Обо мне и Правила дневника

Под булыжниками - пляж.
май 68-го

Ваше главное качество? - Все полузнать.
Ф. Энгельс



Ссылка на список аудиозаписей моих лекций

В этом дневнике содержатся материалы, предназначенные для людей, достигших совершеннолетия в трактовке И. Канта.
URL
10:16 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прошло ровно 50 лет с майских бунтов 1968 года в Париже - именно там была сделана эта фотография. Камени, которые эти студенты передают друг другу, скоро полетят в полицию. В наши дни, однако, о 1968 году все чаще вспоминают не как о годе насилия, а как о годе, когда все в жизни людей изменилось. Действительно ли это так? Почему именно 1968 и 1969 годы подчас рассматривают как точку отсчета современности? Попробуем разобраться в этом, поговорив об удивительной череде событий тех лет - от антивоенных митингов в Америке до Пражской весны, от Парижских бунтов до первого полета на Луну, от пластинок новых рок-групп до латиноамериканских войн. И попробуем понять, насколько все мы, вольно или невольно, вышли из 1968/69 года.
Четверг, 24 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На этой пластине V или IV века до нашей эры - одно из древнейших изображений зороастрийского священнослужителя. В те времена зороастризм переживал великий подъем, был главенствующей религией Персидской империи. Вскоре, с приходом Александра Македонского, все изменится, но зороастризм выживет и дождется новых успехов.
Как это вышло, и что это вообще была за религия? Почему многие исследователи считают, что она сильно повлияла на более поздние культуры, в том числе христианскую и исламскую? Что мы знаем о возникновении зороастризма, и как так вышло, что он едва не погиб? Об этом и многом другом поговорим на лекции во вторник, 22 мая.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:31 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Плавания на край света и переход через Альпы со слонами, пиратство и распространение письменности, религиозность и здравомыслие торговцев - культура Финикии и Карфагена поражает разнообразием. На лекции во вторник, 15 мая, мы попробуем обратиться к ней и понять, во что верили лучшие мореплаватели древнего мира. Поговорим о кораблях и человеческих жертвоприношениях, о богах и экономике, об Угарите, с которого все началось, и Карфагене, которым все закончилось, о библейском Хираме и вергилиевой Дидоне, о долгих путешествиях и умении защищать собственный дом. И, конечно, о том, как религия финикийцев и карфагенян помогает нам лучше понять древний иудаизм.
15 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:53 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
На фотографии внизу, разумеется, Стоунхендж - думаю, все его узнали. Как и все, я восхищаюсь им. Даже использовал его в нашей игре "Теплая долин". Но в то же время слегка его недолюбливаю. Почему? Потому, что за популярностью Стоунженджа часто не замечают множество не менее (и даже более) изумительных построек, датируемых примерно тем же или даже более ранним временем. Многие из них мы обсудим на лекции в этот четверг, 10 мая.
Мы будем говорить о Европе до прихода в нее индоевропейцев, о позднем неолите, медном и раннем бронзовом веке. Об охотниках и архитекторах, воинах и астрономах, и, конечно, об ученых, которые их исследуют. Как разобраться в истории до письменности? Что помогает нам реконструировать события пятитысячелетней давности, о которых не рассказал ни один хронист? Где граница между научной реконструкцией и конспирологическими теориями? Как жили, во что верили и чего достигли эти не умевшие даже писать люди, исчезнувшие тысячелетия назад?
В завтрашнем рассказе найдется место и детективным интригам, и загадкам. Но главное, мы убедимся, что жизнь людей медного века была куда интересней, чем мы это себе обычно воображаем.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

Будем разбираться.


