• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:01 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Гавайские острова. Я долго думал, какую фотографию использовать в анонсе лекции про полинезийцев, но решил, что лучше этого - крошечных частиц суши посреди бесконечного Тихого океана, - ничего не найти. Полинезийская культура, разбросанная по маленьким островам в тысячах километров друг от друга - удивительный пример не только мужества и любопытства, но и уникальных религиозных взглядов. В них нам с вами и нужно будет разобраться. Поговорим о Мауи и богах, жрецах и курицах, острове Пасхи и Новой Зеландии, Гавайских островах и океане. В России пока что мало интересуются полинезийцами, а зря, потому что это одна из самых интересных традиций планеты со всех точек зрения.
19:30, Читалкафе, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей.



P.S. для постоянных слушателей: а разговор о народах Севера мы перенесем на следующий вторник. Поразмыслив, я решил, что так оно будет логичней.

06:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья, я уехал в Азербайджан на несколько дней.
Не знаю, будет ли у меня там интернет, так что заранее извиняюсь, если не смогу отвечать.
Всем удачи!

11:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Сегодня вечером буду читать лекцию про койсанские культуры. Мифов у них великое множество и все замечательные, но есть один, который, я считаю, вы знать обязаны. Это миф племени /кам. (/ - это щелкающий согласный, похожий на тот, который мы издаем, когда неодобрительно цокаем языком).

В прежние времена один человек древнего народа попросил жену отрезать ему уши - он хотел походить на своего младшего брата. На самом же деле жена его младшего брата просто побрила тому голову, сняв волосы, а не кожу.
Жена отказывалась, но он настаивал. И вот его жена отрезала ему уши. Тут он как стал кричать! А ведь он сам просил, чтобы она это сделала.


Английская версия другой версии того же мифа

Фотография начала рукописной записи

10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот так и выглядят наши лекции

Племенной вождь Сан, в просторечии - бушменов, рассказывает детям историю. Может быть, одну из тех, что мы завтра будем обсуждать на лекции? На дворе 1947, и много плохого в истории племени уже осталось позади - но и впереди еще были немалые проблемы.
Сан-бушмены - один из самых странных и интересных народов на Земле, и религия у них - потрясающе необычная, ни на что не похожая. Может быть, это одна из самых архаичных религий, сохранившихся на планете, возможность заглянуть в прошлое цивилизации. Нам с вами стоит разобраться в ней и тех исторических и экологических обстоятельствах, благодаря которым она сохранилась. А для сравнения мы посмотрим и на другие народы южной Африки и их традицию - на готтентотов (кой-койн) и зулусов.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей: хорошие мифы нужно слушать в компании.


10:08 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это Мулан. Та самая, про которую "Disney" снял мультфильм. Неизвестно, существовала ли она на самом деле, но в китайской поэме VI века описывается, как она, переодевшись мужчиной, заменила своего отца и пошла на военную службу, 12 лет сражалась и занимала чиновное место, а потом вернулась домой - и тут-то все и узнали, что на самом деле это женщина.
Насколько реалистична эта история? И какую роль вообще женщины играли в средневековом Китае или средневековой Европе? На лекции в четверг, 18 августа, мы постараемся разобраться в этом и понять, какими должны были быть и какими на самом деле были средневековые мужчины, женщины и третьи. Да, без третьих никак не обойтись, потому что Средневековье это еще и расцвет культуры евнухов, и без них разговор о гендере в те времена полон быть не может.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите и будем разбираться: там все далеко не так однозначно и просто, как кажется.


10:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Аборигены Австралии все еще занимаются традиционным искусством. Кое-кто из них продолжает жить в родных местах, но с каждым годом таких все меньше. Экосистема, в которой они жили, меняется, а значит меняются и их жизнь, и их религиозные взгляды. Или не значит? Разве экология и религия связаны друг с другом?
Именно на этот вопрос мы и постараемся ответить в нашем новом курсе, который начнется 16 августа. Несколько недель каждый вторник мы с вами будем отправляться в далекие путешествия: на Крайний Север и в пустыню Калахари, в Полинезию и Анды, Великие равнины и степи, чтобы понять, как природа влияла на религию - и как религия влияла на природу. Мы будем говорить о малоизвестных, но удивительно интересных народах, опыт жизни которых иногда ни в чем не похож на наш, а иногда, кажется, совершенно от нашего и не отличается.
И начнем мы это путешествие во вторник. 16 августа, с Австралии, с песен, которые конструировали сны, с людей, которые возвращались назад из мертвых, со змей, кенгуру и звезд и, главное, с удивительных людей, которые тысячи лет не знали ничего об остальном мире.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите и приводите друзей.


12:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Я знаю, что меня читают люди, много играющие в словесные ролевые игры. (Не люблю называть их настольными).

Скажите мне, когда вы читаете новый рулбук, что делает его для вас привлекательным? Помимо остроумной системы. Персонажи? Локации? Конфликты? Художественные вставки? Блаженное чувство узнавание? Наоборот, исключительная оригинальность?
Чем больше будет ответов, тем лучше.

На картинке для сами знаете чего - напоминание о славных днях нашего прошлого.


09:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Может быть, кто-нибудь подскажет мне книжку? Нужно что-нибудь почитать про систему провинциального управления в Римской империи. Можно не книжку, а статью или главу из какой-нибудь хорошей книги. Мало разбираюсь в этом периоде, надеюсь на ваши советы.

10:45 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это один из портретов, на которых может быть изображена Лукреция Борджиа. Аллегория Флоры в языческом венке - но с необычным крестом на груди. Мне этот портрет кажется одним из лучших символов эпохи - в нем есть и драма, и загадка, и эротика, и сочетание ренессансных и христианских идей.
Именно таким был для католицизма конец XV века, когда к власти пришла семья Борджиа. О Борджиа мы и будем говорить на лекции во вторник, 9 августа. А вернее - о Борджиа и их эпохе. Не только об интригах папы Александра и походах его сына Чезаре, но о церкви и гуманизме, о Макиавелли и Савонароле, открытии Америки и кризисе католицизма. И, надеюсь, поймем больше о том, как Средневековье превращалось в Новое время, а католическая церковь попадала в совершенно новые обстоятельства.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.
Приходите: история там такая, что скучать нам точно не придется.


10:10 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Это маленькое инопланетное существо - король. Не настоящий, конечно, а фигурка для игры в хнефатафл, настольную игру викингов, очень популярную у них до распространения шахмат. Этот конкретный набор был сделан в X веке, именно том, о котором мы будем говорить с вами на лекции в четверг, 4 августа.
X век - век тотального расцвета. Великая культура Хэйан в Японии, подъем Византии, Киевской Руси и даже Нубии, установление империи Сун в Китае. Словом, после предшествовавших непростых столетий мир вдруг начал развиваться небывалыми темпами. И нам с вами надо будет завтра разобраться, как и почему он это делал - естественно не на уровне одной только теории, но и через призму биографий людей, живших в те времена.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.
Приходите, будет интересно.


10:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Люди, горящие на этом костре - еретики. Если говорить точно, амальрикиане, представители одного из маленьких средневековых направлений инакомыслия. Амальрикиан никогда не было много - но, как видите, сам король посчитал нужным присутствовать при их сожжении. Почему? Почему вообще инакомыслящий был столь ненавистен и в то же время столь влиятелен в Средние века? Как катары, вальденсы и гуситы меняли историю Европы? Что вообще значило в Средние века - "думать иначе"? Разберемся на лекции, а заодно обсудим ряд необыкновенно интересных героев и ярчайших событий Средних веков.
19:30, вторник, 2 августа, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


13:33 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Некоторое время назад обстоятельства сложились так, что я попал на несколько дней в немецкий город Мюнстер - там проходила большая религиоведческая конференция. Сам город, крошечный, я быстро обошел, заняться по вечерам мне было нечем, и я стал писать письма родным - о Мюнстере и его истории. Писать их от своего имени мне показалось скучно, так что в результате из этих писем сложилось нечто вроде исторического (и местами фантастического) рассказа. Он косвенно связан с одним из наших игровых проектов, "Руританией", но можно спокойно читать и ничего про нее не зная.
Некоторые комментарии к рассказу я повешу в комментариях же.

Мюнстерские письма

I, 22 июня 1535 года

II, 23 июня 1535 года

III, апрель 1573 года

IV. Недатированные страницы дневника

V. 3 июля 1535 года

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
История католицизма в позднем Средневековье - странная история. Авиньонский плен и великая схизма, войны и чума, святые и авантюристы, слепые полководцы и пираты на папском троне, эпоха максимального влияния - и предчувствие грядущей Реформации. В этом удивительном времени и этой запутанной истории мы с вами и постараемся разобраться на лекции во вторник, 26 июля.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.

Приходите, будет интересно.


11:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие современные, но на самом деле созданные в IX веке иллюстрации к Утрехтской псалтыри - характерный пример того небывалого культурного подъема, который мир переживал в те времена. Мы привыкли думать о Средневековье как о "темных веках", но, пожалуй, именно события 800 годов лучше всего доказывают, что это не так. Расцвет династии Каролингов и их ренессанс, эпоха Хэйан в Японии, эпоха Тан в Китае, времена Харуна ар-Рашида в арабском мире, возникновение новых государств и еще множество других больших и малых процессов, которые вместе складываются в удивительную картину взлета евразийской цивилизации. Об этом - и, конечно, о причинах этого взлета, - мы и поговорим на лекции в четверг, 21 июля. И обнаружим, что этот неизвестный нам, далекий IX век гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


12:41 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Такие вот средневековые шахматы - одно из немногих развлечений, которые были доступны рыцарю-монаху, будь то тамплиер, госпитальер или член любого другого духовного рыцарского ордена. Именно о них мы и поговорим с вами на лекции во вторник, 19 июля. Но как понять дух и смысл рыцарей-монахов, этой странной идеи? Думаю, нам стоит на полтора часа стать одним из них, так сказать, примерить на себя доспехи крестоносца, построить его биографию, увидеть, как они жили, чем занимались, во что верили. Так мы и сделаем - превратив лекцию в подобие игры: я буду рассказывать, а вы - определять ключевые повороты в жизни нашего героя.
Приходите, мне - и рыцарям Храма - нужна ваша помощь!
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей.


13:06 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Друзья, я вчера был в РГГУ. Там идет набор в магистратуру сейчас. И мне сказали, что в магистратурах по культурологии и по религиоведению еще есть свободные бюджетные (!) места. За религиоведение РГГУ я могу ручаться лично, потому что я его закончил; культурология там тоже превосходная - я писал у них кандидатскую и знаю многих преподавателей. Это отличное место. Так что если вы живете в Москве и ищете, чему бы еще поучиться, очень рекомендую.

***
А у меня к вам есть вопрос. Не могли бы вы покидать мне в комментарии ссылки на схемы и планы космических кораблей? Особое предпочтение - современным проектам межпланетных кораблей; а если фантастике, то не гигантским разрушителям из звездных войн, а чему-то вроде "Серенити", "Тысячелетнего сокола" или, максимум, "Энтерпрайза".
Спасибо!

14:26 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
А для тех, кто не пойдет завтра слушать меня про католицизм, две публикации:
- статья про саентологию c кусочками моих комментариев. Вообще комментарий был примерно на час, но, естественно, в статью вошли отдельные фразы.
- мой комментарий "Сове" по следам двух дискуссий - о насилии против детей и насилии против женщин. Видит бог, я старался быть членоразделен, хотя хотелось рычать, рвать и метать.

10:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
"И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам" - так написано в Откровении Иоанна Богослова. Вы, может быть, жаб и не признали, а это они. Почему они так не похожи на настоящих? Это один из вопросов, которым мы зададимся на лекции завтра, 12 июля. Мы будем говорить о том, как католицизм формировал европейскую культуру и политику в эпоху Высокого Средневековья. Поговорим об интригах и схоластике, о вере и преследовании еретиков, о войнах в Европе и Крестовых походах - и попробуем понять, как Церковь меняла мышление людей.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 400 рублей. Приходите, будет интересно.


16:24 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Совершенно случайно обнаружил сейчас, что один из моих школьных учителей истории в своем учебнике, посвященном Византии, передрал хороший кусок из Карташева - местами почти дословно и безо всяких кавычек. Перелистал в случайное место, проверил - и точно, в другом месте передернуто из "Истории Византии" Сказкина. Зачем, почему? Как он потом давал этот учебник своим ученикам, как не побоялся отправить рецензентам (одна из которых - очень известная ученая, которой, конечно, и в голову не пришло, что в такой работе может быть плагиат)? Как отравлял священнику, написавшему к книге комплиментарный отзыв? Сплошная досада.

10:05 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Воин на картине Хань Ганя едет на одной лошади и ведет с собой другую, чтоб в любой момент пересесть на нее и продолжить движение. Ему было куда торопиться: VIII век - это эпоха срочных новостей. Арабские завоевания и иконоборчество в Византии, подъем Каролингов в Европе и грандиозные восстания в Китае, первые походы викингов и расцвет китайской поэзии, появление веданты и трудов Беды Достопочтенного. Период невероятно насыщенный, нередко жестокий, полный драматических поворотов, на долгие века определивших дальнейшее развитие человечества. Именно о нем мы поговорим на лекции в этот четверг, 7 июля. Будет много прекрасных стихов, много сражений, много удивительных поворотов - словом, наше путешествие сквозь историю в кои-то веки станет приключением.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 300 рублей.


Quodlibet

главная