногда и прямо влияют на окружающую среду. Мне кажется, это важная и интересная тема, так что если есть охота - приходите. Как обычно, Читалкафе на Чистых прудах, 19:30, вход 400 рублей.
На самом деле религия и экология это, по-моему, две самые обсуждаемые сейчас темы после политики, и обе на политику влияют. Так что разговор будет действительно важный.

10:20 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Попробуйте взять листок бумаги и написать на нем пять своих ассоциаций со Средними веками. Или просто перечислить их в уме. Готов поспорить, что по крайней мере одна из них будет связана с XII веком.




Мы как правило представляем себе тысячелетие средневековой истории именно по этому столетию. И понятно почему: это был век крестовых походов и первых городских коммун, рыцарских орденов и первых университетов, куртуазных романов и ганзейской торговли, Ричарда Львиное сердце и Саладина, Абеляра и Ибн Рушда, войны Тайра и Минамото и Слова о полку Игореве.
Нам с вами на лекции в четверг, 29 сентября, нужно будет разобраться в истории XII века, эпохи зенита, расцвета Средних веков. Как обычно, мы постараемся поговорить о всей Евразии и проследить не только отдельные события, но и общие процессы.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и приводите друзей (но не бойтесь, такой толпы, как на этой иллюстрации XII века, не будет).

***
А если вас больше интересует современность, чем Средние века, то вот тут можно почитать мой комментарий о разгоне фотовыставки и общем контексте этого события.

Quodlibet

главная