10:09 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Этот симпатичный мушхуш - не то дракон, не то грифон с врат Иштар - был, по всей видимости, связан с культом Мардука, одного из важнейших богов Междуречья. Возможно, его образ повлиял и на иудейские тексты. Вообще культура Ассирии и Вавилона постоянно присутствует на заднем плане Библии - от вавилонской башни до вавилонского плена. Но что представляла из себя культура и религия Междуречья с точки зрения современных ученых? Попробуем разобраться на лекции, поговорив о первых настоящих империях, завоевателях и законодателях, хозяевах и рабах, о вавилонянах, ассирийцах, эламитах. В общем, о тех, чьи взгляды определяли религиозную жизнь одного из самых интересных регионов древнего мира.
8 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


23:02 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пробыл три с половиной дня в Риме. Много ходили, много смотрели. Как обычно, писал что-то друзьям и выкладываю сюда под кат. Особенно не редактирую, но зато в этот раз проглядывает даже нечто вроде сюжета.

I.

II.

III.

IV.

09:49 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Хетты умели делать прекрасные скульптуры вроде этого изображения богини, умели воевать и вести дипломатию, придумывать законы и верить в богов. Но ничего из этого их все равно не спасло. В XIII-XII веке до нашей эры хетты, а вместе с ними и многие другие народы и государства древности, пали под ударом истории. Вторжения неведомых племен, извержения вулканов, распространение железа, политические кризисы – кажется, сами боги разгневались на жителей Восточного Средиземноморья и их соседей. События эти сыграли ключевую роль и в развитии религии, так что в рамках нашего курса о рождении монотеизма разобраться в них придётся. Сложно, впрочем, представить тему более увлекательную: трагедия и загадка здесь смешаны в равных пропорциях.
1 мая, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах. Приходите, проведем праздники интересно.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Французская революция. Одно из самых известных событий в истории. Не думаю, что нужно доказывать ее влияние на будущее. Но какой была ее предыстория? Что сделало революцию возможной? Была ли она неизбежна? Уникальны ли были процессы, происходившие до революции во Франции, и что вообще происходило в других странах в конце XVIII века? Какую роль в революции сыграли интеллектуальные идеи, а какую - случайности и стечения обстоятельств? Во всем этом мы и попробуем разобраться на лекции в четверг, 26 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Рождение монотеизма. Одна из главных загадок религиозной истории, удивительный поворот человеческой культуры. Как получилось, что люди решили поклоняться одному богу, а не множеству? В этом мы и попробуем разобраться в новом лекционном курсе. Но для этого нам придется обратиться ко множеству древних религий и идей. Поговорить о Египте и Персии, Финикии и Вавилоне. А начать, конечно, нужно с древних шумеров, удивительно интересной цивилизации, стоящей у истоков человеческой истории. Именно о них мы и поговорим на первой лекции нашего курса. О них и их мифологии, их текстах, мыслях, образе жизни, о том, насколько все это повлияло на библейскую традицию и нашу современную жизнь. Об удивительной истории и долгом забвении. Тема эта интереснейшая, так что ее стоило бы обсудить даже если бы мы не отправлялись на поиски корней монотеизма. Но уж в этом-то контексте она просто необходима.
17 апреля, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


13:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Список моих лекций, записи которых можно заказать в аудио.

UPD: Очень давно не поднимал эту запись, и с тех пор накопилось много нового. Во-первых, переработан курс по истории Нового времени - в нем появилось две новых лекции, а часть других сильно изменились. Во-вторых, поддавшись на аргументы слушателей, я прочитал курс по истории буддизма. В-третьих, переработан, улучшен и приведен к логически стройному виду курс про историю европейского эзотеризма Нового времени: теперь он называется "Великие дилетанты"

Условно лекции можно разделить их на несколько взаимосвязанных циклов.

ИСТОРИЯ
Условно - в действительности все это скорее культурология или по крайней мере история культуры.

I. Цикл об истории культуры Раннего Нового времени
Он подробно описан вот здесь. - КУРС В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕРАБОТКИ.

II. Цикл об истории культуры XIX века

III. Тысяча лет

IV. Философы в контексте

V. Древние римляне

VI. Interbellum

РЕЛИГИЯ

VII. История православия

VIII. История западного христианства, часть первая

IX. Новое время христианства

X. Античное христианство и его соседи

XI. Экология религии

XII. Шекспировская хроника

XIII. Великие дилетанты

XIV. Рождение монотеизма

XV. Религия и общество

XVI. История атеизма

XVII. Забытые религии Востока

XVIII. Творцы богов

XIX. Религия Индии

XX. История ислама

XXI. Краткая история мистицизма

XXII. Религиозный детектив

XXIII. История буддизма

Вне курсов


Как получить запись?

Сколько стоит? И как платить?
запись создана: 26.04.2015 в 18:12

@темы: Список лекций

08:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Вот так вот они и выглядели - ящики, которые колонисты сбросили в воду в Бостонском порту во время знаменитого Чаепития. Одни были от этого в восторге, другие, например, Франклин, совсем нет. Но так или иначе, когда эти ящики шли на дно, революция была уже почти неизбежна. Все мы слышали об американской революции. Часто говорят и о том, что эпоха Просвещения создала для нее фон и возможности. Но, собственно, что такое Просвещение? И действительно ли оно связано с Войной за независимость? Попробуем разобраться в этом на лекции. Поговорим о жизни просветителей и американских колонистов, об отношениях тех и других с властью, о политике и религии, идеях и решениях. Чем была власть Раннего Нового времени - просветителем, угнетателем или и тем, и другим разом? И как чтение Энциклопедии могло превратиться в борьбу за справедливость, а выброшенный за борт чай - в гражданскую войну? Разберемся в четверг, 12 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


11:03 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Нам часто кажется, что религии не меняются. Кое-что, наверное, и правда остается неизменным, но в целом это не так, и история буддизма в XX веке и современности наглядно это иллюстрирует. Последние полтора столетия были для буддистов непростыми. Колонизация и деколонизация, репрессии и убийства, крушение привычных норм существования, миграции и бегства - пожалуй, можно сказать, что в XX веке буддизму досталось больше, чем любой другой из крупных религий. И все же это не помешало появлению буддистов во множестве стран, где о них раньше и не подозревали. Не помешало буддизму стать не только одной из крупнейших мировых религий, но и одной из самых влиятельных философий. Как это вышло? И как буддизм развивался в последнее столетие своей истории? Попробуем разобраться вместе на лекции во вторник, 10 апреля.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


09:54 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
В самом начале своей истории буддизм разделился на две большие ветви. И хотя в европейской массовой культуре более популярна оказалась северная ветвь, с ее тибетскими ламами, дзэнскими мастерами, японской и китайской эстетикой и всем прочим, южная ветвь ничуть не менее интересна. Буддизм Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Вьетнама - мощные и глубокие традиции. Именно в их истории (и заодно, конечно, истории Юго-Восточной Азии вообще) мы и попробуем разобраться на лекции. Обсудим монахов и правителей, колонизацию и синкретические смешения религий, змей и богов. И убедимся, что южный буддизм - тема захватывающе интересная.
3 апреля, вторник, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:15 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
От мельчайших клеток, первое в истории изображение которых вы видите на иллюстрации, до далеких планет, от всесильного тяготения до невидимой руки рынка - англичане и шотландцы Нового времени описывали и объясняли наш мир, в то время как в парламенте и кабинетах первых премьер-министров другие англичане и шотландцы создавали первую действительно современную политику. Как так получилось? Почему именно Британия стала к концу XVIII века главной страной мира? Как совершалась научная революция? Почему Ньютон заседал в парламенте? Как гнилые местечки влияли на развитие общества? Из-за чего технический вопрос о создании сверхточных часов был одним из центральных для британского общества? Как интриги, политика и войны определяли будущее прогресса? Попробуем ответить на все эти вопросы на лекции 29 марта.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.



(Я упоминаю Ньютона на каждой второй лекции. Пришла пора поговорить о нем всерьез!)

17:46 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Прочитал "Кольца Сатурна" Зебальда и жалею, что не сделал этого раньше: советовал бы всем слушателям после курса о XIX веке. Тут и Шатобриан, и Бельгийское Конго, и Тайпины, и быстрые деньги промышленников века империй, и Конрад, на которого я не раз ссылался, и Борхес, на которого в лекции почти никогда не сошлешься. Почитать стоит, если вы любите слушать чужие рассказы, и совсем не стоит, если вы любите чужие приключения.

Еще россыпью, чтоб отвлечься

***
Вести блог как раньше уже не выходит. Время от времени я что-то сюда сбрасываю, но первое желание записать свои мысли ведет не на diary, а в телеграм: t.me/mykhology
Там есть все это и то, для чего дневники решительно не подходят - иллюстрации с комментариями.
Если вы ведете канал в телеграме, поделитесь ссылкой в комментарии

10:48 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Дети-монахи - обычное дело в Южной Корее, но, к счастью, это монашество кратковременное, на пару недель. Просто, чтоб ребенок разобрался в основах корейской буддийской традиции. У нас, к сожалению, возможность на две недели уехать в корейский монастырь есть не всегда. Так что попробуем уложиться за лекцию: во вторник, 27 марта, мы поговорим о бурной и разнообразной религиозной истории этого региона. О буддистах и христианах, конфуцианстве и шаманизме, о победах и поражениях, политических интригах и благочестии. Корейская история чрезвычайно интересна, а религия всегда играла в ней немалую роль, так что скучать нам не придется.
Вторник, 27 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.


10:23 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Чакрасамвара - один из важных символов тибетской буддийской традиции, но для непривычного человека он выглядит страшновато. Впрочем, еще недавно привычных людей за пределами Тибета вовсе не было: лишь немногие европейцы что-то слышали о местном буддизме. Теперь все иначе. Тибетская традиция у всех на слуху, о далай-ламе знают даже те, кто вовсе не интересуется религией. Как это вышло? И что вообще представляет из себя тибетский буддизм? Откуда он взялся, как развивался, как на него влияла политика и случайности, как он вышел за пределы Тибета и распространился в Монголии и не только? Обо всем этом мы и поговорим на лекции во вторник, 20 марта.

19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.



09:34 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.


О королях Франции или японских сегунах слышали мы все - но об оони, правителях Ифе, вроде изображенного на фотографии, знаем куда меньше. История европоцентрична, и если для Дальнего Востока в наших школьных учебниках еще находится пара страниц, то Африке почти всегда остаются разве что сноски. Давайте попробуем, насколько это возможно за одну лекцию, восстановить справедливость. Посвятим два часа судьбе государств и народов Африки XV-XIX веков; поговорим о непривычных религиях и удивительных армиях, об экономике, сыгравшей с местными дурные шутки, о правителях и заговорщиках и, конечно, о европейцах в Африке и африканцах, рассеянных работорговлей по всему миру. И дело не только в том, что белое пятно размером с целый континент, это как-то неправильно. Еще и в том, что это просто очень интересно.
Четверг, 15 марта, 19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей.

23:14 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Пишут, что умер Jenious, один из самых умных и остроумных людей, которых я знал. Мы встречались в последнее время раз в году, но каждую такую встречу я ждал, предвкушая радость для ума и сердца. Заранее составлял перечни вопросов, которые хотел ему задать, и даже сейчас (хотя мы обычно встречались в сентябре) уже накопил несколько. Теперь задать их некому.

URL
09:37 

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.

Медитация лицом к стене - старая традиция китайского чаня и японского дзена, и этот неизвестный нам по имени японский дзенский мастер XV века тоже наверняка провел за ней много часов. Но в чем была суть его медитаций? На этот вопрос мы тоже постараемся ответить на лекции. Нам предстоит разговор об одной из самых интересных религиозных традиций мира, чане/дзэне с его парадоксами и загадками, созерцанием и провокациями, философскими тонкостями и решительными поворотами. Попробуем во всем этом разобраться, а заодно вникнуть в историю и развитие чаньской традиции во вторник, 6 марта.
19:30, Читалкафе на Чистых прудах, вход 500 рублей

Quodlibet

главная